Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь постная\ Оглавление\ Суббота сыропустная

Вечерня • Утреня • Литургия


 

СУББОТА СЫРОПУСТНАЯ

 

НА УТРЕНИ

 

 

НА УТРЕНИ

 

По шестопсалмии, и первом стихословии,
седальны, глас 8. Подобен: Повеленное тайно:

 

После 1 стихословия седален,
глас 8

Отеческими молниями озарившеся, / яко в рай красный ныне входяще, / сладости потока насладимся, / и сих доблести ужасно смотряюще, / поревнуим добродетелем, Спасу взывающе: / молитвами их Боже, / Царствия Твоего причастники ны сотвори.

 

Молниями отцов озаренные, / как в рай приятный ныне входя, / потоком сладостным насладимся; / и их доблести с изумлением созерцая, / поревнуем их добродетелям, Спасителю восклицая: / "Молитвами их Боже, соделай нас причастниками / Небесного Царства Твоего!"

Слава, подобен: Начальника монашествующих Павла, / согласно со Антонием мудрым, и Евфимием / воспоим вси, с прочими отцы: / и сих умолим, яко да Христу непрестанно молятся о нас, / божественную и всесветлую совершающих память их, / в песнех славяще Спаса и Господа.

 

Слава: Начальника монашествующих Павла / с Антонием мудрым и Евфимием, и с прочими отцами / все согласно воспоем и их умолим, / чтобы они Христу непрестанно молились о нас, / их божественную и всесветлую память совершающих, / в песнях славя Спасителя и Господа.

И ныне, Богородичен. Подобен: Благодарим Тя Приснодево, / и величаем Чистая, и покланяемся Ти, / воспевающе Рождество Твое благодатная, / зовуще непрестанно: / спаси нас Дево Всемилостивая, яко Благая, / и демонскаго исхити словопрения страшнаго в час испытания, / да не посрамимся раби Твои.

 

 

 

И ныне, Богородичен: Благодарим Тебя всегда, Богородица, / и величаем, Чистая, и поклоняемся Тебе, / воспевая Рождение Христа Тобою, благодатная, / взывая непрестанно: / "Спаси нас, Дева всемилостивая, как благая, / и избавь от страшного словопрения с демонами в час испытания, / дабы не посрамиться нам, рабам Твоим.

 

 

По 2-м стихословии седален, глас 4.
Подобен: Свирелей пастырских:

 

По 2-м стихословии
седален, глас 4

Антония купно и Евфимия, / вси со всеми прочими богоносными отцы / восхвалим песньми, память их торжествующе: / сии бо Господеви о всем мире молятся, / да избавимся древния клятвы, свобождшеся мучения.

 

Антония и вместе Евфимия / со всеми прочими богоносными отцами / все восхвалим песнопениями, память их празднуя: / ибо они пред Господом о всем мире ходатайствуют, / чтобы мы избавились от древнего проклятия, / освободившись от наказания.

Слава: иный седален, глас 8.
Подобен: Повеленное:

 

Слава,
иной седален, глас 8

Якоже в раи добродетелей цветущем, / богоносных постников обходяще, / вони исполняемся сладкоухания: / страданьми бо наострившеся искушений, / тело воздержанием раболепно покориша духу, / ангельское на земли житие поживше. / Темже славы сподобишася.

 

Как на цветоносном лугу добродетелей / богоносных подвижников ходя, / мы ароматом благоухания исполняемся: / ибо они, в борьбе с искушениями закалившись, / тело воздержанием как раба покорили духу, / ангельскою жизнью на земле пожив, / так что славы удостоились.

И ныне, Богородичен: Безплотных Твоих Христе, и Предтечи, / учеников, пророков и мучеников, святых всех и преподобных, / молитвами Неискусомужныя и Благия Матере Твоея умоляемь, / давай нам светом Твоим ходити, / и сподоби нас улучити Царствие Твое, / ради щедрот милости Твоея.

 

И ныне, Богородичен: Ходатайствами Бесплотных Твоих и Предтечи, / учеников, пророков и мучеников, / всех святых и преподобных, / не знавшей мужа и благой Матери Твоей, Христе, побуждаемый, / даруй нам во свете Твоем ходить, / и удостой нас достигнуть Царства Твоего, / по благосердной милости Твоей.

Таже чтем во святом Ефреме словеса о скончавшихся отцех, на даяния три. Псалом 50.

 

 

 

Также читаем слово святого Ефрема о скончавшихся отцах, разделив его на три части. Псалом 50.

 

 

Канон святаго обители на 6, и святых на 8. Стихословим же и Господеви поем:

 

 

Канон святого обители на 6, и святых на 8. Стихословим же Господеви поем:. Глас 8.

 

Глас 8. Песнь 1:

Ирмос: Песнь возслем людие:

 

Песнь 1

Ирмос: Песнь вознесем, люди:

Вси в песнех духовных, в подвизех просиявшия, / божественныя отцы наша воспоим согласно, / яже изнесе Египет, Фиваида, и Ливия, / всякое место, и град, и страна.

 

Все в песнях духовных / согласно воспоем / в подвиге просиявших божественных отцов наших, / которых произвел Египет, Фиваида, и Ливия, / всякое место, и город, и страна.,

Радуйся монахом первонаставниче, Антоние преславне, / Аммуне богоносне, Нитрийская славо, / Арсение ангеле, державо безмолвия, / и Аммоне духоносне.

 

Радуйся монахов первоначальник, / Антоний всеславный, / Аммуне богоносный, Нитрии слава, / Арсений – Ангел, сила безмолвия, / и Аммон духоносный.

Красуйся воистинну сосуде Божий, Агафоне священнодушне: / Ахилла и Аммон, цветы пустыннии: / Ануве и Алоние, Аммонафа и Анфиме, добродетелей светлии бисери.

 

Веселись, воистинну сосуд Божий, / Агафон священнодушный; / Ахилла и Амой, цветы пустыни, / Анув и Алоний, Амонафа и Анфим, / добродетелей сияющие жемчужины.

Светильницы разсуждения нам, пет буди Арис днесь, и Аполлос Великий, / послушания же светы Афре и Акакие, / с сими и Аввакир спросияет, якоже некая денница.

 

Светильники рассуждения / в сей день нами да воспеваются: / Арис и Аполлос Великий; / послушания же светы – Афре и Акакий, / с ними и Аввакир сияет, / как некая утренняя звезда.

Гора жительства высокаго явися Авксентий, / страдалец же чистоты Аврамий Великий, / с нимиже Афродисий столп воздержания явися, со Афинодором.

 

Горою жития высокого / явился Авксентий; / подвижником же чистоты – Аврамий великий; / с ними Афродисий столпом воздержания провозглашен, / со Афинодором.

Сияет яко звезда на небеси в постницех Аммоний, и божественный Анина: / светится же с сими и великий Антиох, / и Агапит зельный, аще кто иный с сими блистает.

 

Светит на небе как звезда / среди подвижников Аммоний / и божественный Анина; / сияет же с ними и великий Антиох, / Агапит знаменитый и если кто иной / с ними блистает.

Песньми восхвалим священными Великаго Афанасия, / в горе Афонстей светло постившагося, / светильника великаго всея вселенныя, / егоже молитвами вси спасаемся.

 

Песнопениями священными восхвалим / великого Афанасия, / на горе Афонской блистательно подвизавшегося, / светило величайшее всей вселенной: / по его ходатайствам мы все спасаемся.

Житии богодухновенными воистинну рай явистеся Церкви премудрии, / блаженнии отцы вси по имени, / о нас молитву Господеви творите непрестанно.

 

Житиями, богодухновенными поистине, / вы явились раем Церкви Христовой, блаженные отцы; / все по имени ходатайство за нас / совершайте пред Господом непрестанно!

Приидите мучениколюбцы вернии / почтим мученики честными песньми и пении, / верою Христу Богу нашему, поюще и вопиюще: / воспоим Тебе единому Владыце.

 

Мученикам: Придите верные, любящие мучеников, / почтим мучеников ежегодными напевами и песнями, / с верою Христу, Богу нашему, воспевая и взывая: / "Воспоем Тебе, единому Владыке!"

Слава, Троичен: Вси единаго Естества пою, Лица самоипостасна: / нерожденна Отца, Сына рождшагося, и Духа Святаго: / безначальное Царство, власть, Божество едино.

 

Слава, Троичен: Три Лица воспеваю, единые Естеством, / Каждое во Своей Ипостаси: / нерожденного Отца, Сына рожденного и Духа Святого – / безначальное Царство, власть, Божество единое.

Богородичен: Радуйся пресвятый храме, руно богоросное, / запечатленный источниче безсмертныя струи, / град Твой Владычице сохрани от различных сопостат невоеванный.

 

Богородичен: Радуйся, всесвятой храм, / руно, Богом орошенное, / запечатанный источник безсмертной Струи; / город Твой, Владычице, сохраняй / для различных врагов неприступным.

Ирмос: Песнь возслем людие / чудному Богу нашему, / свободившему Израиля от работы, / песнь победную поюще и вопиюще: / поим Тебе единому Владыце.

 

Ирмос: Песнь вознесем, люди, / чудному Богу нашему, / Израиль освободившему от рабства, / песнь победную воспевая и взывая: / "Воспоем Тебе, единому Владыке!"

Вторыя же песни во Псалтири не глаголем, но припеваем: Преподобнии отцы молите Бога о нас.

 

 

 

Второй же песни Псалтири не исполняем, но поем припев: Преподобные отцы, молите Бога о нас.

 

 

Песнь 2:

Ирмос: Видите видите, / яко Аз есмь Бог ваш, / прежде век рожденный от Отца, / и от Девы в последняя без мужа заченшийся / и разрушивый грех праотца Адама, яко Человеколюбец.

 

Песнь 2

Ирмос: Видите, видите, что Я – Бог ваш, / прежде веков рожденный от Отца / и от Девы в последние времена / без мужа зачатый, / и упразднивший грех праотца Адама, / как Человеколюбец!

Благоухания ныне исполняемся яко в рай другий текуще, / богонасажденных добродетелей постнических: / яже в воздержаниих и слезах процветоша, различно плодоносяще / жительство Богу преподобнейшии.

 

Благоуханием мы ныне исполняемся, / как бы в рай иной спеша / Богом насажденных добродетелей подвижников: / их они произрастили в воздержании и слезах, / разнообразно плод Богу принося: / каждый – свой образ жизни, / преподобнейшие!

Великий Висарион, птичее житие поживый яко ангел, / новый Иов паки, твердый Вениамин, / но и Виталлий светильник, блудницы спасаяй Богу: / Витимий же божественный, и славный Вавила с сими да воспоется.

 

Великий Виссарион, жизнью птиц поживший, иной Ангел, / также новый Иов – твердый Вениамин, / как и Виталий – светоч, спасавший блудниц для Бога, / божественный же Витимий, и славный Вавила с ними / да воспоются!

Высотою жительства небо был еси, о Венедикте! / Дом же премудрости, пастырь Васиан, / но и Василий некий венец прият послушания: / во гробе бо живый вселився, показует нам послушания светлость.

 

Высотою жизни ты небесным стал, о Венедикт! / Домом же премудрости – пастырь Васиан; / но и Василий некий послушания венец восхитил: / ибо он, при жизни во гроб вселившись, / показывает нам послушания сияние.

Песнь Геласию, сей приснопамятный царь страстей: / хвала Герасиму, емуже поработа зверь: / прииде бо к нему за совершение добродетели. / Слава и Герману отцу, с Гаием мудрым угодником Христовым.

 

Песнь – Геласию: он – незабвенный царь страстей; / хвала Герасиму, которому зверь служил как раб: / ведь он пришел к нему из-за совершенства добродетели. / Слава и Герману отцу / с Гаием, мудрым служителем Христовым.

Давид Фессалонитская слава и похвала / богоприятный Даниил да похвалится. / В чудесех многий, делом же и словом, Даниил скитский: / Дий же и Далмат, начальницы монахов, утверждение веры.

 

Давид, Фессалоники слава и похвала, / боговдохновенный Даниил да восхвален будет, / сильный в чудесах, как делом, так и словом, / Даниил скитский, Дий же и Далмат, / начальники монахов, основание веры.

Звезд зари покорение, множае лучших, показа, / яко два светильника сияюща нам, / Дометиана же и Дометия богомудрая: / с симиже и безыменитии славно да воспоются.

 

Повиновение показало / много лучшими ясности звезд / как бы два светила озаряющие нас / – Дометиана и Дометия богомудрых; / с ними и неизвестные по имени отцы / славно да воспоются.

Богатство неистощимое верных, / раку предприими Господа ради страдальчествовавших: / благочестно приидите вернии, мученически сия воспоим, / плодоприемлюще исцеления душам и телесем верою.

 

Мученикам: Богатства неистощимого верных поспеши достичь / – раки за Господа подвизавшихся благочестиво; / придите, верные, их как мучеников воспоем, / собирая по вере плод / – исцеления душевные и телесные.

Слава, Троичен: Пресовершеннейшая Единице, Пребожественная, Триипостасная, / нерожденный Отче, и Сыне Единородный, Душе от Отца исходяй, Сыном же являемый, / Существо едино, и Естество: / господьство, Царство, спаси вся ны.

 

Слава, Троичен: Совершеннейшая, Пребожественная / Единица в Трех Ипостасях: / нерожденный Отче и Сын Единородный, / Дух от Отца исшедший и через Сына явившийся, / единое Существо и Естество, / Господство, Царство, спаси всех нас!

Богородичен: Едина ввела еси человечеству странное рождение, / едина не подъяла еси от естества тления, / безсеменное нетленно Рождество понесши: / тем Тя яко Богородицу по долгу вернии Чистая прославляем.

 

Богородичен: Ты одна в человечество ввела / необычайное рождение; / одна не подверглась повреждению от естества, / роды без семени перенеся непорочно: / потому мы, верные, Тебя как Богородицу / должным образом, Чистая, прославляем.

Катавасия: Видите видите:

 

 

 

Катавасия: Видите, видите:

 

 

Песнь 3:

Ирмос: Несть свят яко Господь:

 

Песнь 3

Ирмос: Нет святого, как Господь:

В другий рай входяще добродетелей божественных отец, / сего вкусим присноподательнаго одушевленнаго наслаждения, верно восхваляюще я.

 

В иной рай входя / добродетелей божественных отцов, / вкусим его всегда жизнь подающего / одушевленного наслаждения, / с верою восхваляя их.

Да почтется Евфимий пресветлая звезда, / денница Елладий, Ефрем богодухновенный, со Евлогием зельным, / делы и чудесы облиставшии концы.

 

Да почтится Евфимий, пресветлая звезда, / светило утреннее – Елладий, / Ефрем богодухновенный / со Евлогием знаменитым, / делами и чудесми озарившие мiра концы.

Пет буди песньми Зосима чудный, / и Захария всечестный, и Зинон, и Зоил, / Исаия Великий, и Илия славный с сими да почтется.

 

Да воспевается в песнях Зосима чудный, / и Захария почтеннейший, / и Зинон, и Зоил, Исаия великий, / и Илия славный с ними да почитются.

Фермискаго Феодора всеславнаго пою, и Енната всепетаго: / с сими же и Феодула, со Феоною воспеваю. / Почитаю дивнаго и Великаго Феодосия.

 

Фермийскаго Феодора всеславного пою, / и Ената всехвального; / с ними и Феодула с Феоною воспеваю, / почитаю дивного и великого Феодосия.

Хвалимь буди Феоктист всеизрядный пастырь и высокий Фалассий, / Великий Феодор нареченный Сикеот, / знаменьми и чудесы явлейся на земли высокий.

 

Да восхваляется Феоктист, пастырь превосходнейший, / и возвышенный умом Фалассий, / Великий Феодор, называемый Сикеот, / знамениями и чудесами явившийся на земле высоким.

Звезды сияют другия, паки пресветлый Колов Иоанн, / с треми светоносными в Лествице, / с вящшими же иными, славно просияющий.

 

Звезды иные всесветлые / в древности восходят: Колов Иоанн, / с тремя светоносными, упомянутыми в Лествице, / и с иными многими, славно сияя.

Почтим пеньми и песньми духовными, сошедшеся любопразднственнии, / мученик всечестную и летнюю память: / присно бо молятся Христу о роде нашем.

 

Мученикам: Почтим сойдясь, любящие праздновать, / пением и песнями духовными, / всесвященную и ежегодную мучеников память: / ибо они всегда перед Христом ходатайствуют / за род наш.

Слава, Троичен: Троице единосущная, и Пребожественная Единице, / разделением соединение, и впротив Лицы Естество имущая, / во едино нас совокупи хотение Твоих заповедей.

 

Слава, Троичен: Троица единосущная, / и Сверх-Божественная Единица, / при различии Лиц имеющая / и противоположное – единство Естества! / Воедино нас сочетай / желанием Твоих заповедей.

Богородичен: Скинию Тя богоделанную преднаписа Моисей, / серафимами спокровенную, святых святая, / прообразуя Твое Дево Рождество чистое, / Христу плотию написатися.

 

Богородичен: Тебя, Скинию, Богом созданную, / Моисей предначертал, / с Серафимами покрывающую Святое Святых, / прообразуя Твое, Дева, Чадо чистое / – Христа, желающего сгуститься в плоть.

Ирмос: Несть свят яко Господь, / и несть праведен яко Бог наш, / Егоже поет вся тварь: / несть праведен паче Тебе Господи.

 

 

 

Катавасия: Нет святого, как Господь, / и нет праведного, как Бог наш, / Которому воспевает все творение: / "Нет праведного, более Тебя, Господи!"

 

 

Седален, глас 4. Подобен: Скоро предвари:

 

Седален, глас 4

Лучи якоже солнце правды вас Христос посла, / просвещающия землю, учителие святии: / темже злобою помраченую душу мою, / божественными вашими молитвами, / осияйте Божественным светом богоразумия богоблаженнии.

 

 

Христос, Солнце Правды, послал вас, / как лучи, просвещающие землю, учители святые: / потому помраченую злобою душу мою / по божественным молитвам вашим, / озарите Божественным светом богопознания, богоблаженные! *

 

Иный седален, глас 8. Подобен: Премудрости:

 

Иной седален, глас 8

Антония кроткое и чистое, Евфимия великое и чудное, / Павла и Арсения простое и безмолвное, / Феоктиста славу, и прочих преподобных всех чины, / вернии прославим и совосхвалим песньми, / с нимиже Евпраксию деву, со всеми воспоим женами богомудрыми, / и согласно возопиим: / молите Христа Бога, согрешений оставление даровати / празднующим любовию святую память вашу.

 

Антония кротость и чистоту, / Евфимия величие и дивный нрав, / Павла и Арсения простоту и безмолвие, / Феоктиста славу / и всех прочих преподобных полки / прославим, верные, (и восхвалим) в песнях; / с ними и Евпраксию деву / со всеми женами богомудрыми воспоем / и согласно воззовем: / "Ходатайствуйте пред Христом Богом / согрешений отпущение даровать / празднующим с любовию святую память вашу!"

Слава, подобен: Узы разрешше страстей, прилепистеся любви благих, / и в славу премирную во Христе облекостеся, / от своих трудов обретше упокоение, / воздержания трудами получивше вышняго живота. / Темже достойно радуетеся купно с горними силами, / богоноснии отцы наши, / прегрешений оставление испросите / празднующим любовию святую память вашу.

 

Слава: Узы страстей расторгнув, / вы прилепились любовью к благам истинным, / и в славу сверх-мiрную во Христе облеклись, / от своих трудов обретя упокоение, / воздержания скорбями достигнув горней жизни; / потому достойно радуетесь вместе с вышними Силами, / [весело с песнями Богу предстоя.] / Богоносные отцы наши, / согрешений отпущение испросите / празднующим с любовию святую память вашу.

И ныне, Богородичен. Подобен: В тимении углебох грехов, и несть постояния во мне, / люте потопи мя буря прегрешений моих, / но яко рождшая Слово, единаго Человеколюбца, / на мя раба Твоего призри, молюся, / избави греха и страстей душетленных, / и всякаго озлобления местника, Владычице, да пою радуяся: / моли Христа Бога, прегрешений оставление даровати ми, / Тя бо имею надежду раб Твой.

 

 

 

И ныне, Богородичен: Я был ввергнут в тину грехов / и нет опоры во мне, / страшно потопил меня шквал согрешений моих; / но как родившая Слово – единого Человеколюбца, / на меня, раба Твоего, воззри, молю, / избавь от греха и страстей душегубительных, Владычица, / и всякого оскорбления злодеем, / чтобы мне воспевать радостно: / "Ходатайствуй пред Христом Богом / согрешений отпущение мне даровать, / ибо я Тебя надеждою имею, / [недостойный] раб Твой!"

 

 

Песнь 4:

Ирмос: Из горы приосененныя Слове:

 

Песнь 4

Ирмос: От горы тенистой:

Светильник мироявленный божественный Иларион, / гора разумная великий Иустин: / с нимиже Иеракс да почтится и Ивистион, изряднославнии, со Иосифом.

 

Светильник, мiру явленный – божественный Иларион, / гора познания – великий Иустин; / с ними Иеракс да почитается и Ивистион, / отличенные славой, со Иосифом.

И Иеремий облиста житием: явися же и крепость велия Исхирион. / С нимиже светит Карион, Коприй, Кастор, Кассиан, вкупе предобрии.

 

И Иеремия просиял жизнью; / явился же и Исхирион великой силой. / С ними светит Карион, Коприй и Кастор, / и Кассиан, из обоих прекраснейший.

Дивлюся Каллистовым благословесием, хвалю Лаврентиева добродеяния, / благотворение же Логгиново восхваляю, почитаю Лотовы добродетели.

 

Дивлюсь приятным Каллиста речам, / хвалю Лаврентия благодеяния, / добрые же поступки Лонгина разглашаю, / почитаю Лота доблести.

Леонтия пою глубину богословия, Максима же воспеваю пучину учений, / Маркиана же удобрение, и Марка благопокориваго и богопослушнаго.

 

В песнях славлю Леонтия – богословия глубину, / воспеваю и Максима – пучину учений, / Маркиана же – украшение, и Марка, / покорного и Богу послушного.

Честь добродетелей Макарий Великий, градский же, благочестия имение. / Проповедается с сими Марк зельный, с Далматоем же Ефиопс Моисей.

 

Доблестей почетный дар – Макарий великий, / а Городской – благочестия имение. / Провозглашается с ними Марк знаменитый, / с Далматоем же – Эфиоп Моисей.

Мартиниановы и Малховы величаю о чистоте течения же и подвиги, / добродеяния же Маркелла пастыреначальника, / почитаю и Милла мертвецевоскресителя.

 

Величаю Мартиниана и Малха / состязания и подвиги за чистоту, / Маркелла же, пастырей начальника, добродетель чту / и Милла, мертвых воскрешавшего.

Мученицы Христовы, / непрестанныя молитвы Содетелю принесите и Создателю, / о мире мiра, и о чтущих память вашу в песнех.

 

Мученикам: Мученики Христовы! Непрестанные мольбы / Творцу и Создателю приносите, / о мире мiра, и о чтущих память вашу / в песнопениях.

Слава, Троичен: Странно, яко едино, и три, Божество все, / в триех Лицах нераздельно: / Отец бо, Сын, и Дух Святый есть, / покланяемая в Естестве едином.

 

Слава, Троичен: Дивно, что Божество – Едино и Три; / целиком Оно в каждом Лице нераздельно: / ибо Отец, Сын, и Дух Святой / принимают поклонение как Бог единый.

Богородичен: Радуйся пространное Божие вместилище, / радуйся, ковчеже новаго завета. / Радуйся стамно, из неяже манна дадеся всем человеком пренебесная.

 

Богородичен: Радуйся, пространное Божие вместилище! / Радуйся, ковчег нового завета! / Радуйся, сосуд, из которого дарована / всем смертным манна небесная!

Катавасия: Из горы приосененныя Слове, пророк, / единыя Богородицы, / хотяще воплотитися, боговидно усмотри, / и со страхом славословяше силу Твою.

 

 

 

Катавасия: От горы тенистой, единой Богородицы, / желающего воплотиться – Тебя, Слово, / взором богопросвещенным постигал пророк / и со страхом славословил силу Твою.

 

 

Песнь 5:

Ирмос: Страстей мя мглы:

 

Песнь 5

Ирмос: От мглы страстей меня:

Едемскаго рая, приидите видим цветы присноживотныя, / богопрозябленая отцев тщания, / ихже есть един делатель Господь.

 

Придите, увидим цветы вечно живые, / те, что в раю Эдемском, / – Богом выращенные труды отцов, / а земледелец их – один Господь.

Нила струями словесными напаяется всяка душа мысленная, / Навкратия, Никона житиями сияет, / с Нафанаилом же и Нисферон красит сию.

 

Струями Ниловых словес / орошается всякая душа разумная, / Навкратия и Никона житиями блистает, / с Нафанаилом же и Нисфенор услаждает сию.

Ксенофонт с сынома, добродетельми блистаяся, просвещает нас, / великий же Порсисий, паче же Онуфрий: / Пимена же кто достойнословит от земных?

 

Ксенофонт с двумя сынами, / добродетелями блистая, просвещает нас, / и великий Орсисий, а еще более Онуфрий; / Пимена же кто из смертных / оценит по достоинству?

Памво и деянием и словом да ублажится достойно, яко высокий: / возбраняяй же демоны Пуплий всеславный, / да славится равно светлый Пиннуфрий.

 

Памво, как высокий и деянием и словом, / достойно да именуется блаженным; / удерживавший же демонов Пуплий славный / да славится, равно – и светлый Пиннуфрий.

Достодолжно да почтится преславный воистинну Пафнутий: / Пиор, Патермуфий, Павл препростый, / Питирун великий и отцев изящный.

 

Достойным образом да почитается / преславный поистине Пафнутий, / Пиор, Патермуфий, Павел препростой, / Питирун великий и из отцов превосходный.

Светло да похвалится светило светил Пахомий: / Паламон сострадалец, божественный Петроний, / Пасарион с ними, божественными да воспоется песньми.

 

Блистательно да восхваляется светило светил Пахомий; / Паламон, его сподвижник, божественный Петроний; / с ними Пассарион да воспевается / божественными песнями.

  

[Мученикам: Подвижнически на ристалище / Христа Богом провозгласив, / вы, непобедимые мученики, / венцы получили и ликуете / с бесплотными хорами.]

Слава, Троичен: Ипостасьми три, аще и Естеством едино Божество есть, / в Няже крестихомся, и Имже веруем, / Отец, Слово, и Дух соестественный.

 

Слава, Троичен: Три Ипостаси имеет Божество, / хотя и Естеством Оно едино; / в Их имя мы крестились, в Них и веруем: / Отец, Слово и Дух / единой с Ними природы.

Богородичен: Словом Слово паче слова рождшая Пречистая, / Того молящи не престай молимся, / от бед присно избавитися стаду Твоему.

 

Богородичен: Словом Слово превыше разума родившая! / Просим, Всечистая: Его молить не прекращай / о постоянном избавлении от напастей / стада Твоего.

Катавасия: Страстей мя мглы, / яко от глубокия нощи избавляяй, / утреневати сподоби дух мой, молюся, / во свете дне повелений Твоих Христе.

 

 

 

Катавасия: От мглы страстей меня, / как от глубочайшей ночи избавляя, / с рассвета бодрствовать удостой мой дух, молю, / при свете дня повелений Твоих, Христе.

 

 

Песнь 6:

Ирмос: Содержима мя приими:

 

Песнь 6

Ирмос: Одержимого согрешениями:

Дивнии всечестнии отцы наши, / ихже божественная страдания, ихже борения, ихже исцеления. / Кто бо паче сих показа чудес крепость?

 

Дивны всесвященные отцы наши: / божественны их подвиги, их борения, их исцеления; / ибо кто кроме них показал чудес силу?

Равула дивный, и Руф вкупе, / и Сисой купно равноангельный да восхвалится, / с нимиже божественный Ерид, и Силуан.

 

Равула дивный, и Руф с ним вместе, / и Сисой также равный Ангелам да восхваляется; / с ними же – божественный Серид и Силуан.

Небо четверосветильное явися на земли, / дважды двое сие Симеонское единоимение, / иже на столпех трие суть, и един юродивый.

 

Небо с четырьмя светилами явилось на земле: / это две двоицы Симеонов соименных; / из них трое на подвизались столпах, / и один – юродивый.

Посреде звезд яко солнце, / имже бе начальник освященный Савва облиста, / с нимже озаряет и Серапион деяньми с Силваном.

 

Посреди звезд, которым он был начальником, / как солнце освященный Савва заблистал, с ним деяниями сияет и Серапион с Сильваном.

Сармат и Тимофей, Тифой купно со Иперехием, / и Фармуфий, Фока, Харитон, / Херимон, Псой да поется, и Ор премудрый.

 

Сармат и Тимофей, Тифой вместе с Иперехием, / и Фармуфий, Фока, Харитон, Херимон, / Псой да воспевается и Ор премудрый.

Святое и славное отец множество, / помянутое и безыменитое, избави от бед, / любовию памяти совершающих ваша.

 

Святое и славное множество отцов, / нами воспомянутых и безымянных! / Избавь от бед совершающих с любовью память вашу.

  

[Мученикам: Дивен Ты, Владыка Человеколюбец / в Твоих страдальцах: / божественны их подвиги, их чудеса, их исцеления; / по их ходатайствам спаси нас, Господи!]

Слава, Троичен: Тя Троице пребезначальная, и Божественная Единице, / света и светы пою, живота и животы: / Ума, Слова, Духа же Святаго, и Святая, единаго Бога.

 

Слава, Троичен: Тебя, Троица сверхначальная / и Божественная Единица, воспеваю: / Свет и Светы, Жизнь и Жизни; / Ум, Слово, Дух – / Святое и Святых, единого Бога.

Богородичен: Из корене прозябе твоего цвет жизни, / Иессее прадеде взыграй, / спасаяй мир, от Чистыя Отроковицы Христос Бог.

 

Богородичен: Восторжествуй, Иессей праотец: / из корня твоего – от Отроковицы чистой / взошел цвет жизни, мiр спасающий / – Христос Бог.

Ирмос: Содержима мя приими Человеколюбче, грехи многими / и припадающа щедротам Твоим, / яко пророка Господи, и спаси мя.

 

 

 

Ирмос: Одержимого согрешениями многими / и припадающего к состраданию Твоему / прими меня как пророка, / человеколюбивый Господи, и спаси меня.

 

 

Кондак, глас 8. Подобен: Яко начатки:

 

Кондак, глас 8

Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели / богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия. / В мире совершенном тех молитвами, / Тебе славящия и величающия сохрани, поющия Ти, Господи: / Аллилуия.

 

Как благочестия провозвестников и нечестия обуздателей, / сонм богоносцев Ты украсил / все под солнцем озаряющий. / Их мольбами в мире совершенном / Тебя славящих и величающих сохрани, / поющих Тебе, Господи: "Аллилуия".

Икос: На красная жития воззрех помышленьми зря бываемая, / и измерив тех болезни, жизнь человеков окаях: / вас же единех ублажих добрую часть избравших, / еже желати Христа, и пребывати с Ним, / и пети присно с пророком Давидом: Аллилуия.

 

Икос: В удовольствия житейские я всмотрелся, / мысленно созерцая случающееся, / и исследовав их мучительность, / жизнь смертных счел злосчастной, / вас же одних блаженными назвал, / долю прекрасную избравших: / жаждать Христа, и с Ним пребывать, / и радостно с пророком Давидом воспевать: "Аллилуия".

Синаксарь. Стихи: Душам праведным, ихже присно память пребывает, / жертвы покаяния приношу словеса.

 

 

 

Синаксарий. Стихи: Душам праведных, чья память вечно пребывает, / приношу возлияния постоянные – сии слова.

 

 

Песнь 7:

Ирмос: Отроки оросивый:

 

Песнь 7

Ирмос: Отроков оросивший:

Приидите, принесем песни по долгу, / женам преподобно пожившим и равноангельно, / ихже молитвами воззовем: Боже, спаси вся ны.

 

Придите, песни принесем как должно / женам, благоговейно и равноангельно пожившим / и воскликнем: "Боже, их мольбами / спаси всех нас!"

Христоносица Вриена, с божественною Феврониею да почтится, / и Фомаидою и Иериею, / и Платонида же да поется, с нимиже и Мелания верно.

 

Христоносица Вриена да почитается / с божественною Февронией, и Фомаидой, и Иерией; / и Платонида с ними, и Мелания / воспевается верно.

Ангеломудренным хвала Евпраксиям, / со двема Феодорами и Анастасиями всебогатыми, / пение и слава непрестанная, чудно послужившим Богу.

 

Ангельски мудрым Евпраксиям хвала / с двумя Феодорами и Анастасиями всеблаженными: / песнь и слава непрестанная / дивно послужившим Богу!

Египтяныня Мария свет в мире, / и Марин нарекшаяся, звезда явися вселенней, / Евфросина солнце добродетельми облиставающая.

 

Египтянка Мария – свет в мiре, / и другая, Марином назвавшаяся, / звездой явилась вселенной, / Евфросиния же – солнцем, / добродетелями блистающим.

Огнеявленная Феодула в житии, / и озаряет в пощении Феодотия и Иулитта, / и спросияет деяньми Исидора пребогатая.

 

Огневидна Феодулия, и с ней в подвижничестве / сияют Феодотия и Иулитта, / и с ними деяниями блистает / Исидора всеблаженная.

Небомудренная Марина ныне да почтится, с великою Матроною, / Синклитика же и Сарра, со Иустиною, / песньми яко мудрии да восхвалятся.

 

Небесной мудрости исполненная Марина / ныне да почитается с великою Матроной, / Синклитикия же и Сарра со Иустою / песнями, как мудрые, да воспеваются.

Пелагия, ангел Господень, / Таисия, светильник покаяния, да воспоется, / и аще кая другая просия от жен в пощении.

 

Пелагия, Ангел Господень, / Таисия, светильник покаяния, / вместе да воспеваются, / и если иная какая из жен / просияла в подвиге.

  

[Мученикам: Страстотерпцев память совершая, / молим единого жизни Подателя / ниспослать воспевающим милость / и согрешений прощение.]

Слава, Троичен: С Сыном Отцу покланяемся, и Духу Святому, / единомудренно славословяще, верно вопием: / слава Тебе Троице Единице, Боже наш.

 

Слава, Троичен: С Сыном Отцу поклоняемся / и Духу Святому; единомысленно славословя, с верою взываем: / "Слава Тебе, Троица-Единица, Боже наш!"

Богородичен: Богородице Дево, рождшая мира Спаса и Владыку благословенная, / Того моли всегда ущедрити души наша.

 

Богородичен: Богородица, Дева благословенная, / родившая Спасителя мiра и Владыку! / Моли Его всегда являть / сострадание душам нашим.

Катавасия: Отроки оросивый в пещи, / и Деву сохранивый, рождшую Тя по рождестве, / благословен еси Боже отец наших.

 

 

 

Катавасия: Отроков оросивший в печи, / и сохранивший Деву, Тебя родившую, и после родов, / благословен Ты, Боже отцов наших!

 

 

Песнь 8:

Ирмос: На горе святей:

 

Песнь 8

Ирмос: На горе святой:

Пастыри и мудрыя учители, святители Христовы Церкве, / с преподобными вси воспоим, / Господа поюще, и превозносяще во вся веки.

 

Пастырей и мудрых учителей, / иерархов Христовой Церкви, / вместе с преподобными все воспоем, / Господа воспевая / и превознося во все века.

По долгу Василий Великий, / и с ним многострадальный воистинну да поется Афанасий песньми, / с Григорием в богословии начальствующим всеми.

 

По достоинству Василий великий / в песнях да воспевается / и с ним поистине многострадальный Афанасий / с Григорием, в богословии главенствующим над всеми.

Иоанна златоглаголивая уста, / с Кириллами богомудрыми столпами прославим: / тако же и Исихия другаго богослова, / с боговещанным и божественным Мелетием.

 

Иоанна златоречивые уста / с Кириллами, столпами богомудрыми, прославим; / также и Исихия, другого богослова, / с богословесным и божественным Мелетием.

Григорию слава Нисскому, со двема чудотворцема отцема: / и премудрый божественный Епифаний, со Амфилохием светлым светильником, / да поется во веки.

 

Григорию слава Нисскому, / с двумя соименными чудотворцами-отцами; / и премудрый в божественном Епифаний / с Амфилохием, ярким светилом, / да воспевается вовеки.

Митрофана священников славу, / с Нектарием, Аттиком, Геннадием, / с нимиже и Анатолия поим, животныя светильники, / купно со Евсевием и Проклом премудрыми.

 

Митрофана, священников славу, / с Нектарием, Аттиком, Геннадием, / и Анатолия с ними воспоем – жизни светочи, / вместе с Евсевием и Проклом премудрыми.

Николая священнопроповедника, / Софрония воистинну медоязычнаго со Евлавием пою, / и Диадоха, купно со Евстафием и Увеналием отцеверховными.

 

Николая, священного проповедника, / Софрония, поистине медоязычного / со Евлалием воспеваю, и Диадоха / вместе со Евстафием и Иувеналием, / среди отцов верховными.

  

[Мученикам: Исцеления как душ так и телес / как из источника струящегося / из раки страстотерпцев с верою почерпнем / Господа воспевая / и превознося во все века.]

Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа.

 

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.

Троичен: Яко Единицу Существом Тя пою, яко Троицу Лицы Тя почитаю, / Отче, Сыне и Душе Пресвятый: / безначальную державу Твоего Царствия славлю во веки.

 

Троичен: Как Единицу Существом воспеваю Тебя, / как Троицу Лиц Тебя почитаю, / Отче, и Сын, и Дух Всесвятой: / безначальную власть Твоего Царства я славлю вовеки.

Богородичен: Ты гора Божия явилася еси Богородице, / в Нюже Христос вселився, божественны храмы содела поющия: / Господа пойте, и превозносите во вся веки.

 

Богородичен: Ты, Богородица, явилась горою Божией, / вселившись в Которую, Христос / божественными храмами соделал поющих: / "Господа пойте и превозносите во все века!"

Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки.

 

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

Катавасия: На горе святей прославльшася, / и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго, / Господа пойте и превозносите во вся веки.

 

Катавасия: На горе святой Прославившегося / и огнем в кусте терновом Моисею / Приснодевы таинство явившего – / Господа пойте и превозносите во все века.

И стихословится, Честнейшую.

 

 

 

И поем: Честью высшую Херувимов:

 

 

Песнь 9:

Ирмос: Проявленное на горе законоположнику:

 

Песнь 9

Ирмос: Прежде явленное на горе законодателю:

Кто дерзновение изречет Амвросиево? / Иерофееву же како премудрость изглаголет, / и Александров богомудрых отец о вере твердость?

 

Кто изречет дерзновение Амвросия? / И как возвестит премудрость Иерофея / и Александров, богомудрых отцов, / в вере твердость?

Федим божественный, Спиридон богоносный, / со Антипатром, Памвом, Палладием / и Ноном, Иеронимом и Германом всечестным, / яко богосветильницы да воспоются.

 

Федим божественный, Спиридон богоносный, / с Антипатром, Памвою, Палладием и Нонном, / Иеронимом и Германом почтеннейшим / как божественные светила да воспеваются.

Многий в божественных Дионисий да почтится, яко небесных таинник, / многострадальный Клим, Флавиан же, и Павл великий, / исповедания первопроповедницы.

 

Великий в делах божественных Дионисий да почтится, / как в небесные тайны посвященный, / многострадальный Климент, Флавиан, и Павел великий, / исповедания правого провозвестники.

Михаил Синадский да поется с Тарасием, / Никифор паки с Феодором зело, / и Феофан священноименный воистинну, защитницы икон Христовых.

 

Михаил Синадский да воспевается с Тарасием, / затем – Никифор с Феодором знаменитым, / и Феофан, священный именем воистину, / защитники икон Христовых.

Петр и Игнатий воистинну богоносцы, / яко Христовы апостоли, и священнострадальцы суще, / да воспоются купно с Поликарпом, и Киприаном христомученикома.

 

Петр и Игнатий, воистину богоносцы, / как Христовы Апостолы, и священные страдальцы, / да воспеваются вместе с Поликарпом и Киприаном, / Христовыми мучениками.

Преподобнии отцы, и священноначальницы Господни, / со священномученики и женами святыми, / именованнии и не именованнии вси, / молите спастися душам нашим.

 

Преподобные отцы и иерархи Господни / со священномучениками и женами святыми, / все по имени названные и не названные! / Помолитесь о спасении душ наших.

  

[Мученикам: В небесных обителях славы Господней / с хорами мучеников и Апостолов блаженствуя, / прошения за нас, на земле живущих, / принесите Создателю, мученики.]

Слава, Троичен: Едине в Троице Боже, слава Тебе непрестанно: / аще бо и Бог Кийждо, но един Естеством еси, / Отец, Сын и Дух, трисветлыми свойствы.

 

Слава, Троичен: Единый в Троице Боже, / слава Тебе непрестанная! / Ведь хотя и Бог Каждый из Трех, / но Он остается един Естеством: / Отец, и Сын, и Дух, / различаемые трисветлыми свойствами.

Богородичен: Купину горящую огнем и неопалимую, / предзряше древле Моисей на Синайстей горе, / Богоприятное Твое чрево, Дево, подъемлющее нетленный огнь.

 

Богородичен: Как терновый куст, горевший огнем и не сгоравший / в древности предвидел Моисей на Синайской горе / Твое, Дева, Бога вместившее чрево, / принимающее Нетленный Огонь.

Катавасия: Проявленное на горе законоположнику во огни и купине / Рождество Приснодевы, / в наше верных спасение, / песньми немолчными величаем.

 

 

 

Катавасия: Прежде явленное на горе законодателю / во огне и кусте терновом / Рождество Христа от Приснодевы / для спасения нас, верных, / песнопениями неумолкающими величаем.

 

 

Ексапостиларий. Подобен: Жены услышите:

 

Ексапостиларий

Мира отвергшиися, и крест вземшии, / множество преподобных отец, / с лики мученик, иерарх собрание, и жен сочинение, нас возвеселите, / еже воспети достойно вашу всесветлую память.

 

От мiра отрекшиеся и крест взявшие: / множество преподобных отцов / с хорами мучеников, / иерархов собрание и сонм жен! / Нас возвеселите, чтобы воспеть достойно / вашу всесветлую память.

Слава, и ныне: Подобен: Со ученики взыдем:

 

Слава, и ныне:

В постничестве просиявшия богоносныя отцы, и священноначальники, / купно же от жен преподобныя, / и священномученников лики, в песнех светло восхвалим: / яко да освятимся, и моленьми сих, и молитвами Богородицы, / удобно совершим течение поста.

 

 

 

В подвиге просиявших богоносных отцов, / и иерархов вместе с женами преподобными, / и священномучеников сонмами / в песнопниях радостно восхвалим, дабы освятиться, / и по их молитвам и ходатайствам Богородицы / путь поста легко пройти.

 

 

На хвалитех поставим стихи 4, и поем стихиры, глас 8.
Подобен: Во Едеме рай:

 

На "Хвалите:" стихиры на 4,
глас 8

Отцев вси множество преподобно постничествовавшее, / в песнех возвеличим вернии, / иерархов же Христовых восхвалим песньми, / богомудренно единодушно братие: / в воздержании бо пожиша и в посте чистом, / и Христово нам Евангелие изъясниша. / С нимиже воспоим жены богоносныя и светлыя, / жительству их боголепно ревнующе в души: / да обрящем тамо согрешений прощение.

 

Множество отцов, благочестиво подвизавшихся, / все в песнях прославим, верные, / и иерархов Христовых восхвалим песнопениями, / богомудро и единодушно, братия: / ибо в воздержании они пожили и в посте чистом, / и Христово Евангелие изъяснили нам. / С ними воспоем жен богоносных и славных, / житию их богоугодно ревнуя в душе, / чтобы в том мiре обрести согрешений прощение.

В постничестве просиявшия светло, / преподобно же пожившия, / похвалим преславно братие, / яко жительствовавшия добре / и к жизни вечной благочестно преселившияся в радости: / ко упокоению же негиблемому, и блаженному, / тамо добродетелию и честностию право потекшия, / се достойно почтим, / яко да получим милость от Бога их молением, / и вечныя славы и радости, / и избавимся тамо неумолимых мучений.

 

В подвиге просиявших светозарно / и благоговейно поживших, / восхвалим славно, братия, / как проведших житие прекрасно / и во благочестии с радостью / к жизни вечной преселившихся / к уделу тамошнему негибнущему и блаженному. / C добродетелью и скромностью прямо поспешивших, / вот, давайте достойно почтим, / чтобы милость получить от Бога по их прошениям, / и славу вечную, и радость, / и избавиться в мiре том / от неотвратимых мучений.

Иерархов всех лик, / праведных собрание, постников же и преподобных жен, / поживших благочестно, / умолени благодатию, / молите единаго Благаго, и всещедраго Господа, ущедрити и нас: / да и тамошняго осуждения избавимся выну молитвами вашими мудрии, / и будущаго восприятия насладимся, / непрестанно во веки веков веселящеся и мы, / похвальную песнь непрестанно Жизнодавцу взывающе.

 

Всех иерархов хор, / собрание праведных, / подвижников и преподобных жен, / поживших благочестиво! / Побуждаемые благодатию, умолите единого Благого / и всемилосердного Господа пожалеть и нас, / чтобы и от тамошнего осуждения нам навсегда избавиться / молитвами вашими, мудрые, / и будущим воздаянием наслаждаться, / постоянно во веки веков веселясь / и в песнопениях хвалу / Жизни Подателю непрестанно возглашая.

Боголепное торжество вернии, / восплещим днесь в памяти святых обильно, / иерархов, и постников, и священномучеников, / и преподобных жен, и благочестивых: / тленная бо и привременная истинно презреша / и аки паучину, и аки уметы сия вмениша, / да приобрящут Христа, и Царствие Его, и Божественная оная, / яже око не виде, ниже ухо когда слыша. / Ихже молитвами Боже, / избави тления души наша.

 

Богу приличествующее торжество / начнем, верные, со многим шумом / в сей день памяти святых: / иерархов, и подвижников, и священномучеников, / и жен преподобных и благочестивых; / ибо тленное и кратковременное поистине они презрели / и за паутину, и за сор это сочли, / чтобы приобрести Христа, и царские Его чертоги, / и те Божественные блага, / которых не видел глаз, и ухо никогда не слышало. / По их ходатайствам, Боже, / избавь от гибели души наши!

Слава, самогласен, глас 6: Преподобнии отцы, / во всю землю изыде вещание исправлений ваших. / Темже на небесех обретосте мзду трудов ваших: / демонов разрушивше полчища, / ангелов постигосте чины: / ихже житию непорочно поревновавше, / дерзновение имуще ко Господу, / мир испросите душам нашим.

 

Слава, глас 6: Преподобные отцы, / во всю землю вышел слух о подвигах ваших: / благодаря им вы на небесах / обрели награду за труды ваши; / истребили вы демонов отряды, / достигли Ангельских полков, / житию которых непорочно поревновали. / Дерзновение имея пред Господом, / мир испросите душам нашим.

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная:

 

И ныне, Богородичен: Богородица, Ты – лоза истинная:

Славословие великое. И отпуст.

 

 

Славословие великое. И отпуст.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus