Хульные помыслы

Ху́льные по́мыслыпомыслы, свя­зан­ные с хулой на Бога, на Его святых, на своих ближ­них (часто бывают свя­заны с осуж­де­нием, опо­ро­чи­ва­нием, с кле­ве­той и т. п.). Нередко воз­буж­де­нию хуль­ных помыс­лов спо­соб­ствуют диа­воль­ские при­логи, попус­ка­е­мые Богом в тех или иных целях Своего Домо­стро­и­тель­ства.

Что делать, когда при­хо­дят хуль­ные помыслы?

Святые отцы реко­мен­дуют не при­ни­мать хуль­ные помыслы, а ста­раться сразу же их отго­нять. Дей­ствен­ным сред­ством в этом случае может слу­жить сми­рен­ное молит­вен­ное обра­ще­ние ко Гос­поду с прось­бой о помощи (молитва при хуль­ных помыс­лах). Важным сред­ством про­ти­во­сто­я­ния хуль­ным помыс­лам служит и сосре­до­то­че­ние ума. Ведь нередко бес, прежде чем воз­бу­дить в хри­сти­а­нине дурные помыслы, воз­дей­ствует на его ум, стре­мясь при­ве­сти его в состо­я­ние рас­се­я­ния, а потом вкла­ды­вает мерз­кие помыслы в блуж­да­ю­щий ум. Нако­нец, еще один способ про­ти­во­сто­ять хуль­ным помыс­лам мы нахо­дим у свт. Фео­фана Затвор­ника:

«Против сего беса – первое… не сму­щаться и отнюдь не думать, что это ваши мысли, но прямо отно­сить их к бесу. Затем, против мыслей и слов – мыс­лить и гово­рить про­тивно. Он вну­шает худое о святом, а вы гово­рите: врешь, лука­вец; он вот каков… Так против всего – и все гово­рите, пока не отой­дут. Заклю­чите так: буди про­клят, хуль­ник, и слова хулы да обра­тятся на главу твою! Ко Гос­поду обра­ти­тесь с такою молит­вою: душу мою откры­ваю пред Тобою, Гос­поди! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не бла­го­волю к ним. Все все­вает враг. Отгони его от меня!»

Кому и какие молитвы совер­шать, когда при­хо­дят хуль­ные помыслы?

Свт. Димит­рий Ростов­ский сове­тует, если при­хо­дит хуль­ная мысль на Бога, читать Символ веры: «Верую во еди­наго Бога…»  – до конца. И, если воз­можно, сотво­рить несколько земных или пояс­ных покло­нов.

Если при­хо­дит хуль­ная мысль на Пре­чи­стые Тайны Хри­стовы, читать: «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую, яко Ты еси воис­тину Хри­стос…» – до конца, и сотво­рить поклоны.

Если при­хо­дит хуль­ная мысль на Пре­чи­стую Бого­ро­дицу, читать какую-либо молитву к Пре­чи­стой Бого­ро­дице: или «Под Твое Бла­го­у­тро­бие…», или «Бого­ро­дице Дево, радуйся…», или какой-либо тро­парь бого­ро­дич­ный, с покло­нами, говоря: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси мя, греш­наго».

Если при­хо­дит хуль­ная мысль на какого-либо свя­того, читать: «Моли Бога о мне греш­ном, святой (имя рек), яко аз по Бозе, к тебе при­бе­гаю, ско­рому помощ­нику и молит­вен­нику о душах наших». И сотво­рить поклоны, говоря: «Святый (имя рек), моли Бога о мне греш­ном».

Если при­хо­дит хуль­ная мысль на какую-либо икону, сотво­рить перед той иконой пят­на­дцать покло­нов или сколько полу­чится, молясь тому, кто изоб­ра­жен на ней. Таким обра­зом, с Божьей помо­щью хуль­ные мысли можно обра­тить ни во что.

Когда чаще всего при­хо­дят хуль­ные помыслы?

Хуль­ные помыслы могут воз­ни­кать в созна­нии чело­века при разных усло­виях и обсто­я­тель­ствах. По сви­де­тель­ству прп. Иоанна Лествич­ника, хуль­ные помыслы нередко воз­буж­да­ются в веру­ю­щих даже во время молитвы. «Без­бож­ный сей дух, – пишет святой в сочи­не­нии “О неизъ­яс­ни­мых хуль­ных помыс­лах”, – не только хулит Бога и все Боже­ствен­ное, но и слова срам­ные и бес­чест­ные про­из­но­сит в нас: чтобы мы или оста­вили молитву, или впали в отча­я­ние».

Откуда при­хо­дят хуль­ные помыслы – от диа­вола или они рож­да­ются в нашем уме сами по себе?

По сви­де­тель­ству многих святых, хуль­ные помыслы, как и другие гре­хов­ные помыслы, могут про­ис­хо­дить по вну­ше­нию лука­вых духов, но могут фор­ми­ро­ваться в уме и по ини­ци­а­тиве самого чело­века, а также воз­буж­даться в уме одного чело­века под вли­я­нием дру­гого. Для того чтобы раз­ли­чать, откуда при­хо­дят помыслы, тре­бу­ется вели­кая муд­рость.

Почему нам попус­ка­ются хуль­ные помыслы?

В разных слу­чаях целе­со­об­раз­ность попу­ще­ния Богом слу­чаев, когда в чело­веке воз­ни­кают хуль­ные помыслы, может объ­яс­няться по-раз­ному. В каче­стве общего объ­яс­не­ния можно, в част­но­сти, ука­зать, что чело­век обла­дает сво­бо­дой воли, сво­бо­дой нрав­ствен­ного выбора. Если помыслы вну­ша­ются ему извне, он, при помощи Божьей, может их отра­жать. Борьба с гре­хов­ными помыс­лами, навя­зы­ва­е­мыми демо­нами, состав­ляет один из аспек­тов духов­ной борьбы (неви­ди­мой брани) хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков с силами тьмы. Будучи нрав­ственно сво­бод­ным, чело­век, опять же при помощи Божьей, может бороться и с теми гре­хов­ными помыс­лами, кото­рые воз­ни­кают в его уме по его личной вине. Бог, наде­лив чело­века сво­бо­дой, даёт ему воз­мож­ность поль­зо­ваться этой сво­бо­дой.  

Что делать, если вслед­ствие хуль­ных помыс­лов при­хо­дит сму­ще­ние?

Прп. Мака­рий Оптин­ский сове­тует не обра­щать на подоб­ные мысли ника­кого вни­ма­ния. Напро­тив, пишет он, когда чело­век начи­нает сму­щаться, скор­беть и отча­и­ваться по поводу вну­ша­е­мых ему помыс­лов, диавол напа­дает на него с новой силой.

К кому могут при­хо­дить хуль­ные помыслы – греш­ни­кам или пра­вед­ни­кам?

По мысли прп. Иоанна Вала­ам­ского, «хули­тель-диавол, хоть и всех иску­шает, но гордые больше стра­дают хуль­ными помыс­лами, ибо Гос­подь за гор­дость попус­кает диа­волу иску­шать чело­века». «Святые Отцы, – про­дол­жает святой, – испы­ты­вали такие помыслы хуле­ния, что даже не хотели пре­дать этого писа­нию. Но они были опыт­ными в духов­ной жизни и не сму­ща­лись, ибо хорошо знали, что винов­ник хулы – диавол». Более того, «сей хули­тель-диавол иску­шал Гос­пода нашего Иисуса Христа чре­во­уго­дием, тще­сла­вием и гор­до­стью».

Зачем охра­нять душу от хуль­ных помыс­лов? Пришла мысль и ушла, зачем с ней бороться?

Хуль­ный помысл, если не пытаться его ото­гнать (ней­тра­ли­зо­вать), может раз­виться и увлечь чело­века. В резуль­тате чело­век может не только спо­ткнуться, но и отпасть от Церкви, отпасть от Бога.

Как испо­ве­до­ваться в хуль­ных помыс­лах?

Подробно пере­ска­зы­вать свя­щен­нику эти помыслы не нужно. В ряде слу­чаев бывает доста­точно рас­ска­зать об этом в общих (но емких) словах.

Цитаты о хуль­ных помыс­лах

«Никто не должен думать, что он вино­вен в хуль­ных помыс­лах; ибо Гос­подь есть серд­це­ви­дец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

«Пере­ста­нем судить и осуж­дать ближ­него – и мы не будем бояться хуль­ных помыс­лов».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

«Сомне­ния, всё равно как блуд­ные помыслы и хулы, надо пре­зи­рать, не обра­щать на них вни­ма­ния. Пре­зи­райте их – и враг-диавол не выдер­жит, уйдет от вас, ибо он горд, не выне­сет пре­зре­ния».
прп. Вар­со­но­фий Оптин­ский

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки