Скитский Часослов

Данный Часослов предназначается для тех, кто решился жить по принципам скитского жития... Данный Часослов предназначается для тех, кто решился жить по принципам скитского жития. Скитской называется такая форма монашеской жизни, при которой уединение является не таким полным, как при отшельническом образе жизни. Русский путешественник Василий Григорович-Барский в описании своего посещения Святой Горы Афон (1744 г.) дал такую характеристику скитского жития: "Скиты же именуются, иже на уединенных и далеких местах обретаются, идеже часты келии, недалече едина от другой… в них же обитают по единому или по два, или по три… и питаются иже такожде от рукоделий различных, но паче всех подвизаются в молитвах, постах и бдениях и безмолвствуют наедине в работные дни, в недели же и праздники всей собираются с вечера и утра в общий храм, на се нарочно устроен, и в том согласно вси совершают правило и пение". На Руси скитом называлось небольшое собрание келий в уединенном месте, обычно с небольшим храмом, возникшее на земле какого-либо монастыря, для подвижников более строгой жизни.
В плане богослужения согласно традициям скитского жительства в течение пяти дней седмицы отправляется келейный его вариант, тогда как в субботу, воскресение и праздники богослужение совершается соборно. Исходя из этого, скитский Часослов представляет собой домашний вариант Часослова монастырского. Впрочем, создание данного Часослова, равно как и знакомство с ним мы отлагаем на некоторое время, ибо для этого понадобится не только углубиться в богослужебную историю вопроса, но и ближе познакомиться с иноческими правилами и формами молитвенной жизни. А так как это довольно обширная тема, требующая отдельного подробного и неторопливого рассмотрения, то к ней мы приступим лишь тогда, когда у нас образуется достаточно для этого времени и необходимый контекст.

иерей Вадим Коржевский

Воскресенье, 17 ноября 2024 г.