Мессия

***

Месси́я (от еврей­ского «машиах» — пома­зан­ник) — Гос­подь Иисус Хри­стос; Сын Божий, воче­ло­ве­чив­шийся ради спа­се­ния людей, при­нес­ший Себя в Иску­пи­тель­ную Жертву на Кресте, вос­крес­ший и воз­нес­шийся на Небо; Глава Церкви.

***

Почему Гос­подь Иисус Хри­стос назван Мес­сией?

Во вре­мена Вет­хого Завета пома­за­нием особым веще­ством — освя­щён­ным елеем или миром — сопро­вож­да­лось посвя­ще­ние чело­века на три рода обще­ствен­ной дея­тель­но­сти. Это дей­ствие было утвер­ждено самим Богом. Счи­та­лось, что при совер­ше­нии обряда пома­за­ния на чело­века низ­во­ди­лись Божьи бла­го­сло­ве­ния, дары Свя­того Духа. По этой при­чине роль пома­зан­ника ста­ви­лась в связь со слу­же­нием Богу.

О При­ше­ствии Вели­кого Пра­вед­ника, Кото­рый изба­вит людей от тления и смерти, власти диа­вола и греха, чело­веку было известно с глу­бо­кой древ­но­сти. Этот Пра­вед­ник неод­но­кратно обо­зна­чался в Свя­щен­ном Писа­нии то как Свя­щен­ник (Пс.109:4), то как Пророк (Втор.18:15), то как Царь (Пс.44:2). Вместе с тем о Нем сооб­ща­лось как о Боге (Пс.109:1–2), Кото­рый, не пере­ста­вая быть Гос­по­дом неба и земли, вос­при­мет в Свою Вечную Ипо­стась чело­ве­че­ское есте­ство и родится, как Чело­век (Мих.5:2–3). И именно как Чело­век Он примет пол­ноту даров Свя­того Духа (Ис.11:2). Речь во всех этих про­ро­че­ствах шла, конечно же, о Гос­поде Иисусе Христе).

Поэтому Он и был назван Мес­сией или, что то же, Пома­зан­ни­ком: «Дух Гос­пода Бога на Мне, ибо Гос­подь пома­зал Меня…» (Ис.61:1). Правда, там имелся в виду не обряд пома­за­ния Спа­си­теля освя­щен­ным миром: под­ра­зу­ме­ва­лось, что Дух будет почи­вать на Мессии, как на Чело­веке, в силу осо­бого обла­го­дат­сво­ва­ния, причем почи­вать в пол­ноте, насколько это воз­можно для чело­ве­че­ского есте­ства (Пс. 44:8–9). Позд­нее апо­стол заме­тит, что «в Нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно» (Кол.2:9).

В чем состо­яли мес­си­ан­ские ожи­да­ния вет­хо­за­вет­ного Изра­иля?

Тотчас по гре­хо­па­де­нии Адама и Евы, повлек­шем за собой тяг­чай­шие послед­ствия, Бог сооб­щил пра­ро­ди­те­лям о гря­ду­щем Спа­си­теле, Кото­рый, придя, сотрёт главу змия (Быт. 3:15). С тече­нием вре­мени, по мере умест­но­сти, Бог всё больше и больше посвя­щал чело­века в детали и цели пред­сто­я­щего При­ше­ствия Христа.

Сперва Гос­подь сооб­щил Авра­аму, что Спа­си­тель про­изой­дёт из его рода (Быт.12:3). Затем Бог посте­пенно довёл родо­слов­ную до Исаака, Иакова (Быт.28:14), Иуды (Быт.49:9–10), Давида (Ис.11:1).

Пат­ри­арх Иаков обо­зна­чил один из при­зна­ков явле­ния Спа­си­теля — утрату власти коле­ном Иуды (Быт.49:10). А пророк Даниил назвал более точное время (Дан.9:24–27). Пророк Михей воз­ве­стил о месте рож­де­ния Христа, Виф­ле­еме (Мих.5:2), а Исаия отме­тил, что это Рож­де­ние будет чудес­ным, от Девы (Ис.7:14). Как Исаия, так и Михей под­черк­нули, что в Цер­ковь Хри­стову будут при­званы все без исклю­че­ния народы (Ис.2:2–3; Мих.4:1–2).

Пророк Иере­мия пред­ска­зал заклю­че­ние Нового Завета Бога с людьми (Иер.31:31). Пророк Аггей воз­ве­стил о про­по­веди Христа в новом Храме (Агг.2:6–9). Заха­рия сооб­щил о входе Гос­под­нем в Иеру­са­лим (Зах.9:9), о пре­да­тель­стве и про­даже Мессии за трид­цать среб­ре­ни­ков (Зах.11:12), о Его Крест­ной смерти (Зах.12:10), рас­се­я­нии апо­сто­лов (Зах.13:7). Пророк Осия отме­тил, что Гос­подь, испы­тав насиль­ствен­ную смерть, вос­крес­нет на третий день (Ос.6:1–2). А царь и псал­мо­пе­вец Давид указал, что, пре­бы­вая в состо­я­нии смерти, Хри­стос сойдёт душой во ад и вос­крес­нет в нетле­нии (Пс.15:10). Пророк Исаия выявил ряд подроб­но­стей Крест­ных стра­да­ний и смерти Иску­пи­теля (Ис.53).

Помимо мно­го­чис­лен­ных про­ро­честв, на Мессию ука­зы­вали и про­об­разы: скиния, ковчег, ряд людей: свя­щен­ни­ков, про­ро­ков и царей.

Исто­рия сви­де­тель­ствует, что ко вре­мени окон­ча­ния вет­хо­за­вет­ного пери­ода ожи­да­ние Мессии было все­об­щим. Не только на тер­ри­то­рии Иудеи, но и в других стра­нах ощу­ща­лось при­бли­же­ние Его явле­ния в мир.

***

См. СЫН БОЖИЙ, БОЖЕ­СТВЕН­НЫЕ ИМЕНА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки