Благополучие

Благополу́чие — 1) спо­кой­ное, счаст­ли­вое состо­я­ние; 2) жизнь в достатке.

***

Если в мона­ше­стве отказ от стя­жа­тель­ства мате­ри­аль­ных благ при­зна­ётся в как одно из усло­вий духов­ного пре­успе­я­ния, то не значит ли это, что мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие пре­пят­ствует и духов­ному пре­успе­я­нию мирян?

Мона­ше­ский путь почи­та­ется Цер­ко­вью как путь осо­бого слу­же­ния Богу. В отли­чие от хри­стиан, живу­щих в миру и дол­жен­ству­ю­щих, в силу спе­ци­фики мир­ской жизни, забо­титься о реше­нии многих мир­ских, житей­ских задач, монах, в данном отно­ше­нии, явля­ется более сво­бод­ным и неза­ви­си­мым. В соот­вет­ствии с обетом нес­тя­жа­ния, он неза­ви­сим и от соб­ствен­ни­че­ской при­вя­зан­но­сти к мате­ри­аль­ному иму­ще­ству, мате­ри­аль­ным благам. При пра­виль­ной орга­ни­за­ции жизни это даёт ему воз­мож­ность уде­лять больше вни­ма­ния духов­ному совер­шен­ство­ва­нию совер­шен­ство, обще­нию с Богом.

Ска­зан­ное, конечно, не озна­чает, будто каждый искренне стре­мя­щийся к Богу хри­сти­а­нин должен при­нять мона­ше­ство. Мно­же­ство про­слав­лен­ных святых уго­дили Богу жизнью в миру. Причём, многие из них жили в достатке. При­меры такого рода встре­ча­ются как в исто­рии Вет­хого, так и в исто­рии Нового Завета (Авраам и Сарра, Иосиф, Иов, царь Давид, царь Кон­стан­тин, князь Алек­сандр Нев­ский и др.)

Забота о бла­го­по­лу­чии не про­ти­во­ре­чит Еван­ге­лию апри­ори. Так, муж вправе забо­тится о бла­го­по­лу­чии семьи, роди­тели — о бла­го­по­лу­чии детей, дети — о бла­го­по­лу­чии пре­ста­ре­лых роди­те­лей, госу­дарь — о бла­го­по­лу­чии госу­дар­ства. Тот же монах, испол­няя послу­ша­ние на мона­стыр­ском хозяй­стве, спо­соб­ствует бла­го­по­лу­чию мона­стыря. Вспом­ним, что во вре­мена апо­сто­лов на долж­ность «забо­титься о столах», то есть тру­диться на ниве хозяй­ство­ва­ния, были избраны одни из лучших пред­ста­ви­те­лей общины, «изве­дан­ные, испол­нен­ные Свя­того Духа и муд­ро­сти» (Деян.6:1–3), и среди них — буду­щий пер­во­му­че­ник Стефан.

Другое дело, что чрез­мер­ное помыш­ле­ние о бла­го­по­лу­чии может вре­дить душе, отвле­кать веру­ю­щего от испол­не­ния хри­сти­ан­ского долга, от Бога. В этом случае он рис­кует стать жерт­вой таких гре­хов­ных поро­ков, как среб­ро­лю­бие, тще­сла­виеэгоизм, зависть) и т. п. Нако­нец, в погоне за бла­го­по­лу­чием он может и вовсе отпасть от Церкви.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки