Главная » Алфавитный раздел » Время » Счёт времени в древнехристианскую эпоху
Распечатать Система Orphus

Счёт времени в древнехристианскую эпоху

(2 голоса: 5 из 5)

Иеромонах Михаил Арранц, Юрий Рубан

 

Пытаясь реконструировать общую схему древнехристианскрй молитвенной практики, особенно суточного круга (этому посвящена восьмая глава), мы оказываемся в мире римских календарных понятий. Многие выражены привычными терминами («час», «полночь», «утро»), и это может приводить к недоразумениям. Необходимо поэтому определить их историческое значение и соотношение с современными понятиями.

Слово день (dies) обозначало у древних римлян как естественный («световой») день — время от восхода до заката солнца, — так и день гражданский (сутки) т. е. время от полуночи до полуночи.

Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было. Разделение суток на часы (horae temporales) началось только с введением солнечных и водяных часов (III—II вв. до н. э.). С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на двенадцать равных отрезков (часов»), и на столько же частей делили время от заката до восхода солнца. Ясно, что римские ночные часы были длиннее дневных зимой и короче их летом. Сравняться между собой — и соответствовать нашему фиксированному часу (60 минутам) — они могли только в период равноденствия (см.: Санчурский, с. 199-200). Конечно, это сезонное различие более заметно на Севере, нежели в странах Средиземноморья.

Для военной караульной службы римляне делили ночь (от заката до восхода солнца) на четыре «стражи» (лат.: vigiliæ, custodiæ, греч. φυλακαί), вошедшие в гражданское употребление и позднее даже ставшие временно́й рамкой христианского суточного цикла. По рассказам Полибия, Тита Ливия, Тацита и других авторов, в начале каждой стражи раздавался громкий звук воинских труб, слышимый на большом расстоянии[1]. Этот факт не мог не влиять на жизнь (и сон) окрестного населения, то есть практически всех граждан империи, по которой были капиллярно распределены римские легионы и многочисленные сторожевые караулы.

Первая ночная стража продолжалась с начала «ночи» (с 18 часов) до 21 часа по нашему счислению, вторая — с 21 часа — до полуночи. Римский историк Плиний Старший (погиб в 79 г. н. э.) определяет начало третьей стражи в полночь, а начало четвертой — к пению петухов (Естественная история. X, 21). Ритор Фриних Аравийский (П в. н. э.) дополняет данные Плиния, говоря, что т. н. «получи» (μέσαι νύκτες. — siс!) продолжались с 3-го или 4-го часа ночи (по нашему — с 20-ти или 21 часа) до пения петухов, или «утра» (ὄρθρος), т. е. до 3 часов утра[2]. Обратим внимание, что в данном случае «полночь» (букв. средняя часть ночи) не момент смены суток (о часов, как мы привыкли), а довольно продолжительный период времени, включающий в себя вторую и частично третью военные стражи.

Значение греческого слова ὄρθρος, о́ртрос со временем менялось, и это надо учитывать при чтении древних текстов, а особенно — их переводов. Впоследствии его переведут не совсем точным понятием «утро» (откуда и название соответствующего богослужебного часа — Утреня). В древности слово обозначало весьма продолжительный период времени — начиная с первого пения петухов, когда обычно еще темно, вплоть до самого начала дня, т. е. всю четвертую стражу ночи (т. е. от 3-х до 6 часов утра по современному счислению). В него включались еще два хронологических момента, имеющие большое значение для «утреннего» богослужения:

а) лат. «аlbа», — когда небо белеет, т. е. только-только начинает рассветать, и

б) лат. «аurora», греч. ἕως, «утренняя заря», «денни́ца», — когда небо алеет уже непосредственно перед восходом солнца.

Монахи начинали «утреннюю» службу еще перед рассветом. Утреня городская, или «соборная», разумеется, начиналась позднее — с восходом солнца. Память этого закрепилась в названии двенадцати молитв, читаемых теперь священником на Утрене перед царскими вратами, это — ἑωθηναί, т. е. молитвы «утренней зари», молитвы «денницы», содержание которых непосредственно связано с этим периодом суток. (Другой вопрос, что в русской практике они очень часто читаются не в свое время и потому теряют свой смысл.)

Возникает вопрос: как считали время Иисус Христос и апостолы? Рассмотрим характерные евангельские свидетельства:

«Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозаин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром» (Мк. 13:35). «Если и во вторую, и в третью стражу придет» (Лк. 12:38). «В четвертую же стражу ночи Он пришел к ним» (Мф. 14:25; ср. Мк. 6:48).

Сопоставляя тексты, находим, что деление ночи здесь вполне совпадает с общеримским. Порядок евангельских ночных страж, в переводе древних часов на современные, выглядит так:

 

Ночные Часы Обиходное название
 

стражи

римские

современные

1

prima

1-3 ч. ночи

18-21

ὀψέ, вечер

2

secunda

4-6 ч. ночи

21-24

μεσονύκτες, полночь

3

tertia

7-9 ч. ночи

24-3

μεσονύκτες, полночь

4

quarta

10—1 час дня

3-6

ὄρθρος, пение петухов.

 

Далее следует πρωΐ (букв.: «рано утром»), или 1-й час дня (т. е. 7-й час утра по современному счислению).

Условный «день» (с 6 часов утра до 6 часов вечера) также был разделен на четыре дневных стражи (ехсubiæ). В Новом Завете эти стражи (тричасия) обобщенно именуются «часами», horæ (см.: Мк. 15:33» Деян. 2:15; 3:1; 10:3, 9), как позднее соответствующие богослужения Палестинского Часослова, распределенные по дневным тричасиям[3]. Поэтому, во-первых, соотношение между дневными римскими стражами и евангельскими «часами» выглядит следующим образом.

 

Стражи

Часы

Современное значение

1-я

I

6-9 часы утра

2-я

III

9 часов утра — полдень

3-я

VI

Полдень – 15 часов

4-я

IX

15-18 часов

 

Во-вторых, с этим счислением не следует путать порядковый счет страж относительно друг друга (см.: Мю 15:25!): здесь речь идет не ο III часе, а о третьей страже (VI часе), т. е. о периоде времени между полуднем и 15 часами.

В-третьих, можно встретить термин час в привычном понимании (1/12-я часть дня). Например: «Не двенадцать ли часов во дне?» (Ин. 11:9); Ин. 4:52; Мф. 20:2-12.

В более ранние времена, до прихода римлян, в Палестине было принято более простое деление ночи, на три стражи: 1-я = 18-22 часам; 2-я = 22-02 часам; 3-я = 02-06 часам. Такой порядок страж может быть назван библейским.

Давно римские трубы перестали будить монахов, появились более точные способы деления времени. Но христиане, восприняв римский вариант отсчета времени, сохранили древние стражи в названиях соответствующих им служб суточного цикла (Часов). При этом события Священной истории, связанные с каждой конкретной стражей, стали определять и темы отдельных богослужений (прежде всего — в тропарях Часов).

 

1. «Ежедневная забота о том, чтобы каждая смена возвещалась сигнальной трубой, <…> лежит <…> на центурионах первого манипула триариев обоих легионов» (Полибий. Ист., VI, 36, 4-5, — с. 27); «Смена караулов возвещается центурионом» (Тацит. Анналы, XV, 30, — с. 292); см. также: Ваumstark. 1956.
2. Phrynichus. Рræparatio Sophistica, 94.
3. См.: Никольский. Пособие, с. 331-334; Рубан. Сретение, с. 184-186.

 

Источник: История византийского типикона. Глава 6.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru