…В истории Благодатного Огня были моменты, когда, казалось, что чуду пришел конец. Они связаны с крестовыми походами, которые впервые в 1095 г. провозгласил папа Урбан II. Он призвал освободить христианские святыни, поруганные неверными. Папа назвал свой призыв выражением Божьей воли, и одним из важнейших аргументов святости Гроба Господня для христиан назвал схождение Благодатного Огня.
Весь христианский мир почитал и праздновал это чудо вплоть до первой половины XIII века, несмотря на то, что еще в начале XI века произошло разделение церквей на восточную и западную. Но в 1238 г. папа Григорий IX неожиданно запретил латинскому клиру участвовать в священнодействии Великой субботы, а само чудо назвал фальсификацией.
Однако папский указ не смог «отменить» чудо, которое на протяжении веков происходит в Храме Воскресения в присутствии тысяч верующих христиан и любопытствующих зрителей. Дело в том, что латинская церковь никогда не играла главной роли в священнодействии Великой Субботы, но однажды попыталась отстранить православных, занять их место и получить Благодатный Огонь.
Это произошло после того, как крестоносцы овладели Иерусалимом. История крестовых походов написана кровью, алчностью и оскорблением всех христианских догматов. Читая хроники того времени, остается недоумевать, как современники, многие из которых были священниками, не дрогнувшей рукой описывали как великий подвиг вспарывание животов, убийство беззащитных детей, стариков и женщин, кровавую вакханалию грабежей и насилия.
Истребляли мусульман и евреев, рубили головы, сжигали, насиловали.
Иерусалим был взят после 40-дневной осады 15 июля 1099 г., священник Раймонд д* Ажиль писал: «..кровь доходила до колен ехавших верхом и до конской узды». Моральные ориентиры были потеряны окончательно, и при захвате Константинополя крестоносцы три дня подряд убивали христиан, грабили храмы и богатые дома, тащили церковные реликвии, статуи и дорогие вещи.
1 августа 1099 г. Арнульф де Шок стал первым латинским патриархом Иерусалима, в декабре его сменил Даймберт, архиепископ Пизанский, который в ближайшие Пасхальные праздники 1100 г. возложил на себя руководство Священнодействием Благодатного Огня.
Несмотря на то, что он выполнял все требуемые традицией действия, Огонь не сходил. Несколько часов подряд Патриарх и все участники службы повторяли молитвы, но Господь их не слышал. Это было страшно, поскольку многовековая традиция рушилась, а молчание Господа говорило о том, что он отвернулся от своих недостойных детей. Ужасала и мысль о том, что несхождение Огня - свидетельство конца времен. Священники начали каяться и призывать крестоносцев к покаянию за все совершенные злодеяния. С наступление ночи Огонь, наконец, сошел.
Еще более трагические события произошли год спустя, в Великую Субботу 20 апреля 1101 г. Снова служил латинский патриарх со своим клиром, но Огонь не сходил, прошел день, наступила ночь, трижды открывал Патриарх Гроб Господень, огня не было. Новые и новые молитвы на латыни и греческом оставались без ответа.
С тяжелым сердцем покидали храм верующие, многие рыдали, повторяя слова молитв, исступленно призывая Господа дать знак о том, что они не оставлены. На утро Патриарх продолжил молиться.
Все было тщетно. Латиняне покинули храм, чтобы пройти крестным ходом, а греческие священники и православные сирийцы продолжили молиться со слезами. Наконец, их страстная вера свершила то, что не могли сделать латинские священнослужители – на одной из лампад внутри Гроба загорелся долгожданный свет.
Этот случай был описан восемью уважаемыми летописцами разных национальностей. Все они говорили о том, что молитвы греков и сириян покрыли ужасные преступления крестоносцев, а их искренность заслужила одобрение всей Восточно-православной церкви.
Свидетельство этой Великой Субботы бесспорно отвергает все подозрения в том, что Огонь вызывался искусственно. Ведь верующие, которые остались молиться в храме, даже не могли получить Огонь, ведь ключи от Гроба оставались в руках у Патриарха Даймберта…
Читать подробнее