Духовное зрение и греховная слепота. Проповедь в Неделю о слепом в храме пророка Илии в Хайфе

игумен Леон­тий (Козлов)

Нынеш­нее вос­кре­се­нье назы­ва­ется Неде­лей о слепом, и сего­дня в Еван­ге­лии мы слы­шали повест­во­ва­ние о том, как Гос­подь исце­лил чело­века, родив­ше­гося слепым. Причем этот чело­век вместе с телес­ным зре­нием обрел и зрение духов­ное, узнал Самого Христа Спа­си­теля, а зрячие фари­сеи отка­зы­ва­лись верить своим глазам, были как бы сле­пыми, потому что прежде ослепли духовно. Так испол­ня­ются слова Христа: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы неви­дя­щие видели, а видя­щие стали слепы» (Ин. 9:39).

Дей­стви­тельно, Хри­стос – это проб­ный камень, это эталон духов­ного здра­вия и пред­на­зна­че­ния чело­века, и об этот камень «пре­ре­ка­ния» раз­би­лись те, кто укло­нился от пра­виль­ного внут­рен­него устро­е­ния, целые рели­гии сокру­ши­лись об Него.

Мы знаем, что есть мир види­мый, в кото­ром мы живем и кото­рый очень хорошо знаем, и есть мир неви­ди­мый, мир души. И как важно в види­мом мире иметь глаза, чтобы не падать и видеть, что вокруг про­ис­хо­дит, так, и еще более важно духов­ное зрение, чтобы видеть, где добро, а где зло, где под­сте­ре­гает опас­ность, чтобы пони­мать, что про­ис­хо­дит с нашей душой. Вера, под­креп­лен­ная зна­нием Свя­щен­ного Писа­ния и Пре­да­ния Церкви, дает пра­виль­ное виде­ние и задает верную систему коор­ди­нат. И как в этом мире есть солнце, в свете кото­рого мы все видим и чув­ствуем себя уве­ренно, так и в духов­ном мире есть Бог, Солнце Правды, согре­ва­ю­щее и про­све­ща­ю­щее наши души, и если мы уда­ля­емся от Него, то попа­даем в область враж­деб­ной для нас тьмы.

Но есть люди, у кото­рых эти душев­ные очи слепы или повре­ждены, так что они либо ничего не видят, либо видят все иска­женно – это ате­и­сты, неве­ру­ю­щие, вся­кого рода ино­верцы и сек­танты. Трудно при­ве­сти пример, как можно так извра­тить зрение в нашем види­мом мире, чтобы оспа­ри­вать, напри­мер, роль солнца в жизни мира. Но в наше время это проще: если раньше люди вста­вали и ложи­лись по солнцу и очень сильно зави­сели от него, то не так давно появился элек­три­че­ский свет, без кото­рого для нас теперь жизнь не жизнь. А нынеш­няя моло­дежь день и ночь сидит в ком­пью­тере, погру­жа­ясь в некую иную реаль­ность и совер­шенно уходя от дей­стви­тель­ной жизни.

Эта глаз­ная болезнь – духов­ная сле­пота – может достаться чело­веку «от рож­де­ния», по наслед­ству, напри­мер, у ино­вер­цев, а может раз­виться от жизни не по вере, как это слу­чи­лось с фари­се­ями. Они имели Богом данную веру и знали первую запо­ведь Творца о том, чтобы не было у них иных богов, кроме Бога истин­ного. Тем не менее, не служа язы­че­ским боже­ствам, они покло­ня­лись идолам своих стра­стей. Стра­сти осле­пили их духовно, и они рас­пяли Спа­си­теля мира, Того Мессию, Кото­рого бого­из­бран­ный народ ждал на про­тя­же­нии многих веков.

Тра­ге­дия фари­сеев должна стать для нас уроком, при­ме­ром того, как пота­ка­ние греху посте­пенно иска­жает и уби­вает веру. Мы должны научиться доро­жить вве­рен­ным нам сокро­ви­щем веры и жить в соот­вет­ствии с ней, ибо послаб­ле­ние стра­стям и поро­кам может духовно осле­пить нас и сде­лать бес­по­мощ­ными в духов­ном плане. Неслу­чайно поэтому Святая Цер­ковь постав­ляет нас с вами на место этого сле­по­рож­ден­ного чело­века. «Душев­ныма очима ослеп­лен, – поем мы в кондаке празд­ника, – к Тебе, Христе, при­хо­жду, якоже слепый от рож­де­ния, пока­я­нием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пре­свет­лый».

Дей­стви­тельно, хотя мы имеем этот свет, но не очи­сти­лись от греха, а значит, не до конца про­све­ти­лись. Поэтому мы созна­тельно при­бли­жа­емся к свету, кото­рый изли­ва­ется из Еван­ге­лия, про­ни­зы­вает нас в Святых Тайнах, оза­ряет нашу духов­ную сущ­ность, когда мы ста­ра­емся испол­нять запо­веди Гос­подни. Свет Хри­стов помо­гает нам уви­деть наши грехи и недо­статки, оза­ряет изъяны, чтобы мы могли их испра­вить. Гос­подь светом Своим пока­зы­вает нам тре­щины в сосуде души, куда уходит, про­са­чи­ва­ется бла­го­дать, Его дары. Бог, как любя­щий Отец, дает нам все, что есть у Него, все Свое досто­я­ние, но при­нять и усво­ить, вме­стить в себя мы можем малое. И жизнь дана нам на то, чтобы рас­ши­рить свое сердце для любви, сде­лать его спо­соб­ным вме­щать больше духов­ных благ Хри­сто­вых.

Да, нам дан еван­гель­ский свет, Свет Вос­кре­се­ния, и он ясно ука­зы­вает нам дорогу, но часто мы забы­ваем рас­смот­реть в этом свете самих себя. А это необ­хо­димо, ведь мы можем быть свя­заны путами стра­стей, пара­ли­зо­ваны непри­яз­нью к ближ­ним, больны эго­из­мом. Цель видна, но идем ли к ней, или, может, вместо того, чтобы стре­миться к совер­шен­ству, стоим на месте, или лежим, или спим, или даже умерли? А может быть, просто чего-то еще не постигли, не уви­дели, и в этой частич­ной сле­поте от рож­де­ния не вино­ваты ни сами, ни наши роди­тели, но Гос­подь при­зы­вает нас про­зреть к вящей славе Божией?

Все воз­можно Богу, дару­ю­щему зрение сле­по­рож­ден­ным и вос­кре­ша­ю­щему мерт­вых. И пока есть день, т. е. пока мы пре­бы­ваем в этой жизни со Хри­стом, Он будет в нашей душе тво­рить дела Послав­шего Его. Пока с нами Хри­стос, мы можем все изме­нить, и чудеса, о кото­рых читаем в Еван­ге­лии, будут совер­шаться и в нашей душе, делая ее бла­жен­ной наслед­ни­цей Цар­ства Небес­ного. «Посему ска­зано, вос­стани спяй, и вос­кресни от мерт­вых, и освя­тит тя Хри­стос» (Еф. 5:14). Аминь. Хри­стос Вос­кресе!

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки