Естество

***

Есте­ство́ — 1) низший вид (то есть вид, не име­ю­щий деле­ния на более част­ные виды, напри­мер: чело­век, конь, собака); 2) то же, что сущ­ность или при­рода; единое обра­зу­ю­щее начало, равно содер­жа­ще­еся во всех пред­ста­ви­те­лях того или иного низ­шего вида, заклю­ча­ю­щее в себе сово­куп­ность видо­об­ра­зу­ю­щих зако­нов и при­зна­ков; онто­ло­ги­че­ское содер­жа­ние ипо­стаси.

***

Почему если три человеческие ипостаси, каждая из которых — человек, представляют собой трёх людей, то три Божественные Ипостаси, Каждая из Которых Бог, являются не тремя Богами, но одним?

Трёх чело­век мы вправе назы­вать общим для них именем: «чело­век». Ведь все они при­над­ле­жат одному и тому же виду — «чело­век», — все имеют одно и то же есте­ство — чело­ве­че­ское. Однако, будучи еди­ными по есте­ству, трое людей не пред­став­ляют собой одного чело­века в том же пони­ма­нии, в каком три Боже­ствен­ных Ипо­стаси, Каждая из кото­рых Бог, пред­став­ляют Собой одного Бога.

Три чело­века, несмотря на един­ство по есте­ству, суть именно три чело­века, трое людей. Все они явля­ются обособ­лен­ными друг от друга и не пред­став­ляют собой того един­ства, какое усмат­ри­ва­ется между Боже­ствен­ными Ипо­ста­сями.

Когда же мы рас­суж­даем об Ипо­ста­сях Пре­свя­той Троицы, мы имеем в виду, что хотя о Каждой из Них гово­рится, что Она — Бог, мы испо­ве­дуем, что Они суть не три Бога, но один, причём, один — в самом точном, исклю­чи­тель­ном зна­че­нии слова (см. подроб­нее: Догмат о Пре­свя­той Троице).

В отли­чие от трёх чело­ве­че­ских ипо­ста­сей, три Боже­ствен­ные Ипо­стаси абсо­лютно едины, едины настолько, что един­ство каждой из Них по отно­ше­нию к другой (другим) — не мень­шее, чем то един­ство, кото­рое каждая испы­ты­вает Сама по отно­ше­нию к Себе. Это един­ство выше каких-либо сло­же­ний и раз­де­ле­ний, един­ство, не нару­ша­ю­щее Боже­ствен­ной про­стоты. Такое един­ство харак­терно только для Бога.

В отли­чие от трёх чело­ве­че­ских ипо­ста­сей три Боже­ствен­ные пре­бы­вают не одна подле другой, а одна в Другой: Отец — в Сыне и во Святом Духе; Сын — в Духе и в Отце; Святой Дух — в Отце и Сыне. Три Боже­ствен­ные Ипо­стаси не отли­ча­ются друг от друга слу­чай­ными свой­ствами (акци­ден­ци­ями), как это наблю­да­ется у людей, но раз­ли­ча­ются между Собой только обра­зами бытия: Отец — без­на­ча­лен, ни от Кого не рож­да­ется, ни от Кого не исхо­дит; Сын рож­да­ется в веч­но­сти от Отца; Святой Дух вечно исхо­дит от Отца.

Нако­нец, три Боже­ствен­ные Ипо­стаси имеют абсо­лютно единую волю, абсо­лютно единое все­со­вер­шен­ное дей­ствие, чего не ска­жешь о трех чело­ве­че­ских ипо­ста­сях (даже если они направ­ляют стрем­ле­ния и усилия к единой цели). Боже­ствен­ная воля, Боже­ствен­ное дей­ствие всегда про­ис­те­кает от Отца через Сына и про­яв­ля­ется во Святом Духе (волю и дей­ствие Отца и Сына и Свя­того Духа нельзя пони­мать как соли­дар­ность трёх воль, как сумму трёх дей­ствий). Стало быть, Отец и Сын и Святой Дух суть не три воле­изъ­яви­теля, не три дей­ство­ва­теля, но один: один Бог.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки