Чин великого освящения воды

См. также: Минея. Январь. Святое Бого­яв­ле­ние. Кре­ще­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В Наве­че­рие Бого­яв­ле­ния и сам празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня в храмах совер­ша­ется Чин вели­кого освя­ще­ния воды. Для луч­шего пони­ма­ния бого­слу­же­ния пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию опи­са­ние этого Чина и неко­то­рые бого­слу­жеб­ные тексты, вхо­дя­щие в его состав.

Вос­по­ми­на­ние Иор­дан­ского собы­тия Цер­ковь обнов­ляет особым чином вели­кого освя­ще­ния воды. Свя­щен­ник через цар­ские врата при пении тро­па­рей «Глас Гос­по­день на водах…» выхо­дит к сосу­дам, напол­нен­ным водой, неся на главе Чест­ный Крест, и начи­на­ется освя­ще­ние воды.

Освя­ще­ние воды совер­ша­ется также и в самый празд­ник после литур­гии (тоже после заам­вон­ной молитвы).

Вели­кое освя­ще­ние воды в Наве­че­рие и в самый празд­ник Пра­во­слав­ная Цер­ковь совер­шает издревле, причем бла­го­дать освя­ще­ния воды в эти два дня пода­ется всегда одна и та же. В Наве­че­рие освя­ще­ние воды совер­ша­лось в вос­по­ми­на­ние Кре­ще­ния Гос­подня, освя­тив­шего есте­ство водное, а также кре­ще­ния огла­шен­ных, кото­рое в древ­но­сти совер­ша­лось в Наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; исто­рики: Фео­до­рит, Ники­фор Кал­лист). В самый же празд­ник освя­ще­ние воды бывает в вос­по­ми­на­ние соб­ственно собы­тия Кре­ще­ния Спа­си­теля.

После­до­ва­ние вели­кого освя­ще­ния воды как в Наве­че­рие, так и в самый празд­ник одно и то же и в неко­то­рых частях имеет сход­ство с после­до­ва­нием малого освя­ще­ния воды. Оно состоит в вос­по­ми­на­нии про­ро­честв, отно­ся­щихся к собы­тию Кре­ще­ния (пари­мии), самого собы­тия (Апо­стол и Еван­ге­лие) и его зна­че­ния (екте­нии и молитвы), в при­зы­ва­нии бла­го­сло­ве­ния Божия на воды и трое­крат­ном погру­же­нии в них Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня.

На прак­тике чин водо­освя­ще­ния совер­ша­ется сле­ду­ю­щим обра­зом. После заам­вон­ной молитвы (в конце литур­гии) или про­си­тель­ной екте­нии: «Испол­ним вечер­нюю молитву» (в конце вечерни) насто­я­тель в полном обла­че­нии (как во время совер­ше­ния литур­гии), а прочие свя­щен­ники только в епи­тра­хили, пору­чах и фелони выхо­дят через цар­ские врата к свя­щен­ной купели в при­твор или на источ­ник.

Впе­реди идут свя­ще­носцы со све­чами, за ними сле­дуют певцы с пением тро­па­рей Глас Гос­по­день, диа­коны с кади­лами, свя­щен­ники и насто­я­тель, несу­щий Чест­ный Крест на непо­кры­той главе (обычно Крест пола­га­ется на воз­духе).

Глас Гос­по­день на водах вопиет, гла­голя: при­и­дите, при­и­мите вси Духа пре­муд­ро­сти, Духа разума, Духа страха Божия, явль­ша­гося Христа. [Трижды.]

Днесь вод освя­ща­ется есте­ство, и раз­де­ля­ется Иордан, и своих вод воз­вра­щает струи Вла­дыку зря кре­ща­ема. [Дважды.]

Яко Чело­век на реку пришел еси, Христе Царю, и раб­ское кре­ще­ния прияти тщи­шися, Блаже, от Пред­те­чеву руку, грех ради наших, Чело­ве­ко­любче. [Дважды.]

Слава, и ныне, глас тойже.

Ко гласу вопи­ю­щаго в пустыни, уго­то­вайте путь Гос­по­день. Пришел еси, Гос­поди, зрак рабий приим, кре­ще­ния прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убо­я­шася. Тре­пе­тен бысть Пред­теча, и возопи гла­голя: како про­све­тит све­тиль­ник Света? Како руку поло­жит раб на Вла­дыку? Освяти мене и воды, Спасе, взем­ляй мира грех.

На месте водо­освя­ще­ния Крест пола­га­ется на бла­го­укра­шен­ный стол, на кото­ром должна стоять чаша с водой и тремя све­чами. Во время пения тро­па­рей насто­я­тель с диа­ко­ном совер­шает каж­де­ние при­го­тов­лен­ной к освя­ще­нию воды (окрест стола трижды), а если вода освя­ща­ется в храме, то кадит также алтарь, свя­щен­но­слу­жи­те­лей, певцов и народ.

По окон­ча­нии пения тро­па­рей диакон воз­гла­шает: Пре­муд­рость, и чита­ются три паре­мии (из книги про­рока Исаии), в кото­рых изоб­ра­жа­ются бла­го­дат­ные плоды при­ше­ствия Гос­пода на землю и духов­ная радость всех, обра­ща­ю­щихся ко Гос­поду и при­ча­ща­ю­щихся от живо­нос­ных источ­ни­ков спа­се­ния.

Три паре­мии^

Аудио

Про­ро­че­ства Иса­и­ина чтение: (Ис.35)

Тако гла­го­лет Гос­подь: да воз­ве­се­лится пустыня жаж­ду­щая, да воз­ра­ду­ется пустыня, и про­цве­тет яко крин, и да про­зяб­нет, и вся воз­ве­се­лятся. И воз­ра­ду­ются пустын­ная Иор­да­нова, и слава Лива­нова дана бысть ей, и честь Кар­ми­лова, и людие Мои узрят славу Гос­подню, и высоту Божию. Укре­пи­теся руки ослаб­лен­ныя, и колена раз­слаб­лен­ная уте­ши­теся. И рцыте мало­душ­ным мыслию, укре­пи­теся и не бой­теся: се Бог наш суд воз­дает, Той при­и­дет и спасет нас. Тогда отвер­зутся очеса слепых, и ушеса глухих услы­шат: Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гуг­ни­вых: яко про­ра­зися в пустыни вода, и дебрь в земли жаж­ду­щей. И будет без­вод­ная в блата, и в жаж­ду­щей земли источ­ник воды будет: тамо будет весе­лие птиц, водво­ре­ние сири­нов, и тро­стий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наре­чется: и не мимо­идет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечи­стый, раз­се­ян­нии же пойдут по нему, и не заблу­дят. И не будет тамо льва, ниже зверей лютых взыдет нань, ниже обря­щется тамо: но пойдут по нему избав­лен­нии и собран­нии от Гос­пода. И обра­тятся, и при­и­дут в Сион с весе­лием и радо­стию, и весе­лие вечное над главою их. Хвала и радо­ва­ние, и весе­лие постиг­нет их: отбеже болезнь, печаль и воз­ды­ха­ние.

Про­ро­че­ства Иса­и­ина чтение: (Ис.55)

 Тако гла­го­лет Гос­подь: жаж­ду­щии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послу­шайте Мене, и снесте благая, и насла­дится во благих душа ваша. Вни­майте ушима вашима, и после­дуйте путем Моим: услы­шите Мене, и жива будет во благих душа ваша. И заве­щаю вам завет вечен, пре­по­доб­ная Дави­дова верная. Се сви­де­тель­ство во языцех, дах Его князя, и пове­ли­теля во языцех. Се языцы, иже не ведяху тя, при­зо­вут тя, и людие, иже не познаша тя, к тебе при­бег­нут, ради Гос­пода твоего, и Свя­таго Изра­и­лева, яко про­сла­вих тя. Взы­щите Бога, и внегда вам обре­сти Его, при­зо­вите. Егда же аще при­бли­жится вам, да оста­вит нече­сти­вый пути своя, и муж без­за­кон­ный советы своя: и обра­ти­теся ко Гос­поду Богу вашему, и поми­ло­вани будете, яко помногу оста­вит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, гла­го­лет Гос­подь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и раз­мыш­ле­ния ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не воз­вра­тится оттуду, дон­деже упоит землю, и родит и про­зяб­нет, и даст семя сею­щему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обра­тится ко Мне тощь, дон­деже аще скон­чает вся, елика вос­хо­тех, и поспешу пути Моя, и пове­ле­ния Моя. Весе­лием бо изы­дите, и радо­стию научи­теся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радо­сти, и вся дре­веса сель­ная вос­пле­щут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипа­рис, вместо же кро­пивы взыдет мир­сина. И будет Гос­подь во имя, и в зна­ме­ние вечное, и не оску­деет.

Про­ро­че­ства Иса­и­ина чтение: (Ис.12:3–6)

 Тако гла­го­лет Гос­подь: почер­пите воду с весе­лием от источ­ник спа­се­ния. И речеши в день он: испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, и при­зо­вите имя Его, воз­ве­стите во языцех славу Его: помя­ните, яко воз­не­сеся имя Его. Пойте имя Гос­подне, яко высо­кая сотвори: воз­ве­стите сия по всей земли. Радуй­теся и весе­ли­теся живу­щии в Сионе, яко воз­не­сеся Святый Изра­и­лев посреде его.

Затем поется про­ки­мен Гос­подь про­све­ще­ние мое чита­ются Апо­стол и Еван­ге­лие.

В Апо­столь­ском чтении (зачало 143‑е: 1Кор.10:1–4) гово­рится о таин­ствен­ном кре­ще­нии иудеев в Моисея среди облака и моря, о духов­ной их пище в пустыне и питии от духов­ного камня, кото­рый был Хри­стос.

Не хочу оста­вить вас, братия, в неве­де­нии, что отцы наши все были под обла­ком, и все прошли сквозь море;
и все кре­сти­лись в Моисея в облаке и в море; 
и все ели одну и ту же духов­ную пищу;
и все пили одно и то же духов­ное питие: ибо пили из духов­ного после­ду­ю­щего камня; камень же был Хри­стос.

В Еван­ге­лии (зачало 2‑е: Мк.1:9–11) повест­ву­ется о Кре­ще­нии Гос­пода.

И было в те дни, пришел Иисус из Наза­рета Гали­лей­ского и кре­стился от Иоанна в Иор­дане.
И когда выхо­дил из воды, тотчас увидел Иоанн раз­вер­за­ю­щи­еся небеса и Духа, как голубя, схо­дя­щего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние.

После чтения Свя­щен­ного Писа­ния диакон про­из­но­сит вели­кую екте­нию с осо­быми про­ше­ни­ями. В них содер­жатся моле­ния об освя­ще­нии воды силою и дей­ствием Святой Троицы, о нис­по­сла­нии на воду бла­го­сло­ве­ния Иор­да­нова и даро­ва­нии ей бла­го­дати к исце­ле­нию душев­ных и телес­ных немо­щей, в отгна­ние вся­кого навета види­мых и неви­ди­мых врагов, к освя­ще­нию домов и на всякую пользу.

Во время екте­нии насто­я­тель читает тайно молитву об очи­ще­нии и освя­ще­нии самого себя: Гос­поди Иисусе Христе… (без воз­гласа). По завер­ше­нии екте­нии свя­щен­ник (насто­я­тель) громко читает освя­ти­тель­ную молитву: Велий еси, Гос­поди, и чудна дела Твоя… и прочее. В этой молитве Цер­ковь умо­ляет Гос­пода прийти и освя­тить воду для того, чтобы она полу­чила бла­го­дать избав­ле­ния, бла­го­сло­ве­ние Иор­да­ново, чтобы она была источ­ни­ком нетле­ния, раз­ре­ше­нием неду­гов, очи­ще­нием душ и телес, освя­ще­нием домов и «ко всякой пользе изрядна». В сере­дине молитвы свя­щен­ник трижды вос­кли­цает: Сам убо, Чело­ве­ко­любче Царю, прииди и ныне наи­тием Свя­таго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз бла­го­слов­ляет воду рукой, но персты в воду не погру­жает, как это бывает в таин­стве Кре­ще­ния. По окон­ча­нии молитвы насто­я­тель тотчас бла­го­слов­ляет воду кре­сто­видно Чест­ным Кре­стом, держа его обеими руками и погру­жая трижды прямо (низ­водя в воду и воз­водя), и при каждом погру­же­нии Креста поет со свя­щен­но­слу­жи­те­лями тро­парь (трижды): Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди…

Молитва^

Велий еси, Гос­поди, и чудна дела Твоя, и ниеди­ноже слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]

Ты бо хоте­нием от не сущих во еже быти при­ве­дый вся­че­ская, Твоею дер­жа­вою содер­жиши тварь и Твоим про­мыс­лом стро­иши мир. Ты от четы­рех стихий тварь сочи­ни­вый, четырми вре­мены круг лета венчал еси. Тебе тре­пе­щут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе при­сут­ствуют звезды: Тебе слу­шает свет, Тебе тре­пе­щут бездны, Тебе рабо­тают источ­ницы. Ты про­стерл еси небо яко кожу: Ты утвер­дил еси землю на водах: Ты огра­дил еси море песком: Ты ко отды­ха­нием воздух про­лиял еси. Ангель­ския силы Тебе служат, архан­ге­льстии лицы Тебе кла­ня­ются: мно­го­очи­тии херу­вими, и шесто­кри­ла­тии сера­фими, окрест стояще, и обле­та­юще, стра­хом непри­ступ­ныя славы Твоея покры­ва­ются. Ты бо Бог сый Неопи­сан­ный, Без­на­чаль­ный же и Неиз­гла­го­лан­ный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подо­бии чело­ве­че­стем быв: не бо терпел еси, Вла­дыко, мило­сер­дия ради мило­сти Твоея, зрети от диа­вола мучима рода чело­веча, но пришел еси и спасл еси нас. Испо­ве­дуем бла­го­дать, про­по­ве­дуем милость, не таим бла­го­де­я­ния: есте­ства нашего роды сво­бо­дил еси. Дев­ствен­ную освя­тил еси утробу Рож­де­ством Твоим: вся тварь вос­пе­вает Тя явль­ша­гося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с чело­веки пожил еси: Ты Иор­дан­ския струи освя­тил еси, с небесе низ­по­сла­вый Свя­таго Твоего Духа, и главы тамо гнез­дя­щихся сокру­шил еси змиев.

И сие убо свя­щен­ник гла­голя трижды, и воду рукою бла­го­слов­ляет на кийждо стих:

Ты убо, Чело­ве­ко­любче Царю, прииди и ныне наи­тием Свя­таго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]

И даждь ей бла­го­дать избав­ле­ния, бла­го­сло­ве­ние Иор­да­ново: Сотвори ю нетле­ния источ­ник, освя­ще­ния дар, грехов раз­ре­ше­ние, неду­гов исце­ле­ние, демо­нов все­гу­би­тель­ство, сопро­тив­ным силам непри­ступ­ную, ангель­ския кре­по­сти испол­нен­ную: Да вси почер­па­ю­щии и при­ча­ща­ю­щи­ися, имеют ю ко очи­ще­нию душ и телес, ко исце­ле­нию стра­стей, ко освя­ще­нию домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обно­ви­вый обет­шав­шее грехом есте­ство наше: Ты еси Бог наш, водою пото­пи­вый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем сво­бо­ди­вый от работы фара­они Мои­сеом род Еврей­ский. Ты бо еси Бог наш, раз­ра­зи­вый камень в пустыни, и поте­коша воды, и потоцы навод­ни­шася, и жаж­ду­щия люди Твоя насы­ти­вый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пре­ме­ни­вый Илиею Изра­иля от пре­ле­сти Ваа­ловы.

Сам и ныне, Вла­дыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. [Трижды.]

Даждь же всем при­ка­са­ю­щимся ей, и при­ча­ща­ю­щимся, и мажу­щимся ею, освя­ще­ние, здра­вие, очи­ще­ние и бла­го­сло­ве­ние.

Спаси Гос­поди, и поми­луй вели­каго гос­по­дина и отца нашего, Свя­тей­шаго Пат­ри­арха (имярек), и гос­по­дина нашего, Прео­свя­щен­ней­шаго Епи­скопа [имярек], и сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им вся­каго врага и супо­стата. Даруй им вся, яже ко спа­се­нию про­ше­ния, и жизнь вечную: да и сти­хи­ами, и чело­веки, и ангелы, и види­мыми, и неви­ди­мыми, сла­вится Твое пре­свя­тое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Свя­щен­ник: Мир всем.

Диакон: Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните.

Свя­щен­ник пре­клонься молится тайно:

При­к­лони Гос­поди ухо Твое, и услыши ны, Иже во Иор­дане кре­сти­тися изво­ли­вый, и освя­ти­вый воды, бла­го­слови всех нас, иже при­к­ло­не­нием своея выи, назна­ме­ну­ю­щих работ­ное вооб­ра­же­ние: и спо­доби нас испол­ни­тися освя­ще­ния Твоего, при­ча­ще­нием воды сея, и да будет нам Гос­поди, во здра­вие души и тела.

Воз­гла­ше­ние: Ты бо еси освя­ще­ние наше, и Тебе славу и бла­го­да­ре­ние и покло­не­ние воз­сы­лаем, со Без­на­чаль­ным Твоим Отцем, и Пре­свя­тым, и Благим, и Живо­тво­ря­щим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Тро­парь празд­ника^

Глас 1

Во Иoр­дане кре­ща­ю­щуся Тебе Гос­поди, Тро­и­че­ское явися покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ваше Тебе, воз­люб­лен­наго Тя Сына именуя: и Дух в виде голу­бине, извест­во­ваше сло­весе утвер­жде­ние, явлейся Христе Боже, и мир про­све­щей слава Тебе.

***

После этого, при мно­го­крат­ном пении тро­паря пев­цами, насто­я­тель с Кре­стом в левой руке кропит кре­сто­об­разно во все сто­роны, а также окроп­ляет святой водой храм. После окроп­ле­ния поло­жено петь сти­хиру на Слава, и ныне: Вос­поим, вернии.

Сти­хира^

Слава, и ныне, глас 6:

Вос­поим, вернии, еже о нас Божия бла­го­де­я­ния вели­че­ство: о нашем бо пре­гре­ше­нии быв Чело­век, нашим очи­ще­нием очи­ща­ется во Иор­дане: Един Чистый и Нетлен­ный, освя­щаяй мене и воды, и главы змиев сокру­шаяй в воде. Почер­пем убо воду с весе­лием братие: бла­го­дать бо Духа верно почер­па­ю­щим неви­димо пода­ва­ется от Христа Бога, и Спаса душ наших.

Вели­кая Аги­асма^

Бого­яв­лен­ская святая вода назы­ва­ется в Пра­во­слав­ной Церкви вели­кой Аги­асмой – вели­кой Свя­ты­ней. К освя­щен­ной воде хри­сти­ане с древ­них времен имеют вели­кое бла­го­го­ве­ние. На екте­нии вели­кого освя­ще­ния воды Цер­ковь молится:

«О еже освя­ти­тися водам сим, и даро­ва­тися им бла­го­дати избав­ле­ния (спа­се­ния), бла­го­сло­ве­нию Иор­да­нову, силою и дей­ствием и наи­тием Свя­таго Духа…»

«О еже быти воде сей, освя­ще­ния дару, грехов избав­ле­нию, во исце­ле­ние души и тела черплю­щим ю и емлю­щим, во освя­ще­ние домов…, и на всяку пользу изрядну (силь­ную)…».

В этих про­ше­ниях и в молитве свя­щен­ника на освя­ще­ние воды Цер­ковь сви­де­тель­ствует о мно­го­об­раз­ных дей­ствиях бла­го­дати Божией, пода­ва­е­мой всем, с верою «черплю­щим и при­ча­ща­ю­щимся» этой Свя­тыни.

Свя­тость воды оче­видно для всех про­яв­ля­ется и в том, что она дли­тель­ное время сохра­ня­ется свежей и непо­вре­жден­ной. Еще в IV веке об этом в 37‑й беседе на Кре­ще­ние Гос­подне гово­рил св. Иоанн Зла­то­уст: «Хри­стос кре­стился и освя­тил есте­ство вод; и потому в празд­ник Кре­ще­ния все, почерп­нув воды в пол­ночь, при­но­сят ее домой и хранят во весь год. И так вода в суще­стве своем не пор­тится от про­дол­же­ния вре­мени, почерп­ну­тая ныне целый год, а часто два и три года оста­ется свежей и непо­вре­жден­ной, и после толи­кого вре­мени не усту­пает водам, только что почерп­ну­тым из источ­ника».

Эту Свя­тыню Цер­ковь упо­треб­ляет для окроп­ле­ния храмов и жилищ, при закли­на­тель­ных молит­вах на изгна­ние злого духа, как вра­чев­ство; назна­чает ее пить тем, кто не может быть допу­щен до Свя­того При­ча­ще­ния. С этой водой и Кре­стом свя­щен­но­слу­жи­тели в празд­ник Бого­яв­ле­ния посе­щали раньше дома своих при­хо­жан, окроп­ляя их и жилища и, таким обра­зом, рас­про­стра­няли бла­го­сло­ве­ние и освя­ще­ние, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Хри­сто­вой.

В знак осо­бого почи­та­ния Бого­яв­лен­ской воды как дра­го­цен­ной вели­кой Свя­тыни в Кре­щен­ский Сочель­ник и уста­нов­лен стро­гий пост, когда или совсем не пола­га­ется вку­ше­ние пищи до Кре­щен­ской воды, или допус­ка­ется при­ня­тие малого коли­че­ства пищи. Однако с над­ле­жа­щим бла­го­го­ве­нием, с крест­ным зна­ме­нием и молит­вой можно пить святую воду без какого-либо сму­ще­ния и сомне­ния и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время. Цер­ковь в бого­слу­жеб­ном Уставе (см.: Типи­кон, 6 января) дает на этот счет ясное и опре­де­лен­ное настав­ле­ние и разъ­яс­не­ние: те, кото­рые отлу­чают себя от святой воды ради преж­де­вре­мен­ного вку­ше­ния пищи, «не добре творят». «Не вку­ше­ния ради ястия (пищи) нечи­стота в нас есть, но от сквер­ных дел наших; очи­щени же от сих пием без сомне­ния сию святую воду» (См.: Типи­кон, 6 января, 1‑е “зри”). 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки