Скрыть
А другому нарек имя: Ефрем, потому что Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего

Смотри, имя и этого сына выражает полную благодарность. Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за самую жизнь.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 64

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 50-52 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что говорил он Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего

В связи с вопросом, который чуть позже будет задан о сыновьях Иосифа, следует обратить внимание на то, что до наступления времени голода, когда Иаков вошёл в Египет, у Иосифа было только два сына: Манассия и Ефрем. Манассия зовётся так потому, что Иосиф забыл о своих бедствиях, ведь по-еврейски «забвение» звучит как «Манассия». А Ефрем – потому, что Бог увеличил Иосифа, а в переводе на наш язык это имя означает «увеличение».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего

Эфраим. Значит обильный плод, или обилие детей.

Толкование на Книгу Бытия

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Ефрем, Ефремлянин (быть плодоносными) 

Младший сын Иосифа. Значение его имени видно из слов самого Иосифа, произнесенных им по случаю его рождения: Бог сделал меня плодовитым, сказал он тогда, в земле страдания моего, указывая сим на то обстоятельство, что Ефрем родился во время семи плодоносных годов, предшествовавших голоду.

Что потомство Ефрема должно было превосходить потомство старшего сына Иосифова Манассии, указание на это мы видим в благословении престарелого Иакова, произнесенном над Иосифом и его двумя сыновьями. Пророчески благословляя Манассию и Ефрема, Иаков, вопреки обычаю и желанию Иосифа, положил правую руку на голову младшего Ефрема, а левую на голову старшего Манассии, причем сказал: знаю сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик, но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ (Быт. 48:19), и таким образом поставил Ефрема выше Манассии.

Предсказание это впоследствии оправдалось в точности. Семейство Ефремово вскоре возросло (Быт. 50:23), и еще при Иосифе, или вскоре после его смерти, ефремляне делали уже нападение на Геф, хотя, впрочем, и неудачно (1Пар. 7:20-23). При выходе евреев из Египта в колене Ефремовом считалось 40500 человек, могущих носить оружие, тогда как в кол. Манассиином считалось только 32 000 человек (Чис. 1:32-35). Дальнейшая история Ефрема сливается с историей его колена.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. 

Ефраим, как пишут м. Филарет, Англ. Библия, Остервальд, О. Герлах и другие, означает, по толкованию м. Филарета, обильный плод или обилие детей. По толкованию Англ. Библии, слово это имеет двойственную форму и означает «вдвойне плодородно». По О. Герлаху оно означает «двойной отросток».

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 50-52 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что говорил он Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего

В годы плодородия, может быть, во вторую половину этого периода, у Иосифа от Асенефы родились 2 сына, потомки которых в последующей истории Израиля имели весьма большое значение: о рождении их священнописатель говорит здесь, держась хронологии событий и желая дать полные сведения о новом периоде жизни Иосифа в Египте (ср. ст. 45).

Знаменательны имена обоих сыновей Иосифа, поскольку они отображают его душевное настроение. Манассия (евр. Менаше) — «заставляющий забыть» именно все злоключения, пережитые им со времени оставления отеческого дома и даже еще во время пребывания его там; лишь постольку, поскольку воспоминание о доме отца вызывало в Иосифе горечь печали, он забыл его и все бедствия, вследствие милости Божьей к нему. Если, таким образом, имя первенца имеет более отрицательный смысл, хотя и заключает благодарение Богу со стороны Иосифа, то имя 2-го сына Иосифа — Ефрем (евр. Ефраим) — «двойное плодородие», указывает положительное следствие возвышения его в Египте: избавление от бедствий и прославление.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible