Богослужение мирянским чином

***

Бого­слу­же­ние мирян­ским (мир­ским) чином — бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое в отсут­ствие свя­щен­ника или епи­скопа. Мирян­ским чином могут совер­шаться все службы суточ­ного бого­слу­жеб­ного круга, содер­жа­щи­еся в Часо­слове. Мир­ским чином не может совер­шаться всего одна служба — Литур­гия, она заме­ня­ется служ­бой Изоб­ра­зи­тель­ных.

Наи­бо­лее важные устав­ные пра­вила, совер­ше­ния миря­нами бого­слу­же­ний суточ­ного, сед­мич­ного и годо­вого круга, а также молеб­ствий, крест­ных ходов, пани­хид, литий и отпе­ва­ния усоп­ших при отсут­ствии свя­щен­ника:

  1. Все бого­слу­же­ния при отсут­ствии иерея совер­ша­ются вне алтаря (алтарь закрыт, завеса Цар­ских врат задёр­нута, сти­харь не оде­ва­ется).
  2. Все иерей­ские воз­гласы во всех слу­чаях заме­ня­ются одним: «Молит­вами святых отец наших, Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас. Аминь».
  3. За екте­нию во всех слу­чаях про­из­но­сится только «Гос­поди, помилуй»:за вели­кую и про­си­тель­ную екте­нии – 12 раз; за сугу­бую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо воз­гласа по окон­ча­нии екте­нии про­из­но­сится: «Молит­вами святых отец наших,..» (см. выше).
  4. Миряне могут воз­гла­шать про­кимны, алли­лу­а­рии и «Бог Гос­подь…» со сти­хами, как это и поло­жено делать кано­нарху на бого­слу­же­нии.
  5. Миряне могут читать Пари­мии, Апо­столь­ские и Еван­гель­ские зачала с аналоя на сере­дине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все пред­ва­ря­ю­щие и после­ду­ю­щие иерей­ские воз­гласы («Вонмем», «Мир всем», «Пре­муд­рость, прости», «И о спо­до­би­тися нам…» и т.д.) – опус­ка­ются. Про­из­но­сится только назва­ние зачала, напри­мер: «К Солу­ня­нам посла­ние свя­таго апо­стола Павла чтение», «От Луки свя­таго Еван­ге­лиа чтение», и далее сразу чита­ется текст зачала. При отсут­ствии бого­слу­жеб­ного Апо­стола и Еван­ге­лия, тексты зачал можно опре­де­лить по номе­рам глав и стихов, и про­чи­тать их по обыч­ному тексту Нового Завета. При чтении недо­пу­стимо ника­кое под­ра­жа­ние диа­кон­ской или иерей­ской голо­со­вой инто­на­ции – читать нужно просто, чётко, доста­точно громко, с соблю­де­нием смыс­ло­вых пауз и интер­ва­лов.
  6. Каж­де­ние совер­ша­ется только ручной (домаш­ней) кадиль­ни­цей. Кусо­чек ладана кла­дётся на горя­чий уголёк и осе­ня­ется крест­ным зна­ме­нием с молит­вой: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа. Аминь». Каж­де­ние совер­ша­ется трое­крат­ным кре­сто­об­раз­ным дви­же­нием руки с кадиль­ни­цей: а) два раза вер­ти­кально – сверху вниз; б) один раз гори­зон­тально – слева на право. Во время дли­тель­ного каж­де­ния обычно про себя чита­ется 50‑й псалом. При неболь­шом каж­де­нии чита­ется таже молитва что и на начало каж­де­ния: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа. Аминь».
  7. Вместо бого­слу­жеб­ного отпу­ста про­из­но­сится крат­кий малый отпуст: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­стыя Твоея Матере, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших и всех святых, поми­луй нас. Аминь».

    На крат­ком отпу­сте, после поми­но­ве­ния Божией Матери, можно также помя­нуть хра­мо­вого свя­того (кото­рому посвя­щён храм); днев­ного свя­того (кото­рому посвя­щён день сед­мицы); свя­того, кото­рому совер­ша­лась служба («его же и память ныне совер­шаем»); и всех святых, кото­рые празд­ну­ются в этот день («их же и память днесь»). По окон­ча­нии бого­слу­же­ния моля­щи­еся сами при­кла­ды­ва­ются ко св. Кресту, кото­рый для этого пред­ва­ри­тельно пола­га­ется на аналое за амво­ном, или на сере­дине храма рядом с хра­мо­вой иконой.

  8. Сле­дует пом­нить, что миряне не имеют права без свя­щен­ника: дер­зать совер­шать Боже­ствен­ную Литур­гию; чино­по­сле­до­ва­ния цер­ков­ных Таинств (за исклю­че­нием Таин­ства Кре­ще­ния «страха ради смерт­наго» – о чём будет ска­зано ниже); наде­вать свя­щен­ные обла­че­ния; совер­шать какие-либо свя­щен­но­дей­ствия; пре­по­да­вать мир и бла­го­сло­ве­ние; читать тайные, сугубо иерей­ские молитвы; про­из­но­сить воз­гласы и екте­нии.

***

О воз­мож­но­сти совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния миря­нами в случае смерт­ной опас­но­сти

Таин­ство свя­того Кре­ще­ния при отсут­ствии свя­щен­ника и при смерт­ной опас­но­сти воз­можно совер­шить любому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину. Об этом гово­рят святые: блаж. Иеро­ним, блаж. Авгу­стин, преп. Феодор Студит, Тер­тул­лиан, и другие св.отцы и учи­теля Церкви. Об этом же гово­рит пра­вило 14 Николы пат­ри­арха, 45 пра­вило Ники­фора испо­вед­ника, ска­зано в Дея­ниях Апо­сто­лов (Деян. 6:1–6), (Деян. 8:38), (Деян. 9:17–18) и др.

«В случае край­но­сти, когда гото­вя­ще­муся к кре­ще­нию грозит смерт­ная опас­ность, за отсут­ствием свя­щен­ника, могут совер­шить кре­ще­ние и миряне; при этом тре­бу­ется только:

а) чтобы кре­ща­ю­щий был пра­во­слав­ный,

б) чтобы точно про­из­но­сил форму кре­ще­ния при трое­крат­ном погру­же­нии,

в) если за сим кре­ща­ю­щийся чрез миря­нина будет жив, то кре­ще­ние над ним должно быть допол­нено молит­вами и обря­дами, отно­ся­щи­мися к кре­ще­нию» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).

На такой случай, в Треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы име­ется ука­за­ние: «аще тамо будет свя­щен­ник, он да кре­стит, а не диакон; аще же диакон, он, а не ипо­ди­а­кон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не про­стец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу кре­стити мла­денца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму кре­ще­ния и водою обли­яти» (Требн. П. Мог. л. 8).

Кроме этого необ­хо­димо – «Для пре­ду­пре­жде­ния слу­чаев смерти детей без кре­ще­ния, свя­щен­ник должен научать своих при­хо­жан и в осо­бен­но­сти женщин, слу­жа­щих при рож­де­нии, тому, как они должны посту­пать в слу­чаях близ­кой смерти мла­ден­цев, т.е. чтобы они знали совер­ши­тель­ную форму кре­ще­ния и могли бы сами совер­шить кре­ще­ние над опас­ным мла­ден­цем, а также уве­ще­вать их, дабы в таких слу­чаях немед­ленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).

Поэтому, каждый должен знать крат­кий устав совер­ше­ния св. Таин­ства Кре­ще­ния. Чита­ются: «Царю Небес­ный» и «Три­свя­тое по Отче наш». После «При­и­дите покло­нимся», чита­ется Символ веры а затем совер­ша­ется Таин­ство Кре­ще­ния полным трое­крат­ным погру­же­нием.

Кре­ща­ю­щий про­из­но­сит: «Кре­ща­ется раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (1‑е погру­же­ние). Аминь. И Сына (2‑е погру­же­ние). Аминь. И Свя­таго Духа (3‑е погру­же­ние). Аминь».

(Эти совер­ши­тель­ные слова св. Кре­ще­ния необ­хо­димо знать каж­дому хри­сти­а­нину! Важно эти слова знать жен­щи­нам, кото­рые гото­вятся к родам, и аку­шер­кам, кото­рые будут при­ни­мать роды – чтобы в случае смерт­ной опас­но­сти быстро окре­стить мла­денца).

Во время трое­крат­ного погру­же­ния кре­ща­ю­щий держит руку на голове кре­ща­е­мого. После кре­ще­ния про­из­но­сится обыч­ный отпуст. При невоз­мож­но­сти пол­ного погру­же­ния допус­ка­ется кре­ще­ние обли­ва­нием. Исполь­зо­вать жела­тельно святую воду, но при нужде подой­дет и любая вода. Можно пред­ва­ри­тельно в такую воду трижды опу­стить св. Крест, с чте­нием тро­паря: «Спаси, Гос­поди, люди Твоя, и бла­го­слови досто­я­ние Твое, победы на сопро­тив­ныя даруя, и Твое сохра­няя Кре­стом Твоим житель­ство».

В пра­во­слав­ной лите­ра­туре описан случай, когда при полном отсут­ствии воды уми­ра­ю­щий после преж­де­вре­мен­ных родов пяти­ме­сяч­ный мла­де­нец был крещён соб­ствен­ной мате­рью кре­сто­об­раз­ным пома­за­нием слюной на челе. Есть опи­са­ние слу­чаев, когда уто­па­ю­щие в резуль­тате кораб­ле­кру­ше­ния люди прямо в воде совер­шали кре­ще­ние друг друга, при­зы­вая в сви­де­тели Бога, и были, потом, чудесно спа­сены по Его боже­ствен­ной мило­сти. В древ­них пате­ри­ках описан также случай, когда в пустыне было совер­шено кре­ще­ние уми­ра­ю­щего песком, за неиме­нием воды. Не сле­дует забы­вать и о кре­ще­нии кровью – когда чело­век перед муче­ни­че­ской смер­тью испо­ве­дует Христа Спа­си­теля и стра­дает за Него. Само­кре­ще­ние допус­ка­ется только в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях.

***

Бого­слу­же­ние совер­ша­е­мое одними миря­нами не может заме­нить глав­ного бого­слу­же­ния – Боже­ствен­ную Литур­гию, совер­ша­е­мую только епи­ско­пом или свя­щен­ни­ком. Однако – хоро­ший навык и при­вычка к уча­стию в бого­слу­же­нии помо­гает и самим мирянам–чтецам – она учит их гра­мотно обра­щаться с бого­слу­жеб­ными кни­гами, при­ви­вает инте­рес к Цер­ков­ному Уставу и бого­слу­жеб­ным тек­стам. Когда Октоих, Минеи и Часо­слов ста­но­вятся не «темным лесом», а источ­ни­ками знаний и молит­вен­ного вдох­но­ве­ния, меня­ется не только наше пони­ма­ние службы, меня­емся мы сами – ведь эти тексты, эти книги состав­лены вели­кими подвиж­ни­ками веры и при­об­ще­ние к ним ока­зы­вает каж­дому гро­мад­ную душев­ную пользу. Молит­вен­ные хри­сти­ан­ские гимны учат нас пра­виль­ному обра­ще­нию к Богу через опыт святых подвиж­ни­ков, вводит в мир истин­ной молитвы, в духов­ную жизнь Пра­во­сла­вия. 

 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки