Библиотеке требуются волонтёры

Забота

***

Забо́та — вни­ма­ние, попе­че­ние, уход, под­держка, бла­го­де­я­ние.

***

Неко­то­рые веру­ю­щие вос­при­ни­мают заботу о себе как ненуж­ную при­хоть. Грех ли забо­титься о себе?

Забо­титься о себе не только не грешно, но и нужно. Гос­подь оста­вил нам запо­ведь: «Воз­люби ближ­него своего как самого себя» (Мк.12:31). Исходя из этих слов, любить себя для веру­ю­щего чело­века есте­ственно. Другое извест­ное выска­зы­ва­ние, под­твер­жда­ю­щее, что забота о себе есте­ственна и не грешна, мы встре­чаем у св. ап. Павла, когда он гово­рит, как сле­дует мужу отно­ситься к жене своей: «Никто нико­гда не имел нена­ви­сти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Цер­ковь» (Еф.5:29).           

Когда забота о себе может пойти чело­веку не на пользу?

Забота о себе нано­сит ущерб нашим душам тогда, когда она погло­щает все наше время, когда она пере­рас­тает во все­доз­во­лен­ность, балов­ство, эгоизм и пота­ка­ние стра­стям, когда она огра­ни­чи­ва­ется только мате­ри­аль­ным, внеш­ним, показ­ным. Забота о себе нано­сит ущерб нам тогда, когда мы замы­ка­емся сами на себе, напри­мер, чело­век следит за своим телом, только для того, чтобы нра­виться самому себе, а не потому, что он – тво­ре­ние Божие и тело его суть храм живу­щего в нем Свя­того Духа (1Кор.6:19). «Забо­титься ради самого себя есть улика в само­лю­бии; а забо­титься и рабо­тать ради запо­веди – похваль­ный при­знак хри­сто­лю­би­вого и бра­то­лю­би­вого рас­по­ло­же­ния», – пишет свт. Васи­лий Вели­кий.

Можно ли рас­смат­ри­вать лече­ние как заботу о себе?

Не только лече­ние, но и про­фи­лак­ти­че­ские меры, направ­лен­ные на сохра­не­ние здо­ро­вья, дей­стви­тельно, можно рас­смат­ри­вать как про­яв­ле­ние заботы о себе. Напри­мер, свт. Феофан Затвор­ник пишет о грехе пре­не­бре­же­ния лече­нием. В этом отно­ше­нии забота о себе нередко под­ра­зу­ме­вает и заботу о ближ­них. Напри­мер, гиги­е­ни­че­ские про­це­дуры мы осу­ществ­ляем не только для себя, но и для окру­жа­ю­щих. Забота о себе – это и выбор в пользу здо­ро­вой, каче­ствен­ной пищи. Как часто люди стра­дают болез­нями ЖКТ из-за того, что непра­вильно и неиз­вестно чем пита­ются. Забота о себе и ближ­них – это и исполь­зо­ва­ние средств защиты в усло­виях эпи­де­мии.

Как пра­вильно забо­титься о душе?

Забо­титься о душе – это значит учиться жить со Хри­стом, жить обща­ясь с Богом, жить духов­ной жизнью: молиться, участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах, читать душе­по­лез­ную лите­ра­туру, тво­рить дела мило­сер­дия, соблю­дать пост, отка­зы­ваться от напол­не­ния себя ненуж­ной инфор­ма­цией и всего того, что может навре­дить душе.

Если нужно забо­титься и о душе, и о теле, как пра­вильно рас­ста­вить при­о­ри­теты? Чего должно быть больше — заботы о душе или заботы о теле?

Чело­век, живу­щий в миру, имеет две заботы: заботу о вечной жизни и заботу о жизни земной, при этом каждая из них должна зани­мать свое место. «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это все при­ло­жится вам» (Мф.6:33), – гово­рит Гос­подь. Если первое место в нашей душе зани­мает Бог и, соот­вет­ственно, забота о том, чтобы идти, стре­миться к Нему теми спо­со­бами, на кото­рые Он указал, все осталь­ное при­хо­дит в строй­ный поря­док, и Гос­подь посы­лает нам все, что нам дей­стви­тельно полезно, при­хо­дит и пони­ма­ние того, как пра­вильно забо­титься обо всем осталь­ном. Поэтому забота о Цар­стве Небес­ном и правде Божией должны быть на первом месте. Об этом же гово­рится в запо­веди Гос­под­ней: «Не заботь­тесь о зав­траш­нем дне» (Мф.6:34).

***

свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:
“Если бы сего­дня какой-нибудь юноша спро­сил меня: как спасти свою душу, я не раз­ду­мы­вая отве­тил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближ­нем! Ибо всякая душа, не зна­ю­щая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или нахо­дится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спа­сать свою душу забо­той о ближ­нем”.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки