Азбука веры Православная библиотека Алексей Сергеевич Кашкин Заметки об использовании «Богослужебных указаний» священнослужителями и церковнослужителями
Распечатать

Алексей Сергеевич Кашкин

Заметки об использовании «Богослужебных указаний» священнослужителями и церковнослужителями

Общая информация о книге «Богослужебные указания».

«Богослужебные указания» – книга, содержащая подробное описание особенностей каждого богослужебного дня в конкретном году и предназначенная в качестве пособия для священнослужителей и церковнослужителей. Впервые практика издавать ежегодные «Богослужебные указания» появилась в середине XX века, когда на протяжении 10 лет с 1949 по 1958 г. «Издательство Московской Патриархии» каждый год печатало соответствующие книги ограниченным тиражом. В 1998 году эта практика была возобновлена и с тех пор «Богослужебные указания» (далее – БУ) издаются ежегодно.

Цель настоящей краткой публикации – поразмыслить, высказать свой субъективный взгляд о том, как можно извлечь из БУ максимальную пользу.

Социологический опрос о популярности «Богослужебных указаний».

Прежде всего, автор настоящей публикации решил провести небольшое социологическое исследование на платформе социальной сети «В контакте». Респондентам был предложен один вопрос: «В какой мере вы пользуетесь «Богослужебными указаниями»?» – с четырьмя вариантами ответов:

· «Всегда. Для меня это – настольная / «наклиросная» книга»;

· «Часто, кроме тех случаев, когда служба сама по себе простая»;

· «Редко, только в сложных случаях»;

· «Никогда! Я сам разбираюсь в Уставе и никакие «Указания» мне не нужны»!

Всего в опросе приняли участие 142 человека1, из которых 1-й вариант ответа выбрали 70, 2-й вариант – 42, 3-й вариант – 22, 4-й вариант – 8. Схематически результаты этого опроса представлены в круговой диаграмме ниже.

Понятно, что, несмотря на ограниченность такого исследования, картина в целом является характерной (думается, при большем количестве респондентов абсолютные показатели хотя и могли бы быть другими, однако общая ситуация вряд ли бы существенно поменялась, тем более что картина, близкая к итоговой, установилась уже на ранней стадии опроса, после того как проголосовали 40 человек), что позволяет сделать следующий вывод: около половины священнослужителей и церковнослужителей вообще не могут «шагу ступить» без БУ, подавляющее большинство в той или иной степени их используют и лишь очень малая часть таких, которые в принципе могут без БУ обойтись.

Причины популярности «Богослужебных указаний»

Почему книга «Богослужебные указания» столь популярна? Наверное, здесь целый комплекс факторов, из которых можно отметить один положительный, тогда как остальные можно квалифицировать как отрицательные (в разной степени):

Ø БУ – замечательная книга с точки зрения содержания. Да, конечно и здесь недочеты присутствуют, из которых можно отметить как редкие прямые ошибки (сейчас их очень мало, гораздо меньше, чем, например, в конце 1990-х, когда ежегодные выпуски БУ были возобновлены), так и более частые спорные замечания по тем аспектам, которые явно не обозначены в Типиконе и определяются на основании приходских традиций или частных мнений литургистов.

Из прямых ошибок БУ отметим написание «парИмии», тогда как должно быть «парЕмии». Да, греческое слово παροιμία читается «паримиа», однако орфография «паремиа» принята и в нашем Типиконе, и, что самое главное, в «Православной энциклопедии»2, которая считается эталоном с точки зрения оформления и орфографии. Или вот еще одно замечание: в сноске в рубрике 14 февраля 2021 года (предпразднство Сретения Господня в неделю) сказано: «В предпразднство и попразднство Сретения Господня На утрене читаются две кафизмы». Информация в целом верная, однако здесь она совершенно неуместна, так как в воскресенье и без того всегда читаются 2-я и 3-я кафисмы. Такое ненужное замечание – следствие дублирования одних и тех же рубрик каждый год; если в позапрошлом году (когда предпразднство Сретения было в четверг) оно еще было уместно, то в прошлом году (когда 14 февраля было в пятницу, а в пятницу и при зимнем, и при летнем расписании всегда читаются только две кафисмы), а тем более в нынешнем году оно может только сбить с толку; в текущем году подобное примечание логичнее выглядело бы в рубрике 16 февраля.

Из второй категории (спорные замечания) отметим ежегодное упоминание явно ошибочного мнения схиархим. Иоанна (Маслова) о пении канона праздника Сретения Господня с Богородичным припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Да, такое мнение существует, однако совершенно очевиден его ошибочный характер, так как и праздник Сретения Господня по содержанию – Господский, и самое главное, в каноне примерно половина тропарей, в которых Богородица не упоминается вообще. Потому и мнение не следует упоминать вообще, а ограничиться замечанием, что единственная альтернатива библейским песням – припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

В целом же книга очень подробная, на каждый день дается несколько возможных вариантов совершения богослужения, все особенности детально расписаны. Особенно интересны примечания, в которых разбираются вопросы, касающиеся практики, или проблемные вещи, не обозначенные в уставных книгах. И когда есть столь замечательное, подробное и авторитетное руководство, почему бы не использовать его в полной мере? Как сказал один знакомый студент семинарии (ныне – священнослужитель) перед принятием сана: «Буду служить только по БУ. Их составляли умные люди, я воспользуюсь их трудами. Зачем я буду из себя строить знатока, не являясь таковым? Лучше потрачу время и силы на другие дела».

Ø Невозможность пользоваться Типиконом. Действительно, Типикон, хотя и является нашей «конституцией», первоисточником, представляет собой книгу со сложной, малопонятной структурой, в которой указания, относящиеся к одному и тому же богослужению, находятся совершенно в разных частях и без определенного опыта пользоваться им достаточно проблематично. Для начинающего он вообще представляется чем-то вроде загадочного «Талмуда», написанного таинственным языком (хотя как раз с точки зрения языка текст Типикона в высокой степени приближен к русскому литературному языку и выгодно отличается от языка других богослужебных книг) и могущего вызывать только священный трепет (в лучшем случае).

Ø Недостаточная степень подготовки священнослужителей и церковнослужителей, проще говоря – плохое знание богослужебного Устава. Причин такого печального положения много, причем они могут быть совершенно различными. Есть люди, которые изучали Устав (Литургику), но в силу разных обстоятельств: собственная леность, неумение организовать свой учебный процесс, недостаточно хорошее качество преподавания, сложность самой дисциплины, ее привязанность к практике (Литургика – одна из немногих дисциплин, которая тесно связана с богослужебной практикой; при отсутствии практики одних теоретических занятий для усвоения Устава недостаточно) – все эти факторы приводят к тому, что даже закончившие курс духовной семинарии, регентской школы или курсы псаломщика все равно знают дисциплину достаточно плохо. Представители Учебного Комитета Русской Православной Церкви отмечают: когда во время проверок семинарий предлагаются тесты для студентов выпускного курса, то чаще всего именно по Литургике показатели бывают чуть ли не самые низкие. С другой стороны, есть люди, которые просто не имели возможности систематически изучать богословские дисциплины, но их судьба сложилась так, что они стали священнослужителями или несут клиросное послушание. В этом случае недостаток знаний – не вина, а скорее беда этих людей, однако от признания этого ничуть не легче.

К этой группе проблем можно отнести и частое ныне явление, когда профессиональных певцов и псаломщиков просто не хватает по причине строительства и открытия большого количества новых храмов. В результате приходится привлекать тех любителей/энтузиастов, которые хотят читать и петь за богослужением, но соответствующих знаний не имеют вообще. Как отметила одна из респондентов в своем комментарии к описанному выше опросу: «Сельский храм, полгода как построен. Новый состав клироса. У нас настольная книга, т.к. знаний мизер. БУ для нас это просто спасение»3.

Ø Чрезмерная занятость бытовыми проблемами. К сожалению, нередко играет роль и отсутствие времени для полноценной подготовки к богослужению, связанное с большим количеством забот у отдельно взятого человека. Представим ситуацию: регент целый день занимается семейными или бытовыми проблемами, приходит (скорее, прибегает, запыхавшись) к вечернему богослужению и просто не имеет времени вникнуть в особенности уже начавшейся службы. Конечно, ему ничего не остается, как взять готовую «шпаргалку», которой и являются БУ, и по ней петь стихиры, тропари и каноны.

Впрочем, здесь «палка о двух концах»: если бы тот же регент не имел под рукой готовой схемы богослужения, а должен был бы сам разбираться в особенностях службы, то наверняка он приходил бы в храм за полчаса/15 минут до богослужения. Так что сам факт наличия БУ даже дает возможность приходить на службу в «последний момент».

Ø Склонность к легкому пути, привычка получать необходимое в готовом виде. К сожалению, и это можно назвать характерным признаком нашей цивилизации. Мы привыкли получать максимум при минимуме затрат. Многие будущие регенты или начинающие псаломщики, пользующиеся готовыми схемами БУ, просто привыкают к их наличию и подспудно формируется идея о том, что нет необходимости «грызть гранит» литургической науки, когда можно взять БУ и с их помощью совершить любой богослужение. Опять-таки, это – не проблема самих БУ, это – нежелательное и, к сожалению, неизбежное следствие наличия готового и легкодоступного материала. Как постоянное использование калькулятора приводит к потере навыков считать в уме (часто приходится видеть, как продавцы даже простые арифметические действия, которые легко выполнит ученик начальной школы, совершают при помощи калькулятора), так и реальность БУ явно не стимулирует именно к изучению Устава.

В качестве итога представленным размышлениям можно вывести следующую мысль: БУ – книга очень хорошая, подробная, замечательная и т. д. (можно еще много эпитетов привести), однако по-хорошему нужно стремиться к избавлению от зависимости от БУ. Священнослужитель или церковнослужитель должны иметь цель «петь Богу разумно» не только в смысле понимания текста песнопений, но в отношении церковного Устава, порядка и количества исполняемых песнопений. Если вернуться к вышеприведенному опросу, то для тех людей, которые отнесли себя к первым двум категориям пользователей БУ, желательно поставить цель хотя бы перехода в следующую категорию (то есть те, кто не может служить без БУ, стремились бы к тому, чтобы хоть иногда совершать службы самостоятельно, только по богослужебным книгам, а те, кто пользуются ими часто, стали бы обращаться к ним только в реально сложных случаях, каковыми являются соединения нескольких памятей в воскресный день, службы по Марковым главам в период Триоди и др.). В идеале же желательно стремиться к ситуации, которую лаконично описал известный московский регент Е. С. Кустовский: «Сразу скажу: На моём клиросе БУ нет. И о. Сергий, главред БУ, своим студентам запрещает пользоваться этой культовой книгой!»4.

Использование «Богослужебных указаний» для изучения Устава.

Теперь вернемся к цели настоящей публикации – рассуждениям о том, как можно извлечь максимальную пользу из БУ. Понятно, что многие используют эту книгу просто как собрание готовых схем для совершения службы. Об этом уже сказано, эта манера использования понятна и об этом аспекте нет смысла более говорить. Хочется рассмотреть два других резерва использования БУ, которые помогут именно изучению богослужения, совершенствованию своих знаний в области Устава. Понятно, что предложенные далее советы в большей степени пригодятся не «чайникам», не тем, кто только оказался на клиросе, а церковнослужителям, уже имеющим за плечами определенный, пусть даже небольшой опыт.

1. В первую очередь можно посоветовать использовать БУ для самопроверки. То есть поменять порядок действий: сначала взять необходимые книги (Октоих, Минею, Триодь, Типикон), составить службу и потом проверить себя по БУ. Алгоритм работы будет примерно таков:

Шаг 1. Найти в церковном календаре или в БУ на данный год интересующий Вас конкретный случай (например, Вы хотите разобрать богослужение святого с полиелеем в неделю). Выпишите все параметры данного богослужения: число по Минее, глас Октоиха, номер воскресного утреннего Евангелия, название Вашего храма.

Шаг 2. Открыть в Типиконе соответствующую рубрику (в данном случае это 4 глава Типикона «О святем имущем полиелей, аще прилучится в неделю»).

Шаг 3. Сделать (распечатать или заполнить на пустом листе от руки) трафарет нужной службы (два готовых трафарета: для вседневной и воскресной службы – см. в Приложении).

Шаг 4. Пользуясь Октоихом и Минеей, составить службу с указанием инципитов всех изменяемых песнопений.

Шаг 5. Сверить полученный результат с соответствующей рубрикой БУ; если все верно, то поздравить себя с успехом, если где-то обнаружится ошибка, проанализировать этот момент особенно тщательно (попытаться понять, в чем причина ошибки: простая невнимательность или следствие незнания определённого нюанса).

Вот этот же алгоритм в виде краткой схемы:

Шаг 1. Найти в БУ конкретный случай

Шаг 2. Открыть рубрику в Типиконе

Шаг 3. Приготовить трафарет

Шаг 4. Составить службу по богосл. книгам

Шаг 5. Проверить себя по БУ

2. Во время богослужения (или при подготовке к нему) обращать внимание на текст, содержащийся в сносках (кстати, «начинающие» пользователи зачастую не обращают внимания на сноски). Чаще всего в сноски выносится информация об особенностях/деталях, которые явно не обозначены в уставных книгах и потому представляют особый интерес. Далее можно самостоятельно попробовать более глубоко выяснить данный вопрос; такое микроисследование будет способствовать профессиональному росту и углублению знаний в Литургике. Например, в сноске в рубрике 15 февраля есть такое примечание к входному стиху праздника Сретения Господня: ««Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–383)». Если любознательный студент (здесь слово «студент» использовано в широком смысле как человек, который занимается изучением определенной науки) откроет и прочитает соответствующий фрагмент книги прот. К. Никольского, думается, узнает для себя нечто новое и полезное.

В заключение еще раз выскажем пожелание, чтобы священнослужители и церковнослужители, используя БУ, все-таки старались избавляться от чрезмерной зависимости от этой книги, постепенно переводя ее из категории «предмета чрезвычайной важности» в сферу справочных пособий, к которым обращаешься только в случае крайней необходимости.

Вседневное богослужение: трафарет

Пример заголовка: 2 ноября, 5 глас, понедельник. Храм арх. Михаила (см. 8 ноября)

ВЕЧЕРНЯ

кафисма

стихиры на «Господи, воззвах…»

1. «Аще беззакония назриши…»

2. «Имене ради Твоего…»

3. «От стражи утренния…»

4. «Яко у Господа милость…»

5. «Хвалите Господа вси язы́цы…»

6. «Яко утвердися милость…»

«Слава»

«И ныне»

прокимен

Стихиры на стиховне

Припев:

Припев:

«Слава»

«И ныне»

По «Ныне отпущаеши…»:

Утреня

По «Бог Господь…»:

По кафисме седальны:

По кафисме седальны:

По кафисме седальны:

канон (только схема)

По 3-й песни Катавасия:

По 6-й песни Катавасия:

По 8-й песни Катавасия:

По 9-й песни Катавасия:

Стихиры на стиховне

Припев:

Припев:

«Слава»

«И ныне»

По «Благо есть…»

НА ЧАСАХ тропарь

Кондак

на литургии

Блаженны:

Блажени нищии духом ….

Блажени плачущии….

Блажени кротцыи….

Блажени алчущии…

Блажени милостивии….

Блажени честии сердцем….

Блажени миротворцы….

Блажени изгнани правды ради…

Блажени есте, егда поносят вам, …

Радуйтеся и веселитеся, …

Слава

И ныне

ТРОПАРИ И КОНДАКИ ПО ВХОДЕ:

ПРОКИМЕН

Апостол

Аллилиуя (стихи)

Евангелие

Задостойник

Причастны

Воскресное богослужение трафарет

пример заголовка: 21 ноября, 5 глас, воскресенье, 3-е воскр. Евангелие, храм Архистр. Михаила (см. 8 ноября)

стихиры на «Господи, воззвах…»

1. «Изведи из темницы…»

2. «Мене ждут праведницы…»

3. «Из глубины воззвах…»

4. «Да будут уши Твои…»

5. «Аще беззакония назриши…»

6. «Имене ради Твоего…»

7. «От стражи утренния…»

8. «Яко у Господа милость…»

9. «Хвалите Господа вси язы́цы…»

10. «Яко утвердися милость…»

«Слава»

«И ныне»

паремии

стихиры литии

Стихиры на стиховне

Припев:

Припев:

Припев:

«Слава»

«И ныне»

По «Ныне отпущаеши…»:

УТРЕНЯ

По «Бог Господь…»:

По 2-й кафисме седальны:

По 3-й кафисме седальны:

Величание и избранный псалом

По полиелеи

Прокимен

Евангелие

канон (только схема)

Катавасия

По 3-й песни

По 6-й песни

По 9-й песни

Стихиры на хвалитех

«Сотворити в них суд написан…»

«Хвалите Бога во святых Его…»

«Хвалите Его на силах Его…»

«Хвалите Его во гласе трубнем…»

«Хвалите Его в тимпане и лице …»

«Хвалите Его в кимвалех доброгласных…»

Припев:

Припев:

«Слава»

«И ныне»

По славословии тропарь

На часах тропари

кондак

на литургии

Блаженны:

Блажени нищии духом ….

Блажени плачущии….

Блажени кротцыи….

Блажени алчущии…

Блажени милостивии….

Блажени честии сердцем….

Блажени миротворцы….

Блажени изгнани правды ради…

Блажени есте, егда поносят вам, …

Радуйтеся и веселитеся, …

Слава

И ныне

Тропари и кондаки по входе:

Прокимен

Апостол

Аллилиуя (стихи)

Евангелие

Задостойник

Причастны

* * *

1

При этом отметим факт, что просмотрели запись 454 человека, то есть примерно в 3 раза большее количество просмотревших, чем проголосовавших. Возможно (хотя нельзя сказать наверняка), более 2/3 потенциальных респондентов просто не связаны с совершением богослужения и потому не знают о существовании этой книги.

2

Желтов М., свящ. Паремия. // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2019. Т. 54. С. 610–611

3

https://vk.com/id1560159?w=wall1560159_6083%2Fall

4

https://vk.com/id3809719?w=wall3809719_38248%2Fall

Комментарии для сайта Cackle