Библиотеке требуются волонтёры

Воля

Воля Божия

***

Во́ля — 1) суще­ствен­ная осо­бен­ность Бога, про­яв­ля­ю­ща­яся в спо­соб­но­сти абсо­лютно сво­бодно и неза­ви­симо желать и делать, всё, что Он хочет, и как хочет; 2) Божье бла­го­во­ле­ние; Боже­ствен­ное жела­ние, реше­ние; 3) спо­соб­ность чело­века к созна­тель­ному выбору (в том числе нрав­ствен­ному), сво­бод­ному дей­ство­ва­нию в отно­ше­нии постав­лен­ных целей; одна из важ­ней­ших сил чело­ве­че­ской души; 4) кон­крет­ное чело­ве­че­ское жела­ние (просьба, приказ); 5) спо­соб­ность Анге­лов созна­тельно и сво­бодно желать и стре­миться к Добру, отвер­гать зло; 6) спо­соб­ность демо­нов (иска­жен­ная личным грехом) сво­бодно рас­по­ла­гать себя к тем или иным мыслям, реше­ниям, делам; 7) (воля диа­вола) посто­ян­ное, неуклон­ное стрем­ле­ние диа­вола вре­дить чело­веку.

Воля чело­века – дея­тель­ная сила души, отве­ча­ю­щая за ее потреб­ность к дей­ствию, побуж­да­е­мая чув­ством и руко­во­ди­мая разу­мом; спо­соб­ность испол­нять при­ня­тые реше­ния.

Воле­вое дей­ствие есть дей­ствие созна­тель­ное, воле­вая дея­тель­ность «есть дея­тель­ность разум­ная» (св. Иоанн Дамас­кин). Воля есть разум­ное и сво­бод­ное стрем­ле­ние и, именно как разум­ное и сво­бод­ное стрем­ле­ние, воля при­суща чело­ве­че­скому суще­ству. Нера­зум­ные стрем­ле­ния соб­ственно не отно­сятся к воле­вому акту, их нельзя назвать ни волей, ни актом воли (св. Иоанн Дамас­кин). К воле­вым актам не отно­сятся дей­ствия, про­ис­те­ка­ю­щие из физио­ло­ги­че­ских потреб­но­стей орга­низма, такие потреб­но­сти нера­зумны, и, сле­до­ва­тельно, невольны.

Своим нача­лом воле­вой акт имеет побуж­де­ние, заклю­ча­ю­ще­еся в стрем­ле­нии к чему-либо. Осо­знан­ная цель порож­дает в чело­ве­че­ской душе жела­ние, воз­бу­ди­те­лями кото­рого явля­ются чув­ства (при­ят­ного, полез­ного и др.). Для дости­же­ния цели чело­век про­во­дит внут­рен­нее сове­ща­ние – обсуж­дает и иссле­дует воз­мож­ность цели, опре­де­ляя ее дости­жи­мость. Если цель вполне дости­жима, то чело­век сове­ща­ется с собой о сред­ствах к ее дости­же­нию. В ходе сове­ща­ния чело­век при­ни­мает реше­ние окон­ча­тель­ного дей­ствия, за кото­рым сле­дует само дей­ствие. Часто повто­ря­е­мые дей­ствия обра­зуют навык или при­вычку, кото­рые име­ну­ются Св. Отцами второй при­ро­дой.

Чело­век наде­лен сво­бод­ной волей, то есть имеет воз­мож­ность выбора или пред­по­чте­ния одних целей другим. Сво­бод­ная воля в чело­веке сви­де­тель­ствует о его созда­нии по Образу Бога, ибо Сам Бог – высо­чайше сво­бод­ное Суще­ство. Высшая цель чело­века заклю­ча­ется в целе­со­об­раз­ной дея­тель­но­сти по воле Наи­выс­шего Суще­ства – Бога. Согла­суя свою воле­вую дея­тель­ность с волей Бога, чело­век вос­хо­дит к упо­доб­ле­нию Богу и соеди­не­нию с Ним.

Согла­со­ва­ние чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной воли ведет чело­века к при­ча­стию Боже­ствен­ной Жизни, обо­же­нию. Отпа­де­ние от Бога ведет чело­века к отпа­де­нию от Источ­ника бла­го­дат­ной Жизни, сооб­щает чело­ве­че­ской душе гре­хов­ные болезни в виде стра­стей, пред­став­ля­ю­щие собой извра­щен­ные воле­вые дей­ствия, исце­ли­мые только воз­вра­ще­нием к Богу.

В глав­ных чертах Воля Божия открыта чело­веку в Его Запо­ве­дях. В слу­чаях, на кото­рые Запо­веди не дают пря­мого ответа можно поль­зо­ваться такими сред­ствами, как: при­ме­рами из исто­рии Церкви и жизни святых; голо­сом сове­сти; сове­том духов­ника, свя­щен­ника; сове­том рас­су­ди­тель­ных и бла­го­че­сти­вых братий, рас­суж­де­нием о своих жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах, через кото­рые рас­кры­ва­ется Про­мысл Божий о нас; молит­вою к Богу об откры­тии Его воли.

***

Если чело­век сво­бо­ден в отно­ше­нии нрав­ствен­ного выбора, то не сле­дует ли из этого, что он с лёг­ко­стью пре­кра­тит гре­шить, стоит лишь захо­теть?

Нали­чие у чело­века спо­соб­но­сти к нрав­ствен­ному выбору отоб­ра­жает в нём одно из совер­шенств Боже­ства. Между тем, в отли­чие от Бога сво­бода чело­века носит не абсо­лют­ный, а отно­си­тель­ный харак­тер.

Что каса­ется нрав­ствен­ной сво­боды, сте­пень её про­яв­ле­ния в каждом отдель­ном чело­веке во многом зави­сит от нрав­ствен­ной рас­по­ло­жен­но­сти к добру или злу.

Вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, резуль­та­том кото­рого стало повре­жде­ние чело­ве­че­ского есте­ства, все люди рож­да­ются в мир с так назы­ва­е­мым пер­во­род­ным грехом, кото­рый про­яв­ля­ется в склон­но­сти больше ко злу, чем к добру. Не осво­бо­див­шись от этого гре­хов­ного корня, чело­век хотя и имеет спо­соб­ность к укло­не­нию от зла и стрем­ле­нию к добрым делам, однако не настолько, чтобы сде­латься пра­вед­ни­ком в самом воз­вы­шен­ном пони­ма­нии этого слова. Именно поэтому о вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ках сооб­ща­ется, что они были пра­ведны «в роде своем» (Быт.6:9).

Осво­бож­де­ние чело­века от пер­во­род­ного греха осу­ществ­ля­ется во Христе, через Таин­ство Кре­ще­ния (см.: Кре­ще­ние). Однако и в случае очи­ще­ния от пер­во­род­ного греха чело­век без помощи Божьей не в силах сде­латься пра­вед­ни­ком. Для этого недо­ста­точно не только лич­ного жела­ния, но даже и мно­же­ства соб­ствен­ных усилий, подви­гов, труда.

С одной сто­роны, это свя­зано с дея­тель­но­стью диа­вола, хит­рость, ковар­ство и могу­ще­ство кото­рого зна­чи­тельно пре­вос­хо­дят воз­мож­но­сти част­ного чело­ве­че­ского про­ти­во­дей­ствия (см.: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?).

С другой сто­роны, этому спо­соб­ствует общее состо­я­ние гре­хов­но­сти мира. в миру гре­хов­ные соблазны под­сте­ре­гают чело­века повсюду; пройти мимо них бывает затруд­ни­тельно даже и для воцер­ко­в­лен­ного чело­века.

Нако­нец, грех манит чело­века через уко­ре­нив­ши­еся в нём при­вычки, при­стра­стия, стра­сти (см.: Страсть). Кто не знает, как трудно чело­веку бороться с при­выч­ками к вкус­ной обиль­ной еде, выпивке, лено­сти, гру­бо­сти и пр.? А ведь таких гре­хов­ных при­вы­чек в чело­веке может быть мно­же­ство.

Просто так и взять и отстра­ниться от греха, разом и вдруг, навсе­гда и бес­по­во­ротно — дело немыс­ли­мое. Даже святым, живу­щим в согла­сии с Богом и соб­ствен­ной сове­стью, при­хо­дится тра­тить на нрав­ствен­ное пре­успе­я­ние долгие годы.

Если у чело­века Иисуса Христа была только одна лич­ность — Сына Божьего, то каким обра­зом у Него появи­лась чело­ве­че­ская воля? Ведь воля про­яв­ля­ется через лич­ность, а лич­ность была не чело­ве­че­ской, но Боже­ствен­ной?

Из того, что воля про­яв­ля­ется лич­но­стью, через лич­ность, не сле­дует авто­ма­ти­че­ски, будто в одной Ипо­стаси (Лице, Лич­но­сти) не может про­яв­ляться двух воль.

Вопло­ще­ние Сына Божьего есть не что иное как вос­при­я­тие в Его вечную Ипо­стась чело­ве­че­ского есте­ства. Поскольку с момента Вопло­ще­ния в Лице Сына Божьего заклю­ча­лось уже не одно есте­ство (Боже­ское), а два — Боже­ское и чело­ве­че­ское, — постольку оба этих есте­ства про­яв­ля­лись в Нём через их (сущ­ност­ные) свой­ства. Именно поэтому мы в полной мере име­нуем Христа не только Богом, но и Бого­че­ло­ве­ком, под­ра­зу­ме­вая, что Он — совер­шен­ный Бог и вместе — совер­шен­ный Чело­век.

Как известно, спо­соб­ность осу­ществ­лять осмыс­лен­ные, осо­знан­ные воле­изъ­яв­ле­ния харак­те­ри­зует не только Боже­скую при­роду, но и чело­ве­че­скую. Сле­до­ва­тельно, эта спо­соб­ность про­яв­ля­лась во Христе и по чело­ве­че­скому есте­ству.

О нали­чие во Христе двух воль ясно сооб­щает фраг­мент с опи­са­нием Геф­си­ман­ской молитвы Спа­си­теля (Мф.26:39). Тот аргу­мент ере­ти­ков моно­фе­ли­тов, что если бы во Христе было две воли, то они были бы про­ти­во­ре­чи­выми, не соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти. Мы не знаем, как именно в одном Боже­ствен­ном Лице соче­та­лись два созна­ния (Боже­ское и чело­ве­че­ское), две воли, но мы знаем из учения Церкви, что воля Христа по чело­ве­че­скому есте­ству была сво­бодна под­чи­нена воле Боже­ствен­ной. Мы вправе гово­рить о раз­лич­ных волях в Мессии, но не вправе гово­рить о вза­имно про­ти­во­ре­чи­вых.

***

пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский:
Иска­ние воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попа­дая на путь её, чело­век вклю­ча­ется в вечную боже­ствен­ную жизнь.
(О позна­нии воли Божией)

про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов:
Сколько отпа­дает людей! Ленится, не желает чело­век тру­диться для Гос­пода – и сразу духовно оску­де­вает. Вот только день пере­стал молиться, один раз вос­кре­се­нье про­пу­стить, два про­пу­стить, а потом уже: зачем в храм ходить, можно и дома молиться. А потом доста­точно Бога и в душе иметь, а потом доста­точно и не иметь, а просто думать, что все мы веру­ю­щие, все мы кре­щё­ные.

мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Кали­нин­град­ский Кирилл:
Рели­гия – дело силь­ного чело­века, вопреки име­ю­щему хож­де­ние пред­став­ле­нию о ней как уделе слабых, веру­ю­щих от бес­по­мощ­но­сти. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуз­дать само­до­вле­ю­щее чело­ве­че­ское «я» и вытес­нить его на пери­фе­рию, поста­вив Бога в центр своей жизни, нужно стать воис­тину «нищим духом», что в еван­гель­ском смысле озна­чает быть чело­ве­ком боль­шой духов­ной силы. Поэтому созна­тельно избран­ный рели­ги­оз­ный образ жизни есть выбор силь­ных людей.

***

См. ДУША, БЛА­ГО­ДАТЬ, ОБО­ЖЕ­НИЕ, РЕШИ­МОСТЬ, ПРО­МЫСЛ БОЖИЙ, ДЕЙ­СТВИЕ БОЖИЕ, ПРЕД­ВИ­ДЕ­НИЕ И ПРЕД­ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ БОЖИЕ, СВО­БОДАГНО­МИ­ЧЕ­СКАЯ ВОЛЯ

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки