Есть ли предел в возрастании совершенства человека

Православный христианин
Бог создал человека совершенным, но не достигшим полноты совершенства. Может ли быть достигнута полнота совершенства в этой или в будущей жизни или это бесконечный процесс возрастания?
 
Православный христианин
Свт. Игнатий (Брянчанинов) в конце перечисления добродетелей пишет: "Конец бесконечен!"

Если бы это было не так, то на определённом этапе жизни исповедь бы не требовалась.

Ап. Иоанн Богослов пишет: "Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. <...> Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас."
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Может ли быть достигнута полнота совершенства в этой или в будущей жизни или это бесконечный процесс возрастания?
Бог устроил мир так, чтобы все сущее имело постоянное движение в возрастании,имело движение и желание самостоятельно двигаться и преумножать благое,подобно Богу. От того и человек имеет свободную волю,чтобы исполнять намеченное Богом добровольно и через это уподобляться Самому Творцу. Бог необъятен, и это и побуждает все живое преумножать или размножаться в природе. Инстинкт природы - это импульс Божий, как приглашение вместить,заполнить Божественное пространство собой.
 
Крещён в Православии
Мир Вам! Бог есть Идеал, Абсолют и Совершенство и Он существует как Идеал, Абсолют и Совершенство. Господь создал человека по подобию Себе - как идеал и абсолют. Кроме того, Творец дал человеку право принимать ОСМЫСЛЕННЫЕ свободные решения. Человек в идеальных условиях существует ИДЕАЛЬНО приспособленным к этим условиям существования и АБСОЛЮТНО уверен в существовании Создателя. Но вот относительно совершенства Адама и Евы возникает вопрос - были они созданы совершенными или же они должны были достичь совершенства?

Священное Писание говорит нам, что, будучи наделенными свободой выбора, наши Прародители приняли решение, оказавшееся пагубным для всей Вселенной. Могло ли абсолютно совершенное творение, наделенное способностью делать ОСМЫСЛЕННЫЙ выбор, отступиться от Бога, усомниться в его всемогуществе? Наверное, не могло. Следовательно, человек был создан Творцом несовершенным с тем, чтобы он сам, своим собственным ОСМЫСЛЕНИЕМ и убеждением, пришел к тому, что Бог есть Добро и Совершенство. Изначально человек находился в состоянии "возможность не грешить", что в свою очередь, подразумевало альтернативу - "возможность согрешить". Человек "успешно" реализовал эту альтернативную возможность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Адам и Ева должны были испытать самих себя, не вкусив от древа познания. Это была, так сказать, первая стадия их совершенствования. Далее предполагалось, что Прародители достигнут состояния "невозможность грешить" и будут допущены к дереву жизни, дабы закрепить это состояние навечно. Казалось бы, что совершенство в этом состоянии будет достигнуто, человек достигнет состояния Бога, но это невозможно! Человек может быть подобен Богу, однако равенства Творцу он не достигнет никогда. Человек в своем совершенствовании (не в совершенстве!) возможно будет асимптотически приближаться к совершенству Создателя, но черта Божественного Совершенства не может быть пересечена совершенствованием человека. Следовательно, человек может бесконечно совершенствоваться и в этом нет ничего парадоксального и предосудительного. Об этом нам говорит Писание: "Итак будьте совершенны, КАК совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:47). Слово "КАК" здесь подразумевает то, что человек обязан в своем стремлении к совершенству максимально приблизиться к Совершенству Бога, стать подобным Творцу, быть КАК Создатель, но должен при этом осознавать, что никогда не будет равен Господу в совершенстве. Фразу "Нет предела совершенству", по-моему, корректнее было бы произнести - "Нет предела совершенствованию". Человек, по-моему, может находиться в "состоянии совершенствования", но не в "состоянии совершенства".

После грехопадения человек вынужден преодолевать еще одну стадию совершенствования - стремление к спасению в этой грешной жизни. Но никто не отнимает у человека возможность достойно пройти этот путь земного совершенствования. Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
По ссылке со страницы https://azbyka.ru/sovershenstvo перешел на страницу https://azbyka.ru/besstrastie. Там сказано:
"Человек был сотворен Богом бесстрастным, ибо Бог творил его по Своему бесстрастному образу, даровав ему Свою благодать. Через нарушение заповеди человек увлекся страстными пожеланиями, и, исказив свою бесстрастную природу, лишился благодати."
Вопрос: каким образом бесстрастный человек мог согрешить, т.е. действовать по страсти? Так же, если следовать логике предыдущего высказывания, можно сказать, что "человек был сотворен Богом совершенным, ибо Бог творил его по Своему совершенному образу". Аналогичный вопрос: как мог совершенный человек согрешить? Если же человек был создан несовершенным, то, мне кажется, что нельзя говорить что, если "Бог создал человека по своему образу, то человек был создан совершенным". Тогда можно предположить, что человек был создан совершенным в определенную меру. Если рассмотреть в терминах объектно ориентированного программирования: допустим есть совершенный класс "Бог", от него создается класс-потомок "человек" у которого есть некоторые базовые свойства и методы, наследуемые от класса-родителя, а у некоторых методов, которые отвечают за полноту совершенства не прописана реализация методов. Цель класса-потомка - приблизить реализацию непрописанных методов к методам класса-родителя. Но возможно полностью совпадать не может эта реализация, потому что она скрыта в классе родителе, а повторить ее нереально (возможно из-за бесконечности класса родителя).
 
Православный христианин
Вопрос: каким образом бесстрастный человек мог согрешить, т.е. действовать по страсти?
Грех и страсть - это разные понятия. Грех - это любое нарушение воли Божией. А страсть - это влечение ко греху. Полагаю, что тут уместна аналогия с сильным наркотиком. Пока человек не попробовал наркотик, у него нет никакой к нему тяги. Но после первой же пробы у человека появляется влечение к наркотику. Так же и с грехом. Пока первые люди не попробовали древо познания, ничего их не влекло ко греху. Но после пробы плодов этого древа в людях появилась тяга и влечение к пороку. Это влечение и называют первородным грехом. (Точнее, термин "первородный грех" имеет 2 значения. Во первых, собственно сам греховный поступок наших прародителей. Во вторых, повреждённость человеческой природы в следствие первого греховного поступка.)
 
Православный христианин
Совершенствование человека в добродетели - бесконечный процесс. " Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный". Бог по определению бесконечен, поэтому и уподобление Ему - процесс бесконечный.
 
Крещён в Православии
Здесь
https://azbyka.ru/sovershenstvo
Особенно здесь https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_3
Вся полнота ответа, что есть совершенство христианина.
Мир Вам! Обратите внимание на то, что по указанным Вами ссылкам понятие "совершенство" в большинстве случаев подразумевает именно стремление к совершенству (совершенствование) и достижение определенной степени совершенства. В начале первой главы труда прп. Никодима Святогорца "Невидимая брань" большинство приводимых им Библейских отрывков говорят о стремлении к совершенству. Перевод ЦСЛ, на котором приводятся ссылки, действительно говорит о некоем совершенстве в определенных моментах. Если же рассмотреть те же отрывки в Синодальном переводе, то можно заметить, что этот перевод более осторожен в употреблении слова "совершенство". Очевидно, не спроста, потому что термин "совершенство" в сегодняшнем понимании - это "бинарный термин", который должен иметь при себе соответствующее определение, например, "христианское совершенство", "мусульманское совершенство", "совершенство в понимании племени инков", "Божественное Совершенство", скульптура Микельанжело "Давид" - "верх совершенства" и т.п.

Если кто-то из людей в нашем мире стал бы претендовать на полноту ответа по отношению к Библейским высказываниям, то я бы подумал: неужели наступило Второе Пришествие? Ибо таким Человеком может быть только Богочеловек - Христос. Вообще-то, Полнота, Идеал, Совершенство, Абсолют, Истина - все это наши НЕСОВЕРШЕННЫЕ термины-ярлыки, под которыми мы тщетно пытаемся раскрыть для себя и увидеть Творца во всей Его Полноте. Но не зря ведь существует апофатическое истолкование...

Когда мне говорят, например, что кто-то проповедует христианские истины, у меня возникает вопрос: сколько же истин хочет исповедать такой христианин? Если кто-либо подразумевает наличие, по крайней мере, двух истин, то он, по-моему, пытается представить себе, по крайней мере, двух Иисусов Христов. Применение термина "Истина" во множественном числе - недопустимо, ибо Христос есть одна единственная Истина, Альфа и Омега, начало и конец всего. Люди же обладают присущими им "правдами". В свою очередь, идеал, абсолют, совершенство и полнота в нашем земном разумении - это далеко-далеко не полнота нашего понимания, которое мы пытаемся выдать за какую-то свою истину... Храни Вас Господь!
 
Православный христианин
В моем понимании "бесстрастный" человек, это человек, который победил страсти. Т.е. когда к нему приходит искушение, он спокойно его отвергает, нисколько не поколебавшись. Как же можно называть, например, Еву бесстрастной, если к ней пришло искушение и она его приняла, потому что "дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание;", а то что Господь запретил есть с него она не учитывала. Можно сделать предположение, что либо у нее уже была латентная страсть, которая проявилась, либо у нее не было иммунитета и змей заразил ее страстью
 
Православный христианин
Это бесконечный процесс возрастания и познания Бога, как в этом мире так и в будущем. Конечно же основная наша задача при жизни приложить силы к исправлению.
 
Сухуми,Грузия
Православный христианин
Как же можно называть, например, Еву бесстрастной, если к ней пришло искушение и она его приняла, потому что "дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание;", а
А как думаете бесстрастного человека который не имеел опыт,можег быть обманут сушеством который уже имел опыт падения и знал благо?
 
Православный христианин
Как же можно называть, например, Еву бесстрастной, если к ней пришло искушение и она его приняла, потом
Она сделала абсолютно свободный поступок. Поэтому говорить о ее страстности неправильно. Страсть предполагает несвободу. Но человек на тот момент был не укоренен в добре, мог пасть, что и сделал, будучи соблазнен дьяволом
 
Православный христианин
Ну абсолютно свободный это был бы поступок, если бы Господь не заповедал не вкушать с древа. Здесь она уже была под ограничением свободы. Кроме того слово "вожделенно" опять же говорит о несвободе.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Ну сколько можно праматерь Еву поминать? грехи её?
Её и Адама Господь уже когда из ада вывел... ,еще 2000 лет тому назад, в отличие от нас грешных., которым это ещё предстоит.
Так что прамамочка Ева уже святая.
 
Православный христианин
Ну абсолютно свободный это был бы поступок, если бы Господь не заповедал не вкушать с древа. Здесь она уже была под ограничением свободы. Кроме того слово "вожделенно" опять же говорит о несвободе.
Совершенство Адама заключалось в наличии Божественной благодати (силы и даров).
В трихотомии совершенство Адама обозначено наличием «духа», что и есть Божественная благодать. Совершенный Адам условно состоит из духа (Божественной благодати), разумной души и чувственного тела. При этом благодать давала разумной душе жизнь (связь с Богом как Источником всякой жизни), а сама разумная душа была источником жизни и жизнью чувственного тела.

Совершенному (благодатному) Адаму не нужно было вкушать чувственной пищи, ибо он питался ангельской пищей - Божественной благодатью. Питаясь Божественной благодатью Адам был бесстрастен, бессмертен, познающющим духовные замыслы Бога (Божественные логосы) - давал названия животным.

Дерево познания добра и зла, где зло понимается как вкушением чувственной пищи, дающей чувственное наслаждение, за которым следует тленность, а за ней и смертность тела, было дано Адаму и Еве для упражнения в добродетели и любви к Богу. При этом заповедь «не вкушать» не ограничивала свободу, а несла знание, что вкушение чувственного плода будет смертельно для Адама и Евы.

Слово «вожделенно» указывает не на ограничение свободы, а на греховный помысел Евы стать богом раньше Адама, через что взять над ним власть как бог, ибо сама она как человек была создана от Адама.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
1)Насколько я знаю дух есть и у всех людей, просто он развит в разной степени.
2)Откуда следует, что Адаму не нужно было вкушать чувственной пищи?
Бытие 1:29
"И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле,
и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;"
3)Почему зло понимается как вкушением чувственной пищи? А почему тогда не считать зло как сексуальный акт?
Мне кажется древо познания добра и зла можно понимать в разных смыслах. В том числе и в символическом.
4)Откуда следует, что слово "вожделенно" указывает на то, что Ева хотела стать богом раньше Адама?
Это на мой взгляд может быть одной из гипотез, но не единственный возможный вариант.
 
Православный христианин
Василий, отвечаю на Ваши вопросы.

1. Слово «дух» в Священном Писании нужно понимать омонимично в нескольких значениях, а именно: благодать, жизнь, разумная душа человека, ум души человека.
Человеческий дух - это человеческая жизнь, разумная душа и ум души. Эти понятия не входят в трихотомический состав человека.
Дух - благодать является природным дополнением человека для его существования в благобытие.
Благобытие или благодать-дух был утерян прародителями при согрешении и восстановлен Иисусом Христом посредством Своего воплощения и вочеловечевания.

Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 2.
«1. Поелику естество человеческое потеряло свое благобытие чрез преступление Адамово, то необходимо узнать нам, что такое был Адам прежде потери благобытия, и в чем состояло это благобытие, или то доброе и божественное состояние, какое имел человек прежде преступления. Святые отцы говорят нам, что Бог соделался человеком для того, чтобы чрез вочеловечение Свое опять возвесть естество человеческое в благобытие. ....

3. Если же человеческое естество приходит опять в благобытие, как было первоначально, чрез воплощение Христово, и нет никакого другого способа и никакой другой силы, или мудрости, или труда и подвига, чтоб человеческое естество опять пришло в благобытие и стало, как было первоначально сотворено, но находится единственно в руке Бога, давшего ему бытие, и то, чтоб даровать ему благобытие, и другим способом этому быть никак нельзя, ...».
https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/2#sel=9:1,9:58;15:1,15:66


2. Смотрим и читаем ТИПВ.
Глава 11.
- .... он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также имея своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел, – и питаясь этим созерцанием, что именно, конечно, и названо достойно древом жизни. ...
- .... Ибо чувственная пища, согласно с законами природы, есть дополнение того, что исчезло, и она удаляется в нижний проход и гибнет. И невозможно, чтобы оставался нетленным тот, кто питается чувственной пищей.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Da...-very/2_11#sel=124:82,124:134;127:169,127:198

3. Грех - противоприродное действие.
Читаем прп. Максима Исповедника. Вопросответ 61.
«
Ответ. Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки, но Он устроил в уме этого естества некую силу для [духовного] наслаждения, благодаря которой [человек] мог бы неизреченным образом [постоянно] изведывать сладость Его. Эту силу, то есть соответствующее естеству ума устремление к Богу, первый человек, как только он был создан, передал чувству, [а затем стал осуществлять] в этой силе первое движение к чувственным [вещам и] возымел посредством чувства наслаждение, приводимое в действие вопреки естеству. Поэтому Тот, Кто заботится и промышляет о нашем спасении, внедрил [в естество человеческое другую] силу, словно некоего карателя, – муку. И, соответственно этой муке, Он премудро укоренил в природе тела закон смерти, ставя пределы безумному устремлению ума, которое вопреки естеству движется к чувственным [вещам].

Поэтому вследствие проникшего в естество [человеческое] наслаждения, противоречащего смыслу [этого естества], ему стала противодействовать сообразная со смыслом мука – ею, посредством страданий, в течение которых и из которых [возникает] смерть, и уничтожается противоестественное наслаждение. ....».
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_59

4. Читаем толкование на книгу Бытия прп. Ефрема Сирина.

Ева, предавшись пожеланию очей своих и ВОЖДЕЛЕВ БЫТЬ БОГОМ, что обещал ей змий, срывает запрещенный плод и вкушает тайно от мужа своего, а потом дает и мужу, который также вкушает. Поскольку Ева поверила змию, то поспешила и вкусила прежде мужа, надеясь, что уже облеченная божеством возвратится к тому, от кого произошла человеком. Она поспешила вкусить прежде мужа, чтобы стать главой того, кто был ее главой, соделаться повелительницей того, от кого должна была принимать повеления, явиться по божеству старее того, пред кем моложе по человечеству. Когда же вкусила и не стала превосходнее прежнего, хотя и не умалилась, но и не приобрела того, чтобы отверзлись у ней очи, потому что не сделалась богом, как ожидала, не приметила также, чтоб отверзлись у ней очи увидеть свою наготу, – тогда принесла плод и мужу своему, и многими просьбами убедила его вкусить, хотя и не написано, что упрашивала его.».
https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3#sel=16:1,16:143
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Насколько я знаю дух есть и у всех людей, просто он развит в разной степени
Человеческий дух - это человеческая жизнь, разумная душа и ум души. Эти понятия не входят в трихотомический состав человека
Дух - это частичка Бога в человеке. То есть то, чем Бог наделил человека при сотворении. Человеческая же душа "субстанционно" ничем от духа не отличается, но формируется самим человеком, как бы вокруг духа, подаренного человеку Богом. Поэтому, я считаю, говорить что "дух развит в разной степени" будет неверным. Дух всем людям дается один и тот же, а вот человек может "воздвигать" вокруг духа, подаренного Богом, стену отчуждения; т.е. можно сказать, что такой человек "не знает какого он духа". После смерти человека дух (который подарен человеку Богом) отходит к Богу, а душа человек остается жить. Душа бессмертна. А вот душа человека может быть и порочной; и развита может быть по-разному.

Что касается:
ибо сама она как человек была создана от Адама
то это неправильно. Ева была создана не "от Адама", а была отделена от адама, т.е. от "человека". Сотворен был "человек", а не Адам. И человек (адам) был сотворен всецелым (Адам и Ева вместе и сразу), а потом адам был разделен на Адама и Еву. И сотворен человек (адам) был двуипостасным существом, некой двуличностной "двоицей" - адамом.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Дух - это частичка Бога в человеке. То есть то, чем Бог наделил человека при сотворении. Человеческая же душа "субстанционно" ничем от духа не отличается, но формируется самим человеком, как бы вокруг духа, подаренного человеку Богом. Поэтому, я считаю, говорить что "дух развит в разной степени" будет неверным. Дух всем людям дается один и тот же, а вот человек может "воздвигать" вокруг духа, подаренного Богом, стену отчуждения; т.е. можно сказать, что такой человек "не знает какого он духа". После смерти человека дух (который подарен человеку Богом) отходит к Богу, а душа человек остается жить. Душа бессмертна. А вот душа человека может быть и порочной; и развита может быть по-разному.

Что касается:
то это неправильно. Ева была создана не "от Адама", а была отделена от адама, т.е. от "человека". Сотворен был "человек", а не Адам. И человек (адам) был сотворен всецелым (Адам и Ева вместе и сразу), а потом адам был разделен на Адама и Еву. И сотворен человек (адам) был двуипостасным существом, некой двуличностной "двоицей" - адамом.
Не согласен. Спорить не хочу.
 
Сверху