Совер­шен­ство

***

Итак будьте совер­шенны,
как совер­шен Отец ваш Небес­ный

(Мф. 5:48)

Хри­сти­ан­ское соверше́нство есть соеди­не­ние с все­со­вер­шен­ным Богом и пре­бы­ва­ние в Нем. «Самое совер­шен­ное и вели­кое дело, кото­рого только может желать и достиг­нуть чело­век, есть сбли­же­ние с Богом и пре­бы­ва­ние в еди­не­нии с Ним», – учит св. Нико­дим Свя­то­го­рец. Хри­сти­ан­ское совер­шен­ство – дар Божий, плод дей­ствия бла­го­дати Свя­того Духа в чело­веке.

Под хри­сти­ан­ским совер­шен­ством сле­дует пони­мать два состо­я­ния хри­сти­ан­ского подвиж­ника.

Во-первых, совер­шен­ством явля­ется его непре­стан­ное совер­шен­ство­ва­ние – воз­рас­та­ние в испол­не­нии доб­ро­де­те­лей и стя­жа­нии бла­го­дати Свя­того Духа. В этом смысле совер­шен­ство есть пре­об­ра­же­ние чело­ве­че­ского есте­ства Боже­ствен­ной бла­го­да­тью нераз­рывно соеди­нен­ное с подви­гами в борьбе с грехом. Сопри­ча­ща­ясь Боже­ствен­ной бла­го­дати и очи­ща­ясь от стра­стей, хри­сти­ан­ский подвиж­ник ста­но­вится более совер­шен­ным в силу дей­ству­ю­щей в нем бла­го­дати, по при­чине соеди­не­ния с все­со­вер­шен­ным Богом. К такому совер­шен­ство­ва­нию при­званы все хри­сти­ане. Такое совер­шен­ство – усло­вие спа­се­ния. «Bсе мы, есте­ственно, желаем и запо­ведь имеем быть совер­шен­ными. Гос­подь запо­ве­дует: будите вы совер­шени, яко Отец ваш небес­ный совер­шен есть (Мф. 3:48)» (св. Нико­дим Свя­то­го­рец).

Во-вторых, совер­шен­ством названо особое духов­ное состо­я­ние, пони­ма­е­мое как пол­нота совер­шен­ства, дости­га­е­мое сверх спа­се­ния. «Еван­ге­лие упо­ми­нает о двух бла­жен­ных состо­я­ниях: о состо­я­нии спа­се­ния и о состо­я­нии хри­сти­ан­ского совер­шен­ства», – гово­рит св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. Такое совер­шен­ство не необ­хо­димо для всех, а предо­став­лено лишь жела­ю­щим его дости­же­ния. «Спа­се­ние необ­хо­димо для всех – снис­ка­ние совер­шен­ства предо­став­лено про­из­во­ля­ю­щим» (св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов). О пол­ноте совер­шен­ства Спа­си­тель сказал бога­тому юноше: «Аще хощещи совер­шен быти, иди, про­даждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокро­вище на небеси: и гряди вслед Мене, взем крест» (Мф. 19:20,21). «Спа­се­ние воз­можно при сохра­не­нии имения, в жизни посреди мира, для снис­ка­ния совер­шен­ства тре­бу­ется пред­ва­ри­тель­ное отре­ше­ние от мира», – учит св. Игна­тий.

Основ­ным при­зна­ком пол­ноты совер­шен­ства явля­ется явное при­ча­стие бла­го­дати Свя­того Духа, про­яв­ля­ю­ще­еся в изоби­лии бла­го­дат­ными духов­ными дарами (чудо­тво­ре­ния, про­зор­ли­во­сти и др.). Совер­шен­ного хри­сти­а­нина име­нуют Духо­нос­ным, поскольку в нем явно оби­тает Бог, явно дей­ствует Боже­ствен­ная бла­го­дать. «Совер­шен­ство состоит в явном при­ча­стии Свя­того Духа, кото­рый, все­лив­шись в хри­сти­а­нина, пере­но­сит все жела­ния его и все раз­мыш­ле­ние в веч­ность, – гово­рит св. Игна­тий. – …Неесте­ственно чело­веку в обык­но­вен­ном его состо­я­нии такое пла­мен­ное жела­ние пере­се­ле­ния в веч­ность: оно свой­ственно лишь мужу Духо­нос­ному, как и Духо­нос­ный Павел сказал о себе: Мне еже жити, Хри­стос; и еже умрети, при­об­ре­те­ние есть. Жела­ние имый раз­ре­ши­тися и со Хри­стом быти (Фил. 1:21–23)». Совер­шен­ного хри­сти­а­нина Боже­ствен­ная бла­го­дать вводит в состо­я­ние бес­стра­стия.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки