Правда

***

Правда Божия – спра­вед­ли­вость, одно из имен Бога, обо­зна­ча­ю­щее такое его сущ­ност­ное свой­ство, как спра­вед­ли­вость. Правда Божия не про­ти­во­ре­чит любви; любовь без правды, изли­ва­е­мая на греш­ника, была бы сродни попу­сти­тель­ству греху.

Правда чело­ве­че­скаядоб­ро­де­тель, она изоб­ра­жена в Божиих запо­ве­дях. Испол­нять запо­веди Божии – тоже, что и тво­рить правду; 2) то, что соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти; 3) прав­ди­вость.

Тво­рить правду чело­ве­че­ству сугубо запо­ве­дано Хри­стом в двух Запо­ве­дях бла­женств:

4‑я запо­ведь: Бла­женны алчу­щие и жаж­ду­щие правды, ибо они насы­тятся.

8‑я запо­ведь: Бла­женны изгнан­ные за правду, ибо их есть Цар­ство Небес­ное.

Чем отли­ча­ется Боже­ствен­ная Правда от правды чело­ве­че­ской?

Правда Божия — одно из суще­ствен­ных свойств Отца и Сына и Свя­того Духа. Это значит, что Бог Пра­ве­ден по самому Своему есте­ству. Будучи пра­вед­ным по есте­ству, Он осо­знает высшую Правду, как высо­чай­шее благо и нико­гда не дей­ствует вопреки Спра­вед­ли­во­сти.

Что каса­ется чело­века, чув­ство спра­вед­ли­во­сти начер­тано на скри­жа­лях его сердца и звучит, в той или иной мере, в голосе сове­сти. Между тем, в отли­чие от Творца, чело­век далеко не всегда посту­пает в согла­сии с этим чув­ством. Нрав­ствен­ное чув­ство — одна из черт образа Божия в чело­веке, кото­рая, с тече­нием жизни, может как раз­ви­ваться, так и заглу­шаться.

Кроме того, про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной Правды всегда сопря­жено с про­яв­ле­нием всех Боже­ствен­ных совер­шенств, такими как Высо­чай­шая Пре­муд­рость, Мило­сер­дие, Дол­го­тер­пе­ние и пр. Чело­ве­че­ская же «спра­вед­ли­вость» нередко высту­пает обособ­ленно или даже вопреки другим доб­ро­де­те­лям, в том числе муд­ро­сти, мило­сер­дию и тер­пе­нию.

Почему, если совесть явля­ется сущ­ност­ной при­над­леж­но­стью чело­века, а сущ­ность у всех людей одна, каждый про­яв­ляет спра­вед­ли­вость по-своему?

При­чины отступ­ле­ния чело­века от тре­бо­ва­ний Боже­ствен­ной Правды раз­личны. Глав­ным обра­зом это свя­зано с лич­ными пред­по­чте­ни­ями, кото­рые, в свою оче­редь, обу­слов­лены зави­си­мо­стью от греха или, что хуже, силь­ней­шей рас­по­ло­жен­но­стью ко злу.

— Доста­точно часто чело­век дей­ствует вопреки спра­вед­ли­во­сти осо­знанно, руко­вод­ству­ясь сооб­ра­же­ни­ями личной выгоды или удоб­ства. При­ме­рами могут слу­жить мно­го­чис­лен­ные иллю­стра­ции из исто­рии Вет­хого или Нового Завета.

— Нередко чело­век грешит против Правды, не отда­вая отчёта, что посту­пает неспра­вед­ливо. Как пра­вило такие грехи свя­заны с ложной, глу­боко субъ­ек­тив­ной интер­пре­та­цией спра­вед­ли­во­сти.

К слову, так посту­пали Изра­иль­тяне во вре­мена Судей: «каждый делал то, что ему каза­лось спра­вед­ли­вым» (Суд.17:6). И именно это яви­лось одной из цен­траль­ных причин внут­рен­них раз­до­ров, дохо­див­ших до бра­то­убий­ствен­ной вражды.

Другим при­ме­ром могут слу­жить фари­сеи, кото­рые, в силу сле­до­ва­ния букве закона, не раз обви­няли Спа­си­теля в нару­ше­ниях этого закона, и при сем были уве­рены в соб­ствен­ной правоте.

— Очень часто поня­тие чело­ве­че­ской спра­вед­ли­во­сти стро­ится не на Божьем законе, а на част­ном миро­воз­зре­нии или широ­кой обще­ствен­ной морали. Такая спра­вед­ли­вость крайне отно­си­тельна: то, что счи­та­ется спра­вед­ли­вым среди одних, в кругу других может арти­ку­ли­ро­ваться как серьёз­ная неспра­вед­ли­вость.

Скажем, в первые века суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства языч­ники пола­гали, что гнать цер­ковь Хри­стову — спра­вед­ливо, ведь в то время, офи­ци­ально, она была вне закона, а язы­че­ство, напро­тив, впи­сы­ва­лось в пра­во­вые рамки. С точки же зрения хри­стиан, руко­вод­ство­вав­шихся Боже­ствен­ным Еван­ге­лием, неспра­вед­ли­вость про­яв­ля­лась со сто­роны языч­ни­ков (Откр.6:10).

На сего­дняш­ний день в ряде евро­пей­ских госу­дарств спра­вед­ли­вым счи­та­ется бороться за одно­по­лые “браки”, тогда как подоб­ные союзы суть мер­зость перед Богом (Лев.18:22) (см.: Содом­ский грех).

Почему окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность порой застав­ляет нас усо­мниться в спра­вед­ли­во­сти Божией? Явные для нас греш­ники часто бла­го­ден­ствуют, а пра­вед­ники стра­дают…

• Неверно огра­ни­чи­вать спра­вед­ли­вость Бога пре­де­лами крат­кой земной жизни чело­века. Прп. Паисий Афон­ский: “Я бы сошел с ума от неспра­вед­ли­во­сти этого мира, если бы не знал, что послед­ние слово оста­нется за Гос­по­дом Богом”. Поэтому удо­воль­ствия от греха – это отсро­чен­ные стра­да­ния.

• Чело­веку даро­вана сво­бода, мы – не роботы, не мари­о­нетки. До смерти Бог мило­сердно ждёт нашего обра­ще­ния к Нему, после смерти являет Свою правду. Пример – притча о пше­нице и пле­ве­лах.

• Наши выводы о бла­го­ден­ствии, как пра­вило, поверх­ностны и осно­ваны на каких-то внеш­них оцен­ках (иму­ще­ство, здо­ро­вье). При таком под­ходе игно­ри­ру­ется важ­ней­ший фактор — внут­рен­нее духов­ное состо­я­ние чело­века.

• Вре­мен­ные стра­да­ния не явля­ются без­услов­ным злом, а часто несут очи­сти­тель­ное зна­че­ние, ведут к пока­я­нию. Боль­шин­ство людей в наше время при­хо­дят к Богу после пере­жи­того горя, а не в состо­я­нии зем­ного сча­стья и с чув­ством бла­го­дар­но­сти.

• И в заклю­че­нии стоит заме­тить, что наши оценки гре­хов­но­сти окру­жа­ю­щих людей далеко не всегда объ­ек­тивны.

См. ПРА­ВО­СУ­ДИЕ БОЖИЕ (ПРАВДА БОЖИЯ), СПРА­ВЕД­ЛИ­ВОСТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки