Часы и стражи

Ю. Рубан

«Часы» и так назы­ва­е­мые «стражи» – это основ­ные еди­ницы изме­ре­ния вре­мени в рамках суточ­ного цикла, исполь­зу­е­мые в граж­дан­ском быту и хри­сти­ан­ском бого­слу­жеб­ном оби­ходе.

Совре­мен­ный час – это вне­си­стем­ная еди­ница вре­мени, равная 60 мину­там, или 3600 секун­дам. 1 сутки = 24 часам. Деле­ние на часы впер­вые отме­ча­ется в Древ­нем Египте. Уже в XXI веке до Р. Х. еги­пет­ские жрецы поль­зо­ва­лись систе­мой из 24‑х часов: 10 часов дня, 2 часа суме­рек и 12 ночных часов. Позднее была при­нята более про­стая система, упо­треб­ляв­ша­яся и в Вави­ло­нии: дню и ночи стали отво­дить по 12 часов. У вави­ло­нян этот прин­цип заим­ство­вали греки (Геродот. Исто­рия, II, 109). Рим­ский dies civilis, «граж­дан­ский день» (в зна­че­нии сутки) начи­нался в пол­ночь и полу­но­чью закан­чи­вался.

Древ­ние евреи счи­тали за полный 24-хча­со­вой день (сутки) период вре­мени от одного вечера до сле­ду­ю­щего вечера. Эта тра­ди­ция сохра­ня­ется и в пра­во­слав­ном бого­слу­жеб­ном кален­даре: бого­слу­же­ния соот­вет­ству­ю­щему дню или празд­нику начи­на­ются в преды­ду­щий день вече­ром: в город­ских храмах, как пра­вило, – в 18 часов (в мона­сты­рях и сель­ских при­хо­дах обычно в 17 или даже 16 часов). «День» (в узком зна­че­нии) про­дол­жа­ется от 6 часов утра до 18 часов вечера, а «ночь» – с 18 часов вечера и до 6 часов утра.

Таким обра­зом, «1‑й час дня» нашего Цер­ков­ного Устава начи­на­ется с 6 часов утра, 3‑й час – с 9 часов утра, 6‑й – с полу­дня, 9‑й – с 15 часов (закан­чи­ва­ется к 18-ти часам). Вечер­ние бого­слу­же­ния (или т. наз. «Всенощное бдение», «Все­нощ­ная») пред­пи­сы­ва­ется начи­нать в «1‑й час нощи» (то есть с наступ­ле­нием 18-ти часов). Един­ствен­ное исклю­че­ние состав­ляет Пасха, празд­нич­ное бого­слу­же­ние кото­рой начи­на­ется с наступ­ле­нием именно «рим­ского дня» – сразу после полу­ночи.

Рим­ляне еван­гель­ских времён для воен­ной кара­уль­ной службы делили ночь (от заката до вос­хода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, – считая по 3 часа в каждой страже. Эта система опре­де­ляла ритм жизни и окку­пи­ро­ван­ной рим­ля­нами Иудеи (с 63 г. до Р. Х.), и мы встре­ча­емся с ней в книгах Нового Завета, откуда она пере­шла в наш бого­слу­жеб­ный Устав.

Ночные стражи: 1‑я стража (ок. 18–21 ч.) – «вечер» (όψέ, vesper, Мк. 11:19); 2‑я (21–24 ч.) – «пол­ночь» (meses nyktos, media noctis, – Мф. 25:6); 3‑я (24–3 ч. утра) – «пет­ло­глашение», или «кvро­глашение», т. е. «крик петуха» (alektorofonia, gallicinium, – Мк. 13:35); 4‑я (3–6 ч. утра) – «утро», «рас­свет» (ὄρθρος, diluculum, – Ин. 8:2).

День также был раз­де­лён на 4 днев­ных стражи (excubiae), или «три­ча­сия» (trichoria), име­ну­е­мые, обоб­щённо, просто «часами» (horae): 1‑й час (6–9 ч. утра), 3‑й час (9 ч. утра – до полу­дня), 6‑й час (от полу­дня до 15 ч.), 9‑й час (от 15 до 18 ч.). (См.: Мк. 15:33, Деян. 2:15; 3:1; 10:3.)

При­меры: «Итак, бодр­ствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вече­ром ли, или в пол­ночь, или в пение пету­хов, или утром» (Мк. 13:35). «Если и во вторую, и в третью стражу придёт» (Лк. 12:38). «В чет­вер­тую же стражу ночи Он пришёл к ним» (Мф. 14:25; ср. Мк. 6:48). (С этим счис­ле­нием не сле­дует путать поряд­ко­вый счёт страж отно­си­тельно друг друга, – см. Мк. 15:25: здесь речь идет соб­ственно о «6‑м часе», т. е. о пери­оде между 12 и 15 часами.)

Лит.: Квандт Л. Поря­док опре­де­ле­ния вре­мени в Еван­ге­лиях // Чтения в Обще­стве люби­те­лей духов­ного про­све­ще­ния. 1874. N 2; Раин А. П. Как счи­та­лись часы в Еван­ге­лиях // Стран­ник. 1904. N 3; Кли­ми­шин И. А. Кален­дарь и хро­но­ло­гия. Изд. 2. М., 1985; Арранц М., иером.; Рубан Ю. Исто­рия Визан­тий­ского Типи­кона («Око Цер­ков­ное»). Часть I. Пред­ви­зан­тий­ская эпоха. СПб., 2003 (гл. 6: Счёт вре­мени в древ­не­хри­сти­ан­скую эпоху, с. 37–40; см. здесь необ­хо­ди­мые уточ­не­ния отно­си­тельно име­но­ва­ния и рас­пре­де­ле­ния страж у разных авто­ров; элек­трон­ный вари­ант главы: Счёт вре­мени в древ­не­хри­сти­ан­скую эпоху).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки