Главная » Алфавитный раздел » Духовное зрение » Духовное зрение и греховная слепота. Проповедь в Неделю о слепом в храме пророка Илии в Хайфе
Распечатать Система Orphus

Духовное зрение и греховная слепота. Проповедь в Неделю о слепом в храме пророка Илии в Хайфе

(1 голос: 5 из 5)

игумен Леонтий (Козлов)

 

Нынешнее воскресенье называется Неделей о слепом, и сегодня в Евангелии мы слышали повествование о том, как Господь исцелил человека, родившегося слепым. Причем этот человек вместе с телесным зрением обрел и зрение духовное, узнал Самого Христа Спасителя, а зрячие фарисеи отказывались верить своим глазам, были как бы слепыми, потому что прежде ослепли духовно. Так исполняются слова Христа: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

Действительно, Христос – это пробный камень, это эталон духовного здравия и предназначения человека, и об этот камень «пререкания» разбились те, кто уклонился от правильного внутреннего устроения, целые религии сокрушились об Него.

Мы знаем, что есть мир видимый, в котором мы живем и который очень хорошо знаем, и есть мир невидимый, мир души. И как важно в видимом мире иметь глаза, чтобы не падать и видеть, что вокруг происходит, так, и еще более важно духовное зрение, чтобы видеть, где добро, а где зло, где подстерегает опасность, чтобы понимать, что происходит с нашей душой. Вера, подкрепленная знанием Священного Писания и Предания Церкви, дает правильное видение и задает верную систему координат. И как в этом мире есть солнце, в свете которого мы все видим и чувствуем себя уверенно, так и в духовном мире есть Бог, Солнце Правды, согревающее и просвещающее наши души, и если мы удаляемся от Него, то попадаем в область враждебной для нас тьмы.

Но есть люди, у которых эти душевные очи слепы или повреждены, так что они либо ничего не видят, либо видят все искаженно – это атеисты, неверующие, всякого рода иноверцы и сектанты. Трудно привести пример, как можно так извратить зрение в нашем видимом мире, чтобы оспаривать, например, роль солнца в жизни мира. Но в наше время это проще: если раньше люди вставали и ложились по солнцу и очень сильно зависели от него, то не так давно появился электрический свет, без которого для нас теперь жизнь не жизнь. А нынешняя молодежь день и ночь сидит в компьютере, погружаясь в некую иную реальность и совершенно уходя от действительной жизни.

Эта глазная болезнь – духовная слепота – может достаться человеку «от рождения», по наследству, например, у иноверцев, а может развиться от жизни не по вере, как это случилось с фарисеями. Они имели Богом данную веру и знали первую заповедь Творца о том, чтобы не было у них иных богов, кроме Бога истинного. Тем не менее, не служа языческим божествам, они поклонялись идолам своих страстей. Страсти ослепили их духовно, и они распяли Спасителя мира, Того Мессию, Которого богоизбранный народ ждал на протяжении многих веков.

Трагедия фарисеев должна стать для нас уроком, примером того, как потакание греху постепенно искажает и убивает веру. Мы должны научиться дорожить вверенным нам сокровищем веры и жить в соответствии с ней, ибо послабление страстям и порокам может духовно ослепить нас и сделать беспомощными в духовном плане. Неслучайно поэтому Святая Церковь поставляет нас с вами на место этого слепорожденного человека. «Душевныма очима ослеплен, – поем мы в кондаке праздника, – к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый».

Действительно, хотя мы имеем этот свет, но не очистились от греха, а значит, не до конца просветились. Поэтому мы сознательно приближаемся к свету, который изливается из Евангелия, пронизывает нас в Святых Тайнах, озаряет нашу духовную сущность, когда мы стараемся исполнять заповеди Господни. Свет Христов помогает нам увидеть наши грехи и недостатки, озаряет изъяны, чтобы мы могли их исправить. Господь светом Своим показывает нам трещины в сосуде души, куда уходит, просачивается благодать, Его дары. Бог, как любящий Отец, дает нам все, что есть у Него, все Свое достояние, но принять и усвоить, вместить в себя мы можем малое. И жизнь дана нам на то, чтобы расширить свое сердце для любви, сделать его способным вмещать больше духовных благ Христовых.

Да, нам дан евангельский свет, Свет Воскресения, и он ясно указывает нам дорогу, но часто мы забываем рассмотреть в этом свете самих себя. А это необходимо, ведь мы можем быть связаны путами страстей, парализованы неприязнью к ближним, больны эгоизмом. Цель видна, но идем ли к ней, или, может, вместо того, чтобы стремиться к совершенству, стоим на месте, или лежим, или спим, или даже умерли? А может быть, просто чего-то еще не постигли, не увидели, и в этой частичной слепоте от рождения не виноваты ни сами, ни наши родители, но Господь призывает нас прозреть к вящей славе Божией?

Все возможно Богу, дарующему зрение слепорожденным и воскрешающему мертвых. И пока есть день, т. е. пока мы пребываем в этой жизни со Христом, Он будет в нашей душе творить дела Пославшего Его. Пока с нами Христос, мы можем все изменить, и чудеса, о которых читаем в Евангелии, будут совершаться и в нашей душе, делая ее блаженной наследницей Царства Небесного. «Посему сказано, восстани спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Еф. 5:14). Аминь. Христос Воскресе!

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс