Ессеи

***

Ессе́и — ответв­ле­ние иудей­ства, секта, суще­ство­вав­шая во вре­мена Вто­рого Храма, в част­но­сти — в период зем­ного слу­же­ния Христа (ори­ен­ти­ро­вочно от II века до Р. Х. по третью чет­верть I в. от Р. Х.).

***

Чем ессеи отли­ча­лись от пред­ста­ви­те­лей иудей­ства вообще?

Как известно, ко вре­мени окон­ча­ния пери­ода Вет­хого Завета рели­ги­озно-нрав­ствен­ное состо­я­ние иудеев не отве­чало тре­бо­ва­ниям этого Завета. Ложное, извра­щен­ное отно­ше­ние к тре­бо­ва­ниям Боже­ствен­ной воли не поз­во­лило многим из них рас­по­знать во Христе Истин­ного Мессию (Ин.5:39).

Упре­кая Спа­си­теля, иудеи нередко ука­зы­вали на несо­от­вет­ствие Его мыслей и дей­ствий закону Моисея. Выстав­ляя Христа нару­ши­те­лем, а себя рев­ност­ными побор­ни­ками этого закона (Ин.9:28), в дей­стви­тель­но­сти они обма­ны­вали народ (Мф.5:17).

Между тем среди иудеев были и такие веру­ю­щие, кто не только на словах, но и на деле стре­ми­лись жить пра­виль­ной и воз­вы­шен­ной жизнью (другое дело, что само поня­тие пра­виль­ной и воз­вы­шен­ной жизни часто носило субъ­ек­тив­ный харак­тер). Иногда такие люди ограж­да­лись от обще­ства, всту­пая в особые, своего рода аске­ти­че­ские общины, где, как счи­та­лось, усло­вия жизни отве­чали нормам Божьего закона.

Такой общи­ной была секта Ессеев. Иногда (и нужно ска­зать, небез­осно­ва­тельно) её отож­деств­ляют с общи­ной, оби­тав­шей возле Мерт­вого моря, в районе Вади-Кумран. Именно там, в 1947 году и в даль­ней­шем было обна­ру­жено мно­же­ство древ­них ману­скрип­тов, полу­чив­ших, затем, все­мир­ную извест­ность как «Свитки Мерт­вого моря». Помимо биб­лей­ских тек­стов свитки содер­жали сви­де­тель­ства об усло­виях жизни мест­ных посе­лен­цев.

Для ессеев была харак­терна общ­ность иму­ще­ства, отсут­ствие деле­ния на хозяев и рабов, укло­не­ние от коры­сто­лю­бия, без­бра­чие. При этом они не чуж­да­лись брать на вос­пи­та­ние детей. Встреч с еди­но­пле­мен­ни­ками, не вхо­дя­щими в состав их общины, они избе­гали.

При­со­еди­не­ние к секте было воз­можно после про­хож­де­ния опре­де­лен­ного искуса и испы­та­ния (как пра­вило оно дли­лось три года).

Члены общины под­чи­ня­лись стро­гому внут­рен­нему Уставу, а также боль­шин­ству и стар­шин­ству.

Ессеи верили в Еди­ного Бога, при­зна­вали бес­смер­тие души, чтили зако­но­по­лож­ника Моисея (тот, кто хулил Моисея, нака­зы­вался смер­тью), соблю­дали суб­боты, осте­ре­га­лись про­из­но­сить клятвы, моли­лись при вос­ходе и при заходе солнца, совер­шали очи­сти­тель­ные жерт­во­при­но­ше­ния (но не в храме).

В сто­ло­вой ессеи пре­бы­вали в тишине, словно в свя­ти­лище. Повсе­днев­ный обед членов общины состоял из одного блюда и хлеба.

Из земных заня­тий они пред­по­чи­тали зем­ле­де­лие; кроме того зани­ма­лись иссле­до­ва­нием целеб­ной силы рас­те­ний, прак­ти­ко­вали вра­че­ва­ние боль­ных.

Совер­шав­шие тяжкие грехи изго­ня­лись из секты. Бывало, что тако­вые, будучи свя­заны при­ся­гой и убеж­де­нием в недо­пу­сти­мо­сти при­ни­мать пищу не из рук собрата, пита­лись исклю­чи­тельно зеле­нью и, как след­ствие, уми­рали. Иногда вконец обес­си­лен­ные изгнан­ники при­ни­ма­лись обратно.

***

См. также: ФАРИ­СЕИ, САД­ДУ­КЕИ, КНИЖ­НИКИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки