Трисиянный Свет, или тайноводство
-------------------
Встретил в архивах пост на очень важную тему: о Трисиянном Свете, как о тайном знании, которое передается через старческую иерархию. Репост:
-------------------
Встретилось в одном трактате:
«А великий Дионисий недоумевает, говоря: «Как из невещественного и неделимого Отца порождаются внутрисердечные Светы (Сын и Дух Святой)?» (Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии III)»
Я тоже, признаться, сначала недоумевал, потому что в переводе, который есть в сети, в этом месте стоит: «Каким образом из недр невещественного и нераздельного Блага произошли светообразные (разумные) существа».
Но этот перевод никуда не годится. Куда-то выпало слово «внутрисердечные», которое есть в греч. тексте, и вслед за ним весь исихастский смысл этого отрывка. Но вот в переводе Прохорова весь этот отрывок выглядит более осмысленно:
«В «Богословских очерках» мы раскрыли, что принадлежит собственно катафатическому богословию: почему божественная и благая Природа называется единственной, почему тройственной, что в ней именуется Отцовством и Сыновством, прояснению чего служит богословие Духа, как от невещественного и неделимого Блага происходят в сердце благостные светы и пребывают в нем, в самих себе и друг в друге неотрывными от совечного их возникновению Пребывалища».
А что это за Светы поясняет прп. Максим Исповедник. Вопросоответы, 8:
«Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, т.е. в Сыне и Святом Духе... как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия—Трисиянный».
Где эти Светы присутствуют поясняет Кондак преподобного Максима исповедника. глас 6:
«Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою,/ сосуд избран показа тя, всеблаженне,/ являюща Божественная концем,/ неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне,/ и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно,// Пресущную, Безначальную».
Иначе говоря, Светы, действительно, присутствуют в душе, то есть (особым образом) в сердце (святых) и (особым образом) во всем творении, а не только в недре Отчем, как это можно было бы предположить исходя из первого перевода.
Можно предположить, что Трисиянный Свет – это (говоря несколько пафосно) некая печать тайного знания для тех, «кто иерархическими мистериями и преданиями усовершенствован в священном тайноводстве», как говорится в Главе 1 «О церковной иерархии» Ареопагита (кратким изложением которой и является 8-й Вопросоответ, судя по излагаемым там мыслям и оборотам речи).
К этой цитате стоит говорящая сама за себя схолия: «Заметь, что он получил знание об иерархии из предания». Иначе говоря, символически знание о Трисиянном Свете передается «иерархическими мистериями», то есть церковными богослужебниями. А само по себе это знание – через предание и «иерархию» (старчества), которая это предание передает.
Знание это передается «приличествующим священному образом, с помощью священных осияний — одним лишь священным из священных» (там же). То есть не только устно, но и «с помощью священных осияний», непосредственно от старца к ученику.
Что это за знание, как оно излагается в этом сочинении Ареопагита? Разберем по порядку.
"Ведь Богословие передало нам, своим последователям, что и сам Иисус, богоначальнейший и сверхсущественный ум, начало, сущность и богоначальнейшая сила всей иерархии, ее освящения и богодействия, более явно и более постигаемо для ума блистает блаженным и лучшим нас сущностям и, по мере их силы, уподобляет их собственному свету».
«сам Иисус, богоначальнейший и сверхсущественный ум».
Как пишет прп. Максим Исповедник в толковании на 1 Кор. 2:16:
«Ум Христов, который воспринимают святые по глаголу: Мы имеем ум Христов, не рождается в нас вследствие силы мышления; [не является] он и составной частью нашего ума и не перемещается сущностным и ипостасным образом в наш ум, но [ум Христов рождается] как сила, своим качеством делающая ясным наш ум и сообщающая ему действие, направленное на нее [саму]. Ибо обладать умом Христовым, как я это понимаю, значит [постоянно] мыслить по Господу и всегда мыслить Его».
Итак, Ум Христов – сила, просвещающая ум человека, то есть Свет. «Сообщающий уму действие, направленное на Самого Себя». По другому говоря, говоря, это Свет, Сам Себя мыслящий и Себя созерцающий, и делающий ум человека причастным этому созерцанию. Что и значит «постоянно мыслить по Господу и всегда мыслить Его». То есть созерцать Его вне себя как Свет, и внутри себя как Свет, при том что и само это мышление и созерцание является Светом. Это и есть
«Свет Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, т.е. в Сыне и Святом Духе... как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия—Трисиянный».