Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 15 апреля 2017 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 15 апреля 2017 года


Страстна́я сед­мица. Вели­кая Суб­бота.

Прп. Ти́та чудо­творца.

Кален­дар­ные заметки:
На утрене – «Бог Гос­подь», похвалы со сти­хами 17‑й кафизмы, на три статии́. По кафизме – «Ангель­ский собор» (совер­ша­ется каж­де­ние всего храма). По 9‑й песни канона и малой екте­нии – «Свят Гос­подь Бог наш» и сразу хва­лит­ные псалмы (со слов «Всякое дыха­ние…») и сти­хиры на хва­ли­тех. После пения вели­кого сла­во­сло­вия Святая Пла­ща­ница обно­сится вокруг храма с пением погре­баль­ного «Святый Боже…». Затем «Пре­муд­рость, про́сти», тро­парь «Бла­го­об­раз­ный Иосиф…». Тро­парь про­ро­че­ства. Про­ки­мен, пари­мия, про­ки­мен, Апо­стол, алли­лу­и­а­рий и Еван­ге­лие (чита­ются перед Святой Пла­ща­ни­цей). После Еван­ге­лия – екте­нии: полная сугу­бая «Рцем вси…» и про­си­тель­ная (с молит­вой гла­во­пре­кло­не­ния). Отпуст утрени: «Иже нас ради чело­ве­ков…». 1‑й час.
На изоб­ра­зи­тель­ных Бла­женны чита­ются. Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого начи­на­ется вечер­ней. Вход с Еван­ге­лием. Про­кимна нет, но сразу начи­на­ется чтение 15 пари­мий с пением при­пе­вов. Затем малая екте­ния, воз­глас «Яко Свят еси…» и далее – литур­гия. Вместо Три­свя­того – «Елицы во Христа крести́стеся…». После Апо­стола вместо «Алли­луиа» поется «Вос­кресни́, Боже…». Свя­щен­но­слу­жи­тели в это время пере­об­ла­ча­ются в свет­лые обла­че­ния. Вместо Херу­вим­ской песни – «Да молчит всякая плоть чело­веча…». Задо­стой­ник «Не рыдай Мене, Мати…». Отпуст литур­гии: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…». По отпу­сте поются тро­пари «Бла­го­об­раз­ный Иосиф…», «Слава» — «Егда сниз­шел еси…», «И ныне» — «Миро­но­си­цам жена́м…» (гла­со­вым рас­пе­вом); молитва на бла­го­сло­ве­ние хлебов и вина, но без упо­ми­на­ния о пше­нице и елее.
Поря­док чтений, согласно кален­дарю: Утр. – 1Кор.5:6–8; Гал.3:13–14.   Мф.27:62–66.   Лит. – Рим.6:3–11. Мф.28:1–20.

Полу­нощ­ницу «пое́м в ке́ллиях, и глаго́лем кафи́зму 9‑ю» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Пяток вечера», 2‑е «зри»). По 1‑м Три­свя­том – тро­парь, глас 2‑й: «Благообра́зный Иосиф…». По 2‑м Три­свя­том – кондак Триоди, глас 6‑й: «Бе́здну заключи́вый…» (см на утрене Вели­кой Суб­боты). «Гос­поди, поми­луй» (12), и отпуст (заупо­кой­ная молитва «Помяни́, Гос­поди…» не про­из­но­сится).

При­ме­ча­ние. По Уставу, утреня Вели­кой Суб­боты начи­на­ется «в 7‑й час но́щи», т. е. по-нашему – около 1‑го часа ночи (ср.: Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

Начало утрени обыч­ное (с «Царю Небес­ный…»). Псалмы 19‑й и 20‑й (во время псал­мов – обыч­ное каж­де­ние). Шесто­псал­мие. (Иерей читает утрен­ние молитвы25.) Екте­ния вели­кая.

При­ме­ча­ние. В Вели­кую Суб­боту – на утрене, часах, вечерне, Литур­гии – всё, что обычно чита­ется на солее, как-то: екте­нии, Апо­стол, Еван­ге­лие, вход­ные (а также заам­вон­ная) молитвы – про­из­но­сится перед Пла­ща­ни­цей. Малый и вели­кий входы совер­ша­ются также перед Пла­ща­ни­цей. При­ча­ще­ние мирян и отпуст – на амвоне.

На «Бог Гос­подь» – тро­парь, глас 2‑й: «Благообра́зный Ио́сиф…». «Слава» – ин тро­парь, глас тот же: «Егда́ снизше́л еси́…», «И ныне» – ин тро­парь, глас тот же: «Мироно́сицам жена́м…».

При­ме­ча­ние. «Посе́м настоя́тель свещы́ раздае́т бра́тии: и начина́ем пе́ти непоро́чны со сладкопе́нием. Та́кожде по стиху́. И похвалы́ возглаша́ет певе́ц, во глас 5‑й… Тогда́ настоя́тель кади́т це́рковь всю, и бра́тию по чи́ну» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

С нача­лом пения тро­па­рей отвер­за­ются цар­ские врата, свя­щен­но­слу­жи­тели исхо­дят к Пла­ща­нице. Пред­сто­я­тель раз­дает воз­жжен­ные свечи сослужа́щим. Воз­жи­гают свечи и все пред­сто­я­щие. Пред­сто­я­тель с диа­ко­ном кадят Пла­ща­ницу о́крест (трижды) и совер­шают, по тра­ди­ции, полное каж­де­ние храма. Непо­сред­ственно по окон­ча­нии тро­па­рей начи­на­ется пение Непо­роч­ных (на 5‑й глас, и в тот же глас – похвалы́). По Уставу, должна петься вся 17‑я кафизма (с похва­лами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похва­лами, затем поют только пса­лом­ские стихи, а похвалы читают свя­щен­но­слу­жи­тели. При собор­ном слу­же­нии пса­лом­ские стихи могут петь все свя­щен­но­слу­жи­тели. Также суще­ствует прак­тика, по кото­рой и пса­лом­ские стихи, и похвалы чита­ются. Если свя­щен­ник один, то чтец читает пса­лом­ские стихи, а свя­щен­ник – похвалы26.

По 1‑й статии́ – екте­ния малая. Возгла́с: «Яко благослови́ся Твое́ И́мя, и просла́вися Твое́ Ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

С нача­лом 2‑й статии совер­ша­ется малое каж­де­ние. По тра­ди­ции, малые каж­де­ния совер­шает свя­щен­ник с диа­ко­ном.

При­ме­ча­ние. «И покади́в, начина́ет 2‑ю статию́. Други́й лик пое́т припе́в: Досто́йно есть велича́ти Тя, Жизнода́вца… Та́же иере́й кади́т то́кмо ико́ны пе́рвыя, и ли́ки» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»)27.

Вторая статия испол­ня­ется, как и первая. По окон­ча­нии ее – малая екте­ния. Воз­глас: «Яко Свят еси, Бо́же наш, И́же на Престо́ле Сла́вы Херуви́мстем почива́яй, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

В начале 3‑й статии, кото­рая, по Уставу, поется на 3‑й глас – малое каж­де­ние.

При­ме­ча­ние. «И начина́ем 3‑ю статию́, кадя́щу настоя́телю» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

По окон­ча­нии 3‑й статии – тро­пари вос­крес­ные, поемые по Непо­роч­ных, глас 5‑й: «Ангель­ский собор…» (с обыч­ным при­пе­вом: «Благослове́н еси, Гос­поди…»). В это время, по тра­ди­ции, совер­ша­ется полное каж­де­ние всего храма28.

Малая екте­ния. Воз­глас: «Ты бо еси Царь ми́ра, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

По воз­гласе – седа­лен Триоди, глас 1‑й: «Плащани́цею чи́стою…». «Слава» – тот же седа­лен29, «И ныне» – ин седа­лен, глас тот же: «Ужасо́шася ли́цы а́нгельстии…»30.

Псалом 50‑й. (Свя­щен­но­слу­жи­тели уходят в алтарь. Цар­ские врата затво­ря­ются. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…» не поется. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не чита­ется.)

Канон Вели­кой Суб­боты из Триоди, глас 6‑й: «Волно́ю морско́ю…», со ирмо­сом на 14 (ирмосы по дважды, тро­пари на 12). При­певы к тро­па­рям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Биб­лей­ские песни не сти­хо­сло­вятся.

Ката­ва­сия по каждой песни – ирмосы того же канона.

При­ме­ча­ние. «Есть же кано́н от пе́рвыя пе́сни до шесты́я, творе́ние Ма́рка мона́ха, епи́скопа Идру́нтскаго: [Ирмосы́ же творе́ние жены́ не́кия Касси́и имену́емыя,] от 6‑я же пе́сни до конца́, творе́ние господи́на Космы́» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

По 3‑й песни – седа­лен Триоди, глас 1‑й: «Гроб Твой, Спа́се…». «Слава, и ныне» – тот же седа­лен.

По 6‑й песни – кондак Триоди, глас 6‑й: «Бе́здну заключи́вый…», и икос, глас тот же: «Содержа́й вся…».

На 9‑й песни – обыч­ное каж­де­ние («Чест­ней­шую» не поем).

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Вместо све­тильна поется на 2‑й глас: «Свят Гос­подь Бог наш…», со сти­хами (трижды).

При­ме­ча­ние. До пения вели­кого сла­во­сло­вия (обычно во время канона или хва­лит­ных стихир) пред­сто­я­тель обла­ча­ется во все свя­щен­ни­че­ские одежды (без чтения соот­вет­ству­ю­щих молитв).

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры Триоди, глас 2‑й и глас 6‑й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6‑й: «Дне́шний день та́йно…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас 2‑й: «Преблагослове́нна еси, Богоро́дице Де́во…».

На пение «И ныне» хва­лит­ных стихир отвер­за­ются цар­ские врата, и свя­щен­но­слу­жи­тели цар­скими вра­тами выхо­дят к Пла­ща­нице (пред­сто­я­тель – в полном обла­че­нии). Воз­глас на сла­во­сло­вие пред­сто­я­тель про­из­но­сит перед Пла­ща­ни­цей.

При­ме­ча­ние. «Славосло́вие вели́кое. Та́же вхо́дит настоя́тель во святы́й олта́рь со иере́и и диа́коны, и облачи́тся во вся свяще́нныя оде́жды, иере́и же то́кмо в ри́зы: исхо́дит со Ева́нгелием под Плащани́цею, наддержа́щим свяще́нником, диа́коном же кадя́щим. В то вре́мя звон во вся, предходя́щим ему́ со свеща́ми, и со двема́ лампа́дома: и о́ба ли́ка пою́ще Трисвято́е надгро́бное. Прихо́дит же игу́мен пред святы́я ца́рския две́ри, и ту стои́т, ожида́я конца́ Трисвята́го после́дняго. Сему́ же конча́ну бы́вшу, вхо́дит настоя́тель со Ева́нгелием в ца́рския две́ри, и полага́ет Ева́нгелие на престо́ле, Плащани́цу же на угото́ване столе́, во о́браз гро́ба…» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»). «Славосло́вие вели́кое. Свяще́нник же облачи́тся во всю свяще́нническую оде́жду, и вхо́дит со святы́м Ева́нгелием» (Триодь Пост­ная, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

В древ­но­сти суще­ство­вала также сле­ду­ю­щая прак­тика: во время пения хва­лит­ных стихир Пла­ща­ницу уно­сили в алтарь и пола­гали на пре­столе. Во время вели­кого сла­во­сло­вия совер­шали каж­де­ние пре­стола окрест трижды и через север­ные врата выно­сили Пла­ща­ницу на крест­ный ход. По окон­ча­нии крест­ного хода Еван­ге­лие пола­гали на пре­стол, а Пла­ща­ницу на угото́ванную гроб­ницу; Еван­ге­лие чита­лось в алтаре, а не перед Пла­ща­ни­цей, как это при­нято сейчас повсе­местно (см.: Бул­га­ков С. В. Настоль­ная книга свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­теля. Т. 1. С. 616).

Поется вели­кое сла­во­сло­вие. Пред­сто­я­тель с диа­ко­ном совер­шают трое­крат­ное каж­де­ние окрест Пла­ща­ницы. С нача­лом пения Три­свя­того все свя­щен­но­слу­жи­тели совер­шают три земных поклона. Затем они подъ­ем­лют Пла­ща­ницу; пред­сто­я­тель идет под Пла­ща­ни­цей с малым Еван­ге­лием на главе. Если служит один свя­щен­ник, то он под­ни­мает Пла­ща­ницу и пере­дает ее бла­го­го­вей­ным миря­нам, а сам с Еван­ге­лием входит под Пла­ща­ницу; или сам над главой своей несет Пла­ща­ницу, а Еван­ге­лие пере­дает диа­кону. Совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма. Во время крест­ного хода мед­ленно поется «Святый Боже…», и бывает пере­звон (от боль­шого коло­кола к малым, но не наобо­рот), а когда шествие войдет в храм, совер­ша­ется крат­кий тре­звон.

По входе в храм Пла­ща­ницу под­но­сят к цар­ским вратам. Пред­сто­я­тель по окон­ча­нии пения «Святый Боже…» воз­гла­шает, воздви­зая Еван­ге­лие: «Пре­муд­рость, про́сти», и Пла­ща­ница отно­сится на сере­дину храма. Совер­ша­ется каж­де­ние окрест Пла­ща­ницы (трижды). В это время поется31 тро­парь Триоди, глас 2‑й: «Благообра́зный Иосиф…» (еди­но­жды). Далее тро­парь про­ро­че­ства, глас 2‑й: «Содержа́й концы́…», «Слава32, и ныне» – тот же тро­парь. Диакон: «Вонмем». Чтец – про­ки­мен пари­мии Триоди, глас 4‑й: «Вос­кресни́, Го́споди, помози́ нам, и изба́ви нас и́мене ра́ди Твоего́»; стих: «Бо́же, уши́ма на́шима услы́шахом, и отцы́ на́ши возвести́ша нам». Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Иезеки́илева чтение». Диакон: «Вонмем». И чтение пари­мии Триоди (Иезе­ки­иля). Диакон: «Вонмем». Чтец – про­ки­мен Апо­стола, глас 7‑й: «Вос­кресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя́». Диакон: «Пре­муд­рость». Апо­стол (состав­ной; см. в Триоди) – 1 Кор., 133 зач. (5:6–8); Гал., 206 зач. (3:13–14). Алли­лу­и­а­рий, глас 5‑й: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́»; стих: «Яко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́»; стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся». Еван­ге­лие – Мф., зач. 114 (чита­ется, по тра­ди­ции, пред­сто­я­те­лем у Пла­ща­ницы). Екте­нии: полная сугу­бая – «Рцем вси…», и про­си­тель­ная – «Испол­ним утрен­нюю…» (с молит­вой гла­во­пре­кло­не­ния), и прочее по обычаю.

Вели­кий отпуст про­из­но­сится с амвона: «И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния, стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». По отпу­сте певцы поют мно­го­летны, затем – сти­хиру Триоди на цело­ва­ние Пла­ща­ницы, глас 5‑й: «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…», и бывает цело­ва­ние Пла­ща­ницы.

При­ме­ча­ние. «И быва́ет целова́ние во оби́телех на плащани́це положе́ния во гро́бе. А иде́же несть плащани́цы, целу́ют о́браз. Певцы́ же пою́т стихи́ру, глас 5‑й: Прииди́те, ублажи́м: и час 1‑й» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»). «Пе́рвый же час пое́тся в притво́ре» (Триодь Пост­ная, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

Час 1‑й при­со­еди­ня­ется к утрене и окан­чи­ва­ется малым отпу­стом.

Отдельно совер­ша­ются часы 3‑й, 6‑й и 9‑й и изоб­ра­зи­тельны33.

При­ме­ча­ние. «При часе́ же 4‑м дне. Ударя́ет параекклисиа́рх в ма́лое би́ло. И собра́вшеся пое́м час 3, 6, и 9, вку́пе, про́сто, в притво́ре» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

Перед нача­лом часов свя­щен­но­слу­жи­тели, по тра­ди­ции, совер­шают вход­ные молитвы (по обычаю, перед Пла­ща­ни­цей), обла­ча­ются и начи­нают про­ско­ми­дию.

На часах – тро­парь Триоди: «Благообра́зный Ио́сиф…». Кондак Триоди: «Бе́здну заключи́вый…».

Бла­женны «скоро», без пения (как в Вели­кий Чет­вер­ток). На «И ныне» – «Верую…». «Осла́би, оста́ви…». По «Отче наш» и воз­гласе: «Яко Твое есть Цар­ство…» – кондак Триоди: «Бе́здну заключи́вый…», «Гос­поди, поми­луй» (12). Молитва: «Все­свя­тая Троице…». Иерей (или диакон): «Пре­муд­рость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (вклю­чи­тельно). Иерей: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас». Хор: «Чест­ней­шую Херу­вим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Бла­го­слови». Отпуст малый: «Хри­стос, Истин­ный Бог…».

Вечерня соеди­ня­ется с Литур­гией свт. Васи­лия Вели­кого.

При­ме­ча­ние. По Уставу, вечерня с Литур­гией свт. Васи­лия Вели­кого начи­на­ется «о часе 10‑м дне», т. е. по-нашему – около 4‑х часов попо­лу­дни (ср.: Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»).

Воз­глас: «Бла­го­сло­вено Цар­ство…». Обыч­ное начало (с «Царю Небес­ный…»), псалом 103‑й (свя­щен­ник читает све­тиль­нич­ные молитвы34). Вели­кая екте­ния. Кафизмы нет.

«Гос­поди, воз­звах», глас 1‑й. В это время закан­чи­ва­ется про­ско­ми­дия, и совер­ша­ется каж­де­ние всего храма.

При­ме­ча­ние. «Го́споди, воззва́х пое́м во глас 1‑й. Иере́й же и диа́кон отше́дше творя́т проскоми́дию. И ста́вим стихо́в 8, и пое́м стихи́ры воскре́сны 4, глас 1‑й: Вече́рния на́ша моли́твы: В то́же вре́мя кади́т диа́кон. И Трио́ди самогла́сны 3, глас 8‑й, на 4» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»). «Та́же, Го́споди, воззва́х, во глас 1‑й. Оби́тели же свяще́нницы и диа́кони вси, дости́гшу стиху́, глаго́лющу: Паду́т во мре́жу свою́: полага́юще покло́н, отхо́дят, и облача́тся и си́и во оде́жди, и творя́т проскоми́дию» (Триодь Пост­ная, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»).

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры Триоди на 8: вос­крес­ные, глас 1‑й – 4, и Вели­кой Суб­боты, глас 8‑й – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6‑й: «Дне́шний день…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 1‑й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход с Еван­ге­лием (перед Пла­ща­ни­цей). «Свете Тихий». Про­кимна нет. Цар­ские врата затво­ря­ются, и тотчас начи­на­ется чтение 15 пари­мий Триоди (по тра­ди­ции, перед Пла­ща­ни­цей).

При­ме­ча­ние. «Проки́мен не глаго́лется: Но а́бие иере́й, или́ диа́кон, Прему́дрость. И начина́ет чтец чте́ния дне Трио́ди по чи́ну их. Всех же чте́ний 15» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»).

Сна­чала чита­ются 1–6 пари­мии. В конце 6‑й пари­мии, на словах: «И реко́ша глаго́люще», цар­ские врата, по тра­ди­ции, отвер­за­ются. Чтец воз­гла­шает: «Пои́м Го́сподеви». Певцы поют на 5‑й глас: «Сла́вно бо просла́вися». Чтец воз­гла­шает сле­ду­ю­щие стихи из песни про­рока Моисея, певцы на оба лика после каж­дого стиха поют: «Сла́вно бо просла́вися». После всех стихов, чтец: «Слава…». Певцы: «Сла́вно бо просла́вися». Чтец: «И ныне…». Певцы: «Сла́вно бо просла́вися». И в заклю­че­ние сам чтец поет: «Сла́вно бо просла́вися». Цар­ские врата затво­ря­ются.

Чита­ются 7–15 пари­мии. В конце 15‑й пари­мии, на словах: «Благослове́н еси на тве́рди небе́сней, и препе́тый, и превозноси́мый во ве́ки», цар­ские врата, по тра­ди­ции, отвер­за­ются, и поется песнь трех отроко́в (в таком же порядке, как испол­ня­лась по 6‑й пари­мии песнь про­рока Моисея). Поется: «Го́спода по́йте и превозноси́те во вся ве́ки»; далее чтец воз­гла­шает стихи песни, а певцы к каж­дому стиху при­пе­вают: «Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки». К стиху «Да благослови́т земля́» до́лжно петь: «Го́спода да пое́т и превозно́сит Его́ во ве́ки». После стиха «Благослови́м Отца и Сына и Свя­таго Духа» сле­дует петь: «Го́спода пое́м и превозно́сим Его́ во ве́ки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки». Послед­ний стих, по тра­ди­ции, поет сам чтец: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки».

Екте­ния малая. Воз­глас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воз­сы­лаем…»35. Вместо Три­свя­того – «Ели́цы во Христа крести́стеся…».

Про­ки­мен, глас 5‑й: «Вся земля́ да покло́нится Тебе́ и пое́т Тебе, да пое́т же и́мени Твоему́, Вы́шний»; стих: «Воскли́кните Го́сподеви, вся земля́, по́йте же и́мени Его́».

Апо­стол (чита­ется, по тра­ди­ции, перед Пла­ща­ни­цей) – Рим., зач. 91.

Алли­лу­и­а­рий не поется, но чтец про­из­но­сит вместо «Алли­луиа»: «Глас седь­мый», и воз­гла­шает (или поет) стихи 81-го псалма: «Вос­кресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех»; стих: «Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же бо́ги разсу́дит»; стих: «Доко́ле су́дите непра́вду, и ли́ца гре́шников прие́млете?»; стих: «Суди́те си́ру и убо́гу, смире́нна и ни́ща оправда́йте»; стих: «Изми́те ни́ща и убо́га, из руки́ гре́шничи изба́вите его́»; стих: «Не позна́ша, ниже́ уразуме́ша, во тьме хо́дят»; стих: «Да подви́жатся вся основа́ния земли́. Аз рех: бо́зи есте́, и сы́нове Вы́шняго вси, вы же я́ко челове́цы умира́ете и я́ко еди́н от князе́й па́даете». Певцы поют припев: «Вос­кресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех», к каж­дому стиху этого псалма.

Во время пения «Вос­кресни́, Бо́же…» цар­ские врата затво­ря­ются, и закры­ва­ется завеса, свя­щен­но­слу­жи­тели пере­об­ла­ча­ются в белые ризы, и все обла­че­ния в храме заме­ня­ются свет­лыми36. К чтению Еван­ге­лия цар­ские врата откры­ва­ются.

При­ме­ча­ние. «Егда́ пою́т: Вос­кресни́, Бо́же, суди́ земли́: Тогда́ иере́и и диа́кони извлача́ются че́рных оде́жд, и облача́ются в бе́лыя» (Триодь Пост­ная, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»). «Пое́му же сему́, извлача́ются иере́е и диа́кони от оде́жд, и облача́ются в бе́лыя» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»).

Еван­ге­лие (чита­ется диа­ко­ном перед Пла­ща­ни­цей, а иереем без диа­кона – у пре­стола) – Мф., зач. 115.

И далее – по чину Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого.

Вместо «Херу­вим­ской» – «Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча…».

Задо­стой­ник – ирмос 9‑й песни канона Вели­кой Суб­боты: «Не рыда́й Мене́, Ма́ти…».

При­ча­стен: «Воста́ яко спя Госпо́дь, и воскре́се спаса́яй нас».

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истин­ный…»37.

Отпуст Литур­гии: «Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». Про­из­но­сить вос­крес­ный отпуст: «Воскресы́й из мерт­вых, Хри­стос…» не сле­дует, ибо это не соот­вет­ствует смыслу бого­слу­же­ния Вели­кой Суб­боты38.

После отпу­ста совер­ша­ется бла­го­сло­ве­ние хлебов и вина.

При­ме­ча­ние. «И отпу́ст. Пото́м быва́ет обы́чное благослове́ние хле́бов, и вина́. Прихо́дит иере́й, покади́в их, глаго́лет обы́чную моли́тву благослове́ния: Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов… И ре́кше: Аминь» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»).

Уго­то­ван­ный столец с хле́бами и вином постав­ля­ется перед Пла­ща­ни­цей, в неко­то­ром отда­ле­нии от нее, так, чтобы вокруг него можно было совер­шить каж­де­ние. По более рас­про­стра­нен­ной прак­тике столец с хле­бами постав­ля­ется на солее. По обычаю, поются тро­пари, глас 2‑й: «Благообра́зный Иосиф…», «Слава» – «Егда́ снизше́л еси…», «И ныне» – «Мироно́сицам жена́м…». Совер­ша­ется трое­крат­ное каж­де­ние окрест стола с хле­бами, затем воз­гла­ша­ется: «Гос­поду помо­лимся», певцы: «Гос­поди, поми­луй», и иерей читает молитву:

«Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов и пять ты́сящ насы́тивый, Сам бла­го­слови́ хле́бы сия́ и вино́, и умно́жи сия́ во гра́де сем (или в ве́си сей, или во святе́й оби́тели сей) и во всем ми́ре Твое́м, и вкуша́ющия от них ве́рныя освяти́. Я́ко Ты еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

Певцы: «Аминь».

Хлебы раз­дроб­ля­ются и раз­да­ются веру­ю­щим.

В Вели­кую Суб­боту на тра­пезе раз­ре­ша­ется пища без рас­ти­тель­ного масла и вино.

При­ме­ча­ние. «До́лженствует же екклисиа́рх име́ти опа́сство, да егда́ скончава́ется литурги́я, бу́дет час 2‑й но́щи.

По отпу́сте же исхо́дим из це́ркве в трапе́зу, и ся́дем ки́йждо на ме́сте свое́м, с безмо́лвием и со благогове́инством. И а́бие вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба: я́коже бы просфоры́ на то угото́влены, в пол ли́тры хле́бы, уме́рены равны́, и по 6 смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ной ме́рней ча́ши вина́. А иде́же вина́ несть, испива́ют бра́тия квас от ме́да, или́ от жи́та. Смо́кви же обрета́ются на мно́жайших страна́х. Нам же вкуша́ющим, предложи́тся чте́ние вели́кое, в Дея́ниих святы́х апо́стол от нача́ла. Глаго́лет же чтец нача́ло, иере́й же стих: Моли́твами святы́х апо́стол, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. И по Ами́не начина́ет чтец чести́.

[По отпу́сте же не исхо́дим из це́ркве, но седи́м на ме́стех на́ших, и вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба, и по шести́ смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ному красову́лю39 вина́. Нам же возлежа́щим, быва́ет чте́ние вели́кое в Дея́ниих святы́х апо́стол от нача́ла (Триодь Пост­ная, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера»).]

Ве́домо же да есть, я́ко в завеща́ниих святы́х апо́стол, и и́нде па́ки отцы́, да́же до куроглаше́ния, повелева́ют отговева́ти ве́рным. Святы́й же 6‑й Собо́р до полу́нощи повелева́ет. Ти́пицы же Студи́йский, Иерусали́мский, и Святы́я Горы́, до конца́ 3‑го часа́ но́щи глаго́лют соверша́ти слу́жбу, и та́ко я́сти, ничто́же и́но, но хлеб, и ово́щие, и ма́ло вин, я́коже мню. Сия́ у́бо вся мы сочета́вше, су́щим у нас о Христе́ бра́тиям предложи́хом, я́коже и предрече́ся по оте́ческому уста́ву, я́ко да ку́пно, внегда́ за́йдет со́лнце, клепа́ти, иде́же доспе́ет отпу́ст.

По вкуше́нии же всея́ бра́тии, быва́ет чте́ние в те́хже Дея́ниих святы́х апо́стол, я́коже предрече́ся. Сие́ опа́сство да внима́ет церквонача́льник, да вся Дея́ния прочту́тся до конца́. Бра́тиям же всем с прилежа́нием послу́шающим, и да не бу́дет леть ни еди́ному же на сон преда́ти себе́, боя́щеся скве́рны искуси́теля врага́: в таковы́х бо времене́х и ме́стех тщи́тся враг оскверни́ти неради́выя, и многосонли́выя мона́хи. Изменя́ются же чтецы́, и чтут да́же до часа́ 4‑го но́щи. Посе́м же вжига́ет параекклисиа́рх вся канди́ла по ме́стом. И взем от настоя́теля благослове́ние, и тако изше́д ударя́ет в би́ло. И чтец соверша́ет чте́ние» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту вечера», 2‑е, 3‑е и 4‑е «зри»).

Если освя­ще­ние кули­чей и пасох совер­ша­ется до Свет­лой заут­рени, то при этом сле­дует петь только вос­крес­ный тро­парь 2‑го гласа: «Егда́ снизше́л еси к сме́рти…».

После уборки храма начи­на­ется «чтение вели­кое в Дея­ниих святых апо­стол от начала». Чтец: «Дея́ния святы́х апо́стол бла­го­слови́, о́тче, про­че­сти́». Иерей: «Моли́твами святы́х апо́стол, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас». Чтец: «Аминь», и начи­нает чтение.

Аналой для чтения Деяний постав­ля­ется перед Пла­ща­ни­цей.

25 По обычаю, перед Пла­ща­ни­цей.

26 Во время пения 17‑й кафизмы с похва­лами диакон непре­станно кадит Пла­ща­ницу.

27 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 581.

28 Устав умал­чи­вает о каж­де­нии во время тро­па­рей по Непо­роч­ных («Ангель­ский собор…»).

29 Согласно Пост­ной Триоди, на «Славу» поется окон­ча­ние седальна.

30 «И чте́ние в толкова́нии Златоу́стаго на Ева́нгелие Матфе́я, зача́ло 114: Во у́трий же день, и́же есть по пятце́» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

31 «И мы тропа́рь еди́ножды: Бла­го­об­раз­ный Иосиф…» (Триодь Пост­ная, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»). «Глаго́лет настоя́тель: Прему́дрость, про́сти. И чтец а́бие тропа́рь Благообра́зный Ио́сиф… еди́ножды» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святую и Вели­кую Суб­боту»).

32 Согласно Пост­ной Триоди, на «Славу» повто­ря­ется окон­ча­ние тро­паря.

33 Изоб­ра­зи­тельны начи­на­ются с «Во Цар­ствии Твоем…».

34 По обычаю, перед Пла­ща­ни­цей.

35 Воз­глас «Яко Свят еси, Боже наш…» про­из­но­сится на Литур­гии и тогда, когда она совер­ша­ется с вечер­ней. По мнению прот. К. Николь­ского (см. его «Посо­бие к изу­че­нию Устава бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви», с. 388), в этом случае сле­дует воз­гла­шать «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя…». Поря­док про­из­но­ше­ния «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя…» такой же, как на Литур­гии, совер­ша­е­мой без соеди­не­ния с вечер­ней. Свя­щен­ник, когда нет слу­жа­щего диа­кона, должен про­из­но­сить сам воз­гла­ше­ние «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя и услыши ны» в сле­ду­ю­щей редак­ции. Иерей – воз­глас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воз­сы­лаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Опре­де­ле­ния Свя­щен­ного Синода <о порядке воз­гла­ше­ния «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя…»>, засе­да­ние 17 июля 1997 г. // Журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

36 Пере­об­ла­че­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей в свет­лые одежды – это кре­щаль­ная осо­бен­ность, сохра­нив­ша­яся в совре­мен­ном бого­слу­же­нии от древ­ней прак­тики Кре­ще­ния в этот день огла­шен­ных (как и апо­столь­ское и еван­гель­ское чтения Литур­гии Вели­кой Суб­боты).

37 Суще­ствует прак­тика петь вместо «Ви́дехом Свет Истин­ный…» вос­крес­ный тро­парь, глас 2‑й: «Егда́ снизше́л еси к сме́рти…» (ср.: После­до­ва­ние служб в суб­боту Лаза­реву, Неделю ваий и Страст­ную сед­мицу / Сост. Е. Кустов­ский. М., 2010. С. 300), однако, бого­слу­жеб­ные книги не дают осно­ва­ний для подоб­ной замены.

38 См.: Успен­ский Н. Д. Бого­слу­жеб­ные отпу­сты // Журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. М., 1963. № 12. С. 52–69; Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1998 год. С. 417–419.

39 Красову́ля – чаша для пития, упо­треб­ля­е­мая в гре­че­ских мона­сты­рях, кото­рая вме­щает ½ фунта и более напитка (один рус­ский фунт равен 409,5 грамма).

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки