Спа­си­тель

***

Спаси́тель — 1) Бог-Троица (см: Бог; Про­мысл Божий); 2) одно из имен Вопло­тив­ше­гося Сына Божия, ука­зы­ва­ю­щее на содер­жа­ние глав­ной цели и след­ствий Его При­ше­ствия в мир (см.: Иисус Хри­стос); 3) чело­век или ангел, ока­зав­ший кому-либо помощь, изба­вив его от опас­но­сти, беды, состо­я­ния духов­ного мрака.

Спа­си­тель – одно из боже­ствен­ных имен. Наиме­но­ва­ние Спа­си­тель (Лк.2:11Ин.4:42), греч. Иисус, упо­треб­ля­ется в Свя­щен­ном Писа­нии и о людях, и о Боге вообще, а в осо­бен­но­сти об Иисусе Христе, Сыне Божием, нашем Спа­си­теле.

Судии, кото­рых Бог время от вре­мени давал Своему народу (Неем.9:27), были только ору­дием в руке Того, Кото­рый был и есть един­ствен­ный и истин­ный Спа­си­тель; вместе с тем они слу­жили про­об­ра­зом Того Вели­кого Спа­си­теля, Кото­рого Бог дал в Своем Еди­но­род­ном Сыне. «Я, Я – Гос­подь и нет Спа­си­теля, кроме Меня! (Ис.43:11, Ос.13:4). Этот обе­щан­ный Спа­си­тель, Кото­рый должен был взойти на гору Сион (Ср. Пс.49:2, Ис.2:3, Авд.1:21), был Иисус Хри­стос, Кото­рый пришел в мир спасти греш­ни­ков (Мф.1:21). В Новом Завете, поэтому, иногда гово­рится о Боге, как о нашем Спа­си­теле (Тит.2:101Тим.2:3), как о Спа­си­теле всех людей и осо­бенно веру­ю­щих (1Тим.4:10), а также и об Иисусе Христе, как о нашем Спа­си­теле (Деян.5:31, 2Тим.1:10).

Имя Иисус (иешуа, Бог спа­сает) или Спа­си­тель, наре­чено Сыну Божию при Его рож­де­нии на земле, Анге­лом Гав­ри­и­лом, и наре­чено потому что Он родился спасти чело­ве­ков.

Имя Иисус, или Спа­си­тель, наре­чено Сыну Божию при Его рож­де­нии на земле, Анге­лом Гав­ри­и­лом, и наре­чено потому что Он родился спасти чело­ве­ков. «Родит же Сына, сказал Ангел Иосифу о Пре­свя­той Деве Марии, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их» (Мф.1:21).

***

Что по сути озна­чает имя «Спа­си­тель»?

Смысл имени «Спа­си­тель», в при­ло­же­нии ко Христу, откры­ва­ется из тол­ко­ва­ния слова «Спа­се­ние». В точном пере­воде гре­че­ского экви­ва­лента этого тер­мина на рус­ский язык выде­ля­ются такие его зна­че­ния, как сча­стье, благо, целе­ние.

Соб­ственно говоря, первое из пере­чис­лен­ных зна­че­ний слова «Спа­се­ние» — «сча­стье» — глав­ным обра­зом свя­зано с конеч­ною целью При­ше­ствия Мессии, ибо она пред­по­ла­гает ввести чело­века в состо­я­ние совер­шен­ного сча­стья, в вечную бла­жен­ную Жизнь в Цар­стве Небес­ном.

Второе зна­че­ние — «благо» — отоб­ра­жает как мини­мум два прин­ци­пи­аль­ных аспекта.

Во-первых, благом по отно­ше­нию к чело­веку явля­ется При­ше­ствие в мир Сына Божия, вступ­ле­ние Его в борьбу с силами зла, помощь людям в деле осво­бож­де­ния от власти демо­ни­че­ских сил и гре­хов­ных оков Грех.

Во-вторых, целью При­ше­ствия Спа­си­теля явля­ется пре­об­ра­же­ние каж­дого уве­ро­вав­шего чело­века в бого­по­доб­ную лич­ность, достой­ную высших Боже­ствен­ных благ (как то: вечное лице­зре­ние Пре­свя­той Троицы, жизнь в любви и бла­жен­ном обще­нии с угод­ни­ками Божьими, вечная бес­пе­чаль­ная жизнь), гото­вую и спо­соб­ную жить по зако­нам Добра.

Третье зна­че­ние тер­мина «Спа­се­ние» — “целе­ние” — рас­кры­вает способ реа­ли­за­ции цели При­ше­ствия Спа­си­теля и ука­зы­вает на важ­ней­шее след­ствие этого При­ше­ствия.

И речь здесь вот о чём. Поскольку гре­хо­па­де­ние при­вело к раз­ладу отно­ше­ний чело­века с Богом, окру­жа­ю­щим миром и ближ­ними, нару­шило внут­рен­нюю гар­мо­нию самого чело­века, а после­ду­ю­щее при­умно­же­ние зла ещё больше усу­гу­било этот разлад, постольку было необ­хо­димо изба­вить людей от этого след­ствия греха, что и под­ра­зу­ме­вало вос­ста­нов­ле­ние или целе­ние: целе­ние лич­ност­ных отно­ше­ний людей с Богом, друг с другом и с окру­жа­ю­щим миром, целе­ние внут­рен­него раз­лада (см.: Гре­хо­па­де­ние).

***

См. СЫН БОЖИЙ, СЫН ЧЕЛО­ВЕ­ЧЕ­СКИЙ, ИИСУС ХРИ­СТОС, СЛОВО БОЖИЕЛОГОС, ГОС­ПОДЬ, БОЖЕ­СТВЕН­НЫЕ ИМЕНА, СВЯТАЯ ТРОИЦА, СПАС

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки