Природа (естество, сущность)

***

Приро́да (есте­ство́, су́щность) — бытие, харак­те­ри­зу­е­мое сущ­ност­ными раз­ли­чи­ями; онто­ло­ги­че­ское содер­жа­ние ипо­стаси.

1. Сущ­ность Бога Отца, Бога Сына и Бога Свя­того Духа одна – боже­ствен­ная. Бог един по сущ­но­сти и тро­и­чен в Лицах.

2. Сущ­ность по отно­ше­нию к объ­ек­там твар­ного мира – общее неиз­мен­ное «начало», охва­ты­ва­ю­щее твар­ные инди­ви­ду­умы, пред­став­ля­ю­щие тот или иной низший вид (чело­век, лягушка, лиса) и объ­еди­ня­ю­щее их как вид. В этом зна­че­нии «вид» и «при­рода» – сино­нимы.

3. В Лице Гос­пода Иисуса Христа заклю­чены две сущ­но­сти (при­роды): боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская. Они соеди­нены в Нём нес­литно (не обра­зо­вав чего-то тре­тьего, полу­бога-полу­че­ло­века), неиз­менно (без изме­не­ния природ), нераз­дельно (неот­де­лимо в един­стве Бого­че­ло­века), нераз­лучно (навечно).

4. Твар­ный мир.

***

Язы­че­ские фило­софы, раз­ли­чали суб­стан­цию (ousia) и при­роду (phusis). Именно, суб­стан­цией они назы­вали бытие вообще, при­ро­дой же – суб­стан­цию, опре­де­лен­ную ее суще­ствен­ными раз­но­стями…
Но святые отцы, отка­зав­шись от бес­по­лез­ных сло­во­пре­ний, общее и о многих пред­ме­тах выска­зы­ва­е­мое, т. е. низший вид назвали суб­стан­цией (ousian), при­ро­дой (phusin) и формой (morphe|n), – напри­мер, ангела, чело­века, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ousia – суб­стан­ция – про­ис­хо­дит от (гла­гола) einai, а phusis – при­рода – от гла­гола pephukenai, но einai и pephukenai озна­чают одно и то же – быть, суще­ство­вать. Равным обра­зом слова eidos – вид и morphe|| – форма – имеют зна­че­ние оди­на­ко­вое со словом phusis – при­рода. Еди­нич­ное же (merikon) они назвали инди­ви­дом (atomon), лицом, ипо­ста­сью, напри­мер, Петра, Павла. Ипо­стась же должна иметь суб­стан­цию с акци­ден­ци­ями, суще­ство­вать сама по себе и созер­цаться через ощу­ще­ние, или акту­ально (energeia). Две ипо­стаси не могут не раз­ли­чаться между собою акци­ден­ци­ями, раз они раз­ли­ча­ются друг от друга числом, Сле­дует заме­тить, что харак­те­ри­сти­че­ские свой­ства, это – акци­ден­ции, харак­те­ри­зу­ю­щие ипо­стась.
св. Иоанн Дамас­кин

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки