Благоденствие

Аудио-версия статьи

Благоде́нствие — 1) высо­кая сте­пень бла­го­по­лу­чия, свя­зан­ного с устой­чи­вым мате­ри­аль­ным достат­ком, отсут­ствием тяжё­лых житей­ских неуря­диц и быто­вых труд­но­стей; 2) про­цве­та­ние.

***

Почему бла­го­ден­ствуют греш­ники и стра­дают пра­вед­ники?

Стра­да­ю­щие рабы Божьи, равно как и бла­го­ден­ству­ю­щие нече­стивцы, с древ­них времён служат пред­ме­том недо­уме­ний и споров среди самого широ­кого круга людей. Достойно заме­ча­ния, что похо­жие вопросы зву­чали даже и из уст доб­ро­де­тель­ных испол­ни­те­лей Божьего закона (Пс.72:12–13).

Когда без­за­кон­ник, не обре­ме­нен­ный забо­той о ближ­них, не брез­гу­ю­щий обма­ном и гра­би­тель­ством, живёт в рос­коши, вопрос о про­ис­хож­де­нии его мате­ри­аль­ного достатка поня­тен без слов. Недо­уме­ние чаще всего сосре­до­то­чи­ва­ется на другом: почему Бог не пре­пят­ствует греш­ни­кам бла­го­ден­ство­вать, видя как неза­слу­женно бед­ствуют пра­вед­ники, и не бла­го­де­тель­ствует в отно­ше­нии послед­них? Неужели не видит или не хочет?

Между тем, бла­го­ден­ствие как тако­вое не явля­ется ни пока­за­те­лем гре­хов­но­сти, ни пока­за­те­лем пра­вед­но­сти. Несмотря на точное опре­де­ле­ние Гос­пода Иисуса Христа о том что «удоб­нее вер­блюду пройти сквозь иголь­ные уши, нежели бога­тому войти в Цар­ствие Божие» (Лк.18:25), без­бед­ное суще­ство­ва­ние не вос­пре­пят­ство­вало стя­жать пра­вед­ность таким Божьим угод­ни­кам как Авраам, Иов, Иосиф, царь и пророк Давид. Равным обра­зом и мате­ри­аль­ная нужда может быть уделом как пра­вед­ни­ков, так и греш­ни­ков.

Другое дело, что бла­го­ден­ствие нерас­ка­ян­ного греш­ника носит вре­мен­ный харак­тер и неиз­бежно закан­чи­ва­ется вместе со смер­тью, после чего ему не избе­жать спра­вед­ли­вого Част­ного, а впо­след­ствии и Страш­ного Суда. Здесь его богат­ства ему не помо­гут (разве только, если будут направ­лены его ближ­ними на дела мило­сер­дия). Для пра­вед­ни­ков же с завер­ше­нием их зем­ного пути окон­чатся все их земные напа­сти и бед­ствия. Тогда-то и обна­ру­жится, более явственно, высшая Правда.

Воз­мож­ность для греш­ни­ков зло­упо­треб­лять Божьим тер­пе­нием свя­зана с тем, что Он, несмотря на всю их гре­хов­ность, хотя и огра­ни­чи­вает их, однако не лишает сво­боды про­из­во­ле­ния и сво­боды дей­ствий. Между тем, при внеш­нем бла­го­ден­ствии греш­ники лишены того глав­ного, чем обла­дают угод­ники Божьи: обще­ния с Отцом и Сыном и Святым Духом, сер­деч­ной радо­сти и бла­го­дат­ного уте­ше­ния. Вместе с тем нередко они имеют в себе внут­рен­ний источ­ник стра­да­ний: в посто­ян­ных пере­жи­ва­ниях отно­си­тельно сохра­не­ния и при­умно­же­ния мате­ри­аль­ных богатств, в поро­ках и стра­стях.

Опять же, нельзя забы­вать, что даже и злост­ные нару­ши­тели запо­ве­дей имеют в себе нечто доброе. Поз­во­ляя им жить внешне бла­го­по­луч­ной, но внут­ренне пустой жизнью, Гос­подь, тем не менее, не лишает их воз­мож­но­сти пока­я­ния и после­ду­ю­щего исправ­ле­ния (Рим.2:4; 2Пет.3:9). Харак­тер­ным при­ме­ром в этом отно­ше­нии может слу­жить началь­ник мыта­рей Закхей, чело­век бога­тый, кото­рый, после обще­ния с Мес­сией, пообе­щал раз­дать поло­вину имения нищим, а тем, кого обидел, воз­дать вчет­веро (Лк.19:8).

Бедные же иногда оста­ются в своей бед­но­сти, в соот­вет­ствии с Про­мыс­лом Божьим, по той при­чине, чтобы богат­ство и бла­го­ден­ствие не слу­жило им сетью и ковами на пути вос­хож­де­ния по лест­нице духов­ных совер­шенств. Сам Гос­подь сказал одному юноше (правда, тот, опе­ча­лив­шись, отошёл): «если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; …и при­ходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Именно по такому пути шли многие святые подвиж­ники, доб­ро­вольно отка­зы­вав­ши­еся от имения и посвя­щав­шие свою жизнь слу­же­нию Богу: пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий, свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский и пр.

Нако­нец, иногда стра­да­ния пра­вед­ни­ков могут носить жерт­вен­ный харак­тер и попус­каться Богом в видах более или менее гло­баль­ных домо­стро­и­тель­ных целей. Так, нужда и стра­да­ния Иосифа, про­дан­ного в раб­ство в Египет, обер­ну­лись спа­се­нием как для него самого, так и для его отца, и его бра­тьев-пре­да­те­лей.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки