Связь гнева и сластолюбия

оренбург
Православный христианин
У человека до падения были именно силы души,но не было страстей чревоугодия......
Как не мирное пользование телесными чувствами затрудняет памятование о Боге и заповедях Его, и как избегнуть сего зла.
Что зрение, вкус и прочие чувства рассеивают память сердца, когда пользуемся ими без меры, об этом, первая возвещает нам Ева.
Ибо пока не взглянула она на заповеданное древо сластолюбно, дотоле тщательно помнила заповедь Божию: чего ради как бы покрываемая крылами любви Божией, не ведала она и наготы своей.
Когда же воззрела на то древо сластолюбно, коснулась его с великим похотением и наконец вкусила от плода его с неудержимым вожделением; тотчас восприяла склонность к плотскому самоуслаждению и как обнаженная сочетавшись с сею страстью, все свое вожделение предала взысканию вкушения настоящих утех, примесивши по действию видимой привлекательности плода, к своему падению и падение Адама; вследствие чего уму человеческому стало затруднительно памятовать о Боге, или о заповедях Его. .....
(Добротолюбие т.3. Бл. Диадох 2)


И гордость это страсть....
Вот Христос перечисляет грехи(а не страсти):
- неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
Далее сказал:
- исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
Мк.7:21
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Как не мирное пользование телесными чувствами затрудняет памятование о Боге и заповедях Его, и как избегнуть сего зла.
Что зрение, вкус и прочие чувства рассеивают память сердца, когда пользуемся ими без меры, об этом, первая возвещает нам Ева.
Ибо пока не взглянула она на заповеданное древо сластолюбно, дотоле тщательно помнила заповедь Божию: чего ради как бы покрываемая крылами любви Божией, не ведала она и наготы своей.
Когда же воззрела на то древо сластолюбно, коснулась его с великим похотением и наконец вкусила от плода его с неудержимым вожделением; тотчас восприяла склонность к плотскому самоуслаждению и как обнаженная сочетавшись с сею страстью, все свое вожделение предала взысканию вкушения настоящих утех, примесивши по действию видимой привлекательности плода, к своему падению и падение Адама; вследствие чего уму человеческому стало затруднительно памятовать о Боге, или о заповедях Его. .....
(Добротолюбие т.3. Бл. Диадох 2)

Дмитрий,я не хочу с Вами спорить,я понимаю это так,как читаю у святителя Игнатия:

"От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства. Сила желания болезненно превратилась в ощущение ненасытных похотений; сила мужества и энергии превратилась в различные виды гнева, от исступленной ярости до утонченного памятозлобия; сила словесности, отчуждившись от Бога, потеряла возможность управлять силою воли и силою энергии и правильно направлять их."
(Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

"Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества – этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека – это обнаружение внутри живущей смерти – борьба, ныне не прерывающаяся и не дающая покоя человеку ни днем, ни ночью, тогда не имела места. Дух пребывал постоянно горе, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело. Нетрудно и естественно было телу, неспособному не только к наслаждениям греховным, но и плотским, напротив того, способному единственно к наслаждениям духовным, силою врожденного ему желания и стремления пребывать при Боге, Им питаться и наслаждаться, Им жить. Очень ошибаются, ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга – недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано."
 
Москва
Православный христианин
Вот Христос перечисляет грехи(а не страсти):
- неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
Далее сказал:
- исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
Мк.7:21

Гордость это страсть,страдание,греховная неестественная болезнь в человеке.Она же однозначно может именоваться и грехом:

"Страсти противоестественны непорочному естеству нашему, каким оно было создано; противоестественны страсти и естеству обновленному; они естественны падшей природе. Так естественны всякой телесной болезни свойства этой болезни; так естественны болезни и смерть нашему телу, утратившему бессмертие и свойства бессмертия. До падения бессмертие было естественно нашему телу, – болезни и смерть были неестественны.

Страсти – иначе «грех», в обширном значении этого слова. Апостол, когда говорит о «грехе, живущем в человеке» (Рим.7:14, 7:20), разумеет под словом грех заразу злом всего естества человеческого, разумеет страсти. Это состояние называется также состоянием «плотским» (Рим.7:14, 8:8) и «смертью» (Рим.7:24, 8:2)."

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/54

Еще раз привожу классификацию страстей в человеке,гордость в ней указывается именно как страсть:
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/14

8. Гордость
   Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души

Могу привести также сочинения святителя Феофана Затворника,где он называет гордость страстью.Святые Отцы Православия иногда объединяли, насколько я помню,гордость и тщеславие,а иногда разъединяли,поэтому греховных страстей в человеке восемь или семь.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Ева не была страстна до вкушения яблока

Я тоже всегда понимал это только так,первозданные пребывали до падения в бесстрастном блаженном состоянии:

"Плоть человека сотворена способною радоватися «о Бозе Живе» (Пс. 83:3). Так возвышенны были непорочность и бесстрастие первозданных, что они не нуждались в одежде; «и беста оба нага, – говорит Писание, – Адам... и жена его, и не стыдястася» (Быт. 2:25). Они вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, не подверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии. Тело Адама не сгорало от огня, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий, которые сами находились в совершенном благоустройстве и мире."


https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/7


"Страсти противоестественны непорочному естеству нашему, каким оно было создано; противоестественны страсти и естеству обновленному; они естественны падшей природе. Так естественны всякой телесной болезни свойства этой болезни; так естественны болезни и смерть нашему телу, утратившему бессмертие и свойства бессмертия. До падения бессмертие было естественно нашему телу, – болезни и смерть были неестественны."(Отношение христианина к страстям его",свят. Игнатий)


https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/54
 
Последнее редактирование:
оренбург
Православный христианин
Ева не была страстна до вкушения яблока

О гневе, – когда и как можно допускать его. Гнев больше всех других страстей обыкновенно встревоживает и в смятение приводит душу; но есть случаи, когда он крайне для нее полезен. Так, когда несмущенно гневаемся на нечествующих, или другим каким образом бесстыдствующих, да спасутся, или по крайней мере устыдятся, тогда душе нашей доставляем тоже что кротость; потому что в таком случае всячески споспешествуем целям Божией правды и благости.
Также когда поднимаются в душе женолюбивые движения, тогда, разгневавшись посильнее на этот грех, отрезвляем нередко душу и придаем ей мужескую силу противостоять ему. А что, находясь в крайнем расстройстве духа, можем мы, запретив гневно самому духу расстроителю, возвышаться мудреванием даже над ужасами, коими хвалится подавлять нас смерть, в этом не должно сомневаться: что желая показать нам, Господь, при воскрешении Лазаря, сначала запретил в духе аду и ободрил себя и потом уже несмятенной волею как и всегда делал все, что ни делал, возвратил телу Лазареву душу.
Так что, как мне кажется, целомудрый гнев дан естеству нашему Создавшим нас Богом более как орудие правды; и если бы Ева воспользовалась им против змия, то не подпала бы пагубному действию страстного оного похотения. Почему полагаю, что пользующийся целомудро гневом по ревности к благочестью, более одобрительным окажется на весах праведного воздаяния, нежели тот, кто по неподвижности ума, никогда не подвигается на гнев; так как у этого, его правитель человеческих мыслей и чувств остается необученным, а тот, на конях добродетели восседя, всегда в борьбе пребывает, и носится среди полчищ бесовских, непрестанно обучая в страхе Божием четвероконницу воздержания, которую Св. Писание назвало колесницей Израилевою, как находим в описании взятия на небо божественного Илии (4 Цар. 2, 12).
 
Москва
Православный христианин
О гневе, – когда и как можно допускать его. Гнев больше всех других страстей обыкновенно встревоживает и в смятение приводит душу; но есть случаи, когда он крайне для нее полезен. Так, когда несмущенно гневаемся на нечествующих, или другим каким образом бесстыдствующих, да спасутся, или по крайней мере устыдятся, тогда душе нашей доставляем тоже что кротость; потому что в таком случае всячески споспешествуем целям Божией правды и благости.
Также когда поднимаются в душе женолюбивые движения, тогда, разгневавшись посильнее на этот грех, отрезвляем нередко душу и придаем ей мужескую силу противостоять ему. А что, находясь в крайнем расстройстве духа, можем мы, запретив гневно самому духу расстроителю, возвышаться мудреванием даже над ужасами, коими хвалится подавлять нас смерть, в этом не должно сомневаться: что желая показать нам, Господь, при воскрешении Лазаря, сначала запретил в духе аду и ободрил себя и потом уже несмятенной волею как и всегда делал все, что ни делал, возвратил телу Лазареву душу.
Так что, как мне кажется, целомудрый гнев дан естеству нашему Создавшим нас Богом более как орудие правды; и если бы Ева воспользовалась им против змия, то не подпала бы пагубному действию страстного оного похотения. Почему полагаю, что пользующийся целомудро гневом по ревности к благочестью, более одобрительным окажется на весах праведного воздаяния, нежели тот, кто по неподвижности ума, никогда не подвигается на гнев; так как у этого, его правитель человеческих мыслей и чувств остается необученным, а тот, на конях добродетели восседя, всегда в борьбе пребывает, и носится среди полчищ бесовских, непрестанно обучая в страхе Божием четвероконницу воздержания, которую Св. Писание назвало колесницей Израилевою, как находим в описании взятия на небо божественного Илии (4 Цар. 2, 12).

А кто это написал?
Я Вам писал выше,что святитель Игнатий писал о гневе в первозданных.Он называет это силой мужества и энергии.При падении эта сила деформировалась в болезненную страсть.

Совершенно согласен, она не всегда в нас греховна,например,гнев,направленный против зла,возникающего в своей душе.
 
Последнее редактирование:
оренбург
Православный христианин
А кто это написал?.
https://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki

человек от сотворения имеет естественные страсти, которые я перечислил в этой теме ранее. И греховными их можно именовать только при неверном их использовании, хотя всё же само по себе это наименование неверно.

Ибо сами по себе эти страсти вечной жизни человека не лишают(Адам и Ева, до согрешения, тому пример), как лишает вечной жизни человека грех.
 
Москва
Православный христианин
https://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki

человек от сотворения имеет естественные страсти, которые я перечислил в этой теме ранее. И греховными их можно именовать только при неверном их использовании, хотя всё же само по себе это наименование неверно.

Ибо сами по себе эти страсти вечной жизни человека не лишают(Адам и Ева, до согрешения, тому пример), как лишает вечной жизни человека грех.

То есть Вы хотите сказать,что первозданные имели в себе всё это,что Вы написали?То есть:

1. Гордыня
2. Страх
3. Уныние
4. Гнев
5. Ревность
6. Чревоугодие
7. Стяжательство

Этот список Ваша работа?

Простите,но согласиться не могу.Тем более не следует употреблять по отношению к ним такие термины,которые мы употребляем по отношению к греховным страстям.
 
Последнее редактирование:
оренбург
Православный христианин
То есть Вы хотите сказать,что первозданные имели в себе всё это,что Вы написали?То есть:

1. Гордыня
2. Страх
3. Уныние
4. Гнев
5. Ревность
6. Чревоугодие
7. Стяжательство

Этот список Ваша работа?

Простите,но согласиться не могу.....
4, 5 и 6 пункты уже разобрали, т.е. что человек имел их ДО грехопадения. С этим согласны?
 
Крещён в Православии
4, 5 и 6 пункты уже разобрали, т.е. что человек имел их ДО грехопадения. С этим согласны?
Не было у людей до грехопадения страстей иначе бы они не смогли общаться с Богом. Страх о Боге и страх о мире это не одно и тоже., ревность о Боге и ревность о мире тоже и действие на душу у них противоположны .
 
Крещён в Православии
скажите а когда нож повара, оказывается в руках убийцы, нож ни один и тот же? он видоизменяется?
Нож он лежит себе и лежит, а страсть она как вирус ...только подцепи , а остальное она сама сделает.
 
оренбург
Православный христианин
так вы отвергаете, что например гнев, дан естеству нашему Богом, и что это было до грехопадения?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Ну опять же какое отношение гнев на грех имеет отношение к страстям и на кого гневаться в раю...змий то этот по наружности только змий был
 
оренбург
Православный христианин
вопрос был не в том как использовать страсти(в частности гнев), а в том что был он или нет(в человеке до согрешения). Но это пока не ваш вопрос.
 
Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
Не понимаю, почему сластолюбие - причина гнева. Можете объяснить?
Милая моему сердцу раба Божия Екатерина, Мир Вам! Видите ли, всё дело в том, что сластолюбие коренится в эгоизме или самолюбии. Когда человек только и занят удовлетворением своей похоти плоти, его гнев призван устранить или нейтрализовать того человека, который ему как-то мешает это делать. В сущности гнев- это естественная страсть, функция которой заключена в отражении вражеских соблазнов. Есть предание, что когда архангел Михаил заметил гордость своего бывшего собрата Люцифера, то в порыве ревности по Богу воскликнул: "Кто как Бог?" (это и означает его имя) и потом произошла битва ангелов Божьих с дьяволом и бесами. Это и есть правильное применение гнева. Но у эгоиста эта страсть становится грехом, потому что он направляет её на служение себе, своим сладострастным страстям, а не Богу.
 
Сверху