Думаю, что душа и дух разные вещи, разница как между небом и землей.
Да. Дух – это собственность Бога, а душа – собственность человека. Но по своей, если так можно выразиться - "материальности", душа и дух - ничем не отличаются друг от друга; т.е. для человека эта разница необъяснима. Но разница в назначении – объяснима. Человек, развиваясь при жизни на земле, создает (лучше сказать созидает) вокруг духа (данного человеку Богом) свою душу. Т.е. создает аналог духа. Вполне возможно начатки души уже даны человеку при рождении, и она - душа - уже несет некоторые "записи", определяющие дальнейшее развитие души. Но к этим "записям" Бог отношения не имеет. К этим записям имеют отношения предки этого человека, и прежде всего, его (человека родители). А дальше человек волен (и обязан) делать "записи" на душе сам, сверяя свою жизнь с устремлениями духа, который (дух) от Бога.
Ведь дух (который от Бога) и есть как раз та "
молочная пища", которую необходимо сначала усвоить, и использовать для развития души, а потом душе человека необходимо будет и отвыкать от него, т.е. от духа. Душа человека сама обязана трудиться и образовываться в некоторое подобие духа, который от Бога. Другими словами душа должна стать сонаправленной в своих устремлениях духу; это и будет означать, что человек будет способен принимать и "
твердую пищу".
Вопрос интересный конечно, дух как мне кажется никак не может отойти от человека, отойти может наверное благодать Божья в какой то степени (не до конца конечно), но дух неверное нет не может.
- И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7).
Видите? Дух, который от Бога, разлучается с телом (тела на какой-то период вообще не будет); и с душой разлучается: поскольку дух возвращается к Богу, а душа уже живет отдельно и от духа, и от тела; в раю ли, в аду ли.
Вот об этом подробнее, если можно..
Можно и подробней.
Ведь сказано:
- И сотворил Бог человека (אֶת־הָאָדָם – эт-hа’адам) по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27).
И еще сказано первое повеление: "
плодитесь и размножайтесь". И это сказано некой "двоице", еще не разделенной на Адама и Еву.
Видите? Одновременно сотворил, в самом начале, в Шестой день. Тогда же и повеление дал первое: "
плодитесь и размножайтесь". Еще более интересный момент. Только что сотворенный
эт-hа’адам (т.е. "двоица") не имея еще в себе "дыхания жизни" уже может что-то воспринимать. Ведь именно "двоице", не несущей в себе еще "дыхания жизни" сказано "
плодитесь и размножайтесь". Т.е. сотворено было что-то разумное, но еще не живое (хотя такое утверждение несколько спорно). Т.е. другими словами сотворена некая "двоица", две личности в одном естестве. "Эт", "
אֶת" это от слова "
אֶחָֽד" "эхад" - "один", "един", "единый".
И чуть позже:
- И создал Господь Бог человека (אֶת־הָאָדָם – эт-hа’адам) из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт. 2:7)
Отсюда видно, что и "дыхание жизни" было получено "двоицей". Таким образом человек стал существом и материальным и нематериальным одновременно.
А, вот, дальше адам (пока не Адам, т.е. пока просто человек), меняется и трансформируется. Появляется "
ал- hа’адам", бодрствующая некоторая часть человека (адама), - пока материально единого (но разного личностно), - с которой Господь и ведет дальнейший диалог, и которая (бодрствующая часть, бодрствующая личность) затем, после разделения, станет Адамом. Т.е. на этот момент есть и небодрствующая (спящая) личностная часть человека, которая потом (после разделения, материального разделения) станет Евой. Условно говоря, Евина часть спит; а чуть позже, после диалога, усыпляется и Адамова часть. А потом происходит разделение. Не забываем, что человек, т.е. адам, создан материальным, из
праха земного, и потом будет разделен материально.
Если посмотреть, то Ева, отделившись от Адама (в тот момент, когда Ева, еще без имени, отделившись от человека, т.е. от"адама", появился и Адам) через "ребрышко" (это по всей видимости просто идиома, означающая материальность) облекается телом(т.е. материей), но не получает "
дыхание жизни"; оно ("
дыхание жизни") Еве уже не нужно: Ева уже давно живая, т.е. с "дыханием жизни". Живое, мыслящее существо ("двоица", двухипостастное. двухличностное) делится во время сна на две отдельные материальности, два тела, Адама и Еву. Единственно, что получил Адам раньше Евы, так это имя. Ева свое имя получила чуть позже, от Адама.
Отделить Адама от Евы невозможно, ибо только вместе они образуют человека - духовное, творческое, деятельное и созидающее начало, т.е.
плоть. Раздельно идущие по жизни адамы и евы Богу не нужны. Какой был Замысел изначально - таким остается и останется впредь.