- Православный христианин
Здравствуйте, Любовь.
Я, конечно не такой начитанный как Кирилл, но разрешите мне попробовать поснить Вам.
Казни египетские
Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
"В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его (Исх. 10:2)? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх. 7:13, 14, 23 – «сердце фараона ожесточилось»; 8:15, 32; 9:35). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники."
Высказывание же Лопухина:
"В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог." - следует понимать в косвенном смысле:
Он (фараон) ожесточается не потому, что Бог специально ожесточает его, а потому что ожесточение происходит в следствие его сопротивления повелению Бога.
То есть, если бы Бог не повелел, то и фараон бы не упорствовал – то есть, Бог, как бы, невольно провоцирует фараона к сопротивлению.
Теперь по поводу первенцев:
Сергей Худиев:
"В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак - помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца - и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство. "
Почему именно первенцев?
Потому, что во всех религиях и у всех народов первенцы всегда были наиболее почитаемы.
Первенец – это начало продолжения.
Поэтому именно поражение первенцев явилось наиболее сильным воздействием.
Я, конечно не такой начитанный как Кирилл, но разрешите мне попробовать поснить Вам.
Казни египетские
Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
"В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его (Исх. 10:2)? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх. 7:13, 14, 23 – «сердце фараона ожесточилось»; 8:15, 32; 9:35). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники."
Высказывание же Лопухина:
"В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог." - следует понимать в косвенном смысле:
Он (фараон) ожесточается не потому, что Бог специально ожесточает его, а потому что ожесточение происходит в следствие его сопротивления повелению Бога.
То есть, если бы Бог не повелел, то и фараон бы не упорствовал – то есть, Бог, как бы, невольно провоцирует фараона к сопротивлению.
Теперь по поводу первенцев:
Сергей Худиев:
"В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак - помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца - и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство. "
Почему именно первенцев?
Потому, что во всех религиях и у всех народов первенцы всегда были наиболее почитаемы.
Первенец – это начало продолжения.
Поэтому именно поражение первенцев явилось наиболее сильным воздействием.