Бог в душе или бесовская уловка?

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков

 «Я верю в Бога, но в цер­ковь не хожу, у меня Бог в душе». Эта довольно рас­про­стра­нен­ная фраза опре­де­ляет веру многих людей. Можно даже назвать это рели­гией, но она сугубо инди­ви­ду­альна у каж­дого чело­века, объ­еди­ня­ю­щим фак­то­ром служит лишь поня­тие «бог в душе». Каждый вкла­ды­вает в нее свое пони­ма­ние. Попро­буем разо­браться.

Объ­яс­няя для себя Бога, часть чело­ве­че­ства поль­зу­ется опре­де­ле­ни­ями тех или иных рели­гий. В случае с «богом в душе» опре­де­ле­ния могут быть очень раз­ными, поэтому, в первую оче­редь, необ­хо­димо понять — кем ощу­щает себя чело­век. Если он сооб­щает, что не ходит в цер­ковь, веро­ятно, счи­тает себя хри­сти­а­ни­ном, но в силу каких-то фак­то­ров или личных убеж­де­ний, не посе­щает храм. Во многих слу­чаях люди плохо зна­комы или вовсе не зна­комы со Свя­щен­ным Писа­нием и осно­вами хри­сти­ан­ской веры. Несо­мненно, они знают или хотя бы слы­шали о Дека­логе — 10 запо­ве­дях, воз­можно, даже пыта­ются соблю­дать неко­то­рые из них. Это не может не радо­вать, и с такими людьми опре­де­ленно есть о чем гово­рить, разъ­яс­няя основы пра­во­слав­ной веры.  

Но зача­стую «бог в душе» — это совер­шен­ное дистан­ци­ро­ва­ние от рели­гий. При­чины могут быть очень раз­ными, и не имеет смысла их все рас­смат­ри­вать. Общим для всех в этом про­цессе явля­ется рисо­ва­ние Бога таким, каким хочет Его видеть каждый отдель­ный чело­век. По своей сути «бого­в­ду­ше­ство» — это рели­ги­оз­ные фан­та­зии инди­ви­ду­ума. След­ствие — созда­ние своей соб­ствен­ной рели­гии, где есть место и «дог­ма­тике» и риту­а­лам.

Каким же рисуют люди для себя Бога? Какими каче­ствами наде­ляют его? Уди­ви­тельно точно гово­рит об этом бри­тан­ский писа­тель и бого­слов Клайв Льюис: «В наши дни под бла­го­стью Божией мы пони­маем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отча­сти правы. Но под любо­вью почти все мы пони­маем жела­ние, что бы мы были счаст­ливы любой ценой. Нам нужен, в сущ­но­сти, не Отец, а небес­ный дедушка, доб­ро­душ­ный ста­ри­чок, кото­рый бы радо­вался, что «моло­дёжь весе­лится», и создал мир лишь для того, чтобы нас поба­ло­вать. Хотя, даже сейчас мало кто из отцов скажет: Пускай будет мер­зав­цем, лишь бы ему хорошо жилось».

Именно таким, удоб­ным для себя, в боль­шин­стве слу­чаев пред­став­ляют себе люди «бога в душе». Очень часто «бого­в­ду­ше­ство» харак­те­ри­зу­ется баналь­ным потре­би­тель­ским отно­ше­нием. Такой «бог в душе» не вме­ши­ва­ется в жизнь чело­века, но подобно джину из бутылки, готов в любой момент выпол­нить жела­ния хозя­ина. Задача «бога в душе» — при­но­сить удачу, охра­нять от непри­ят­но­стей, дела устра­и­вать, в любви помо­гать, нака­зы­вать обид­чи­ков и т.д. «бог в душе» нахо­дится в бес­ко­неч­ном согла­сии и гар­мо­нии с носи­те­лем и нико­гда не про­ти­во­ре­чит ему. Соб­ственно, именно поэтому чело­веку-потре­би­телю удобно иметь «бога в душе».

Такое потре­би­тель­ское отно­ше­ние обу­слов­лено потре­би­тель­ской пси­хо­ло­гия, так назы­ва­е­мой пси­хо­ло­гией обще­ства потреб­ле­ния, кото­рая насаж­да­ется в совре­мен­ном мире. В обще­стве потреб­ле­ния фор­ми­ру­ется своя система цен­но­стей и уста­но­вок, на пье­де­стал постав­лено чрез­мер­ное потреб­ле­ние и вся­че­ское убла­же­ние все­воз­мож­ных чело­ве­че­ских жела­ний. Мораль­ные цен­но­сти обще­ства потреб­ле­ния не тре­буют, и даже в опре­де­лен­ной сте­пени отри­цают, необ­хо­ди­мость умствен­ного и духов­ного раз­ви­тия чело­века. Мало­гра­мот­ными и неве­же­ствен­ными людьми гораздо проще управ­лять. Это неми­ну­емо при­во­дит к дегра­да­ции чело­века как лич­но­сти, что в свою оче­редь необ­хо­димо для того, чтобы мани­пу­ли­ро­вать созна­нием людей и про­да­вать им все новые и новые товары и услуги. При этом созда­ется иллю­зия, что чело­век сам руко­во­дит своими дей­стви­ями, управ­ляет жела­ни­ями, делает выбор. Но это, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев не так. Суще­ствуют целые науки, поз­во­ля­ю­щие вну­шать необ­хо­ди­мость при­об­ре­те­ния това­ров и услуг, ими активно поль­зу­ются про­из­во­ди­тели, про­давцы това­ров и постав­щики услуг. При­об­ре­тая товар, чело­век уверен, что он ему нужен и именно поэтому он его купил. Чело­век обще­ства потреб­ле­ния уверен, что все вокруг рабо­тает на него, дает воз­мож­ность удо­вле­тво­рить любое жела­ние и потреб­ность. Это, дей­стви­тельно, во многих слу­чаях очень удобно, но чело­век быстро при­вы­кает к такому поло­же­нию вещей и теряет многие полез­ные навыки, гипер­тро­фи­ру­ется лень и раз­ви­ва­ются другие пороки. Эта потре­би­тель­ская пси­хо­ло­гия харак­те­ри­зует и вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­гими людьми, на первый план выхо­дят не фун­да­мен­таль­ные мораль­ные цен­но­сти, а прин­цип личной выгоды и удо­вле­тво­ре­ния жела­ний.  

Немуд­рено, что чело­век пыта­ется и Бога поста­вить на службу себе, «при­ру­чить» Его. И для этого нужна своя рели­гия, «бог в душе», поскольку хри­сти­ан­ство не знает такого Бога. «Бого­в­ду­ше­ство» во многом обу­слов­лено духов­ной ленью, рас­слаб­ле­нием, а то и вовсе прин­ци­пи­аль­ным неже­ла­нием быть частью Церкви. Лень ходить в храм, лень участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах, лень молиться, лень изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние и тво­ре­ния святых отцов и т.д. Для того, чтобы объ­яс­нить самому себе эту лень или неже­ла­ние, нахо­дятся раз­лич­ные объ­яс­не­ния, самое попу­ляр­ное из кото­рых гласит — для веры в Бога внеш­ние про­яв­ле­ния не важны, глав­ное то, что в душе. Несо­мненно, важно, что и как ощу­щает чело­век, что он чув­ствует внутри себя, ведь вера — это дело, прежде всего, внут­рен­нее. Но вера должна как-то про­яв­ляться, и как раз то, что пред­ла­гает Цер­ковь своим верным чадам, и есть прак­тика веры. Если чело­век жив, то у него есть пульс, дыха­ние, рефлексы. Также и внеш­ние при­знаки веры гово­рят о том, что вера не мертва.

«Бого­в­ду­шие» — это попытка оправ­да­ния, ком­про­мисс с сове­стью. Если чело­век при­знает, что вера его должна быть дея­тель­ной, то при­дется чем-то жерт­во­вать. Ведь вера — это всегда жертва. Если отно­ситься к вере серьезно, то при­дется делать все, что пред­ла­гает Цер­ковь — ходить в храм, испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться, поститься, молиться и т.д. А это может вызвать опре­де­лен­ный дис­со­нанс в душе. Напри­мер, во время испо­веди вдруг выяс­нится, то чело­век не такой белый и пуши­стый, как самому себе кажется. Ока­жется, что грехов довольно много, и каждая попытка загля­нуть в себя глубже будет обна­жать все новые и новые грехи. При­дется изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние и через это еще больше осо­зна­вать свое несо­от­вет­ствие тому, чему учил Хри­стос. При­дется выйти из зоны ком­форта, и через пост­ное дела­ние учиться воз­дер­жа­нию взамен убла­же­ния соб­ствен­ных жела­ний. В итоге станет оче­вид­ным, что в душе совсем нет места Богу, там только свои, родные стра­сти, пороки и грехи. А чтобы испра­вить это, нужно быть хри­сти­а­ни­ном не на словах, а на делах. Посе­ще­ние храма, уча­стие в Таин­ствах, посты, молитвы при­не­сут духов­ную радость, но сна­чала надо побо­роть свою лень. Без усилия совер­шенно невоз­мо­жен духов­ный рост чело­века. Нужно сде­лать первый шаг и отло­жить «бого­в­ду­ше­ство».

Может сло­житься впе­чат­ле­ние, что Цер­ковь не знает Бога в душе, отда­вая при­о­ри­тет лишь внеш­ним про­яв­ле­ниям веры. Но это совсем не так. Душа наша, по опре­де­ле­нию Тер­ту­ли­ана, ста­но­вится хри­сти­ан­кой, когда сво­бодно откли­ка­ется на призыв Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Чтобы пустить Бога в свое сердце, то необ­хо­димо очи­стить его от скверны грехов и поро­ков. Это опре­де­лен­ный труд и без него невоз­можно открыть двери сердца своего для дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати. Именно это и пред­ла­гает нам делать Цер­ковь через уча­стие в Таин­ствах. Пока­я­нием очищая душу свою от грехов и с бла­го­го­ве­нием при­ни­мая Тело и Кровь Хри­стовы, чело­век дает место в душе для пре­бы­ва­ния Все­мо­гу­щего Бога. Вез­де­су­щий Бог есть везде, Он есть и в душе любого чело­века, но чтобы ощу­тить это, нужно сде­лать хотя бы один шаг, чтобы пре­быть в еди­не­нии с Ним, как Он Сам того желает. При этом Бог не наси­лует никого, каж­дому чело­веку дал Он сво­бод­ную волю, и чело­век волен быть или не быть с Богом. Бог — реаль­ная Лич­ность, видимо явил себя в исто­рии нашего мира и неви­димо всегда пре­бы­ва­ю­щий в нём, а не без­ли­кая сила. Богу далеко не без­раз­ли­чен чело­век, Бог оди­на­ково любит всех нас, но заста­вить нас любить Себя он не может, ведь наси­лие чуждо любви, Богу не нужны мари­о­нетки.

Обо­же­ние, по мнению святых отцов, явля­ется целью жизни хри­сти­а­нина. Это есть про­цесс, осу­ществ­ля­е­мый в лоне Церкви, и заклю­чен в упо­доб­ле­ния веру­ю­щего Богу и еди­не­ния с Богом. Сам Бог открыл людям эту воз­мож­ность через при­ше­ствие в мир Сына Божьего. «Сын Божий стал сыном чело­ве­че­ским для того, чтобы чело­век сде­лался сыном Божиим», — гово­рит св. Ириней Лион­ский. «Он воче­ло­ве­чился, чтобы мы обо­жи­лись», — утвер­ждает св. Афа­на­сий Вели­кий. Обо­же­ние — это тот самый Бог в душе, к кото­рому должен стре­миться каждый хри­сти­а­нин. «Душа при обще­нии со Духом Святым дела­ется с ним единым духом», — гово­рит св. Мака­рий Вели­кий.

Абсо­лютно немыс­лимо обо­же­ние про­стой кон­ста­та­цией факта суще­ство­ва­ния Бога и утвер­жде­нием «у меня Бог в душе». Нельзя просто взять и посе­лить Бога у себя в душе по одному лишь соб­ствен­ному жела­нию. Дости­же­ние обо­же­ния невоз­можно одними лишь уси­ли­ями чело­века. Обо­же­ние — это дар Божий, совер­ша­ю­щийся во Христе бла­го­да­тью Свя­того Духа. Стя­жать этот дар вне хри­сти­ан­ского подвига нельзя.

Таким обра­зом, «бого­в­ду­ше­ство» явля­ется, если не анти­по­дом истин­ного хри­сти­ан­ского обо­же­ния, то его весьма при­ми­тив­ной паро­дией. Это заблуж­де­ние напрочь лишает чело­века необ­хо­ди­мо­сти дея­тель­ного уча­стия в деле соб­ствен­ного спа­се­ния. Это может быть выгодно лишь дья­волу. «Бого­в­ду­ше­ство» — это бесов­ская выдумка, род духов­ного нар­ко­тика, затем­ня­ю­щего созна­ние, созда­ю­щего иллю­зию без­мя­теж­но­сти. Увле­ка­ясь духов­ным сур­ро­га­том «бого­в­ду­ше­ства», соб­ствен­ными духов­ными фан­та­зи­ями, не име­ю­щими ничего общего с уче­нием Хри­сто­вым, чело­век неми­ну­емо попа­дает в лапы дья­вола. Гор­дыня, кото­рая явля­ется одной из причин явле­ния «бого­в­ду­ше­ства», заво­дит чело­века в непро­хо­ди­мые дебри духов­ной пре­ле­сти, где все спо­койно, уютно и ком­фортно. Истин­ная же духов­ная жизнь хри­сти­а­нина — это непре­стан­ная борьба «против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных» (Еф.6:12). Против тех самых, что вну­шают чело­веку, что довольно иметь «Бога в душе» и более не шеве­лить паль­цем для соб­ствен­ного спа­се­ния.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки