Дог­маты пра­во­слав­ного бого­сло­вия

Оглав­ле­ние



Место дог­ма­тов в ряду других хри­сти­ан­ских истин: Истины хри­сти­ан­ского Откро­ве­ния, заклю­ча­ю­ще­гося в Свящ. Писа­нии и Свящ. Пре­да­нии, раз­де­ля­ются на истины веры и на истины дея­тель­но­сти.

Истины веры под­раз­де­ля­ются на отно­ся­щи­еся к самому суще­ству хри­сти­ан­ской рели­гии как вос­ста­нов­лен­ному союзу между Богом и чело­ве­ком, назы­ва­е­мые дог­ма­тами, и другие, не отно­ся­щи­еся к суще­ству, кото­рые содер­жат исто­ри­че­ские ска­за­ния или част­ные изре­че­ния свя­щен­ных лиц.

Истины дея­тель­но­сти под­раз­де­ля­ются на опре­де­ле­ния нрав­ствен­ного пове­де­ния и истины обря­до­вые и кано­ни­че­ские.

Струк­тура дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия:

  1. Дог­маты о Боге и общем отно­ше­нии Его к миру и чело­веку.
  2. Дог­маты о Боге, Тро­ич­ном в Лицах.
  3. Дог­маты о Боге, как Творца и Про­мыс­ли­теля, к миру духов­ному.
  4. Дог­маты о Боге, как Творца и Про­мыс­ли­теля, к чело­веку.
  5. Дог­маты о Боге Спа­си­теле и осо­бен­ном отно­ше­нии Его к чело­ве­че­скому роду.
  6. Дог­маты о Христе Спа­си­теле.
  7. Дог­маты об освя­ще­нии.
  8. Дог­маты о Святой Церкви.
  9. Дог­маты о Таин­ствах Церкви.
  10. Дог­маты о Таин­стве Свя­щен­ства.
  11. Дог­маты о Боге как Судии и Мздо­воз­да­я­теле.
  12. Дог­маты о Все­об­щем суде.

^Дог­маты о Боге о Боге и общем отно­ше­нии его к миру и чело­веку

Общие свой­ства суще­ства Бога

Бог не пости­жим и неви­дим. Бог явил себя людям в тво­ре­нии и в сверхъ­есте­ствен­ном Откро­ве­нии, кото­рое про­по­ве­до­вал еди­но­род­ный Сын Божий через Апо­сто­лов. Бог един в суще­стве и тро­и­чен в Лицах.

Бог есть Дух вечный, все­б­ла­гий, все­ве­ду­щий, все­мо­гу­щий, вез­де­су­щий, неиз­ме­ня­е­мый, все­до­волъ­ный, все­б­ла­жен­ный.

При­рода Бога – совер­шенно неве­ще­ствен­ная, непри­част­ная ни малей­шей слож­но­сти, про­стая.

Бог, как Дух, кроме духов­ной при­роды (суб­стан­ции), имеет ум и волю.

Бог, как Дух, бес­пре­де­лен во всех отно­ше­ниях, иначе, все­со­вер­шен­ный, Он само­бы­тен и неза­ви­сим, неиз­ме­рим и вез­де­сущ, вечен и неиз­ме­нен, все­си­лен и все­мо­гущ, совер­ше­нен и чужд вся­кого недо­статка.

Част­ные свой­ства суще­ства Бога

Само­быт­ность – все, что имеет, имеет от самого себя.

Неза­ви­си­мость – в суще­стве, в силах и в дей­ствиях опре­де­ля­ется Сам Собою.

Неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие – не под­ле­жит ника­кому огра­ни­че­нию про­стран­ством и местом.

Веч­ность – Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.

Неиз­ме­ня­е­мость – Он всегда пре­бы­вает один и тот же.

Все­мо­гу­ще­ство – Он обла­дает неогра­ни­чен­ною силою все про­из­во­дить и над всем вла­ды­че­ство­вать.

Свой­ства ума Бога

Свой­ство ума Бога самого в себе – все­ве­де­ние, т.е. Он знает все и знает совер­шен­ней­шим обра­зом.

Свой­ство ума Бога в отно­ше­нии к его дей­ствиям – высо­чай­шая пре­муд­рость, т.е. совер­шен­ней­шее знание наи­луч­ших целей и наи­луч­ших средств, совер­шен­ней­шее искус­ство при­ла­гать послед­ние к первым.

Свой­ства воли Бога

Свой­ства воли Бога самой в себе – высо­чайше сво­бод­ная и все­свя­тая, т.е. чистая от вся­кого греха.

Свой­ство воли Бога в отно­ше­нии ко всем тварям – все­б­ла­гая, а по отно­ше­нию к тварям разум­ным – истин­ная и верная, поскольку откры­вает себя им в каче­стве нрав­ствен­ного закона, а также пра­во­суд­ного, поскольку воз­дает им по заслу­гам.

Един­ство Бога по суще­ству

Бог есть един.

^ Дог­маты о Боге, тро­ич­ном в лицах

В Боге едином по суще­ству три Лица или Ипо­стаси: Отец, Сын и Святой Дух.

Три Лица в Боге равны между собой и еди­но­сущны.

Три Лица раз­личны по своим личным свой­ствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исхо­дит от Отца.

(Ипо­стаси нераз­дельны и нес­ли­янны; рож­де­ние Сына нико­гда не начи­на­лось, нико­гда не окан­чи­ва­лось, Сын родился от Отца, но не отде­лился от него, Он пре­бы­вает в Отце; Бог Дух Святой вечно исхо­дит от Отца.)

^ Дог­маты о Боге, как творце и про­мыс­ли­теле, к миру духов­ному

Мир духов­ный состав­ляют дво­я­кого рода духи: добрые, назы­ва­е­мые Анге­лами, и злые, назы­ва­е­мые демо­нами.

Ангелы и демоны сотво­рены от Бога.

Демоны сде­ла­лись злыми из духов добрых по своей воле при попу­сти­тель­стве Бога.

Бог, как Про­мыс­ли­тель, даро­вал и Анге­лам, и демо­нам при­роду, силы и спо­соб­но­сти.

Бог содей­ствует Анге­лам в их доброй дея­тель­но­сти и управ­ляет ими сооб­разно с целью их бытия.

Бог попу­стил паде­ние демо­нов и попус­кает их злую дея­тель­ность, и огра­ни­чи­вает ее, направ­ляя ее, по воз­мож­но­сти, к добрым целям.

* * *

По при­роде своей Ангелы суть духи бес­плот­ные, совер­шен­ней­шие души чело­ве­че­ской, но огра­ни­чен­ные.

Мир ангель­ский необы­чайно велик.

Ангелы про­слав­ляют Бога, служат Ему, служат в сем мире людям, путе­водя их в цар­ствие Божие.

Гос­подь дарует осо­бого Ангела-Хра­ни­теля каж­дому из веру­ю­щих.

* * *

Дьявол и ангелы его (демоны) – суще­ства личные и дей­стви­тель­ные.

Демоны по своей при­роде духи бес­плот­ные, высшие души чело­ве­че­ской, но огра­ни­чен­ные.

Демоны не могут упо­тре­бить наси­лия ни над одним чело­ве­ком, если Бог не попу­стит им.

Дьявол дей­ствует как враг Божий и как враг чело­ве­че­ский.

Бог раз­ру­шает цар­ство демо­нов на земле через непре­стан­ное рас­про­стра­не­ние Своего бла­го­дат­ного цар­ства.

Бог даро­вал людям Боже­ствен­ные силы против демо­нов (молитва и др.).

Бог попус­кает дея­тель­ность демо­нов, направ­лен­ную на поги­бель чело­ве­че­ства, для нрав­ствен­ной пользы людей и их спа­се­ния.

^Дог­маты об отно­ше­нии Бога, как творца и про­мыс­ли­теля, к чело­веку

Чело­век сотво­рен по образу и подо­бию Бога.

Бог сотво­рил чело­века с тем, чтобы он позна­вал Бога, любил и про­слав­лял Его, и через то вечно бла­жен­ство­вал.

Бог сотво­рил первых людей, Адама и Еву, осо­бен­ным обра­зом, отлич­ным от сотво­ре­ния других Его созда­ний.

Род чело­ве­че­ский про­изо­шел от Адамы и Евы.

Чело­век состоит из неве­ще­ствен­ной души и веще­ствен­ного тела.

Душа, высшая и пре­вос­ход­ней­шая часть чело­века, явля­ется суще­ством само­сто­я­тель­ным, неве­ще­ствен­ным и про­стым, сво­бод­ным, бес­смерт­ным. Назна­че­ние чело­века состоит в том, чтобы он неиз­менно пре­бы­вал верным высо­кому завету или союзу с Богом, к кото­рому его при­звал Все­б­ла­гий при самом сотво­ре­нии, чтобы стре­мился к своему Пер­во­об­разу всеми силами своей разумно-сво­бод­ной души, т.е. позна­вал своего Созда­теля и про­слав­лял, жил для Него и в нрав­ствен­ном еди­не­нии с Ним.

Паде­ние чело­века было попу­щено Богом.

Рай был местом для жизни счаст­ли­вой и бла­жен­ной, одно­вре­менно чув­ствен­ным и духов­ным. Чело­век в Раю был бес­смерт­ным. Неверно, что Адам не мог уме­реть, он мог не уми­рать. Адам должен был делать и хра­нить Рай. Для настав­ле­ния истины веры Бог удо­ста­и­вал неко­то­рых людей Своими откро­ве­ни­ями, являлся им Сам, бесе­до­вал с ними, откры­вал им Свою волю.

Бог сотво­рил чело­века вполне спо­соб­ным к дости­же­нию уста­нов­лен­ной Им цели, т.е. совер­шен­ным, как по душе, в умствен­ном и нрав­ствен­ном отно­ше­нии, так и совер­шен­ным по телу.

***

Для упраж­не­ния и укреп­ле­ния в добре нрав­ствен­ных сил Бог запо­ве­дал чело­веку, чтобы он не вкушал плодов от древа позна­ния добра и зла.

Чело­век не сохра­нил запо­веди, и через то лишился своего досто­ин­ства.

Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.

Бог с самого начала даро­вал чело­веку Свою бла­го­дать.

В змее, совра­тив­шем Адама и Еву, скры­вался дьявол. Ева увлек­лась мечтою сде­латься равной Богу, Адам пал вслед­ствие при­стра­стия к жене.

Смерть пришла к чело­веку от зави­сти дья­вола к Богу.

След­ствия паде­ния в душе: рас­тор­же­ние союза с Богом, потеря бла­го­дати, смерть духов­ная, помра­че­ние разума, низ­вра­ще­ние воли и пре­клон­ность ее более ко злу, нежели к добру, иска­же­ние образа Божия.

След­ствия паде­ния для тела: болезни, скорби, изне­мо­же­ние, смерть.

След­ствие для внеш­него состо­я­ния чело­века: потеря или умень­ше­ние власти над живот­ными, потеря пло­до­нос­но­сти земли.

***

След­ствия паде­ния рас­про­стра­ни­лись на все чело­ве­че­ство. Пер­во­род­ный грех все­об­щен.

***

Бог после паде­ния Адама и Евы не пере­стал про­мыш­лять о чело­веке. Он   царь всей земли, вла­деет наро­дами и при­зи­рает их. Он ставит царей над наро­дами, дарует им Дер­жаву и силу, управ­ляет через царей зем­ными цар­ствами. Постав­ляет через царей низшие власти, постав­ляет для устро­е­ния сча­стья чело­ве­че­ских обществ слуг Своих (Анге­лов).

Бог про­мыш­ляет об отдель­ных людях и, в осо­бен­но­сти, о про­вод­ни­ках, хранит нас в тече­ние всей жизни, содей­ствует нам в дея­тель­но­сти, назна­чает предел нашей земной жизни и дея­тель­но­сти.

Бог про­мыш­ляет спо­со­бами есте­ствен­ным (хранит людей и содей­ствует им) и сверхъ­есте­ствен­ным (чудеса и дей­ствия Боже­ствен­ного домо­стро­и­тель­ства).

^ Дог­маты о Боге спа­си­теле и осо­бен­ном отно­ше­нии его к чело­ве­че­скому роду

Бог послал Еди­но­род­ного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, вос­прияв плоть от Пре­чи­стой Девы по дей­ствию Свя­того Духа, иску­пил чело­века и ввел его в Цар­ство Свое гораздо в боль­шей славе, нежели какую он имел в Раю.

Бог – Спа­си­тель наш вообще, поко­лику в деле нашего спа­се­ния участ­во­вали все Лица Пре­свя­той Троицы.

Гос­подь наш Иисус Хри­стос Началь­ник и Совер­ши­тель нашей веры и спа­се­ния.

В Лице Иисуса Христа каждое Его есте­ство пере­дает свой­ства свои дру­гому, и именно – свой­ствен­ное Ему по чело­ве­че­скому усво­я­ется Ему, как Богу, а свой­ствен­ное Ему, по Боже­ству усво­я­ется Ему, как чело­веку.

Пре­свя­тая Дева Мария, Матерь Гос­пода Иисуса не по Боже­ству Его, а по чело­ве­че­ству, кото­рое, однако же, с самой минуты Его вопло­ще­ния, стало нераз­дельно и ипо­стасно соеди­нено в Нем с Боже­ством Его, и соде­ла­лось соб­ствен­ным Боже­скому Лицу Его.

В Иисусе Христе вопло­ти­лась не вся Пре­свя­тая Троица, но только один Сын

Божий, второе Лицо Пре­свя­той Троицы. Отно­ше­ние вто­рого Лица Пре­свя­той Троицы нимало не изме­ни­лось через Его вопло­ще­ние, и по вопло­ще­нии Бог Слово оста­ется тем же Божьим Сыном, каким был прежде. Сын Богу Отцу есте­ствен­ный, а не усы­нов­лен­ный. Иисус Хри­стос был пома­зан в долж­но­сти пер­во­свя­щен­ника, царя и про­рока на трой­ствен­ное слу­же­ние роду чело­ве­че­скому, через кото­рые он совер­шил свое спа­се­ние.

^ Дог­маты о Христе Спа­си­тели

Единый Гос­подь Иисус Хри­стос, Сын Божий Еди­но­род­ный ради чело­века и рода чело­ве­че­ского спа­се­ния сошел с Небес и вопло­тился от Духа Свя­того и Марии Девы и воче­ло­ве­чился.

Иисус Хри­стос, совер­шен­ный в Боже­стве и совер­шен­ный в чело­ве­че­стве; истинно Бог и истинно чело­век; также из души и тела; еди­но­су­щен Отцу по Боже­ству и еди­но­су­щен людям по чело­ве­че­ству; по всему подо­бен людям, кроме греха; рожден прежде века от Отца по Боже­ству, в послед­ние же дни рожден ради нас и ради нашего спа­се­ния от Марии Девы Бого­ро­дицы, по чело­ве­че­ству; Еди­но­род­ный, во двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого; не на два лица рас­се­ка­е­мого или раз­де­ля­е­мого, но еди­ного Сына и Еди­но­род­ного Бога Слова.

Каким обра­зом два есте­ства во Иисусе Христе, Боже­ское и чело­ве­че­ское, несмотря на всю их раз­ность, соеди­ни­лись во единую Ипо­стась; как Он, будучи совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком, есть только одно Лицо; это по Слову Божию – вели­кая тайна бла­го­че­стия, и, сле­до­ва­тельно, недо­ступна для нашего разума. Про­ро­че­ское слу­же­ние Гос­подь совер­шил непо­сред­ственно, всту­пив в долж­ность обще­ствен­ного Учи­теля, и посред­ством уче­ни­ков Своих. Учение состоит из закона веры и закона дея­тель­но­сти и все­цело направ­лено на спа­се­ние чело­ве­че­ства.

Закон веры о Боге высо­чай­шем и совер­шен­ней­шем Духе, едином по суще­ству, но тро­ич­ном в Лицах, само­быт­ном, вез­де­су­щем, все­бла­гом, все­мо­гу­щем, Творце и Про­мыс­ли­теле все­лен­ной, Кото­рый оте­че­ски печется о всех своих тварях, в осо­бен­но­сти же о роде чело­ве­че­ском.

О Самом Себе как Еди­но­род­ном Сыне Божьем, при­шед­шем в мир для при­ми­ре­ния и вос­со­еди­не­ния чело­века с Богом.

О Своих спа­си­тель­ных стра­да­ниях, смерти и вос­кре­ше­нии; о чело­веке падшем, повре­жден­ном и о сред­ствах, как он может вос­стать и усво­ить себе спа­се­ние, освя­титься, вос­со­еди­ниться с Богом через своего иску­пи­теля и достиг­нуть веч­нобла­жен­ной жизни за гробом.

Закон дея­тель­но­сти Хри­стос выра­зил в двух глав­ных запо­ве­дях: иско­ре­не­ние в нас самого начала вся­кого греха – гор­дыни или само­лю­бия, очи­ще­ние от всякой скверны плоти и духа; любовь к Богу и ближ­ним с целью уко­ре­нить в нас вместо преж­ней гре­хов­ной, семя новой жизни, святой и Бого­угод­ной, при­вне­сти в нас союз нрав­ствен­ного совер­шен­ства.

Чтобы воз­бу­дить людей к при­я­тию и испол­не­нию зако­нов веры и дея­тель­но­сти Гос­подь Иисус ука­зы­вал на вели­чай­шие бед­ствия и муки вечные, кото­рым неиз­бежно под­верг­нутся все греш­ники, если не после­дуют Его учению, но также на вели­чай­шие и вечные блага, кото­рые уго­то­вал Отец небес­ный, также ради заслуг Своего воз­люб­лен­ного Сына, для всех пра­вед­ни­ков, сле­ду­ю­щих Его учению.

Иисус Хри­стос пре­по­дал закон для всех людей и на все вре­мена.

Иисус Хри­стос пре­по­дал закон спа­си­тель­ный и, сле­до­ва­тельно, необ­хо­ди­мый для дости­же­ния жизни вечной.

Как пророк, Хри­стос-Спа­си­тель только воз­ве­стил нам о спа­се­нии, но еще не совер­шил самого спа­се­ния: про­све­тил наш разум светом истин­ного Бого­ве­де­ния, засви­де­тель­ство­вал о себе, что он есть истин­ный Мессия, объ­яс­нил и то, каким обра­зом Он спасет нас, и указал нам прямой путь к жизни вечной.

Пер­во­свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Гос­пода Иисуса Христа было делом, через кото­рое была заслу­жена для нас жизнь вечная.

Это Он сделал, следуя обычаю вет­хо­за­вет­ных пер­во­свя­щен­ни­ков, при­неся Самого Себя в уми­ло­сти­ви­тель­ную жертву за грехи мира, и, таким обра­зом, при­ми­рил нас с Богом, изба­вил нас от греха и его след­ствий, при­об­рел нам вечные блага.

Хри­стос Спа­си­тель, чтобы удо­вле­тво­рить за все эти грехи чело­ве­че­ские вечной Правде, бла­го­во­лил, в замен их, Сам испол­нить за людей во всей цело­сти и широте волю Божию, явить в себе совер­шен­ней­ший обра­зец послу­ша­ния ей и сми­рить, уни­чи­жить Себя ради нас до послед­ней сте­пени.

Хри­стос – Бого­че­ло­век, чтобы изба­вить людей от всех этих бед­ствий и стра­да­ний, бла­го­во­лил вос­при­нять на Самого Себя весь гнев Божий, потер­петь за нас все, чего мы достойны были за свои без­за­ко­ния.

Пер­во­свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Иисуса Христа объ­ем­лет собою всю Его земную жизнь. Он посто­янно нес на Себе Свой крест само­от­вер­же­ния, послу­ша­ния, стра­да­ния и скор­бей.

Смерть Иисуса Христа – иску­пи­тель­ная за нас жертва. Он упла­тил Своею кровью долг Правде Божией за наши грехи, кото­рый мы сами упла­тить были не в состо­я­нии, и Он сам не был в долгу перед Богом. На эту замену были воля и согла­сие Божие, т.к. Сын Божий при­хо­дил на землю, чтобы тво­рить не Свою волю, но волю послав­шего Его Отца.

Жертва, при­не­сен­ная за нас Хри­стом Спа­си­те­лем на кресте, есть жертва все­объ­ем­лю­щая. Она про­сти­ра­ется на всех людей, на все грехи и на все вре­мена. Смер­тью Своей Он заслу­жил для нас цар­ствие небес­ное.

Цар­ское слу­же­ние Гос­пода Иисуса заклю­ча­ется в том, что Он, имея могу­ще­ство Царя, в дока­за­тель­ство боже­ствен­но­сти Своего бла­го­ве­стия, совер­шил ряд зна­ме­ний и чудес без чего люди не смогли бы уве­ро­вать в Него; и, кроме того, раз­ру­шить область дья­вола – ад, дей­стви­тельно побе­дить смерть и отверзть нам вход в цар­ство небес­ное.

В чуде­сах Своих Он про­яв­лял власть над всею при­ро­дой: пре­тво­рил воду в вино, ходил по водам, одним словом укро­тил бурю мор­скую, одним словом или при­кос­но­ве­нием исце­лял всякие болезни, давал зрение слепым, слух – глухим, язык – немым.

Он про­яв­лял свою власть над силами ада. Одним пове­ле­нием Своим изго­нял духов нечи­стых из людей; сами бесы, узна­вая о Его могу­ще­стве, тре­пе­тали Его власти.

Иисус Хри­стос побе­дил и раз­ру­шил ад, когда упразд­нил смер­тию Своею вла­сти­теля дер­жавы смерти – дья­вола; снис­шел в ад с душою Своею, как Бог, чтобы бла­го­ве­стить плен­ни­кам адовым о спа­се­нии, и извел оттуда всех вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков в свет­лые оби­тели Отца небес­ного.

Иисус Хри­стос побе­дил смерть Своим вос­кре­ше­нием. Вслед­ствие вос­кре­се­ния Хри­стова неко­гда вос­крес­нем и все мы, так как через веру во Христа и через при­об­ще­ние к святым таин­ствам Его мы ста­но­вимся при­част­ни­ками Его.

Иисус Хри­стос после осво­бож­де­ния вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков из ада тор­же­ственно воз­несся на небеса с вос­при­ня­тым Им есте­ством чело­ве­че­ским и, таким обра­зом, отверз для всех людей сво­бод­ный вход в цар­ство небес­ное.

^Дог­маты об освя­ще­нии

Чтобы каждый чело­век мог соде­латься при­част­ни­ком спа­се­ния, необ­хо­димо освя­ще­ние чело­века, т.е. дей­стви­тель­ное усво­е­ние каждым из нас заслуг Хри­сто­вых, или такое дело, в кото­ром все­свя­тый Бог, при извест­ных усло­виях с нашей сто­роны, дей­стви­тельно очи­щает нас от грехов, оправ­ды­вает и соде­лы­вает освя­щен­ными и свя­тыми.

В деле освя­ще­ния нашего участ­вуют все Лица Пре­свя­той Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Отец пред­став­ля­ется источ­ни­ком нашего освя­ще­ния. Дух Святой пред­став­ля­ется совер­ши­те­лем нашего освя­ще­ния. Сын пред­став­ля­ется винов­ни­ком нашего освя­ще­ния.

Бла­го­дать Божия, т.е. спа­си­тель­ная сила Божия, сооб­ща­ется нам ради заслуг нашего Иску­пи­теля и совер­шает наше освя­ще­ние.

Част­ные виды бла­го­дати: внеш­няя, дей­ству­ю­щая через Слово Божие, Еван­ге­лие, чудеса и др.; внут­рен­няя, дей­ству­ю­щая непо­сред­ственно в чело­веке, истреб­ляя в нем грехи, про­све­щая разум, направ­ляя его волю к добру; пре­хо­дя­щая, про­из­во­дя­щая част­ные впе­чат­ле­ния и содей­ству­ю­щая в част­ных добрых делах; посто­ян­ная, кото­рая посто­янно оби­тает в душе чело­века и соде­лы­вает его пра­вед­ным; пред­ва­ря­ю­щая, пред­ше­ству­ю­щая доб­рому делу; сопут­ству­ю­щая, кото­рая сопро­вож­дает добрые дела; доста­точ­ная пре­по­дает чело­веку доста­точ­ную силу и удоб­ство дей­ство­вать; дей­ствен­ная, сопро­вож­да­е­мая дей­ствием чело­века, при­но­ся­щим плоды.

Бог пред­ви­дел, что одни люди будут хорошо поль­зо­ваться своею сво­бод­ной волею, а другие худо: то посему одних пред­опре­де­лил к славе, а других осудил.

Пред­ва­ря­ю­щая бла­го­дать Божия, подобно свету про­све­ща­ю­щему ходя­щих во тьме, путе­во­дит всех. Поэтому жела­ю­щие сво­бодно поко­ряться ей и испол­нять ее пове­ле­ния, необ­хо­димо нужные для спа­се­ния, полу­чают посему и осо­бен­ную бла­го­дать. Те, кото­рые не хотят пови­но­ваться и сле­до­вать бла­го­дати, и потому не соблю­дают запо­ве­дей Божьих, но, следуя вну­ше­ниям сатаны, зло­упо­треб­ляют своей сво­бо­дой, данной им от Бога с тем, чтобы они про­из­вольно делали добро, пре­да­ются веч­ному осуж­де­нию.

Бла­го­дать Божья про­сти­ра­ется на всех людей, а не на одних пред­опре­де­лен­ных к пра­вед­ной жизни; пред­опре­де­ле­ние Божье одних к веч­ному бла­жен­ству, других к веч­ному осуж­де­нию, не без­условно, а условно, и осно­вы­ва­ется на пред­ви­де­нии того, вос­поль­зу­ются ли они или не вос­поль­зу­ются бла­го­да­тью; бла­го­дать Божья не стес­няет сво­боды чело­века, не дей­ствует на нас непре­одо­лимо; чело­век дея­тельно участ­вует в том, что совер­шает в нем и через него бла­го­дать Божия.

^Дог­маты о святой Церкви

Хри­сто­вой цер­ко­вью назы­ва­ется либо обще­ство всех разумно-сво­бод­ных существ, т.е. анге­лов и людей, веру­ю­щих во Христа-Спа­си­теля и соеди­нен­ных в Нем, как единой главе своей; либо обще­ство людей веро­вав­ших и веру­ю­щих во Христа, когда бы они ни жили и где бы ныне ни нахо­ди­лись; либо только Цер­ковь ново­за­вет­ную и воин­ству­ю­щую или бла­го­дар­ное Цар­ство Хри­стово.

Гос­подь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содер­жали ее не в отдель­но­сти друг от друга, а соста­вили для сего опре­де­лен­ное обще­ство веру­ю­щих.

Хри­стос поло­жил начало и осно­ва­ние для Церкви Своей, избрав Себе первых две­на­дцать уче­ни­ков, кото­рые обра­зо­вали первую Его Цер­ковь. Он также учре­дил чин учи­те­лей, кото­рые бы рас­про­стра­няли Его веру между наро­дами; уста­но­вил Таин­ства кре­ще­ния, Евха­ри­стии и пока­я­ния.

Хри­стос осно­вал или водру­зил Цер­ковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Ибо только на кресте Гос­подь иску­пил нас и вос­со­еди­нил с Богом, только после крест­ных стра­да­ний Он вошел во славу Божию и мог нис­по­слать уче­ни­кам Своим Духа Свя­того.

Обле­чен­ные силою свыше святые Апо­столы из веру­ю­щих в разных местах ста­ра­лись состав­лять обще­ства, кото­рые име­но­вали церк­вами; запо­ве­до­вали этим веру­ю­щим иметь собра­ния для слу­ша­ния слова Божия и воз­не­се­ния молитв; уве­ще­вали их, что они все обра­зуют единое тело Гос­пода Иисуса; пове­ле­вали им не остав­лять своего собра­ния под опа­се­нием отлу­че­ния от Церкви.

Все люди при­зы­ва­ются быть чле­нами Церкви, но не все суть ее члены на самом деле. К Церкви при­над­ле­жат только те, кото­рые кре­сти­лись. Те, кото­рые согре­шили, но испо­ве­дуют чистую веру Хри­стову, также при­над­ле­жат к церкви, лишь бы они не сде­ла­лись отступ­ни­ками. Отступ­ники, ере­тики, отще­пенцы (или рас­коль­ники) неви­ди­мым дей­ствием суда Божия отсе­ка­ются как мерт­вые члены.

Цель Церкви, для кото­рой Гос­подь осно­вал ее, есть освя­ще­ние людей-греш­ни­ков, а затем вос­со­еди­не­ние с Богом. Для дости­же­ния этой цели Гос­подь Иисус даро­вал Церкви Своей Боже­ствен­ное учение и учре­дил чин учи­те­лей; уста­но­вил в Церкви Своей святые таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствия, учре­дил в Церкви Своей духов­ное управ­ле­ние и упра­ви­те­лей. цер­ковь обя­зана сохра­нять дра­го­цен­ный залог спа­си­тель­ного учения веры и рас­про­стра­нять это учение среди наро­дов; сохра­нять и упо­треб­лять во благо людей Боже­ствен­ные таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствие; сохра­нять Бого­учре­жден­ное в ней управ­ле­ние и поль­зо­ваться им сооб­разно с наме­ре­нием Гос­пода.

Цер­ковь раз­де­ля­ется на паству и иерар­хию. Паству состав­ляют все веру­ю­щие в Гос­пода Иисуса, иерар­хия же, или свя­щен­но­на­ча­лие, есть особое Бого­учре­жден­ное сосло­вие людей, кото­рых одних Гос­подь упол­но­мо­чил рас­по­ря­жаться теми сред­ствами, какие даро­вал Он Церкви для ее цели.

Три сте­пени Бого­учре­жден­ной иерар­хии суть епи­скопы, свя­щен­ники и дья­коны. Епи­скоп в своей част­ной церкви или епар­хии есть место­блю­сти­тель Хри­стов и, сле­до­ва­тельно, глав­ный началь­ник над всею под­ве­дом­ствен­ной ему иерар­хией и над всею паст­вой. Он глав­ный учи­тель и для про­стых веру­ю­щих, и для пас­ты­рей. Епи­скоп есть первый свя­щен­но­дей­ство­ва­тель святых таинств в своей част­ной церкви. Он один имеет право руко­по­ла­гать во свя­щен­ника на осно­ва­нии слова Божия, правил святых Апо­сто­лов и святых Собо­ров. Свя­щен­ник имеет власть совер­шать таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствия, кроме при­над­ле­жа­щих епи­скопу. Он под­ле­жит непре­стан­ному над­зору, власти и суду своего архи­пас­тыря. Дья­коны явля­ются оком и ухом епи­скопа и свя­щен­ника.

Дважды в году должен соби­раться собор епи­ско­пов, част­ный или помест­ный, для рас­суж­де­ния о дог­ма­тах бла­го­че­стия и раз­ре­ше­ния слу­ча­ю­щихся цер­ков­ных пре­ко­сло­вии.

Сре­до­то­чие духов­ной власти для Церкви все­лен­ской – во все­лен­ских Собо­рах.

Истин­ной Главой Церкви явля­ется Иисус Хри­стос, кото­рый держит кор­мило прав­ле­ния Церкви, ожив­ляет ее единой и спа­си­тель­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа.

Цер­ковь явля­ется единой, святой, собор­ной и спа­си­тель­ной. Она едина по своему началу и осно­ва­нию, по своему устрой­ству, внеш­нему (деле­нию на пас­ты­рей и пасо­мых), внут­рен­нему (соеди­не­ние всех веру­ю­щих в Иисуса Христа, как истин­ной Главе Церкви); по своей цели. Она свята по своему началу и осно­ва­нию; по своему назна­че­нию, по своему устрой­ству (Глава ее есть Все­свя­тый Гос­подь Иисус; в ней пре­бы­вает Святой Дух со всеми, освя­ща­ю­щими нас, бла­го­дат­ными дарами; и ряд других). Она собор­ная, иначе кафо­ли­че­ская или все­лен­ская по про­стран­ству (пред­на­зна­чена обни­мать всех людей, где бы они ни оби­тали на земле); по вре­мени (пред­на­зна­чена при­во­дить к вере во Христа и суще­ство­вать до скон­ча­ния века); по своему устрой­ству (учение Церкви может быть при­нято всеми людьми, обра­зо­ван­ными и необ­ра­зо­ван­ными, не будучи свя­зано с граж­дан­ским устрой­ством и, сле­до­ва­тельно, ни с каким опре­де­лен­ным местом и вре­ме­нем). Она апо­столь­ская по своему началу (поскольку Апо­столы первые прияли власть рас­про­стра­нить хри­сти­ан­скую веру и осно­вали много част­ных церк­вей); по своему устрой­ству (Цер­ковь ведет свое начало от самих Апо­сто­лов чрез непре­рыв­ное пре­ем­ство епи­ско­пов, учение свое заим­ствует из писа­ний и пре­да­ний апо­столь­ских, правит веру­ю­щими по пра­ви­лам святых апо­сто­лов).

Вне Церкви для чело­века спа­се­ния нет, поскольку необ­хо­димы вера в Иисуса Христа. при­ми­рив­шего нас с Богом, а вера сохра­ня­ется непо­вре­жден­ной только в Его Церкви; уча­стие в святых таин­ствах, кото­рые совер­ша­ются только в Церкви; добрая, бла­го­че­сти­вая жизнь, очи­ще­ние от грехов, что воз­можно только под руко­вод­ством Церкви.

^Дог­маты о таин­ствах Церкви

Таин­ство есть свя­щен­ное дей­ствие, кото­рое под види­мым обра­зом сооб­щает душе веру­ю­щего неви­ди­мую бла­го­дать Божию.

Суще­ствен­ными при­над­леж­но­стями каж­дого таин­ства счи­та­ются Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние таин­ства, какой-либо види­мый или чув­ствам под­ле­жа­щий образ, сооб­ще­ние таин­ством неви­ди­мой бла­го­дати душе веру­ю­щего.

Всего таинств семь: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, при­ча­ще­ние, пока­я­ние, свя­щен­ство. брак, еле­освя­ще­ние.

^ Дог­маты о таин­ствах Церкви

В кре­ще­нии чело­век таин­ственно рож­да­ется в жизнь духов­ную; в миро­по­ма­за­нии полу­чает бла­го­дать воз­вра­ща­ю­щую и укреп­ля­ю­щую; в при­ча­ще­нии пита­ется духовно; в пока­я­нии вра­чу­ется от болез­ней духов­ных, т.е. от грехов; в свя­щен­стве полу­чает бла­го­дать духовно воз­рож­дать и вос­пи­ты­вать других посред­ством учения и таинств; в браке полу­чает бла­го­дать, освя­ща­ю­щую супру­же­ство и есте­ствен­ное рож­де­ние и вос­пи­та­ние детей; в еле­освя­ще­нии вра­чу­ется от болез­ней телес­ных посред­ством исце­ле­ния от болез­ней духов­ных.

(Далее сле­дуют дог­маты о таин­ствах как уста­нов­ле­ниях Божиих, их цели и их дей­стви­тель­но­сти; о види­мой сто­роне таин­ства и неви­ди­мых его дей­ствиях; опре­де­ле­ния тре­бо­ва­ний к совер­ша­ю­щему таин­ство и при­сту­па­ю­щему к нему; о свой­ствах, при­да­ва­е­мых таин­ством.)

^ ДОГ­МАТЫ О ТАИН­СТВЕ СВЯ­ЩЕН­СТВА

Чтобы люди могли соде­лы­ваться пас­ты­рями Хри­сто­вой Церкви и полу­чать власть совер­шать Таин­ства, Гос­подь учре­дил еще особое Таин­ство   Таин­ство свя­щен­ства.

Свя­щен­ство есть такое свя­щен­но­дей­ствие, в кото­ром через молит­вен­ное воз­ло­же­ние рук архи­ерей­ских на главу избран­ного лица низ­во­дится на это лицо Божья бла­го­дать, освя­ща­ю­щая и постав­ля­ю­щая его на извест­ную сту­пень цер­ков­ной иерар­хии, и потом содей­ству­ю­щая ему в про­хож­де­нии иерар­хи­че­ских обя­зан­но­стей.

^ Дог­маты о Боге как судии и мздо­воз­да­я­теле

Вели­кое дело освя­ще­ния людей или усво­е­ния ими заслуг Хри­сто­вых Бог совер­шает не иначе, как при сво­бод­ном уча­стии в том со сто­роны самих людей, под усло­ви­ями их веры и добрых дел. Для совер­ше­ния этого дела Богом назна­чен предел: для лиц част­ных оно про­дол­жа­ется до конца их земной жизни, а для всего рода чело­ве­че­ского будет про­дол­жаться до самой кон­чины мира. По окон­ча­нии же того и дру­гого пери­ода, Бог явля­ется и имеет явиться Судией и Мздо­воз­да­я­те­лем для каж­дого чело­века и всего чело­ве­че­ства. Он тре­бует и потре­бует у людей отчета, как они вос­поль­зо­ва­лись сред­ствами, дан­ными для их освя­ще­ния и спа­се­ния, и вся­кому воз­даст по заслу­гам.

В деле суда над нами и в мздо­воз­да­я­нии нам участ­вует вся Пре­свя­тая Троица.

Смерть чело­века явля­ется суще­ствен­ным обсто­я­тель­ством, пред­ва­ря­ю­щим этот суд.

Смерть есть раз­лу­че­ние души от тела, при­чина смерти заклю­ча­ется в его гре­хо­па­де­нии, смерть – общий удел всего рода чело­ве­че­ского, смерть есть предел, кото­рым закан­чи­ва­ется время подви­гов и начи­на­ется время воз­да­я­ния.

Души умер­ших бла­жен­ствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это бла­жен­ство, ни эти муче­ния не явля­ются совер­шен­ными. Они полу­чают их совер­шен­ными по общем вос­кре­се­нии.

Мздо­воз­да­я­ние пра­вед­ни­кам по воли небес­ного Судьи имеет два вида: про­слав­ле­ние их на небеси и про­слав­ле­ние их на земле – в Церкви воин­ству­ю­щей.

Про­слав­ле­ние пра­вед­ни­ков, по кон­чине их, на земле выра­жа­ется тем, что Цер­ковь земная почи­тает их как угод­ни­ков и друзей Божьих и при­зы­вает их в молит­вах как пред­ста­те­лей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их свя­щен­ные изоб­ра­же­ния или иконы.

Греш­ники отхо­дят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окон­ча­тель­ное воз­да­я­ние греш­ни­кам будет по окон­ча­нии века сего.

Греш­ни­кам, кото­рые до смерти пока­я­лись, только не успели при­не­сти плодов, достой­ных пока­я­ния (молитва, сокру­ше­ние, уте­ше­ние бедных и выра­же­ние в поступ­ках любви к Богу), оста­ется еще воз­мож­ность полу­чить облег­че­ние в стра­да­ниях и даже вовсе осво­бож­де­ние от уз ада. Но их можно полу­чить только по бла­го­сти Божией, через молитвы Церкви и бла­го­тво­ре­ния.

^Дог­маты о все­об­щем суде

Придет день, послед­ний день для всего рода чело­ве­че­ского, день кон­чины века и мира, день, уста­нов­лен­ный Богом, кото­рый хочет про­из­ве­сти Суд все­об­щий и реши­тель­ный – день судный.

В этот день явится Иисус Хри­стос во славе Своей, чтобы судить живых и мерт­вых. Гос­подь не открыл нам, когда придет этот вели­кий день, для нашей же нрав­ствен­ной пользы.

Зна­ме­ния при­хода Вели­кого суда: необы­чай­ные успехи добра на земле, рас­про­стра­не­ние Еван­ге­лия Хри­стова во всем мире; необы­чай­ные успехи зла и явле­ние на земле Анти­хри­ста, орудия дья­вола.

В день все­об­щего суда придет с неба Гос­подь – Судия живых и мерт­вых, Кото­рый упразд­нит Анти­хри­ста явле­нием при­ше­ствия Своего; по гласу Гос­пода вос­крес­нут мерт­вые на суд и изме­нятся живые; про­изой­дет самый суд над теми и дру­гими; после­дует кон­чина мира и бла­го­дат­ного цар­ства Хри­стова.

В заклю­че­ние все­об­щего суда пра­вед­ный Судия про­из­не­сет Свой окон­ча­тель­ный при­го­вор и пра­вед­ни­кам, и греш­ни­кам. Это мздо­воз­да­я­ние будет полное, совер­шен­ное, реши­тель­ное.

Мздо­воз­да­я­ние и пра­вед­ни­кам, и греш­ни­кам будет сораз­мерно их бла­го­де­я­ниям и их грехам и про­сти­ра­ется от разных сте­пе­ней веч­ного бла­жен­ства до разных сте­пе­ней вечных муче­ний.

Изло­же­ние дог­ма­тов Пра­во­слав­ного дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия по книге: «Руко­вод­ство к изу­че­нию хри­сти­ан­ского, пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия», М.А.Л., М., Сино­даль­ная типо­гра­фия, 1913. – 368 + VIII с. По опре­де­ле­нию Свя­тей­шего Пра­ви­тель­ству­ю­щего Синода. Репринт­ное изда­ние Центра изу­че­ния, охраны и рестав­ра­ции насле­дия свя­щен­ника Павла Фло­рен­ского, С.-Петербург, 1997. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки