Пат­ри­стика

Патри́стика (от греч. πατήρ [patér], лат. pater – отец) – бого­слов­ская дис­ци­плина, пред­ме­том кото­рой явля­ется изу­че­ние, анализ и систе­ма­ти­за­ция бого­слов­ских воз­зре­ний Отцов Церкви, а также выда­ю­щихся цер­ков­ных учи­те­лей.

Выда­ю­щийся рус­ский бого­слов Н. И. Сагарда считал, что зада­чей пат­ри­стики явля­ется собра­ние при­сут­ству­ю­щих в оте­че­ских тво­ре­ниях дока­за­тельств для хри­сти­ан­ской дог­ма­тики, цер­ков­ного строя и цер­ков­ной дис­ци­плины, а также их изло­же­ние во внут­рен­ней связи.

В его опре­де­ле­ниях пат­ри­стика пред­стает как систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние заим­ство­ван­ных из оте­че­ских тво­ре­ний дока­за­тельств, кото­рые служат для исто­ри­че­ского обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ских истин. В отли­чие от патро­ло­гии, пат­ри­стика не зани­ма­ется био­гра­фи­че­скими и биб­лио­гра­фи­че­скими изыс­ка­ни­ями, не иссле­дует жиз­нен­ный путь и весь блок про­из­ве­де­ний того или иного цер­ков­ного писа­теля.

Следуя архим. Кипри­ану (Керну), под пат­ри­сти­кой надо пони­мать систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние дог­ма­ти­че­ских и иных бого­слов­ских воз­зре­ний дан­ного цер­ков­ного отца,  вслед­ствие чего пат­ри­стика может быть опре­де­лена как исто­ри­че­ское изло­же­ние бого­слов­ских систем Отцов Церкви.

Смыс­ло­вое уда­ре­ние в этой дис­ци­плине ста­вится, прежде всего, на бого­слов­ском содер­жа­нии тво­ре­ний Отцов Церкви. Поэтому пат­ри­стика входит в область дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия. В тоже время, пат­ри­стику нельзя отож­де­ствить с исто­рией дог­ма­тики, поскольку эта дис­ци­плина не должна терять из виду тол­ко­ва­ние Св. Писа­ния и настав­ле­ния в бла­го­че­стии, пре­под­но­си­мые Отцами Церкви. В отли­чие от патро­ло­гии, пат­ри­стика не явля­ется исто­ри­че­ской наукой по пре­иму­ще­ству, ибо вопросы жиз­не­опи­са­ния писа­теля, ката­ло­ги­за­ции его про­из­ве­де­ний, уста­нов­ле­ние их под­лин­но­сти и воз­мож­ных вли­я­ний оста­ются вне обла­сти ее иссле­до­ва­ния. Вместе с тем с патро­ло­гией ее объ­еди­няет сосре­до­то­че­ние на изу­че­нии тво­ре­ний Отцов Церкви, а также воз­мож­ность изу­че­ния сочи­не­ний авто­ри­тет­ных цер­ков­ных писа­те­лей (учи­те­лей Церкви), не при­чис­лен­ных к Отцам.

Важно отме­тить, что хро­но­ло­ги­че­ские рамки пат­ри­сти­че­ских иссле­до­ва­ний (как и патро­ло­ги­че­ских) не могут быть отне­сены лишь к древ­ней­шим пери­о­дам цер­ков­ной исто­рии.  Пра­во­слав­ная пат­ри­сти­че­ская лите­ра­тура не закан­чи­ва­ется  с именем св. Иоанна Дамас­кина, а про­дол­жает свое пло­до­твор­ное раз­ви­тие и в после­ду­ю­щие века, будучи пред­став­лена име­нами св. Фотия Кон­стан­ти­но­поль­ского, св. Симеона Нового Бого­слова, св. Никиты Сти­фата, св. Петра Дамас­кина, св. Фео­липта Фила­дель­фий­ского, св. Гри­го­рия Сина­ита, св. Гри­го­рия Паламы, св. Марка Эфес­ского и других Отцов Церкви.

***

См. ПАТ­РИ­СТИ­ЧЕ­СКАЯ ЛИТЕ­РА­ТУРА, ПАТРО­ЛО­ГИЯ, ОТЦЫ И УЧИ­ТЕЛИ ЦЕРКВИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки