Протоиерей Олег Стеняев пишет по поводу запрета на употребление в пищу крови:
1. По поводу способа забоя скота.
Общепринятый в России и положенный по технологии на бойнях способ забоя крупного рогатого скота и свиней - скот оглушается (механически или током), а затем перерезаются кровеносные сосуды и животное обескровливается - допустимый? Иудеи и мусульмане такой способ забоя не признают - у них регламентирован способ забоя скота (у иудеев больше, у мусульман меньше) и оглушать скотину перед тем, как зарезать, запрещено. Но по технологии забоя скота, применяемой в России, полагается:
Если оглушение выполнено правильно, то животное не должно умереть в результате него. Но может случаться, что забойщик, например, перестарается с молотом, и животное умрет от удара. Да и вообще, когда мясо продается в магазине - не выяснить, как было забито животное. Вопрос - можно ли покупать мясо в магазине, ведь как было забито животное, не выяснить? Должны ли православные покупать мясо, только про которое известен способ забоя, или в случае, когда способ забоя не выяснить (но, скорее всего, он был произведен по технологии), как обычно и бывает, тоже можно покупать? (Применяя правило, которое Апостол Павел предписывает в отношении, когда неизвестно, идоложертвенное или нет - "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования" (1 Кор. 10:25)). Если бы можно было покупать мясо, только про которое способ забоя известен, то, наверное, в Православии был бы аналог иудейского кашрута - то есть, разрешалось бы употреблять мясо только прошедшее проверку. Но, вроде как, никогда в Православии такого не было - приходили люди на рынок или в лавку и покупали мясо.
2. По поводу приготовления мясных блюд.
У иудеев для удаления из мяса остатков крови мясо вымачивают в воде в течении получаса, затем посыпают солью и оставляют на час, а потом промывают водой. Как должны поступать православные? В поисках ответа я нашел здесь, на "Азбуке веры", обсуждение (в разделе знакомств) на тему запрета на употребление крови (а именно "Можно ли есть непрожареный стейк?") и там был приведен отрывок по поводу иудейской процедуры, в котором говорится:
Зонара -
Если действительно кровь из мяса полностью удалить невозможно, то, получается, полностью буквальная трактовка правила - не есть мясо с каким бы то ни было количеством оставшейся в нем крови - неправильна. Но тогда где граница, которой надо придерживаться? Отмачивание и высаливание, или просто отмачивание, или и отмачивать не обязательно?
Наткнулся в поисках ответов на форум на тему "Надо ли отмачивать мясо от крови?" (там это обсуждают не с религиозными целями). Там попались мне такие высказывания:
Если в результате отмачивания вода не поменяла цвет - получается, если и вышло из мяса сколько-то крови, то весьма мало. Тут вспоминаются еще слова Сергея с упоминавшегося мною форума на "Азбуке верности" -
Если мясо нужно отмачивать - вопрос по поводу готовых мясных продуктов - ветчины, колбасы, сосисок, котлет. Ведь неизвестно, были ли они достаточно очищены от крови. Тут опять вопрос такой, как был про неизвестность, как было забито животное. И еще. Если продукты были приготовлены по технологии (Производство продуктов из свинины, производство колбасных изделий) - они достаточно очищены от крови? Соленые продукты из свинины просаливаются, некоторые виды сутками, затем лежат в воде в течении часа и потом промываются - оба компонента технологии, применяемой иудеями, присутствуют, только соление и отмачивание поменяны местами. При приготовлении колбасы мясо также просаливается.
И еще мне попался отрывок из Олега Стеняева:В случае с кровью выяснять способ забоя скота и обязательно отмачивать мясо.
У меня в связи с этим ряд вопросов (я спрашивал на сайте Олега Стеняева, но ответа пока не получил).Серьёзная проблема, с которой сталкиваются православные русские люди в России,- отсутствие правильно забитого скота. Мы едим удавленину и мясо с кровью... Увы, но в настоящее время только иудеи, мусульмане и старообрядцы стараются исполнять закон о крови и установленный Богом порядок забоя скота.
1. По поводу способа забоя скота.
Общепринятый в России и положенный по технологии на бойнях способ забоя крупного рогатого скота и свиней - скот оглушается (механически или током), а затем перерезаются кровеносные сосуды и животное обескровливается - допустимый? Иудеи и мусульмане такой способ забоя не признают - у них регламентирован способ забоя скота (у иудеев больше, у мусульман меньше) и оглушать скотину перед тем, как зарезать, запрещено. Но по технологии забоя скота, применяемой в России, полагается:
. И еще (по поводу механического оглушения):Оглушить следует так, чтобы только парализовать нервные центры, а сердце должно работать.
Таким образом, смерть животного при таком способе (правильно выполненном) наступает в результате потери крови, и, получается, убитое животное удавлениной не является. Так допустимо ли православным есть мясо животного, убитого таким способом?Удар наносят в лобную часть, на линии пересечения глаз и рогов, так, чтобы не повредить лобную кость и исключить смертельный исход.
Если оглушение выполнено правильно, то животное не должно умереть в результате него. Но может случаться, что забойщик, например, перестарается с молотом, и животное умрет от удара. Да и вообще, когда мясо продается в магазине - не выяснить, как было забито животное. Вопрос - можно ли покупать мясо в магазине, ведь как было забито животное, не выяснить? Должны ли православные покупать мясо, только про которое известен способ забоя, или в случае, когда способ забоя не выяснить (но, скорее всего, он был произведен по технологии), как обычно и бывает, тоже можно покупать? (Применяя правило, которое Апостол Павел предписывает в отношении, когда неизвестно, идоложертвенное или нет - "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования" (1 Кор. 10:25)). Если бы можно было покупать мясо, только про которое способ забоя известен, то, наверное, в Православии был бы аналог иудейского кашрута - то есть, разрешалось бы употреблять мясо только прошедшее проверку. Но, вроде как, никогда в Православии такого не было - приходили люди на рынок или в лавку и покупали мясо.
2. По поводу приготовления мясных блюд.
У иудеев для удаления из мяса остатков крови мясо вымачивают в воде в течении получаса, затем посыпают солью и оставляют на час, а потом промывают водой. Как должны поступать православные? В поисках ответа я нашел здесь, на "Азбуке веры", обсуждение (в разделе знакомств) на тему запрета на употребление крови (а именно "Можно ли есть непрожареный стейк?") и там был приведен отрывок по поводу иудейской процедуры, в котором говорится:
. И ниже:Слабое место этого процесса, однако, заключается в том, что длинная и трудоемкая процедура кошера практически никогда не доводится до конца: всю кровь удалить невозможно.
Далее участник, приводя 67 правило Трулльского собора -Если вводить запрет на употребление крови вообще (в любом виде), тогда нужно и от мяса отказываться, т.к. полностью она не удаляется, в капилярах все равно остается. Однако, мясо нам разрешено употреблять в пищу.
выделяет в нем словаБожественное писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким-либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким-либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
иради лакомствующего чрева
Затем участник (Сергей) делает вывод - кровь есть нельзя, нокаким-либо искусством приуготовляющих в снедь
Ниже участник Петр делает вывод -Другое дело, если случайно, не намеренно остается, не стоит заморачиваться, тем более мы молимся перед едой, пища освящается по молитве. Ко всему прочему можно вспомнить и слова Апостола Павла: "попечение о плоти не превращайте в похоть". Ну, а в остальном, пусть каждый известится своей совестью.
и Сергей соглашается с его мыслью -Наверное речь в них (цитатах) идет все-таки о блюдах из крови
Но в итоге у меня все-таки остается вопрос по поводу отмачивания мяса - обязательно оно или нет? Согласно выводам, сделанным в упоминавшемся обсуждении - получается, нет - запрещены блюда из крови. А Олег Стеняев пишет, что мясо обязательно нужно отмачивать. Но, как пишут участники форума - полностью кровь все равно удалить нельзя, даже если отмочить мясо (и даже если еще высаливать потом, как делают иудеи). Тогда где граница, до которой мясо должно быть обескровлено? Канонисты, комментируя 67 правило Трулльского собора, пишут, в частности:Да, тоже думаю речь именно о блюдах из крови, причем не важно какой (приготовленной или нет).
Зонара -
Вальсамон -божественные отцы, когда узнали, что некоторые разными способами из крови закалаемых животных приготовляют снеди и вкушают их, запретили этим правилом делать что-либо таковое
В этих отрывках о нарушениях, в связи с которыми было принято правило, говорится, что приготовляли блюда из крови.Итак, поелику некоторые, хотя не ели крови, но приготовляли некоторые снеди из других веществ и из крови и говорили, что они соблюдают постановление божественного Писания потому, что не ели крови непосредственно; то святые отцы определили устранить такое толкование божественного законоположения, и того, кто употребляет в пищу кровь какого-либо животного, в каком бы то ни было виде, или приготовлении, если клирик, извергать, а мирянина отлучать.
Если действительно кровь из мяса полностью удалить невозможно, то, получается, полностью буквальная трактовка правила - не есть мясо с каким бы то ни было количеством оставшейся в нем крови - неправильна. Но тогда где граница, которой надо придерживаться? Отмачивание и высаливание, или просто отмачивание, или и отмачивать не обязательно?
Наткнулся в поисках ответов на форум на тему "Надо ли отмачивать мясо от крови?" (там это обсуждают не с религиозными целями). Там попались мне такие высказывания:
ихорошо обескровленную тушу и мясо с нее не нужно отмачивать...
Там же приводится пример, когда было куплена свинина (домашняя, не мясокомбинатовская) и при отмачивании получилась кровавая вода, что было объяснено тем, что животное было плохо обескровлено или было больное, что при домашнем забое могут обескровливать не по правилам, недостаточно.мясокомбинатовское мясо после обескровливания по всем правилам не должно давать кровавую воду, максимум чуть розоватую, тем более свинина, вообще срез безкровный обязан быть
Если в результате отмачивания вода не поменяла цвет - получается, если и вышло из мяса сколько-то крови, то весьма мало. Тут вспоминаются еще слова Сергея с упоминавшегося мною форума на "Азбуке верности" -
Но, с другой стороны, заранее как определить, изменит ли и насколько изменит вода цвет в процессе отмачивания? Правда, в примере с кровавой водой мясо было домашнее, не мясокомбинатовское, и говорилось о том, что мясо с мясокомбината таким быть не должно.как-то не в духе христианства отцеживание вот таких комаров, нам ведь важна суть.
Если мясо нужно отмачивать - вопрос по поводу готовых мясных продуктов - ветчины, колбасы, сосисок, котлет. Ведь неизвестно, были ли они достаточно очищены от крови. Тут опять вопрос такой, как был про неизвестность, как было забито животное. И еще. Если продукты были приготовлены по технологии (Производство продуктов из свинины, производство колбасных изделий) - они достаточно очищены от крови? Соленые продукты из свинины просаливаются, некоторые виды сутками, затем лежат в воде в течении часа и потом промываются - оба компонента технологии, применяемой иудеями, присутствуют, только соление и отмачивание поменяны местами. При приготовлении колбасы мясо также просаливается.