Дихотомия

Дихотоми́я (от греч. διχοτομία – двух­со­став­ность (от δῐχῆ — надвое, и τομή — деле­ние) – бого­слов­ский термин, упо­треб­ля­е­мый для обо­зна­че­ния двух­со­став­но­сти чело­ве­че­ской при­роды (душа и тело) (в отли­чие от тер­мина «три­хо­то­мия», ука­зы­ва­ю­щего, согласно дру­гому бого­слов­скому мнению, на трёх­со­став­ность чело­ве­че­ского есте­ства (дух, душа и тело).

Нали­чие кос­мо­ло­ги­че­ского кон­тек­ста в трудах святых отцов обычно пред­по­ла­гало «дихо­то­ми­че­скую речь» свя­того, а нали­чие аске­ти­че­ского кон­тек­ста – «три­хо­то­ми­че­скую».

Учение о составе чело­ве­че­ской при­роды в Пра­во­слав­ной Церкви не дог­ма­ти­зи­ро­вано.

Цитаты о дихо­то­мии

«Святые отцы раз­де­ля­лись во мне­ниях о составе чело­ве­че­ской при­роды. Одни из них учили о двух­част­но­сти чело­ве­че­ского есте­ства, то есть о том, что чело­век состоит из души и тела. Другие выде­ляют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мне­ни­ями нет про­ти­во­ре­чия. Исто­рия свя­то­оте­че­ской мысли не знает ника­кого спора между дихо­то­ми­стами и три­хо­то­ми­стами. Те, кто учил о трех­со­став­но­сти чело­ве­че­ского есте­ства, на самом деле выде­ляли в душе чело­века ее высшую часть и назы­вали ее духом, или умом. Сле­дует под­черк­нуть, что чело­век – это един­ство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может счи­таться пол­но­цен­ной».
архи­манд­рит Алипий (Касталь­ский-Бороз­дин)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки