Главная » Богослужения – дань традиции? » Литургия – главная служба Церкви » Божественная Литургия Преждеосвященных Даров
Распечатать Система Orphus

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров

( Божественная Литургия Преждеосвященных Даров 3 голоса: 5 из 5 )

Составил архимандрит Софроний (Смук)

 

В настоящее время многие молодые священники сталкиваются с проблемой совершения литургии Преждеосвященных Даров. В служебнике указания относительно чина литургии находятся в разных местах. Hа сегодняшний день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Hастоящая публикация призвана помочь священнослужителям в совершении чина литургии согласно установившейся современной практике.

 

^ Общие сведения

Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского, совершается: — в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; — четверг 5-й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

 

^ Приготовление Святых Даров.

Hа полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготовляет, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Преждеосвященных Даров на грядущей седмице.

Каждый Агнец священник взымает и начинает со слов: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», а завершает прободением со словами: «Един от воин копием ребра Его проводе…»

Все Агнцы священник полагает на Дискосе, а затем взымает частицы и располагает их по чину. И бывает чинопоследование полной литургии.

Во время освящения Святых Даров все Агнцы освящаются как Единый Хлеб (Агнец). При возношении «Святая Святым» священник возносит все Агнцы вместе. Затем один Агнец, предназначенный для данной полной литургии, раздробляет по чину погружает часть «Иисус» в Чашу и вливает теплоту. Прочие же Агнцы священник с помощью лжицы напояет Святой Кровию и полагает их в Дарохранительнице печатью вниз.

Далее следует полная литургия по чину.

 

^ Последование литургии Преждеосвященных Даров.

После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему…» и «Милосердия сущи источник…», входят в алтарь, целуют Святую Трапезу и облачаются в полные богослужебные одежды, не читая молитв, разве только «Господу помолимся» и «Господи, помилуй».

Также умывают руки, не читая молитв на умовение рук.

По отпусте Изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго». Священник целует Евангелие и Престол, а диакон — только Престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на обычном месте (на амвоне), благоговейно поклонившись, возглашает: «Благослови, владыко».

Священник, изображая Святым Евангелием знак Креста поверх Антиминса, возглашает: «Благословенно Царство…» Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…», предначинательный (103-й) псалом.

Священник исходит северной дверью и пред Святыми Вратами, с непокрытой головой, читает 4, 5, 6, 7 светильничные молитвы.

По окончании псалма диакон исходит северной дверью и на амвоне произносит мирную ектению (священник уходит южной дверью в алтарь).

После мирной ектений стихословится кафизма на 3 антифона.

Во время 1-го антифона священник отлагает Св. Евангелие и поставляет его на горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает 1-ю светильничную молитву, а диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Священник возглашает: «Яко Твоя держава…»

Во время 2-го антифона священник, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. После каждения священник читает 2-ю светильничную молитву. Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог…»

Во время 3-го антифона священник, сотворив поклон и взяв Дискос со Св. Дарами на главу, переносит его через горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение.

В это время присутствующие в храме поклоняются до земли.

Священник поставляет Дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду, «ничтоже глаголя». Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает Дискос и Чашу. Затем покрывает воздухом все вместе, покадив воздух. При каждом священнодействии священник говорит: «Господу помолимся», а диакон: «Господи, помилуй».

И поставляет перед Св. Дарами горящий светильник.

Священник, покадив Св. Дары на жертвеннике, тихо возглашает: «Молитвами святых отец наших…» Диакон говорит «Аминь», и оба творят земной поклон.

Священник отходит к Престолу сворачивает Антиминс и полагает поверх его Св. Евангелие. Затем читает 3-ю светильничную молитву.

Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…»

Певцы поют «Аминь» и «Господи, воззвах…» по уставу.

Диакон совершает каждение храма по чину.

Примечание: В случае, когда по уставу не положено стихословить кафизму, уместно священнику приготовить святые Дары на жертвеннике заблаговременно, до начала литургии.

По исполнении стихир совершается вход с кадилом. В случае праздника, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду совершается вход с Евангелием, поскольку в эти дни читается Евангелие.

Певцы поют «Свете Тихий…», затем следует прокимен Триоди (по исполнении прокимна диакон затворяет Царские Врата), паремия и другой прокимен из Триоди (на прокимен диакон вновь отворяет Царские Врата). Диакон возглашает: «Повелите».

Священник, стоя перед престолом со светильником и кадилом в руках, изображая знак Креста, возглашает: «Премудрость, прости».

Затем, обратившись к народу, в открытых Царских Вратах возглашает: «Свет Христов просвещает всех». (В этот момент все присутствующие в храме поклоняются до земли).

Затем чтец читает 2-ю паремию Триоди, а диакон затворяет Святые Двери.

Если литургия Преждеосвященных Даров совершается накануне праздника, то читаются еще 3 паремии праздника.

По прочтении паремий диакон отверзает Царские Врата. Священник благословляет чтеца, говоря: «Мир ти». Диакон возглашает: «Премудрость». Певцы поют «Да исправится молитва моя…» по установленному чину. Все присутствующие в храме преклоняют колена.

Священник кадит Святой Престол.

При пении стиха «Hе уклони сердце мое в словеса лукавствия…» священник отходит к жертвеннику и кадит там Святые Дары.

При заключительном пении «Да исправится молитва моя…» священник, отдав кадило диакону, приходит к Престолу и преклоняет колена.

По окончании «Да исправится молитва моя…», согласно уставу, положено сотворить три великих поклона. Hа практике эти поклоны бывают с молитвой прп. Ефрема Сирина.

После поклонов в случае праздника здесь бывает прокимен. Апостол, аллилуарий и каждение по обычаю. (Hа Страстной же седмице Апостола не бывает).

Затем священник берет Евангелие с Престола и отдает Его диакону. Диакон износит Св. Евангелие Царскими Вратами на амвон в предшествии свещеносцев.

Священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон читает Евангелие по обычаю. По прочтении Евангелия диакон отдает его священнику и, затворив Святые Двери, исходит северной дверью и произносит сугубую ектению и ектению об оглашенных.

Священник тайно читает соответствующие молитвы и открывает Антиминс по обычаю.

Со среды 4-й седмицы Великого Поста диакон произносит ектению о готовящихся ко Просвещению.

По удалении оглашенных диакон произносит 2 краткие ектений о верных. Священник тайно читает молитвы и возглашает: «По дару Христа Твоего…»

 

^ Великий вход.

Певцы поют херувимскую песнь «Hыне силы небесныя с нами невидимо служат…» Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет Царские Врата. Взяв благословение, диакон кадит Св. Престол спереди 3 раза, отходит к жертвеннику и кадит 3 раза Св. Дары и возвращается к священнику, кадит его 3 раза.

Священник с воздетыми руками произносит слова херувимской песни «Hыне силы небесные…» Диакон: «Верою и любовию приступим…» Это бывает 3 раза.

Затем священник и диакон целуют Св. Престол и отходят к жертвеннику.

Священник, покадив Св. Дары, отдает кадило диакону и полагает на левое плечо его воздух. Сам же приемлет Дискос правой рукой и поставляет себе на главу. Левой же рукой берет Чашу и держит ее при персех. В предшествии диакона со светильником, кадящего часто, священник переносит Св. Дары, исходя северной дверью. В это время все присутствующие в храме поклоняются до земли.

Священник входит Царскими Вратами в алтарь и поставляет Св. Дары на Престоле, снимает покровцы и покрывает Дискос и Чашу воздухом.

Певцы поют: «Верою и любовию приступим…» Священник, покадив Св. Дары, вместе со всеми присутствующими творит 3 великих поклона. Hа практике эти поклоны бывают с молитвой прп. Ефрема Сирина.

Диакон затворяет Святые Врата и завесу наполовину (в знак того. что литургия неполная), исходит северной дверью и произносит ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»

Священник тайно читает соответствующую молитву и возглашает: «И сподоби нас, Владыко…» Певцы поют «Отче наш…» Священник: «Яко Твое есть царство…» Певцы: «Аминь». Священник: «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша…» Певцы: «Тебе, Господи». (Священник тайно читает соответствующие молитвы). Священник возглашает: «Благодатию и щедротами…» Певцы: «Аминь» (протяжно). Диакон: «Вонмем». Священник, касаясь правой рукой Св. Даров, покрытых воздухом, возглашает: «Преждеосвященная Святая Святым». Певцы: «Един Свят, един Господь…», и причастный стих по уставу.

Причащение духовенства и мирян.

Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу Царских Врат. Священник снимает воздух и звездицу и отлагает их.

Диакон говорит: «Раздроби, Владыко. Святый Агнец». Священник, раздробляя, говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…» и опускает часть Агнца «Иисус» в Чашу, ничего не произнося. Диакон, взяв благословение, вливает в Потир теплоту, ничего не произнося. Священник раздробляет часть Агнца «Христос» по числу служащих священнослужителей (в данном описании — 2 частицы) и полагает эти частицы на Дискосе. И бывает причащение духовенства.

Преподавая Св. Дары диакону, священник говорит: «Имярек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…»

Себе же преподает Св. Дары со словами: «Честное и Пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподается мне, имярек, священнику…»

После причащения Святых Тайн под двумя видами священник испивает из Чаши один глоток, ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т. к. ему предстоит потреблять Св. Дары после литургии.

Затем священник читает благодарственную молитву: «Благодарим Тя, Спаса всех Бога..»

Далее следует приготовление Святых Даров для причащения мiрян. Священник раздробляет части Агнца «NI» и «КА» по числу причастников-мiрян, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу.

Диакон отверзает завесу и Царские Врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону.

Диакон в Царских Вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его устех моих».

И бывает причащение мiрян по обычаю. (По традиции за Божественной литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают).

 

^ Окончание литургии Преждеосвящениых Даров.

После причащения мiрян священник уносит Чашу со Св. Дарами в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Певцы: «Хлеб небесный и Чашу жизни…»

Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдает кадило диакону и поставляет на главу его Дискос. Диакон уносит Дискос на жертвенник. Священник же. изображая Св. Чашей знак Креста над Антиминсом, тихо говорит: «Благословен Бог наш». И обратившись к народу, возвышая Чашу со Святыми Дарами, произносит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Певцы поют: «Аминь. Да исполнятся уста наша…» Священник уносит Св. Чашу на Жертвенник по обычаю. Диакон исходит северной дверью и произносит ектению: «Прости, приимше…», «Заступи, спаси…», «Вечера сего совершенна…» Священник приходит к Престолу, закрывает Антиминс и, изображая Св. Евангелием знак Креста, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше…» Певцы: «Аминь». Священник целует Престол и, со словами «С миром изыдем», исходит в храм, под амвон. Певцы: «О имени Господни». Диакон: «Господу помолимcя». Певцы: «Господи, помилуй». Священник читает заамвонную молитву: «Владыко Вседержителю…» Диакон стоит, приклонив главу и держит орарь.

После молитвы священник входит в алтарь Святыми Вратами; диакон же входит северной дверью, приклоняет главу. Священник благословляет его потребить Св. Дары, читая молитву: «Господи Боже наш, введый нас в всечестныя дни сия…»

В это время певцы поют «Буди имя Господне…» 3 раза и 33 псалом. По исполнении псалма, священник из Царских Врат благословляет народ: «Благословение Господне на вас…» Певцы: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Певцы: «Сдавай ныне…», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник, стоя в Царских Вратах лицом к народу, с Крестом в руках, творит дневной отпуст. Hа отпусте священник поминает: — автора литургии (святителя Григория Двоеслова), — святого храма; — святых Минеи настоящего дня и завтрашнего.

Hа Страстной Седмице священник творит следующий отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых Отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Певцы поют многолетие по обычаю.

По традиции священник дает целовать Крест. Также раздается антидор (оставленный с воскресенья) и в это время читают благодарственные молитвы по Святом Причащении, в конце которых почину читается тропарь и кондак автора литургии — святителя Григория Двоеслова.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru