Скрыть
Рѣ́хъ гдⷭ҇еви: бг҃ъ мо́й є҆сѝ ты̀, внꙋшѝ, гдⷭ҇и, гла́съ моле́нїѧ моегѡ̀.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 при стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мой еси ты, внуши, Господи, глас моления моего

Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «держава спасения моего» (κράτος). Сказав о войне и замыслах и указав на невыносимые бедствия, про­рок прибегает к непреоборимой помощи, призывая с неба Помощника, Который может уничтожить их.

Вот признак благородной души, вот свойство любомудрого ума – при таких обстоятельствах, окружающих со всех сторон, не прибегать к человеческой помощи и не искать ее в смертных суждениях, но обращать взоры к небу, призывать вездесущего Бога и не предаваться унынию, смущению и беспокойству. Смотри, с каким достоинством он излагает речь свою. Не сказал: я хорошо исполнил то и то, справед­ливо поступил в том и в том, но что? «Ты – Бог, говорит, мой», представляя важнейшее право на помощь в том, что он прибегает к своему Владыке, Творцу и Царю. «Услышь, Господи, голос моления моего. Господи, Господи, сила, спасающая меня». Говорит: «сила спасающая», выражая, что есть и сила му­чения и наказания; мне, говорит, Ты подавал силу спасе­ния; Ты можешь и карать, и умерщвлять, – но всегда упо­треблял силу Свою к моему спасению. Посмотри на лю­бовь говорящего: повторением слова: «Господи» и прибавлением слов: «спасающая меня» он выражает великую привязанность.

Беседы на псалмы. На псалом 139

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Рех Господеви: Бог мой еси Ты». А я, пренебрегши все человеческое, Тебе предал себя, Тебя знаю Господа и Бога, и от Тебя ожидаю помощи.

Евфимий Зигабен (†1118)

Рех Господеви: Бог мой ecи Ты; внуши, Господи, глас моления моего.

Сии, прибавляет, враги мои умыслили против меня это: но я, находясь среди таковых опасностей, призывал только Тебя, Боже, и говорил: Ты мой Бог, не презри творения твоего, но услышь моление мое и избавь меня от всего того.

Златословесного: Это означает благодарную душу, свойство любомудрого—не прибегать к человеческой помощи, ни к мерам смертным; но взирать на небо и призывать вездесущего; не печалиться и не смущаться. Eвceвий: У иных бог—чрево, а у других—богатство и что питает страсть сребролюбия. Ибо чем кто побеждается, тому и порабощается. А я имею у себя Богом Тебя единого истинного Бога, и я Твой; почему к Тебе и прибегаю и Тебе молюсь. Феодорита: А я презрев все человеческое, посвятил себя Тебе и знаю Тебя Господа и Бога и от Тебя ожидаю помощи.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–9 Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

В предыдущих стихах пророк изложил как бы только содержание, или предмет, своей молитвы к Богу о защите от вражеских нападений; а здесь выражает самую молитву, или те слова, которыми выразил он свое моление пред Богом. Вот как эти слова читаются в переводе с еврейского: «Я сказал Господу: Ты – Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его, чтобы не возносились они». Вот настоящая, исходящая от искреннего сердца молитва, которая всегда спасительна для молящегося.

И что действительно такая молитва спасительна, пророк дает понять это словами: Господи! в Тебе едином сила спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани, т.е. я уже видел покровительство Твое во время брани против врагов: Ты покрывал голову мою в день брани. Испытав на деле Твою всесильную помощь, я надеюсь, что и опять спасешь меня от козней врагов моих, и потому опять молюсь Тебе: Не предаждь меня, Господи, от желания моего грешнику, то есть, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «не попусти ему исполнить желаемое им против меня» [7, с. 1095].

А св. Афанасий так изъясняет сие: «Желаю Господи, вожделевать спасения; посему не оставь меня и не попусти, чтобы уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т.е. диаволу» [3, с. 41:21] Помыслиша на мя, – но Ты, Господи, не дай успеха злому умыслу их. По словам блж. Феодорита, «весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе» [6, с. 657], чтоб еще более не возгордились.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible