Требник

Аудио-версия статьи

См. также:

***

Тре́бникбого­слу­жеб­ная книга, в кото­рой изла­га­ются чино­по­сле­до­ва­ния треб – Таинств и других свя­щен­но­дей­ствий, совер­ша­е­мых Цер­ко­вью в особых слу­чаях и не вхо­дя­щих по пре­иму­ще­ству в состав хра­мо­вого (обще­ствен­ного) бого­слу­же­ния суточ­ного, сед­мич­ного и годо­вого круга.

trebnik - Требник

Книга полу­чила свое назва­ние от слова «треба», кото­рое в древ­не­рус­ском языке имело сакраль­ный смысл и озна­чало «жертва», «жерт­во­при­но­ше­ние», «молитва», «испол­не­ние свя­щен­ного обряда».

В насто­я­щее время словом «треба» назы­ва­ются молит­во­сло­вия и свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые по просьбе (по потре­бам, нуждам) одного или несколь­ких хри­стиан в особых обсто­я­тель­ствах их жизни. Име­ются в виду все Таин­ства (кроме Евха­ри­стии и хиро­то­нии), молебны, пани­хиды, отпе­ва­ния, освя­ще­ние домов и прочее.

***

Исто­рия про­ис­хож­де­ния Треб­ника

По своему про­ис­хож­де­нию, чино­по­сле­до­ва­ния Таинств и других свя­щен­но­дей­ствий, изла­га­е­мых в Треб­нике, вос­хо­дят ко вре­мени апо­столь­ской жизни Церкви. Пер­во­на­чаль­ные Треб­ники до нас не дошли.

Наи­бо­лее ран­ними из извест­ных источ­ни­ков явля­ются Евхо­ло­гион Сара­пи­она, епи­скопа Тму­ит­ского (Египет, IV в.), а также сбор­ник молитв и служб, содер­жа­щихся в 8‑й книге «Апо­столь­ских поста­нов­ле­ний».

По мере раз­ви­тия внеш­ней сто­роны бого­слу­же­ния число молит­во­сло­вий уве­ли­чи­ва­лось до XI века вклю­чи­тельно.

В гре­че­ской Церкви Треб­ник вместе со Слу­жеб­ни­ком состав­ляют одну книгу, назы­ва­е­мую Евхо­ло­гион (Молит­во­слов).

До наших дней сохра­ни­лись руко­писи VIII–IX веков: Евхо­ло­гион Бар­бе­ри­нов­ской биб­лио­теки и Евхо­ло­гион Синай­ского мона­стыря, обна­ру­жен­ный епи­ско­пом Пор­фи­рием (Успен­ским) во время его путе­ше­ствия на Восток.

На сла­вян­ский язык Треб­ник был пере­ве­ден впер­вые свя­тыми Кирил­лом и Мефо­дием (IX в.). Он был в упо­треб­ле­нии до вре­мени вели­кого князя Иоанна Дани­ло­вича Калиты. При нем грек Фео­гност, постав­лен­ный мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским, пове­лел в 1328 году пере­ве­сти на сла­вян­ский язык при­ве­зен­ный им Треб­ник. Его Треб­ник вошел во все­об­щее упо­треб­ле­ние в Рус­ской Церкви.

С появ­ле­нием кни­го­пе­ча­та­ния на Руси (1564 г.) руко­пис­ные Треб­ники исправ­ля­лись и изда­ва­лись при пат­ри­ар­хах Фила­рете (1619—1633), Иоасафе I (1634–1640), Иосифе (1642–1652), Никоне (1652–1666), Иоасафе II (1667–1672), Иоакиме (1674–1690).

Пат­ри­арх Иоасаф I допол­нил Треб­ник при­ло­же­нием Собор­ных поста­нов­ле­ний. Треб­ник, издан­ный при пат­ри­архе Иосифе в 1651 году, полу­чил назва­ние Боль­шого Треб­ника. Иоасаф II в 1672 году издал сокра­щен­ный вари­ант Боль­шого Треб­ника. Он полу­чил назва­ние Треб­ника Малого. Пат­ри­арх Иоаким в 1687 году улуч­шил это изда­ние, напе­ча­тав в Малом Треб­нике Номо­ка­нон (в сокра­щен­ном виде).

В 1863 году в Киево-Печер­ской Лавре по бла­го­сло­ве­нию киев­ского мит­ро­по­лита Арсе­ния был издан Треб­ник Допол­ни­тель­ный.

Виды Треб­ни­ков и их содер­жа­ние

В цер­ков­ной прак­тике суще­ствуют сле­ду­ю­щие виды Треб­ника: Боль­шой, Малый, Допол­ни­тель­ный, Малый в двух частях.

Треб­ник Боль­шой состоит из двух частей. В первой части содер­жатся после­до­ва­ния Таинств: Кре­ще­ния, Миро­по­ма­за­ния, Вен­ча­ния (Брака), Еле­освя­ще­ния, Пока­я­ния – и других Боже­ствен­ных служб: погре­бе­ния усоп­ших, освя­ще­ния воды, постри­же­ния в мона­ше­ство. Этими молит­во­сло­ви­ями Пра­во­слав­ная Цер­ковь встре­чает чело­века при его рож­де­нии, освя­щает его жизнь и напут­ствует его, когда он пере­се­ля­ется в вечность.Молитвословия изло­жены в той после­до­ва­тель­но­сти, в какой обык­но­венно бывают потребны хри­сти­а­нину. При тяже­лой болезни, пре­пят­ству­ю­щей чело­веку идти в храм, чтобы при­нять Святое При­ча­ще­ние, Пра­во­слав­ная Цер­ковь поз­во­ляет на дому при­об­щить его Святых Тайн Хри­сто­вых. Поэтому в Треб­нике име­ется чин, «егда слу­чится вскоре вельми боль­ному дати при­ча­стие».

Вторая часть Треб­ника Боль­шого содер­жит глав­ным обра­зом молит­во­сло­вия раз­лич­ных бого­слу­жеб­ных и рели­ги­озно-житей­ских обря­дов, в част­но­сти: молитвы на освя­ще­ние вещей, зданий, стро­е­ний; молитвы при освя­ще­нии овощей (плодов) и вино­града (гроз­дия); молитвы раз­ре­ши­тель­ные от клятвы; молитвы при начале вся­кого труда и вообще испра­ши­ва­ю­щие бла­го­сло­ве­ние Божие; молитва святых седми отро­ков Ефес­ских (память 4 авг. и 22 окт.) о немощ­ном и неспя­щем (кото­рый изну­ря­ется, не имея долгое время сна); молитва над солию; после­до­ва­ние в сыно­по­ло­же­ние (то есть при усы­нов­ле­нии кого-либо); молитвы при бла­го­сло­ве­нии яств и артоса во Святую Пасху; после­до­ва­ние об отро­ках неудо­бо­уча­щихся; молит­во­сло­вия об отгна­нии злых духов. Во второй части Треб­ника поме­щены и неко­то­рые после­до­ва­ния, отно­ся­щи­еся к обще­ствен­ному бого­слу­же­нию: чин омо­ве­ния ног в Вели­кий чет­верг, слова Иоанна Зла­то­уста на Вели­кий чет­верг и на Святую Пасху и молитвы коле­но­пре­кло­нен­ные на вечерне в день празд­ника Пяти­де­сят­ницы; молеб­ные пения на разные случаи; молит­во­сло­вия о взыс­ку­ю­щих мира; изло­же­ние обря­дов и молит­во­сло­вий, какие бывают при при­ня­тии Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в свое лоно нахо­дя­щихся вне ее; чины на освя­ще­ние храма; а также Номо­ка­нон – собра­ние кано­ни­че­ских правил.

Кроме того, в Треб­нике Боль­шом име­ются две допол­ни­тель­ные главы, состав­ля­ю­щие как бы третью его часть. Первая содер­жит меся­це­слов, вторая – сосло­вие (ука­за­тель) имен (святых) по алфа­виту.

Треб­ник Малый пред­став­ляет собой сокра­щен­ный вари­ант Боль­шого Треб­ника. В нем содер­жатся после­до­ва­ния свя­щен­но­дей­ствий и молит­во­сло­вий, кото­рые чаще всего при­хо­дится совер­шать при­ход­скому свя­щен­нику. Содер­жа­ние первой части Боль­шого Треб­ника , за немно­гим исклю­че­нием, вошло и в Треб­ник Малый. Из второй части Треб­ника Боль­шого в Треб­ник Малый вне­сены после­до­ва­ния малого освя­ще­ния воды и освя­ще­ние воды Святых Бого­яв­ле­ний; молитвы на бла­го­сло­ве­ние разной пищи, на освя­ще­ние зданий и кла­де­зей; молит­во­сло­вия при освя­ще­нии осквер­нен­ного; молитвы, чита­е­мые при бла­го­сло­ве­нии над солию, сея­нием и тому подоб­ным. Из Номо­ка­нона взято «нуж­ней­ших правил изъ­яв­ле­ние», кото­рое по объему короче, чем в Треб­нике Боль­шом. В Треб­нике малом печа­та­ются Меся­це­слов, Пас­ха­лия зрячая, а также то, чего нет в Треб­нике Боль­шом позд­ней­ших изда­ний, например:молитва Святых Кре­ще­ний вкратце – «како мла­денца кре­стити вкратце страха ради смерт­наго»; «Канон молеб­ный ко Гос­поду нашему Иисусу Христу и Пре­чи­стой Матери Гос­подни при раз­лу­че­нии души от тела вся­кого пра­во­вер­наго»; молитвы «на Рож­де­ство Хри­стово сыно­вом духов­ным»; молитвы в начале поста Св. Четы­ре­де­сят­ницы.

Треб­ник Допол­ни­тель­ный содер­жит чины освя­ще­ний храма и вещей, при­над­ле­жа­щих глав­ным обра­зом храму: креста на храме, сосу­дов бого­слу­жеб­ных, свя­щен­ных одежд, икон, ико­но­стаса, коло­кола, креста, носи­мого на персях (груди), и др. Здесь также име­ется чин освя­ще­ния артоса и молитв на освя­ще­ние пред­ме­тов и вещей, упо­треб­ля­е­мых хри­сти­а­нами вне храма, в домаш­нем быту. Таковы молитвы на освя­ще­ние кла­дезя (колодца), пчел, бла­го­вон­ных зелий и всякой вещи.

Треб­ник в 2‑х частях (Малый) содер­жит все то, что нахо­дится в Треб­ни­ках Малом и Допол­ни­тель­ном, а также неко­то­рые молитвы из Треб­ника Боль­шого, напри­мер: «Молитва на всякую немощь», «Молитва во еже устро­ити корабль», а также «Чин, быва­е­мый на раз­лу­че­ние души от тела, внегда чело­век долго страж­дет».

Треб­ник мит­ро­по­лита Киев­ского Петра Могилы был состав­лен и издан им в 1646 году с целью дать юго-запад­ному духо­вен­ству не только вновь обра­бо­тан­ную офи­ци­аль­ную бого­слу­жеб­ную книгу, очи­щен­ную от погреш­но­стей и заблуж­де­ний, вкрав­шихся в цер­ков­ную обряд­ность мало­рос­сий­ских церк­вей под вли­я­нием като­ли­че­ства, но и цель­ное и все­сто­рон­нее прак­ти­че­ское руко­вод­ство по всем слу­чаям совер­ше­ния част­ного бого­слу­же­ния. Петр Могила соста­вил свой Треб­ник на основе гре­че­ских евхо­ло­гиев и древне­сла­вян­ских пись­мен­ных источ­ни­ков. Однако в свой Треб­ник он вклю­чил неко­то­рые чино­по­сле­до­ва­ния и мо-лит­во­сло­вия с объ­яс­ни­тель­ными заме­ча­ни­ями из рим­ского треб­ника 1615 года, редак­ти­ро­ван­ного впер­вые еще при папе Павле V в 1603 году. Таким прямым заим­ство­ва­нием из рим­ского риту­ала явля­ется, напри­мер, «Устав тайны свя­того пока­я­ния» в Треб­нике Петра Могилы.

В Треб­нике Петра Могилы име­ются также статьи, кото­рые по своему содер­жа­нию делятся на обря­до­вые, казу­и­сти­че­ские и пас­тыр­ские. В ста­тьях пер­вого типа рас­кры­ва­ется основ­ная идея обряда и зна­че­ние всех его при­над­леж­но­стей, статьи вто­рого типа содер­жат настав­ле­ния свя­щен­нику на раз­лич­ные затруд­ни­тель­ные случаи, в тре­тьей группе ука­зы­ва­ются тре­бо­ва­ния к пас­тырю как совер­ши­телю Таинств и обря­дов и гово­рится о том, как пас­тырь должен отно­ситься к пасо­мым.

По содер­жа­нию Треб­ник Петра Могилы делится на три части. Первая часть содер­жит чино­по­сле­до­ва­ния Таинств и важ­ней­ших молитво-словий, отно­ся­щихся к жизни хри­сти­а­нина от его рож­де­ния до смерти. Во второй части Треб­ника нахо­дятся чины на освя­ще­ние и бла­го­сло­ве­ние раз­лич­ных при­над­леж­но­стей храма и пред­ме­тов быта хри­стиан (напри­мер, освя­ще­ние бого­слу­жеб­ных сосу­дов и одежд, икон). Чины эти встре­ча­ются в Треб­ни­ках Восточ­ной Церкви и состав­лены Петром Моги­лой на основе древ­ней прак­тики Восточ­ной Церкви. В тре­тьей части содер­жатся моле­ния по поводу собы­тий, име­ю­щих харак­тер обще­ствен­ных бед­ствий, напри­мер во время мора скота, а также собы­тий, каса­ю­щихся жизни отдель­ных хри­стиан или обще­ствен­ных групп: моле­бен за бес­но­ва­тых, в день ново­ле­тия, бла­го­да­ре­ние о полу­че­нии помощи.

Петр Могила, умер­ший вскоре после изда­ния своего Треб­ника, не успел пред­ста­вить его на рас­смот­ре­ние Все­рос­сий­ского Пат­ри­арха и Собора. Треб­ник не полу­чил повсе­мест­ного рас­про­стра­не­ния и при­зна­ния, хотя неко­то­рые статьи из него были вне­сены в печа­тав­ши­еся в Москве бого­слу­жеб­ные книги. Таковы «Изве­стие учи­тель­ное» в Слу­жеб­нике, чин при­со­еди­не­ния ино­вер­цев, «Книга молеб­ных пений» и т.д. Этот Треб­ник при­ме­ня­ется при совер­ше­нии обря­дов, чино­по­сле­до­ва­ния кото­рых отсут­ствуют в Боль­шом Треб­нике: на откры­тие мона­сты­рей, на обре­те­ние святых мощей. Так, по чину, изло­жен­ному в Треб­нике Петра Могилы, было совер­шено обре­те­ние нетлен­ных мощей свя­ти­теля Мит­ро­фана Воро­неж­ского в 1832 году и свя­ти­теля Тихона Задон­ского в 1861 году.

Треб­ник в трех частях (в виде трех книг). В новый Треб­ник 1980, 1984 годов изда­ния Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии помимо содер­жа­ния Треб­ника Малого в двух частях (1956 г.) вве­дены отдель­ные чины и после­до­ва­ния из других видов Треб­ника и иных бого­слу­жеб­ных книг, в част­но­сти, из «Книги молеб­ных пений».

В первой книге Треб­ника содер­жатся чины, после­до­ва­ния и молит-восло­вия святых Таинств Кре­ще­ния, Миро­по­ма­за­ния, Испо­веди, Брака, чин При­ча­ще­ния боль­ных, канон и чин при раз­лу­че­нии души от тела, по-сле­до­ва­ние отпе­ва­ния мирян и после­до­ва­ние пани­хиды, после­до­ва­ние малого освя­ще­ния воды и общего молебна Спа­си­телю, Бого­ма­тери и святым, молеб­ное пение о при­зы­ва­нии помощи Свя­того Духа пред нача­лом доб­рого дела.

Во второй книге содер­жатся после­до­ва­ния Таин­ства Еле­освя­ще­ния, молеб­ное пение о недуж­ных, об уми­ре­нии враж­ду­ю­щих и умно­же­нии любви, о путе­ше­ству­ю­щих, чин бла­го­да­ре­ния о бла­го­де­я­ниях Божиих, чины освя­ще­ния раз­лич­ных при­над­леж­но­стей храма и бого­слу­же­ния.

В третью книгу (1984 г.) вошли после­до­ва­ние вели­кого освя­ще­ния воды, чин при осно­ва­нии церкви и водру­же­нии креста, чин освя­ще­ния храма, чин бла­го­сло­ве­ния нового киота для хра­не­ния святых мощей, чин бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния ико­но­стаса, чин бла­го­сло­ве­ния коло­кола, после­до­ва­ние о вто­ро­брач­ных, после­до­ва­ние над скон­чав­шимся свя­щен­ни­ком, чин погре­бе­ния мла­ден­цев, после­до­ва­ние отпе­ва­ния усоп­ших в пас­халь­ную сед­мицу, молитвы на разные потребы (освя­ще­ние вино­града на Пре­об­ра­же­ние, мясной и молоч­ной снеди на Пасху, чин освя­ще­ния артоса и т.д.), чины при­со­еди­не­ния к Пра­во­слав­ной Церкви, освя­ще­ние дома, чино­по­сле­до­ва­ние над усоп­шим непра­во­слав­ным, молеб­ное пение на ново­ле­тие.

Чино­по­сле­до­ва­ние соеди­ня­е­мым из ино­вер­ных к Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Восточ­ной Церкви

В книге содер­жатся чино­по­сле­до­ва­ния приема в Пра­во­слав­ную Цер­ковь нехри­стиан и хри­стиан других испо­ве­да­ний:

а) через Таин­ство Кре­ще­ния (языч­ни­ков, иудеев, маго­ме­тан);

б) через Таин­ство Миро­по­ма­за­ния (люте­ран, като­ли­ков не миро­по­ма­зан­ных и каль­ви­ни­стов);

в) через Таин­ство Пока­я­ния (тех, кто крещен и миро­по­ма­зан, но отпал от Пра­во­слав­ной Церкви и совра­тился в раскол).

Книга пред­став­ляет собой извле­че­ния из Боль­шого Треб­ника неко­то­рых глав (97, 98, 103–106) с несколь­кими допол­ни­тель­ными ста­тьями. Чино­по­сле­до­ва­ние было издано отдель­ной книгой в 1757 году и затем пере­из­дано в 1845 и 1858 годах.

После­до­ва­ние молеб­ных пений

В книге изло­жены молит­во­сло­вия и чины, заим­ство­ван­ные из Боль­шого Треб­ника: молеб­ные пения «против супо­стат» (гл. 91), «во время без­до­ж­дия» и «во время без­вед­рия» (гл. 80 и 81). Книга содер­жит также после­до­ва­ния, не встре­ча­ю­щи­еся в Треб­нике: бла­го­да­ре­ние о полу­че­нии про­ше­ния и о всяком бла­го­де­я­нии Божием, чин бла­го­сло­ве­ния в путе­ше­ствие, хотя­щим по водам плыти, чин бла­го­сло­ве­ния судна рат­ного, воин­ского зна­мени, нового корабля, копа­ния кла­дезя и бла­го­сло­ве­ния его.

про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов
Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви. Учеб­ное посо­бие по литур­гике

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки