Борьба с собой

Москва
Крещён в Православии
Оксана, мы именно этим путем и идём, ежедневной борьбой со своими страстями. Но увы, силы не равны... Однако не будем унывать, ибо апостол сказал: "13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". (Фил.4:13)
 
Москва
Православный христианин
Хорошие мои, Мир ВАМ.
Скажите, как вы стяжаете в себе Духа Святого? Как боритесь сами с собой, ведь это ежедневная борьба....
Спаси Вас Господи!
Этот вопрос лучше задать святым, а мы люди грешные. Мы каемся в грехах и снова падаем и снова каемся и так бесконца.

Ученик спросил авву: "Я постоянно читаю Писание и другие божественные книги и тут же все забываю. Есть ли прок от моего чтения?"
На это авва сказал ему: "Возьми вон ту корзину, пойди на реку и принеси в ней воды"
Ученик пошел на реку, зачерпнул в корзину воды, но не дойдя до кельи старца, увидел, что корзина уже пустая, вода вытекла из нее, тогда он вернулся назад и снова зачерпнул воды... И так он трудился много часов, но не мог донеси воды до кельи. "Авва, я трудился весь день, но не смог принести воды", - сказал ученик старцу, когда тот позвал его домой.
"Да, это так, - отвечал авва, - корзина вся худая и в ней нельзя долго удержать воды, так как она вытекает. Но зато посмотри, какой стала корзина! Она стала очень чистой, почти как новая, хотя я специально предложил тебе самую грязную корзину. Так и человек, читая Святое Евангелие и святых отцов, очищается умом и сердцем от многих страстей, хотя бы и забывал все написанное. Нужно только не оставлять деланье."
То же самое происходит, когда мы непрестанно каемся в своих грехах, хотя бы и вновь падали. Если мы не оставляем этого труда, то постепенно очищаемся от страстей.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Оксана Викторовна, мы боремся не с собой (образом Божиим), а его искажениями - грехами. Задача христианина состоит в том, чтобы превратить образ в подобие, т.е. с помощью Бога взращивать добродетели для общения и жизни с Отцом Небесным.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Хорошие мои, Мир ВАМ.
Скажите, как вы стяжаете в себе Духа Святого? Как боретесь сами с собой, ведь это ежедневная борьба....
Спаси Вас Господи!


Чтобы стяжать Духа Святого, нам нужно исполнять Евангельские заповеди. А для этого необходимо знать их. Потребуется немалое время, чтобы запомнить заповеди. Советую изучать заповеди по книге Сергея Михайловича Масленникова Жизнь по Евангелию. В данной книге заповеди расположены по добродетелям.
Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье О евангельских заповедях : Они плотского человека претворяют в духовного, мертвого воскрешают, потомка ветхого Адама соделывают потомком Нового Адама, сына человеческого по естеству – сыном Божиим по благодати.
В другой статье святитель Игнатий пишет, что исполнение евангельских заповедей научает нас нашей немощи, приводит к осознанию того, что без содействия благодати Святого Духа мы ни одной заповеди исполнить не можем. Тогда мы начинаем непрестанно обращаться к Богу, прося Его помощи, и этим привлекая к себе благодать Святого Духа.
Исполняя заповеди, одновременно мы будем вести длительную, кровопролитную борьбу с нашими страстями, которые нам тоже необходимо знать. Изучить их можно прослушав диск С.М. Масленникова Страсти - болезни души.
В заключение снова приведу слова святителя Игнатия: Исполнение евангельских заповедей увенчивается соединением человека с Богом.


 

Елена (атеистка)

Заблокирован
Этот вопрос лучше задать святым, а мы люди грешные. Мы каемся в грехах и снова падаем и снова каемся и так бесконца.

Ученик спросил авву: "Я постоянно читаю Писание и другие божественные книги и тут же все забываю. Есть ли прок от моего чтения?"
На это авва сказал ему: "Возьми вон ту корзину, пойди на реку и принеси в ней воды"
Ученик пошел на реку, зачерпнул в корзину воды, но не дойдя до кельи старца, увидел, что корзина уже пустая, вода вытекла из нее, тогда он вернулся назад и снова зачерпнул воды... И так он трудился много часов, но не мог донеси воды до кельи. "Авва, я трудился весь день, но не смог принести воды", - сказал ученик старцу, когда тот позвал его домой.
"Да, это так, - отвечал авва, - корзина вся худая и в ней нельзя долго удержать воды, так как она вытекает. Но зато посмотри, какой стала корзина! Она стала очень чистой, почти как новая, хотя я специально предложил тебе самую грязную корзину. Так и человек, читая Святое Евангелие и святых отцов, очищается умом и сердцем от многих страстей, хотя бы и забывал все написанное. Нужно только не оставлять деланье."
То же самое происходит, когда мы непрестанно каемся в своих грехах, хотя бы и вновь падали. Если мы не оставляем этого труда, то постепенно очищаемся от страстей.
Вот почему я не каюсь ни каких грехах так же как и не носила бы воду в дырявой корзине, потому что если корзина грязная то логичнее ее было сразу в руки не брать и воду решетом не таскать и в ступе не толочь как бестолочь
Какая то безумная притча
 
Екатеринбург
Православный христианин
Оксана Викторовна, мы боремся не с собой (образом Божиим), а его искажениями - грехами. Задача христианина состоит в том, чтобы превратить образ в подобие, т.е. с помощью Бога взращивать добродетели для общения и жизни с Отцом Небесным.


И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1. 26).
Кирилл, образ и подобие Божии – это два разных понятия, не будем их путать. Святой Иоанн Дамаскин говорит: Что же такое образ Божий, если не ум?
Попробую объяснить так: Ум – это образ Бога Отца. Ум рождает мысль. Мысль – это образ Сына Божия. Умное чувство сердца, исходящее и зависящее от ума, соответствующее и сообразующееся мысли – это образ Святого Духа.
Святитель Игнатий пишет, что образ Божий в наш искажен и изуродован, но сохраняется в человеке даже и в том случае, когда по определению Божию человек пребывает в аду.
Что же такое подобие? Господь сотворил первого человека, вложив в него начатки добродетелей, которые Адаму нужно было совершенствовать, по своим нравственным качествам уподобляться Богу, становиться богом (с маленькой буквы) по благодати, а не по естеству, другими словами – обожиться. Адам не достиг этого, так как нарушил заповедь. Нам же нужно бороться с нашими страстями и одновременно взращивать противоположные им добродетели.
Более подробно об образе и подобии Божиих можно узнать, прослушав диск Сергея Михайловича Масленникова Даруй мне покаяние всецелое.


 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1. 26).

А следующий стих почему забыли?

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.(Быт.1:27)

В связи с этим вопрос: что Кирилл написал неправильно?
 
Екатеринбург
Православный христианин
От преподобного Симеона Нового Богослова (слово 61) научилась тому, что образ Отца в человеке - это ум, образ Сына - это слово, рождающееся из ума, а образ Духа Святого - это чувство, исходящее от ума. То есть, образ Бога Троицы в человеке - это ум, слово и чувство (человек троица). Имея в себе образ Творца, можно использовать его для достижения подобия Самому Творцу, то есть развить в себе добродетели.
Однако, при грехопадении, образ Божий в человеке был растлен, и вместо уподобления Богу человек уподобился сатане по наличию в душе страстей, которые и есть подобие сатане.
Думается так, что выражение "превратить образ в подобие" - не совсем верное выражение. Правильнее было бы сказать так: используя образ, нужно достичь подобия.
Впрочем, может быть, кто-то думает и по-другому. Не настаиваю.

 
Переславль Залесский
Православный христианин
Делая добрые дела,тем самым мы познаем Бога в нас и уподобляемся через это Ему,сотворяя благость ближнему.

По учению православной церкви,ведь Бог дьявола лишил творческой способности , потому как он отделился от Бога, почему ему и нужен человек,его способность творить его "руками".Его прерогатива разрушение,а не созидание. Так что дьявол помыслы создавать не умеет,он лишь использует то, что до него создал Бог и передал человеку.Источником всего в человеке является Бог.Он дает импульс для жизни.Частота этого импульса отражается биением человеческого сердца,тело отвечает на этот "призыв". Помыслы появляются,я так понимаю, когда этот импульс доходит до духовного сердце человека, где и начинает облекаться по греховной природе сердца в то, что имеется внутри него. Ежели там бесы,то бесы окрашивают этот импульс в свое. Наша самость наделяет этот импульс зловонием.
Но опять же, мы порой рассматриваем помыслы, как попущение для... Для чего Бог попускает быть человеку искушеным?Разве Бог не видит сердца человека? Не знает его самые потаенные желания? Знает, знает больше нас и хочет чтобы и мы знали об этом. Вот и дает возможность бесам проявляться в соответствии с нашим духовным устроением. Бог просто так не попускает искушения,Он благ. Искушения приходят к тому, кто не желает видеть себя таким какой есть,рисует о себе нечто по самомнению...Вот Бог и обличает человеческое сердце попуская ему испытание бесами. Согласитесь, помыслы -суть отражение нашего сердца,это то что в нас есть. Блаженный завидовать и проклинать не будет, так как у него и в помыслах такого нет...и о других так же думать не будет... Если вылез помысел какой,значит есть в нас этот червь. С ним бороться даже не надо,имея благодарение к Богу.Бог Сам все сделает,только вложи это в Его руки.Понимаете о чем я говорю?Искушения тогда, когда сердце нет Христа,когда целиком мы не принимаем Его. Для меня это так очевидно...Я не сомневаюсь в Боге, по этому и не сомневаюсь в себе, так как я положился на Бога.Я однажды это сделал,жизнь свою положил на Него, судьбу детей своих....Мое сомнение в этом, автоматически рушит доверие к Богу.По этому Бог часто дает людям сомнения в себе, указывая на сомнения в Боге. Мы часто останавливаемся на осознании своего несовершенства,но исправить его мы не хотим, вопрос ПОЧЕМУ?
Вот читаешь на форуме "Очищение сердца начинается с очищения ума. И в этом одной молитвы не достаточно"...а ведь именно в этом и кроется наша хула на духа Святого. Получается,мы не верим в молитву, в силу молитвы, в Богообщение и благость Господа... Видите,где спотыкаемся уже. Не доверие в себе и отражается в не доверие к Богу. И наоборот.Не веря Богу, вы видите свое не совершенство,но не принимаете его,отвергая...

Или "Преподобные отцы, достигшие подобия Богу при жизни, говорят, что нельзя доверять тому, что кажется и что доверие своему помыслу - это прелесть. Лучше доверьтесь тому, что пишут о помыслах отцы..." Так они все верно пишут. Помыслам вообще не стоит доверять...надо научиться подниматься выше их, быть над ними.Ибо наше сердце трусливо...Пока оно не умрет ради Христа, истины не познает. А вознестись оно может только со Христом.А когда тебя держит за руку Христос, будешь ли ты сомневаться в Нем? Пример тому Петр в лодке.

Есть образ вина и винограда. Когда давят виноград, то сок его течет по желебу в сосуд. Он чистый без примесей. Но чтобы он превратился в вино,со своим неповторимым или особым вкусом нужны дополнительные ингредиенты. Добавишь только сахар, будет один напиток, добавишь дрожжи, получится другой. Добавишь много, совсем испортишь. Но сок винограда остается основой. Мы конечные сосуды, которые составляют сами в себе рецепт напитка, где сахар это наши помыслы и желания, дрожжи бесовские. Если много дрожжей, то напиток вонючий становится и не пригодный, тогда его надо перегонять и выпаривать, что бы извлечь из него пользу. Но вкус винограда уже будет совсем потерян.
Или вот еще пример, но больше на техническую сторону. Есть пушка. В нее зарядили ядро. Но без пороха в основании оно не полетит. Много пороха, улетит сильно, мало - Ядро не долетит до цели. Но без фитиля зажженого, выстрела не будет, а фитиль находится снаружи пушки. Он является началом источника движения ядра.
Фитиль это импульс Божий. Количество пороха это наши мысли, где помыслами создается количество и качество пороха. Бесовские помыслы это мокрый порох. Опытный пушечник умел подмачивать слегка порох, что бы выстрел был сильнее и эффективнее , при испарении влаги. Но риск испортить выстрел увеличивается. Вот мы не обоснованно и рискуем, излишним сырым порохом.
Источник всегда один. "Без меня не можете ни чего". Благодать Божья входит в нас через сердце, а мы уже подмешиваем свои ингредиенты. На выходе имеем... Каждый свое. Помысел это отражение нашего сердца. Испачкал , значит сосуд внутри тебя грязный.
--решай, что с ним делать. Можно отвергнуть, а можно попытаться очистить и понять, что изначально хотел тебе донести Бог, через рассуждение сверяя с заповедями Господа. А можно, вернуться к источнику, и там познать о своем промысле.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Через испытания Бог показывает нам наше истинное лицо. Наше сердце. Значит там есть что-то, чего мы не замечаем, и Бог нас тыкает в это носом. Что стоит за испытаниями, искушениями? Преодоление трудностей всегда обуславливает перелом самого себя,свершения выбора через волю свою... Подумайте,для чего Бог так поступает с нами, почему мы в этой ситуации и что нас заставляет поступать так или иначе?...
Не обязательно преодолевать самому препятствие...Поймете суть ситуации,ее причину,ситуация с искушениями,соблазнами сама растает. Бог понапрасну не искушает. Фраза "Бог не дает испытания по силам" не совсем правильная... Ему этого не надо, пытать человека или испытывать, Он и так сердце знает его... Надо просто честно увидеть себя в "испытаниях". Бог общается с нами через наши поступки, Он стучится к нам...Но мы не слышим. И повторяем бывает из года в год свой грех,хотя каемся в нем вроде и исповедуем. Но сути греха увидеть не хотим,потому как нравится он нам, меняться мы не хотим. Пожертвовать всем что имеем не имеем желания, как молодой человек в притче.
Так с кем же мы боремся?
Помоги Господи, Смири и вразуми нас всех.

Осознание, что мы сыны Божьи приходит уже от Бога в качестве успокоения, что не все так безнадежно, что Он нас не оставит...Но до этого,должна случиться смерть, смерть души если хотите, должен умереть ветхий человек в нас, что бы перестать быть тем кем был человек...Адамом ветхим,который однажды забыл о Боге... Как смерть физическая становится рождением в новом мире,так и смерть душевная,становиться началом преображения в нового человека. От человека лишь нужна решимость умереть ради этого изменения в Боге. Готовность принять все,сам ад если нужно. То есть человек должен опуститься во тьму,в смысле, принять себя таким каков есть , без прикрас со всеми существующими грехами, и уповать на милость Божью,на свет,что Он спасет и исцелит душу. А свет не заставит себя долго ждать. Сила божия в немощи совершается в тех, кто не противостоит ей. И вот этой ситуации: " Он говорит Вам - вы боги, а вы ему - нет, мы грех, мы тьма, мы такие растакие." уже не будет. Богу незачем "искушать" обличать того, кто все ему отдал... Лукавство возникает там,где есть недоверие Богу. От того и искушения случаются и ропот за ним.
 
Прежде всего, нужно задать самому себе вопрос:- А соблюдаю ли я заповеди Христовы? А научился ли я не осуждать и не завидовать, и даже в мыслях своих? Ведь это и есть содержание православия, это и есть духовный стержень. Можно сколько угодно ходить в церковь и при этом не понимать сути этой религии. По словам святых отцов: - Как только появилась мыли о зависти и осуждении, сразу же, мысленно скажи сам в сердце свое:- «Господи прости и помилуй».
Измениться нам самим сложно, поэтому и следует прибегать к внимательной молитве и покаянию в каждом грехе.
Также понуждением себя к совершению заповедей Евангелия душа человека растет духовно.
Да пребудет со всеми Вами свет божественной любви!
 
Православный христианин
Согласна с тем, что если бороться не с самим собой, а с грехами, то это становится более посильной человеку задачей.
 
Православный христианин
Мир Вам.Если я не ошибаюсь здесь идет разговор о борьбе с собой и стяжании Духа Святого. Вот здесь я не могу найти средний путь.У Лествичника сказано как нам жить (делайте добро,не лгите,не возноситесь,исповедуетесь,причащайтесь,сохраняйте верность женам и ВЫ НЕДАЛЕКО будете от царства Божьего Но вот эти слова НЕ ДАЛЕКО и смущают ,где это место между раем и адом посередине или где?Чувствуешь себя каким-то третьим сортом По словам Святых Отцов смерть пришла к нам по отступлению от нас Духа Святого Но Христос дал нам Духа и Спасителя,но мы уми.раем не стяжав его И как жить в миру ,ради детей,внуков,каких-то мирских норм, ведь я от этого не стяжаю Святого Духа Как сказано у Макария Великого(познание человеческого падения не доступно для Христианина живущего ради мира,связанного попечениями и любовью к предметам мира,тварям,жене,детям,сродникам ко всем видимым вещам от которых Слово Божие повелевает отречься )Далее он говорит что те которые свергли с себя узы мира и предали себя служению Богу могут открыть в себе все рабство,а кто в миру тот останется навсегда чужым сам себе ПИТАЯ СВОИ СТРАСТИ.Мы можем сказать что это относиться к монахам,но разве Библия,апостолы обращались к монахам а не к простым людям,и Христос сказал что он ничего не говорил тайно,но все ясно.Ведь мы живем не для того чтоб стать хорошими,нравственными людьми полезными для общества,а чтоб придти к общению с Богом.Я могу всю жизнь бороться со страстями,и при этом не познать Бога ,не стяжать Святого Духа так как ум занят мирским робота,семья и так далее.Как сказано у Марка Подвижника(искренне отрекшийся от мирских вещей скорее освобождается от страстей,желающий победить страсти но привязанный мирскими делами подобен человеку который хочет потушить соломой пожар).Василий Великий(ум человека увлекаемый мирскими заботами не может устремиться к истине)И еще у Святых прослеживается мысль что человек не познавший Святого Духа не Христианин Гр.Палама говорит(хотя душа живет,но она мертва поскольку не имеет подлинной жизни-благодати Божией душа мертва если она действует по естеству Далее можно много приводить мыслей Святых о том как стяжать Святого Дух и придти к общению с Богом,очистить свой ум И основная мысль это уединение и молитва Иисусова ,чтение и поклоны.Мы много говорим,философствуем пытаемся познать Бога умом а надо наоборот очистить ум от мыслей,как сказана у Отцов измениться ум измениться и душа Сейчас у нас много Богословов но они не познали Бога внутри ,рисуют его каким они его видят умом,создавая его а не открывая.Кстати я что-то сомневаюсь что С.М.Масленников познал Святого Духа,а не говорит это от своего ума. И еще раз уединение и молитва Иисусова это то чем мы можем побороть свои страсти.Но дальше у меня тупик Я пытаюсь научиться молиться,пытаюсь молиться Иисусовой молитвой,но дело в том что у Отцов сказано нужен наставник,духовник,но где их сейчас найти их нету не в монастырях ни где А священники сейчас наоборот отговаривают заниматься молитвой У кого-то из Отцов сказано что можно очень сильно заболеть.Вот и выходит есть путь к спасению как сказано у Преп.Исихия (как солнцу не возможно сиять без света так а сердцу очиститься от скверных и пагубных помыслов без призывания имени Иисуса У Силуана Афонского сказано что художественная молитва совершается по спец.существующему методу и без наставников ей заниматься нельзя И опять вспоминаем слова Христа (я пришел спасти грешников)и еще (я тайно ни чего не говорил но все ясно)Но церковь эти слова относит в упрек Блаватской,тайной доктрине и ихим посвященным А тут выходит мирским тоже нельзя а только монахам Выходит без Иисусовой молитвы стяжать Святого Духа я не могу,а духовников нету,и еще сказано до тех пор пока человек далек от общения и соединения с Богом он еще не обрел спасения Значит единственно на что я могу рассчитывать так это быть где-то НЕ ДАЛЕКО от царствия Божьего или я в чем-то не прав?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Но вот эти слова НЕ ДАЛЕКО и смущают ,где это место между раем и адом посередине или где?
Это, в данном случае, не "где", а "когда". Т.е. оно уже близко, скоро. Не забывайте о нюансах перевода. В православной традиции нет никакого "между раем и адом".
Мы можем сказать что это относиться к монахам
Мы не "можем сказать", мы просто знаем, что это относится к монахам. БОльшая часть написанного подвижниками в плане аскетики обращено именно к монашествующим. Нельзя проецировать это на мирских людей. "Не по Сеньке шапка" и это всегда заканчивается печально.
Нельзя брать на себя молитвенные правила древних монастырей живя в миру, нельзя поститься по уставам древних монастырей живя в миру. Каждый спасается на своём месте. Врач это врач, строитель это строитель, монах это монах. А когда мирянин, начитавшись исихастов, начинает пытаться подражать чему то из области духовных высот - неизбежен крах.
Относительно монашества сказано " могий вместити да вместит" - чтобы каждый обращал внимание на свои силы, возможно ли для него выполнить заповеди девства и чистоты. (Блж. Иероним Стридонский).
PS. Так что высказывание приведенное вами - замечательное - "делайте добро,не лгите,не возноситесь,исповедуетесь,причащайтесь,сохраняйте верность женам и ВЫ НЕДАЛЕКО будете от царства Божьего".
Вопрос в другом - а способны ли мы по настоящему делать добро?, не лгать?, не возносится? - в этом и проблема. Какие уж тут нам духовные высоты Отцов-подвижников? На малое то не способны.....
 
сомневающийся
Антон, см. прочие сообщения Николава в профиле. В его случае - именно где. Христианское где обозначают словом крест. Напр., в православных монастырях есть иконы с изображением монаха распятого, рядом звери рыкают и т.п.

Относительно монахов. Их и не было первое время, но правила те же соблюдали, в т.ч. т.н. мирские люди. Это делали они, чтоб перестать быть мирскими, "не вкушать смерти, уже увидеть Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" https://azbyka.ru/biblia/?Mt.16:28 . "Умирали произволением", по слову преп. Симеона https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/2 , "отвергали себя, брали крест свой и следовали за Богом", по Его Слову https://azbyka.ru/biblia/?Mt.16:24 .

Относительно древних уставов. Напр., что сложного есть кашу без масла пн, ср, пт; с маслом во вт, чт и субботу, по воскресеньям рыбу? Чего проще. Заповеди девства и чистоты, упомянутые, исполняются также. Т.е. с опорой на правильное питание, соотв. не чистоте физ. нагрузку и т.п.

Не возноситься, не врать и проч. дело не хитрое, тем более в соотв. месте и с соотв. настроем, как монастырь. Гораздо сложнее уладить семейные дела. У Николава, как понял, есть ближние.

Вторая сложность, с которой так или иначе сталкивается христианин, желающий быть верным Богу (православный), т.н. древний змий, которого, по слову преп. Симеона "он носит внутри", см. 47 https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_N...umena-obiteli-svjatogo-mamasa-ksirokerkskogo/ . Слышал, у монаха есть вероятность встретить его и снаружи, в процессе выселения изнутри. И что такие встречи прибавляют не радости, но скорби (змию :)).

Бытовые нюансы монастырской жизни, как устав, с моей и не только т.зр. мало заслуживают внимания и обсуждения, в сравн. с указанными сложностями, т.е. семья (родители, жена, дети), змий. Вопрос, подходит вам монастырский быт, или нет, решается элементарно: пару недель отпуска в русском зимнем лесу дадут исчерпывающие ответы на большинство бытовых вопросов воображаемого подвижника. Находился в лесу несколько лет (зап. Сибирь). Лучшего времени и условий представить не мог. Но поднадоело со временем. Позднее и, будучи не обременен финансово (кстати - третья сложность), проехался по монастырям, натурально курорты, в бытовом плане, особенно афонские (осенью ветер дует горячий, из Африки, оливки, деревья земляничные и прочий инжир с морепродуктами).

Николаву: когда дети выросли, они с женой вас отпускают. Не слушайте никакую постсоветскую пропаганду. Якобы вот, древние отцы, но не мы и прочие трали-Вали. Мы сейчас вспоминаем православное христианство. Что мы вспомнили, при помощи преподобных Макария, Симеона и т.п., выбора нам не оставляет. Если мы честны.

Относительно мысли Николава "нету сплоченности", из др. темы. Советское наследие. Побочное явление т.н. репрессий. Сплоченных принудительно выселяли куда подальше, от админ. центров России, иногда на кладбище. Которые оставались, боялись быть сплоченными. Если см. территориально, в пределах РФ, около Урала появляется сплоченность, восточнее ее еще больше. Есть она в других странах, с относительно спокойной историей, в т.ч. православных и не православных, в достаточном количестве. Отсутствие сплоченности не религиозное явление. Вернее - политические "прокладки", сделанные в сознании людей, их последствия. Иностранное отглагольное существительное религия, если его перевести на совр. русск. яз., значит соединять, относительно православия, Бога с людьми.
 
Последнее редактирование:
Сверху