Закон Божий

***

Зако́н Бо́жий:

1) Сово­куп­ность запо­ве­дей Божиих как духовно-нрав­ствен­ных правил жизни и дея­тель­но­сти.

В вет­хо­за­вет­ном законе, данном Богом через Моисея, име­ются три части: веро­учи­тель­ная, нрав­ствен­ная и обря­до­вая. С при­ше­ствием Христа обря­до­вая часть закона поте­ряла свою силу, была упразд­нена, осталь­ные же части вос­пол­ня­ются, полу­чают совер­шен­ней­шее истол­ко­ва­ние, оста­ва­ясь «дето­во­ди­те­лем ко Христу» (Гал. 3:24). Ветхий Завет с момента Бого­во­пло­ще­ния чита­ется в свете Нового Завета. «Закон дан чрез Моисея; бла­го­дать же и истина про­изо­шли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

2) Учеб­ный пред­мет, вклю­ча­ю­щий изу­че­ние молитв, свя­щен­ной исто­рии и исто­рии Церкви, объ­яс­не­ние бого­слу­же­ния и кате­хи­зиса.

***

Имеют ли пред­став­ле­ние о Боже­ствен­ном нрав­ствен­ном законе те, кто нико­гда не читали ни Писа­ний, ни сочи­не­ний святых отцов?

Во вре­мена Вет­хого Завета закон Божий был пре­по­дан Изра­илю в десяти глав­ных запо­ве­дях (см.: Дека­лог) и во мно­же­стве других тре­бо­ва­ний (более част­ного харак­тера).

С При­ше­ствием в мир Сына Божьего и обра­зо­ва­нием Церкви Хри­сто­вой к уча­стию к уча­стию в Завете с Богом были при­званы все народы земли (Ин.12:32).

Ново­за­вет­ный Божий закон отли­чался от вет­хо­за­вет­ного глу­би­ной содер­жа­ния и более воз­вы­шен­ными тре­бо­ва­ни­ями. Кроме того он был дан на все вре­мена вплоть до скон­ча­ния мира (нормы обря­до­вого иудей­ского закона, носив­шего вре­мен­ный харак­тер, слу­жив­шего, глав­ным обра­зом, сред­ством под­го­товки вет­хо­за­вет­ного чело­века к При­ше­ствию Мессии и при­ня­тию Его Бла­го­ве­стия, были отме­нены и утра­тили силу закона).

Но значит ли это, что как в дохри­сти­ан­скую эру люди, дале­кие от иудей­ской веры, так и в ново­за­вет­ный период люди, дале­кие от Пра­во­сла­вия пре­бы­вают в неве­де­нии отно­си­тельно нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ний Божьего закона? Отнюдь нет.

Дело в том, что уже при созда­нии чело­века Бог наде­лил его особым лич­ност­ным каче­ством — нрав­ствен­ным чув­ством. Это каче­ство было встро­ено в чело­ве­че­ское есте­ство (см.: Сущ­ность). Стало быть, все без исклю­че­ния люди вла­деют сим чув­ством суще­ственно и неотъ­ем­лемо.

Назван­ное чув­ство обна­ру­жи­ва­ется в чело­веке с ран­него воз­раста. И хотя пона­чалу оно про­яв­ля­ется не в виде чётких, кон­крет­ных поня­тий, но лишь через упро­щен­ное пони­ма­ние того, что — хорошо, а что — плохо, со вре­ме­нем, под вли­я­нием этого чув­ства, в разуме чело­века фор­ми­ру­ются устой­чи­вые кри­те­рии нрав­ствен­но­сти и правил пове­де­ния.

Созна­ние чело­ве­ком того, что и как сле­дует делать, а что и как делать нельзя, осно­ван­ное на нрав­ствен­ном чув­стве, назы­ва­ется есте­ствен­ным нрав­ствен­ным зако­ном.

Поскольку нрав­ствен­ное чув­ство зало­жено в есте­ство чело­века Созда­те­лем, Богом, постольку и фор­ми­ру­е­мый под воз­дей­ствием этого чув­ства закон, в той мере в какой соот­вет­ствует (не извра­щен­ному) нрав­ствен­ному чув­ству, согла­су­ется с Божьим зако­ном, с тем самым, что начер­тан в Книгах Писа­ния.

Нрав­ствен­ное чув­ство обна­ру­жи­ва­ется в голосе сове­сти. Вот почему чело­век, живу­щий по сове­сти, даже и незна­ко­мый с Боже­ствен­ным уче­нием, спо­со­бен, в какой-то сте­пени, избе­гать бого­про­тив­ных мыслей и поступ­ков, совер­шать бого­угод­ные дела. Чем чище совесть и чем вни­ма­тель­ней отно­сится чело­век к её голосу, тем в боль­шей мере его пове­де­ние соот­вет­ствует Божьему закону.

Имея это в виду апо­стол Павел ука­зы­вал, что «когда языч­ники, не име­ю­щие закона, по при­роде закон­ное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они пока­зы­вают, что дело закона у них напи­сано в серд­цах, о чем сви­де­тель­ствует совесть их и мысли их» (Рим. 2:14–15).

Таким обра­зом, даже если чело­век, в силу тех или иных обсто­я­тельств, ока­зы­ва­ется незна­ко­мым с Боже­ствен­ным уче­нием, он не лишен знания основ­ных его черт, имея их в своей сове­сти и нрав­ствен­ном само­со­зна­нии.

Это, конечно, не значит, что спа­се­ние дости­жимо без знания Еван­гель­ского учения, вне Церкви. Нрав­ствен­ное чув­ство лишь помо­гает дер­жаться в русле добра, однако не явля­ется само­до­ста­точ­ным спа­си­тель­ным сред­ством. Спа­се­ние дости­жимо лишь во Христе (Ин.15:5).

***

Закон [в Псал­тири] назы­ва­ется раз­ными име­нами: «закон», «запо­ведь», «оправ­да­ния» («уставы»), «сви­де­ния» (т. е. откро­ве­ния), «судьбы» (т. е. суды), «пове­ле­ния» (в слав. тоже «запо­веди»), «пути», «слова», конечно, все это с эпи­те­том «Твои», т. е. «Божии»; этим обо­зна­ча­ются разные сто­роны закона Божия. 
про­фес­сор М. Н. Ска­бал­ла­но­вич

***

См. ЗАКОН МОИСЕЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки