Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
Святые отцы
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все
Как ты не знаешь пути духа, и как кости во чреве беременной: так не знаешь дел Божиих, который делает все. Как не знаешь пути духа и души входящей в младенца, и не знаешь различных состояний костей и вен во чреве беременной, не знаешь, как из ничтожной частицы тело человеческое образуется в различные формы и члены, как из одного и того же семени одно делается мягкими мускулами, другое отвердевает в кости, иное превращается в бьющиеся вены, а иное связывается в нервы: так не можешь знать дел Божиих, Который есть творец всего. Научает этим, что не должно бояться неблагоприятных обстоятельств и что неразумно рассуждать о ветрах и тучах, о которых мы сказали выше; – неразумно, потому что сеятель должен идти своим размером и поступью, а результат предоставлять воле Господа. Ибо «ни хотящяго, ни текущаго, но милующаго Бога» (Рим. 9:16).
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все
Однако же, дела Его неисповедимы, поскольку, несомненно, и те, кто проповедуют Его, почитают Его мысли непостижимыми. И, стало быть, знают Того, Кого проповедуют, и все же дела Его не ведают; ибо способны разуметь по милости Его, Которым сотворены, но мысли Его, которые от Него же происходят, не могут постичь.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все
Это не мешает знать тем неверующим людям, которые науку сделали своим идолом и утверждают, что наука человеческая разрешила все вопросы и ничего нет недоступного науке. Самая лучшая наука не достигла очень многого. Лучший ученый всегда скромно скажет, что он много не знает в своей области. Но эти слова Екклесиаста нужно помнить верующему человеку, который пытается проникнуть в существо тайн Божиих: каким образом он стал человеком, как Божия Матерь осталась Девою, откуда Бог и как Он создал мир и прочее. Наш разум поставлен в известные рамки, из которых выйти ему не дано от Бога. Нужно благодарить Бога за то, что знаем, и молить Его о просвещении нашем, чтобы Он Сам открыл нам нужное для нашего спасения и блаженства вечного.
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дети, чада, чадца
Дети, чада, чадца. Это слово имеет в Свящ. Писании обширное значение. Первоначально оно означает естественное родство и в этом смысле прилагается не только к ближайшим потомкам человека, но и к отдаленному его потомству. Не только целые племена, но и народы обозначались как сыны и дети своего родоначальника, как, напр., сыны Израиля, Эдома и пр. Второе значение сего слова исключительно духовное: верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения (Ин.1:12,13).
В древние времена делался большой пир в то время, когда дети отнимались от груди. Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак, сын его, был отнят от груди (Быт.21:8).
По иудейскому законоположению родители были облечены значительной властью над своими детьми, так что даже могли продавать своих дочерей в рабыни, хотя, впрочем, с некоторыми ограничениями (Исх.21:7,8). Из IV кн. Царств (4Цар.4:1) и ев. Матфея (Мф.18:25) явствует, что каждый заимодавец мог взять детей должника в рабы к себе в уплату долга.
Родительская власть не только была гарантирована и освящена положительным предписанием закона (Исх.20:12), но он даже налагал смертную казнь на тех детей, которые осмелились бы ударить своего отца или мать или злословить их (Исх.22:15,17).
Обязанность ревностно воспитывать детей в законе Божием сильно и неоднократно предписывается Богом народу израильскому (Исх.12:26-27,13:8-16; Втор.4:10,4:20-23,11:19), и от времени до времени давались особенные обетования благословения на подобное религиозное воспитание (Притч.22:6; Еккл.11:1-6). Случайные указания на ранние годы св. ап. Павла и Тимофея (Деян.22:3; 2Тим.3:15) служат замечательным и прекрасным доказательством той ревности, с какой благочестивые иудеи занимались религиозным воспитанием своих детей и обучением их в слове и законе Божием. На какой степени стояло у иудеев светское воспитание, мы не имеем точных и положительных сведений, впрочем, судя по успехам, которые, как известно, оказывали евреи в музыке, поэзии, живописи и, быть может, в естествознании, можно думать, что ими не были пренебрегаемы и другие отрасли знания и образования; очень может быть, что должность нынешних школьных учителей весьма нередко брали на себя тогда левиты.
Относительно постановлений раздела родительской собственности между детьми см. Наследство.
Дух. Вообще слово дух в Свящ. Писании употребляется в различных значениях: так, напр., в значении ветра, веяния воздуха, тихого или бурного (Быт.8:1-8, Еккл.11:5, Ин.3:8), иногда в значении жизненного дыхания, как начала низшей, животной жизни (Быт.6:17,7:15 и др., Еккл.3:21). Иногда этим словом обозначаются духи бесплотные, одаренные умом, волей, могуществом (Деян.22:8, Еф.2:2, Евр.1:14), иногда души человеческие (Быт.2:7, Еккл.12:7, Рим.3:10 и др.), иногда существо Божие, духовная природа Божия, со всеми ее существенными свойствами (Ин. IV, 24); иногда, наконец, – различные дарования, служения и действия от Духа Божия (Быт.41:38, Чис.11:2,5; 2Пет.1:21 и др.) и особенно благодатные дары, совершающие новую жизнь в человеке и служащие к его освящению и спасению (Ин.3:5-8; Деян.2:38; Рим.8:2; 1Кор.2:12-14; 1Тим.3:4-7 и др.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-6 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет
Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым моментом для доброй деятельности.