Божественная Литургия Преждеосвященных Даров

Соста­вил архи­манд­рит Софро­ний (Смук)


В насто­я­щее время многие моло­дые свя­щен­ники стал­ки­ва­ются с про­бле­мой совер­ше­ния литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. В слу­жеб­нике ука­за­ния отно­си­тельно чина литур­гии нахо­дятся в разных местах. Hа сего­дняш­ний день нако­пи­лось много новых прак­ти­че­ских вопро­сов по совер­ше­нию литур­гии. Hасто­я­щая пуб­ли­ка­ция при­звана помочь свя­щен­но­слу­жи­те­лям в совер­ше­нии чина литур­гии согласно уста­но­вив­шейся совре­мен­ной прак­тике.


^ Общие све­де­ния

Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова, папы Рим­ского, совер­ша­ется: — в среду и в пят­ницу в период Святой Четы­ре­де­сят­ницы; — чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста; — 24 фев­раля (1‑е и 2‑е Обре­те­ние главы свя­того Иоанна Пред­течи) и 9 марта (40 муче­ни­ков Сева­стий­ских), слу­чив­ши­еся в пост­ные дни, т.е. в дни с поне­дель­ника по пят­ницу в период Святой Четы­ре­де­сят­ницы; — в поне­дель­ник, втор­ник и среду Страст­ной сед­мицы; — а также в хра­мо­вый празд­ник и в празд­ник чти­мого свя­того (кроме празд­ника Бла­го­ве­ще­ния), слу­чив­ши­еся в ука­зан­ный период.


^ При­го­тов­ле­ние Святых Даров.

Hа полной литур­гии, пред­ше­ству­ю­щей литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, на про­ско­ми­дии свя­щен­ник заго­тов­ляет, кроме Агнца для данной полной литур­гии, еще Агнцы по числу литур­гий Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на гря­ду­щей сед­мице.

Каждый Агнец свя­щен­ник взы­мает и начи­нает со слов: «В вос­по­ми­на­ние Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», а завер­шает про­бо­де­нием со сло­вами: «Един от воин копием ребра Его про­боде…»

Все Агнцы свя­щен­ник пола­гает на Дис­косе, а затем взы­мает частицы и рас­по­ла­гает их по чину. И бывает чино­по­сле­до­ва­ние полной литур­гии.

Во время освя­ще­ния Святых Даров все Агнцы освя­ща­ются как Единый Хлеб (Агнец). При воз­но­ше­нии «Святая Святым» свя­щен­ник воз­но­сит все Агнцы вместе. Затем один Агнец, пред­на­зна­чен­ный для данной полной литур­гии, раз­дроб­ляет по чину погру­жает часть «Иисус» в Чашу и вли­вает теп­лоту. Прочие же Агнцы свя­щен­ник с помо­щью лжицы напо­яет Святой Кровию и пола­гает их в Даро­хра­ни­тель­нице печа­тью вниз.

Далее сле­дует полная литур­гия по чину.


^ После­до­ва­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

После покло­нов на 9‑м часе свя­щен­ник и диакон целуют иконы Спа­си­теля и Божией Матери с молит­вами «Пре­чи­стому образу Твоему…» и «Мило­сер­дия сущи источ­ник…», входят в алтарь, целуют Святую Тра­пезу и обла­ча­ются в полные бого­слу­жеб­ные одежды, не читая молитв, разве только «Гос­поду помо­лимся» и «Гос­поди, поми­луй».

Также умы­вают руки, не читая молитв на умо­ве­ние рук.

По отпу­сте Изоб­ра­зи­тель­ных свя­щен­ник входит в алтарь южной дверью и вместе с диа­ко­ном покло­ня­ются трижды с молит­вой «Боже, очисти мя, греш­наго». Свя­щен­ник целует Еван­ге­лие и Пре­стол, а диакон — только Пре­стол. Диакон, взяв бла­го­сло­ве­ние от свя­щен­ника, исхо­дит север­ной дверью и, став на обыч­ном месте (на амвоне), бла­го­го­вейно покло­нив­шись, воз­гла­шает: «Бла­го­слови, вла­дыко».

Свя­щен­ник, изоб­ра­жая Святым Еван­ге­лием знак Креста поверх Анти­минса, воз­гла­шает: «Бла­го­сло­венно Цар­ство…» Певцы: «Аминь». Чтец: «При­и­дите, покло­нимся…», пред­на­чи­на­тель­ный (103‑й) псалом.

Свя­щен­ник исхо­дит север­ной дверью и пред Свя­тыми Вра­тами, с непо­кры­той голо­вой, читает 4, 5, 6, 7 све­тиль­нич­ные молитвы.

По окон­ча­нии псалма диакон исхо­дит север­ной дверью и на амвоне про­из­но­сит мирную екте­нию (свя­щен­ник уходит южной дверью в алтарь).

После мирной екте­ний сти­хо­сло­вится кафизма на 3 анти­фона.

Во время 1‑го анти­фона свя­щен­ник отла­гает Св. Еван­ге­лие и постав­ляет его на горнем месте Пре­стола. Затем откры­вает Анти­минс и, сотво­рив поклон, с помо­щью копия и лжицы извле­кает из Даро­хра­ни­тель­ницы Св. Агнец и пола­гает Его на Дис­косе печа­тью вверх. Затем свя­щен­ник ставит Дискос на Анти­минс, а диакон перед Св. Дарами постав­ляет горя­щий све­тиль­ник. Свя­щен­ник, сотво­рив поклон, читает 1‑ю све­тиль­нич­ную молитву, а диакон исхо­дит на амвон и гово­рит малую екте­нию.

Свя­щен­ник воз­гла­шает: «Яко Твоя дер­жава…»

Во время 2‑го анти­фона свя­щен­ник, в пред­ше­ствии диа­кона со све­тиль­ни­ком, совер­шает трое­крат­ное каж­де­ние Святых Даров на Пре­столе. После каж­де­ния свя­щен­ник читает 2‑ю све­тиль­нич­ную молитву. Диакон исхо­дит и про­из­но­сит малую екте­нию. Свя­щен­ник воз­гла­шает: «Яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец Бог…»

Во время 3‑го анти­фона свя­щен­ник, сотво­рив поклон и взяв Дискос со Св. Дарами на главу, пере­но­сит его через горнее место на жерт­вен­ник. Ему пред­ше­ствует диакон со све­тиль­ни­ком, совер­шая частое каж­де­ние.

В это время при­сут­ству­ю­щие в храме покло­ня­ются до земли.

Свя­щен­ник постав­ляет Дискос с Агнцем на жерт­вен­нике. Диакон, взяв бла­го­сло­ве­ние, вли­вает в Чашу вино и воду, «ничтоже гла­голя». Затем свя­щен­ник, пока­див звез­дицу, постав­ляет ее поверх Агнца. Ана­ло­гично, пока­див покровцы, покры­вает Дискос и Чашу. Затем покры­вает воз­ду­хом все вместе, пока­див воздух. При каждом свя­щен­но­дей­ствии свя­щен­ник гово­рит: «Гос­поду помо­лимся», а диакон: «Гос­поди, поми­луй».

И постав­ляет перед Св. Дарами горя­щий све­тиль­ник.

Свя­щен­ник, пока­див Св. Дары на жерт­вен­нике, тихо воз­гла­шает: «Молит­вами святых отец наших…» Диакон гово­рит «Аминь», и оба творят земной поклон.

Свя­щен­ник отхо­дит к Пре­столу сво­ра­чи­вает Анти­минс и пола­гает поверх его Св. Еван­ге­лие. Затем читает 3‑ю све­тиль­нич­ную молитву.

Диакон исхо­дит и про­из­но­сит малую екте­нию. Свя­щен­ник воз­гла­шает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог мило­вати и спа­сати…»

Певцы поют «Аминь» и «Гос­поди, воз­звах…» по уставу.

Диакон совер­шает каж­де­ние храма по чину.

При­ме­ча­ние: В случае, когда по уставу не поло­жено сти­хо­сло­вить кафизму, уместно свя­щен­нику при­го­то­вить святые Дары на жерт­вен­нике забла­го­вре­менно, до начала литур­гии.

По испол­не­нии стихир совер­ша­ется вход с кади­лом. В случае празд­ника, а также в Вели­кий Поне­дель­ник, Вели­кий Втор­ник, Вели­кую Среду совер­ша­ется вход с Еван­ге­лием, поскольку в эти дни чита­ется Еван­ге­лие.

Певцы поют «Свете Тихий…», затем сле­дует про­ки­мен Триоди (по испол­не­нии про­кимна диакон затво­ряет Цар­ские Врата), паре­мия и другой про­ки­мен из Триоди (на про­ки­мен диакон вновь отво­ряет Цар­ские Врата). Диакон воз­гла­шает: «Пове­лите».

Свя­щен­ник, стоя перед пре­сто­лом со све­тиль­ни­ком и кади­лом в руках, изоб­ра­жая знак Креста, воз­гла­шает: «Пре­муд­рость, прости».

Затем, обра­тив­шись к народу, в откры­тых Цар­ских Вратах воз­гла­шает: «Свет Хри­стов про­све­щает всех». (В этот момент все при­сут­ству­ю­щие в храме покло­ня­ются до земли).

Затем чтец читает 2‑ю паре­мию Триоди, а диакон затво­ряет Святые Двери.

Если литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ется нака­нуне празд­ника, то чита­ются еще 3 паре­мии празд­ника.

По про­чте­нии паре­мий диакон отвер­зает Цар­ские Врата. Свя­щен­ник бла­го­слов­ляет чтеца, говоря: «Мир ти». Диакон воз­гла­шает: «Пре­муд­рость». Певцы поют «Да испра­вится молитва моя…» по уста­нов­лен­ному чину. Все при­сут­ству­ю­щие в храме пре­кло­няют колена.

Свя­щен­ник кадит Святой Пре­стол.

При пении стиха «Hе уклони сердце мое в сло­веса лукав­ствия…» свя­щен­ник отхо­дит к жерт­вен­нику и кадит там Святые Дары.

При заклю­чи­тель­ном пении «Да испра­вится молитва моя…» свя­щен­ник, отдав кадило диа­кону, при­хо­дит к Пре­столу и пре­кло­няет колена.

По окон­ча­нии «Да испра­вится молитва моя…», согласно уставу, поло­жено сотво­рить три вели­ких поклона. Hа прак­тике эти поклоны бывают с молит­вой прп. Ефрема Сирина.

После покло­нов в случае празд­ника здесь бывает про­ки­мен. Апо­стол, алли­лу­а­рий и каж­де­ние по обычаю. (Hа Страст­ной же сед­мице Апо­стола не бывает).

Затем свя­щен­ник берет Еван­ге­лие с Пре­стола и отдает Его диа­кону. Диакон изно­сит Св. Еван­ге­лие Цар­скими Вра­тами на амвон в пред­ше­ствии све­ще­нос­цев.

Свя­щен­ник воз­гла­шает: «Пре­муд­рость, прости, услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия. Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон читает Еван­ге­лие по обычаю. По про­чте­нии Еван­ге­лия диакон отдает его свя­щен­нику и, затво­рив Святые Двери, исхо­дит север­ной дверью и про­из­но­сит сугу­бую екте­нию и екте­нию об огла­шен­ных.

Свя­щен­ник тайно читает соот­вет­ству­ю­щие молитвы и откры­вает Анти­минс по обычаю.

Со среды 4‑й сед­мицы Вели­кого Поста диакон про­из­но­сит екте­нию о гото­вя­щихся ко Про­све­ще­нию.

По уда­ле­нии огла­шен­ных диакон про­из­но­сит 2 крат­кие екте­ний о верных. Свя­щен­ник тайно читает молитвы и воз­гла­шает: «По дару Христа Твоего…»


^ Вели­кий вход.

Певцы поют херу­вим­скую песнь «Hыне силы небес­ныя с нами неви­димо служат…» Диакон входит южной дверью в алтарь и отво­ряет Цар­ские Врата. Взяв бла­го­сло­ве­ние, диакон кадит Св. Пре­стол спе­реди 3 раза, отхо­дит к жерт­вен­нику и кадит 3 раза Св. Дары и воз­вра­ща­ется к свя­щен­нику, кадит его 3 раза.

Свя­щен­ник с воз­де­тыми руками про­из­но­сит слова херу­вим­ской песни «Hыне силы небес­ные…» Диакон: «Верою и любо­вию при­сту­пим…» Это бывает 3 раза.

Затем свя­щен­ник и диакон целуют Св. Пре­стол и отхо­дят к жерт­вен­нику.

Свя­щен­ник, пока­див Св. Дары, отдает кадило диа­кону и пола­гает на левое плечо его воздух. Сам же при­ем­лет Дискос правой рукой и постав­ляет себе на главу. Левой же рукой берет Чашу и держит ее при персех. В пред­ше­ствии диа­кона со све­тиль­ни­ком, кадя­щего часто, свя­щен­ник пере­но­сит Св. Дары, исходя север­ной дверью. В это время все при­сут­ству­ю­щие в храме покло­ня­ются до земли.

Свя­щен­ник входит Цар­скими Вра­тами в алтарь и постав­ляет Св. Дары на Пре­столе, сни­мает покровцы и покры­вает Дискос и Чашу воз­ду­хом.

Певцы поют: «Верою и любо­вию при­сту­пим…» Свя­щен­ник, пока­див Св. Дары, вместе со всеми при­сут­ству­ю­щими творит 3 вели­ких поклона. Hа прак­тике эти поклоны бывают с молит­вой прп. Ефрема Сирина.

Диакон затво­ряет Святые Врата и завесу напо­ло­вину (в знак того. что литур­гия непол­ная), исхо­дит север­ной дверью и про­из­но­сит екте­нию «Испол­ним вечер­нюю молитву нашу Гос­по­деви…»

Свя­щен­ник тайно читает соот­вет­ству­ю­щую молитву и воз­гла­шает: «И спо­доби нас, Вла­дыко…» Певцы поют «Отче наш…» Свя­щен­ник: «Яко Твое есть цар­ство…» Певцы: «Аминь». Свя­щен­ник: «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша…» Певцы: «Тебе, Гос­поди». (Свя­щен­ник тайно читает соот­вет­ству­ю­щие молитвы). Свя­щен­ник воз­гла­шает: «Бла­го­да­тию и щед­ро­тами…» Певцы: «Аминь» (про­тяжно). Диакон: «Вонмем». Свя­щен­ник, каса­ясь правой рукой Св. Даров, покры­тых воз­ду­хом, воз­гла­шает: «Пре­ждео­свя­щен­ная Святая Святым». Певцы: «Един Свят, един Гос­подь…», и при­част­ный стих по уставу.

При­ча­ще­ние духо­вен­ства и мирян.

Диакон входит в алтарь южной дверью и затво­ряет завесу Цар­ских Врат. Свя­щен­ник сни­мает воздух и звез­дицу и отла­гает их.

Диакон гово­рит: «Раз­дроби, Вла­дыко, Святый Агнец». Свя­щен­ник, раз­дроб­ляя, гово­рит: «Раз­дроб­ля­ется и раз­де­ля­ется Агнец Божий…» и опус­кает часть Агнца «Иисус» в Чашу, ничего не про­из­нося. Диакон, взяв бла­го­сло­ве­ние, вли­вает в Потир теп­лоту, ничего не про­из­нося. Свя­щен­ник раз­дроб­ляет часть Агнца «Хри­стос» по числу слу­жа­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лей (в данном опи­са­нии — 2 частицы) и пола­гает эти частицы на Дис­косе. И бывает при­ча­ще­ние духо­вен­ства.

Пре­по­да­вая Св. Дары диа­кону, свя­щен­ник гово­рит: «Имярек, свя­щен­но­ди­а­кону, пре­по­да­ется Чест­ное и Святое и Пре­чи­стое Тело и Кровь Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…»

Себе же пре­по­дает Св. Дары со сло­вами: «Чест­ное и Пре­свя­тое Тело и Кровь Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пре­по­да­ется мне, имярек, свя­щен­нику…»

После при­ча­ще­ния Святых Тайн под двумя видами свя­щен­ник испи­вает из Чаши один глоток, ничего не говоря. Диакон к Чаше не под­хо­дит, т. к. ему пред­стоит потреб­лять Св. Дары после литур­гии.

Затем свя­щен­ник читает бла­го­дар­ствен­ную молитву: «Бла­го­да­рим Тя, Спаса всех Бога..»

Далее сле­дует при­го­тов­ле­ние Святых Даров для при­ча­ще­ния мiрян. Свя­щен­ник раз­дроб­ляет части Агнца «NI» и «КА» по числу при­част­ни­ков-мiрян, погру­жает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покров­цом, пола­гает сверху лжицу.

Диакон отвер­зает завесу и Цар­ские Врата. Свя­щен­ник берет с Пре­стола Чашу со Свя­тыми Дарами и отдает диа­кону.

Диакон в Цар­ских Вратах воз­гла­шает: «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите…» Певцы: «Бла­го­словлю Гос­пода на всякое время, хвала Его устех моих».

И бывает при­ча­ще­ние мiрян по обычаю. (По тра­ди­ции за Боже­ствен­ной литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров мла­ден­цев не при­ча­щают).


^ Окон­ча­ние литур­гии Пре­ждео­свя­ще­ниых Даров.

После при­ча­ще­ния мiрян свя­щен­ник уносит Чашу со Св. Дарами в алтарь и постав­ляет на Пре­столе. Затем свя­щен­ник бла­го­слов­ляет народ: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Певцы: «Хлеб небес­ный и Чашу жизни…»

Свя­щен­ник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдает кадило диа­кону и постав­ляет на главу его Дискос. Диакон уносит Дискос на жерт­вен­ник. Свя­щен­ник же. изоб­ра­жая Св. Чашей знак Креста над Анти­мин­сом, тихо гово­рит: «Бла­го­сло­вен Бог наш». И обра­тив­шись к народу, воз­вы­шая Чашу со Свя­тыми Дарами, про­из­но­сит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Певцы поют: «Аминь. Да испол­нятся уста наша…» Свя­щен­ник уносит Св. Чашу на Жерт­вен­ник по обычаю. Диакон исхо­дит север­ной дверью и про­из­но­сит екте­нию: «Прости, при­имше…», «Заступи, спаси…», «Вечера сего совер­шенна…» Свя­щен­ник при­хо­дит к Пре­столу, закры­вает Анти­минс и, изоб­ра­жая Св. Еван­ге­лием знак Креста, воз­гла­шает: «Яко Ты еси освя­ще­ние наше…» Певцы: «Аминь». Свя­щен­ник целует Пре­стол и, со сло­вами «С миром изыдем», исхо­дит в храм, под амвон. Певцы: «О имени Гос­подни». Диакон: «Гос­поду помо­ли­мcя». Певцы: «Гос­поди, поми­луй». Свя­щен­ник читает заам­вон­ную молитву: «Вла­дыко Все­дер­жи­телю…» Диакон стоит, при­к­ло­нив главу и держит орарь.

После молитвы свя­щен­ник входит в алтарь Свя­тыми Вра­тами; диакон же входит север­ной дверью, при­к­ло­няет главу. Свя­щен­ник бла­го­слов­ляет его потре­бить Св. Дары, читая молитву: «Гос­поди Боже наш, введый нас в все­чест­ныя дни сия…»

В это время певцы поют «Буди имя Гос­подне…» 3 раза и 33 псалом. По испол­не­нии псалма, свя­щен­ник из Цар­ских Врат бла­го­слов­ляет народ: «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…» Певцы: «Аминь». Свя­щен­ник: «Слава Тебе, Христе Боже, упо­ва­ние наше, слава Тебе». Певцы: «Слава и ныне…», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Бла­го­слови».

Свя­щен­ник, стоя в Цар­ских Вратах лицом к народу, с Кре­стом в руках, творит днев­ной отпуст. Hа отпу­сте свя­щен­ник поми­нает: — автора литур­гии (свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова), — свя­того храма; — святых Минеи насто­я­щего дня и зав­траш­него.

Hа Страст­ной Сед­мице свя­щен­ник творит сле­ду­ю­щий отпуст: «Грядый Гос­подь на воль­ную страсть нашего ради спа­се­ния, Хри­стос истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере, иже во святых Отца нашего Гри­го­рия Двое­слова, папы Рим­ского, и всех святых поми­лует и спасет нас, яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец».

Певцы поют мно­го­ле­тие по обычаю.

По тра­ди­ции свя­щен­ник дает цело­вать Крест. Также раз­да­ется анти­дор (остав­лен­ный с вос­кре­се­нья) и в это время читают бла­го­дар­ствен­ные молитвы по Святом При­ча­ще­нии, в конце кото­рых почину чита­ется тро­парь и кондак автора литур­гии — свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки