Мозг и душа

Переславль Залесский
Православный христианин
Воля остается , нет способа реализовать ее. Мне близко такое мнение-душа= некая психическая и рефлекторная деятельность в человеке(которая есть и у животных) в загробном мире человек существует как дух, а не душа. Возвратится дух к Богу который его дал , означает то, что дух(человек) вернется после смерти в вечность к Богу (в царство Божье) откуда он и пришел.
Вот интересное описание. мысли самого Евагрия из его "Послания к Мелании"

23. Однако не думай из-за того, что я сказал, что исчезнут имена и числа между разумным творением и его Творцом1320, что сотрутся ипостаси1321 и имена Отца, Сына и Духа. Но как природа ума станет единой с природой Отца, поскольку она – Его тело, так же и имена души и тела будут поглощены ипостасями Сына и Духа, так что бесконечно будет пребывать одна природа и три ипостаси Бога и Его образа1322 – как перед Воплощением, также и после Воплощения благодаря согласию воль.

24. Потому и существуют числа между телом, душой и умом – из-за различий в волях. Но исчезнут те имена и числа, которые приобрел ум в результате движения1323. Исчезнут и многочисленные имена, которыми назван Бог и которые Он получил – будь то в сущностном, или переносном смысле, или ради Провидения – по необходимости из-за разделений между разумными творениями. Так, для беззаконных [Он] – «Судья», для грешников – «Воздающий», для больных – «Врач», для мертвых – «Воскреситель», из-за вражды и греха – «Умерщвляющий» и «Карающий» и так далее1324.

25. И не [просто] потому, что исчезнут все различия, но [они исчезнут] потому, что не станет тех, кому они будут необходимы. Имена же и ипостаси Сына и Духа не прекратятся, ибо у них нет начала и нет у них конца. Поскольку они получили имена не от преходящей основы, они не прейдут. Но с тех пор как существует их основа, и пока она существует, есть и они. Однако у них не так, как у разумного творения, основа которого также есть Бог. Ибо оно [имеет такое основание] по благодати, они же – по природе сущности.

26. Итак, ум, как мы говорили, имеет единую природу, ипостась и чин. Но когда из-за своей самовластной свободы он отпал от своего первичного чина, то получил имя «души»1325. А когда он опустился еще, то был назван «телом». Но [придет] время, когда тело, душа и ум благодаря изменению их воль станут одно. Ибо будет время, когда исчезнут его воления и различные побуждения1326, и он будет восстановлен в первое творение. Его природа, ипостась и имя станут одним, которое знает Бог. И тот, что восстанет в своей природе, будет единственным среди всех творений, место и имя которого не будет известно1327. Этот ум, который наг, сможет сообщить, какая у него природа1328.

27. И не удивляйся тому, что я сказал, что разумные творения через единство с Богом-Отцом становятся одной природой с тремя ипостасями, без добавления и без изменения. Если чувственно воспринимаемое море, единое по своей природе, цвету и вкусу, когда к нему примешиваются многочисленные реки, имеющие различный вкус, не только не меняется согласно с их особенностями, но без труда полностью обращает их в свою природу, вкус и цвет, то насколько больше море умопостигаемое, безграничное и неизменное, которое есть Бог-Отец!1329 Когда умы возвращаются к Нему, как реки в море, то Он полностью обращает их все в Свою природу, цвет и вкус. Тогда их уже не много, но они становятся одним в Его единичности, у которой нет конца и разделения, благодаря объединению и смешению с Ним1330.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Вот интересное описание. мысли самого Евагрия из его "Послания к Мелании"

27. И не удивляйся тому, что я сказал, что разумные творения через единство с Богом-Отцом становятся одной природой с тремя ипостасями, без добавления и без изменения. Если чувственно воспринимаемое море, единое по своей природе, цвету и вкусу, когда к нему примешиваются многочисленные реки, имеющие различный вкус, не только не меняется согласно с их особенностями, но без труда полностью обращает их в свою природу, вкус и цвет, то насколько больше море умопостигаемое, безграничное и неизменное, которое есть Бог-Отец!1329 Когда умы возвращаются к Нему, как реки в море, то Он полностью обращает их все в Свою природу, цвет и вкус. Тогда их уже не много, но они становятся одним в Его единичности, у которой нет конца и разделения, благодаря объединению и смешению с Ним1330.
Евагрий был анафематствован Пятым и Шестым Вселенскими соборами.
 
Крещён в Православии
Воля остается , нет способа реализовать ее
Может быть, Вы в этом и правы.
Мне близко такое мнение-душа= некая психическая и рефлекторная деятельность в человеке(которая есть и у животных) в загробном мире человек существует как дух, а не душа. Возвратится дух к Богу который его дал , означает то, что дух(человек) вернется после смерти в вечность к Богу (в царство Божье) откуда он и пришел.
А в этом - нет.

Тот дух, который людям дан Богом, у всех людей один и тот же. И этот дух – собственность Бога; и к Богу же и отходит по смерти человека. Дальше же человек живет без духа (который от Бога). Человек должен душу свою уподобить духу (который от Бога), и чем больше человеческая душа уподобится духу Божьему, тем лучше. Душа человека должна за жизнь человека на земле, как бы, "заместить" собой дух, подаренный Богом человеку для жизни на земле. И чем больше это "замещение" произойдет, тем больше человеческая душа уподобится духу Божиему. Ведь после смерти человеческая душа останется без духа Божьего; и чтоб ей (душе) чувствовать и размышлять созвучно (сонаправлено) духу и нужно человеческой душе уподобиться духу Божиему.

Божий дух человеку больше никогда дан не будет: что человеческая душа выбрала при жизни на земле, то и останется во веки веков. И та душа, которая выбрала при жизни на земле не тот дух, не тот, который был дан человеку Богом, окажется в ужасной ситуации: такая душа уподобится не духу Божиему, а духу иному. Будет ли дан шанс душе, выбравшей не тот дух в качестве ориентира своего развития на земле, при жизни в теле после воскресения – большой вопрос. Да и думать об душах, выбравших мятежный дух, не стоит; об их дальнейшей судьбе в Священном Писании ничего отрадного не сказано. Так и будут горимы в огне неустроенности своей, взирая на то, в каком упокоении будут души те, которые выбрали в качестве путеводителя и ориентира при земной жизни дух Господень. Вспомните притчу о богаче и нищем Лазаре.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Став признанным аввой, Евагрий занимался литературным творчеством. Однако из-за его увлечения оригенизмом на Пятом Вселенском Соборе его имя было поставлено в один ряд с анафематствованным Оригеном.

В этой связи значительная часть сочинений Евагрия была предана забвению. Несмотря на Соборное обвинение ряд сохранившихся произведений (в основном аскетической направленности) продолжали пользоваться и до сих пор пользуются популярностью и уважением.
https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Несмотря на Соборное обвинение ряд сохранившихся произведений (в основном аскетической направленности) продолжали пользоваться и до сих пор пользуются популярностью и уважением.
https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/
Однако его учение о том, что человек становится ОДНОЙ природы с Богом - это противно учению Церкви Православной.
 
сомневающийся
Однако его учение о том, что человек становится ОДНОЙ природы с Богом - это противно учению Церкви Православной.
"Получившие обожение по благодати суть боги." Блж. Феофилакт Болгарский
«Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом».
св. Василий Великий

«Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а подобием выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или искажением подобия нарушается все достоинство образа. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему: следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам — по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он был совершен; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению — назначению быть храмом Всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть умом Божиим (1 Кор. 2, 16), слово его долженствовало быть Словом Божиим (1 Кор. 7, 12; 2 Кор. 13, 3), дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6, 17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5, 48). Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! Такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец:
Аз рех: бози есте
(Пс. 81, 6). В таком состоянии находился наш праотец немедленно по сотворении его, так что слова, сказанные им о жене, Спаситель мира прямо назвал Словами Божиими (Быт. 2, 24; Мф. 19, 4, 5)». Св. Игнатий (Брянчанинов)
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! Такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец:
Аз рех: бози есте
(Пс. 81, 6).
Есть разница между богом по благодати и Богом по природе. Тварь не может стать равной Творцу. Природа Бога и природа человека - это две разные природы. Природа человека не может видоизмениться в природу божественную. Но может быть обожена Им. Человек становится причастным энергий Бога, но не природы. И сопричастность эта может быть только во Иисусе Христе и только в Церкви Православной, Которая ОДНА - есть Его Тело.

Читать об обожении подробнее:
http://www.verapravoslavnaya.ru/?Obozhenie_-_alfavit
 
Интересующийся
Этот вопрос и мне очень интересен. Нейробиология не сжигает существование души, и все сводится к мозгу.

https://qz.com/789780/neuroscience-...ered-it-basically-unnecessary-to-have-a-soul/
Да, Андрей, аргументы из заметки, на которую Вы дали ссылку, говорят о ненужности концепции "души" - некой нематериальной бессмертной сущности - для объяснения всего многообразия проявлений психической жизни человека. Но есть и более фундаментальные открытия в области нейронаук, которые прямо противоречат основным догматам большинства (мне известных) религиозных систем, в том числе и православия. К примеру, эксперименты Бенджамина Либета и прочих исследователей по поводу соотношения сознания и работы мозга при принятии того или иного сознательного решения. Подобные исследования ставят точку в вопросе существования "свободной" воли у человека, показывая всю иллюзорность нашего чувства осознанного выбора и соответственно некой трансцендентальной ответственности за принятое решение перед некой трансцендентальной сущностью, которая нас будет судить за это решение... Можно привести и другие эпохальные, но не присутствующие в массовом сознании, открытия в области работы нашего мозга, сравнимые с открытием Колумба новых земель... было бы только желание ознакомиться с ними...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
«...Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы видели своего Бога?

– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, – невозмутимо ответил тот. – Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил

О каких сокровенных глубинах веры и непоколебимости духа говорит этот ответ человека, который спустя несколько лет, во время своей первой ссылки, записал в дневнике: «В это трудное время я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»!..».

«В ЖИЗНИ ЕСТЬ ТОЛЬКО ДВА ПУТИ – ПУТЬ ДОБРА И ПУТЬ ЗЛА, И КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ОДИН ИЗ НИХ»
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Чёткое свидетельство:
«В это трудное время я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»!..».
Почему люди смеют утверждать, что нет Бога? Святитель Лука лжёт? Они имеют право сказать только одно - я не видел Бога. Хоть и это не так. Бога не видеть невозможно. Он везде, куда не посмотришь.
Христос Воскресе!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А кто Вам сказал что душа существует вообще, Иисус о ней ни слова не говорил.
"Поздравляю Вас, гражданин, соврамши!"
Матфей 16:25-27: "ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его"
Читайте Евангелие. Душеполезно!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Итак нет никакой души имхо
Когда я был помоложе, я в таких случаях говаривал: "Сверни свое имхо в трубочку и засунь себе в седло!"... сейчас не буду. Просто замечу, что Ваше скромное мнение разбивается о мнения гораздо более авторитетных людей. Иоанна Златоустого, например.
Я читаю. Чего и Вам искренне желаю. Глядишь, будете не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, и понимать.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Оно и видно, одна строчка в пользу души как не материальной субстанции для Вас выше, десятка строчек как о психическом аспекте.
Ну, Вы понимаете, дело-то не в количестве... графоман-пэтэушник может пяток общих тетрадей заполнить своими убогими мыслями, изложенными с грамматическими ошибками.
Но это не сделает его мнение более весомым, чем мнение Святых Отцов, высказанное в паре-тройке абзацев.
Вот возьмите и разбейте.
Сказано: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями". Вы же сюда не за чужими мыслями зашли, а исключительно потроллить...
 
DqCvaiOVsAU0YIX.jpg
Да, Андрей, аргументы из заметки, на которую Вы дали ссылку, говорят о ненужности концепции "души" - некой нематериальной бессмертной сущности - для объяснения всего многообразия проявлений психической жизни человека. Но есть и более фундаментальные открытия в области нейронаук, которые прямо противоречат основным догматам большинства (мне известных) религиозных систем, в том числе и православия. К примеру, эксперименты Бенджамина Либета и прочих исследователей по поводу соотношения сознания и работы мозга при принятии того или иного сознательного решения. Подобные исследования ставят точку в вопросе существования "свободной" воли у человека, показывая всю иллюзорность нашего чувства осознанного выбора и соответственно некой трансцендентальной ответственности за принятое решение перед некой трансцендентальной сущностью, которая нас будет судить за это решение... Можно привести и другие эпохальные, но не присутствующие в массовом сознании, открытия в области работы нашего мозга, сравнимые с открытием Колумба новых земель... было бы только желание ознакомиться с ними...
Душа как незримая оболочка тела не может быть предметов исследования по принципу пальпации.Она как части одного целого работает в авральном режиме и с психикой("Психе́я, или Психе́" (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») имея с ней прямой контакт.У вас что в мозг вставлен точечный механизм принятие заключительных анализов имеющими утешительную для вас ширму "автокефальная совесть"?Вы хотите колонизировать человеческий мозг путем теоретической догадки которая убегает как укушенная от фактов религиозного сознания как разума истины?Нйропсихия это теоретическая догадка без Нобеля на груди.Чего она стоит в сравнении с фактами и реальными явлением духовного бытия?
"В головном мозге же как в органе тела пребывает не сущность и сила ни разума, то есть души, но лишь энергия разума, как мы уже говорили в начале, и пусть новейшие физики и метафизики говорят, что сущность души находится в мозге, либо в гипофизе головного мозга, ибо это подобно тому, как сказать, что жизнь растения не находится изначально в корнях дерева, но в ветвях и плодах его". Никодим Святогорец, Увещевательное наставление, Афины 1991, стр. 164.
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
Интересующийся
Посмотреть вложение 27228
Душа как незримая оболочка тела не может быть предметов исследования по принципу пальпации.Она как части одного целого работает в авральном режиме и с психикой("Психе́я, или Психе́" (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») имея с ней прямой контакт.У вас что в мозг вставлен точечный механизм принятие заключительных анализов имеющими утешительную для вас ширму "автокефальная совесть"?Вы хотите колонизировать человеческий мозг путем теоретической догадки которая убегает как укушенная от фактов религиозного сознания как разума истины?Нйропсихия это теоретическая догадка без Нобеля на груди.Чего она стоит в сравнении с фактами и реальными явлением духовного бытия?
"В головном мозге же как в органе тела пребывает не сущность и сила ни разума, то есть души, но лишь энергия разума, как мы уже говорили в начале, и пусть новейшие физики и метафизики говорят, что сущность души находится в мозге, либо в гипофизе головного мозга, ибо это подобно тому, как сказать, что жизнь растения не находится изначально в корнях дерева, но в ветвях и плодах его". Никодим Святогорец, Увещевательное наставление, Афины 1991, стр. 164.
Игорь, Вы оперируете устаревшими концепциями, рождёнными во времена, когда о работе мозга и его роли в психических явлениях не было известно почти ничего. Эти концепции в своё время были возведены религией в ранг догматов, что и мешает верующим воспринимать новую информацию, новые факты, которые противоречат этим старым концепциям. Как говорится, догмат есть догмат... Вы в ментальной ловушке.

Ответьте мне на несколько вопросов:

Известно, что во время сна наш мозг работает в другом режиме, нежели когда мы находимся в сознании. Есть разные фазы сна, например, фазы "быстрого движения глаз", когда мы видим сновидения и фазы медленного сна, когда никаких снов мы не видим. Так вот во время фаз медленного сна мы полностью лишены сознания. Вопрос, что в это время делает душа - тоже спит? Как странно получается, как только материальный объект, наш мозг, переключается в другой режим работы, так сразу исчезают всякие проявления т.н. души.

Другой пример. Из экспериментов над пациентами с рассечённым мозолистым телом (соединяет кору двух полушарий) известно, что люди с нарушенной связью между левым и правым полушариями мозга приобретают как бы два разных Я, не похожих друг на друга, с которыми можно пообщаться по отдельности, выяснить их взгляды, желания, тревоги и т.д. Что с т.н. душой у таких пациентов, она тоже раздваивается?

Или вот что происходит с т.н. душой у больных синдромом Альцгеймера, когда они постепенно, по мере деградации отделов материального мозга, утрачивают ментальные способности, и их собственное Я, личность, сознание постепенно деградируют, порой меняя личность больного до неузнаваемости. Например, добрый, воспитанный, вежливый человек постепенно превращается сначала в подозрительного, агрессивного матерщинника от которого нет спасу родным, а затем в "дитя", которое само не способно ни есть, ни ходить в туалет. Так что происходит с т.н. душой в процессе развития болезни, она тоже деградирует, это всё проявления её (души) болезни, а не материального мозга?

Можно ещё множество подобных вопросов задать, но ответе хотя бы на эти...
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Или вот что происходит с т.н. душой у больных синдромом Альцгеймера, когда они постепенно, по мере деградации отделов материального мозга, утрачивают ментальные способности и их Я, личность, сознание постепенно деградируют, порой меняя личность больного до неузнаваемости. Например, добрый, воспитанный, вежливый человек постепенно превращается сначала в подозрительного, агрессивного матерщинника от которого нет спасу родным, а затем в "дитя", которое само не способно ни есть, ни ходить в туалет. Так что происходит с т.н. душой в процессе развития болезни, она тоже деградирует, это всё проявления её (души) болезни, а не материального мозга?
Душа облекается в те личностные качества которое необходимы для всеобщего благого Божьего произволения, при котором становятся явственны промахи потомков и на которые стоит обратить внимание им. Вы не верно воспринимает значение душа . Она всегда имеет волю ко спасению, при чем всеобщему... Не единоличному а все целому .
Другой пример. Из экспериментов над пациентами с рассечённым мозолистым телом (соединяет кору двух полушарий) известно, что люди с нарушенной связью между левым и правым полушариями мозга приобретают как бы два отдельных Я, не похожих друг на друга, с которыми можно пообщаться по отдельности, выяснить их взгляды, желания, тревоги и т.д. Что с т.н. душой у таких пациентов, она тоже раздваивается?
А этот пример, говорит как раз о возможности души отображать множество личностных качеств но душа выбирает те которые необходимы
 
Сверху