- Православный христианин
Продолжим...
"28 августа
Сегодня на утрене, во время “художественной” молитвы, грудь уже не болела после того, как перестал делать частые вдыхания для определения “места” сердечного, а вместо того сдерживать немного вдыхание и выдыхание, чтобы дыхание, по святоотеческому учению, не борзо было. От такого сдержанного дыхания в сердце и во всем теле чувствовался покой, что отражалось и на спокойствии духа, и способствовало скорее ощутить место сердечное и творить там умную молитву. Так требуются нам вразумления и поправки друг от друга.
Исповедь в тот день прошла мирно, хотя и ожидал с некоторым из братии неспокойных объяснений на исповеди и сам был озабочен до исповеди. Всякую заботу и в этом отношении надо возлагать на Господа и не приготовлять своих объяснений с неисправимыми исповедниками, по упованию: “В тот час (на исповеди) дается, еже подобает рещи”. Проводив братию, сел в притвор и продолжал свое обычное правило молитвенное. От утомления, вероятно, и рассеянности, и предыдущих в обращении с исповедниками, забылся на минуту или менее того. Но то диво, что после минутного незаметного тонкого забвения сном, пробуждался с более ясным зрением умом Господа в глубине сердечной, и молитва после краткой остановки сама продолжала твориться опять до тех пор, пока она постепенно незаметно останавливалась, и я снова затем пробуждался с нею. Так продолжалось в течение часа несколько раз.
После обеда послышался издалека голос идущего к нам поклонника, русского беженца из Югославии к нам на беседу. Как ни прятались мы, но вынуждены были принять его. Так как до вечерни и после нее пришлось с ним долго беседовать о разных скорбных обстоятельствах беженских и требовалось оказывать внимательное сочувствие скорбному, то я под влиянием сего чувства забыл о своем занятии умною молитвою, потерял и место сердечное, с большим вниманием приобретенное. И в тот вечер под праздник Усекновения главы Св. Предтечи Господня Иоанна и на другой день на утрени никак не мог собраться умом и обрести место сердечное, и только призывание на помощь, после молитвы Иисусовой Пресвятыя Богородицы и празднуемого Св. Предтечи несколько смягчило сердце и привело в чувство."
________________________________________________
Опять отец Феодосий проявляет свое смирение к научению. Интересно то, что он по сути, чувствует, как правильно надо, так как имеет согласие с телом и знает его потребности,он опытно это познал... Но все равно,проявляет смирение к советам своего соратника. Проявление смирения,конечно доброе дело, но в данном случае, он теряет более глубокое внимание, променяв его на мирный и спокойный дух в теле. Эту ошибку часто многие совершают,останавливаясь на неком спокойствии и блаженстве чувств. Нет понуждения, нет остроты духа, что необходимо было отцу Феодосию в эти моменты жизни. Что впрочем потом и случается. Бог усыпляет ум,показывая его расслабленность и не верность положения, пробуждая и заостряя ясность ума. Говорю об этом так как - сам имел подобное спотыкание в практике. И читая эти строки дневника, увидел сразу ошибку, и последующий сюжет с оставлением Благодатной молитвой сердца, меня уже не удивил, так как этим и должно было закончиться.
"28 августа
Сегодня на утрене, во время “художественной” молитвы, грудь уже не болела после того, как перестал делать частые вдыхания для определения “места” сердечного, а вместо того сдерживать немного вдыхание и выдыхание, чтобы дыхание, по святоотеческому учению, не борзо было. От такого сдержанного дыхания в сердце и во всем теле чувствовался покой, что отражалось и на спокойствии духа, и способствовало скорее ощутить место сердечное и творить там умную молитву. Так требуются нам вразумления и поправки друг от друга.
Исповедь в тот день прошла мирно, хотя и ожидал с некоторым из братии неспокойных объяснений на исповеди и сам был озабочен до исповеди. Всякую заботу и в этом отношении надо возлагать на Господа и не приготовлять своих объяснений с неисправимыми исповедниками, по упованию: “В тот час (на исповеди) дается, еже подобает рещи”. Проводив братию, сел в притвор и продолжал свое обычное правило молитвенное. От утомления, вероятно, и рассеянности, и предыдущих в обращении с исповедниками, забылся на минуту или менее того. Но то диво, что после минутного незаметного тонкого забвения сном, пробуждался с более ясным зрением умом Господа в глубине сердечной, и молитва после краткой остановки сама продолжала твориться опять до тех пор, пока она постепенно незаметно останавливалась, и я снова затем пробуждался с нею. Так продолжалось в течение часа несколько раз.
После обеда послышался издалека голос идущего к нам поклонника, русского беженца из Югославии к нам на беседу. Как ни прятались мы, но вынуждены были принять его. Так как до вечерни и после нее пришлось с ним долго беседовать о разных скорбных обстоятельствах беженских и требовалось оказывать внимательное сочувствие скорбному, то я под влиянием сего чувства забыл о своем занятии умною молитвою, потерял и место сердечное, с большим вниманием приобретенное. И в тот вечер под праздник Усекновения главы Св. Предтечи Господня Иоанна и на другой день на утрени никак не мог собраться умом и обрести место сердечное, и только призывание на помощь, после молитвы Иисусовой Пресвятыя Богородицы и празднуемого Св. Предтечи несколько смягчило сердце и привело в чувство."
________________________________________________
Опять отец Феодосий проявляет свое смирение к научению. Интересно то, что он по сути, чувствует, как правильно надо, так как имеет согласие с телом и знает его потребности,он опытно это познал... Но все равно,проявляет смирение к советам своего соратника. Проявление смирения,конечно доброе дело, но в данном случае, он теряет более глубокое внимание, променяв его на мирный и спокойный дух в теле. Эту ошибку часто многие совершают,останавливаясь на неком спокойствии и блаженстве чувств. Нет понуждения, нет остроты духа, что необходимо было отцу Феодосию в эти моменты жизни. Что впрочем потом и случается. Бог усыпляет ум,показывая его расслабленность и не верность положения, пробуждая и заостряя ясность ума. Говорю об этом так как - сам имел подобное спотыкание в практике. И читая эти строки дневника, увидел сразу ошибку, и последующий сюжет с оставлением Благодатной молитвой сердца, меня уже не удивил, так как этим и должно было закончиться.