Что делать в раю?

Православный христианин
Это спорное мнение, святые отцы учили иначе. Вот, например, рассуждение св. Симеона Нового Богослова:

"Если теперь, после того как преступили мы заповедь и осуждены умирать, люди столь много размножились, то вообрази, сколько бы их было, если б не умирали все рожденные от сотворения мира? И какою жили бы они жизнию, будучи бессмертны и нетленны, чужды греха, печалей, забот и тяжелых нужд?! И как, преуспев в хранении заповедей и в благоустроении сердечных расположений, по времени, востекали бы они к совершеннейшей славе и, изменившись, приближались бы к Богу, и душа каждого делалась бы светлосиянною, по причине осияний, какие изливались бы на нее от Божества! И это чувственное и грубовещественное тело делалось бы будто невещественным и духовным, высшим всякого чувства, а радость и веселие, какими исполнялись бы мы тогда от взаимного друг с другом обращения, воистину были бы неизглаголанны и невместимы для помысла человеческого" (Слово 45).

Денис, вот слова прп Симеона Нового Богослова из твоей ссылки, которые ясно и однозначно утверждают, что размножение должно было происходить на земле.

«1. Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. ...
..... Но почему Бог не устроил рая в седьмой день, а насадил его на востоцех уже после того, как кончил всякое другое творение? Потому, что Он, как проведец всяческих, все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века. .....
..... Почему и жизнь их в раю была не обременена трудами и не отяжелена несчастиями. Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами. ....
 
Последнее редактирование модератором:
Россия
Православный христианин
Не нахожу подтверждения ваших слов в приведенной цитате святого отца.

Подумайте сами. Ева была создана из ребра Адама в раю. Так? Заповедь плодиться и размножаться получили Адам и Ева вместе. Следовательно, эту заповедь прародители получили, когда жили в раю. Если бы они не согрешили, то продолжили бы жить в раю и исполнили бы эту Божественную заповедь (см. предыдущую цитату).
 
Православный христианин
Не нахожу подтверждения ваших слов в приведенной цитате святого отца.

Подумайте сами. Ева была создана из ребра Адама в раю. Так? Заповедь плодиться и размножаться получили Адам и Ева вместе. Следовательно, эту заповедь прародители получили, когда жили в раю. Если бы они не согрешили, то продолжили бы жить в раю и исполнили бы эту Божественную заповедь (см. предыдущую цитату).
Ева была создана из ребра не в раю, а на земле, ибо создана в шестой день. В этот же шестой день Адам и Ева на земле получили заповедь о размножении и браке.
Более того, слова прп Симеона Нового Богослова надо понимать в контексте его первоначального посыла, что рай был насажден Богом в седьмой день в Едеме - сад на земле. .
 
Россия
Православный христианин
Ева была создана из ребра не в раю, а на земле, ибо создана в шестой день.

Перечитайте вторую главу книги Бытия, пожалуйста. Бог сначала поселил Адама в раю, потом создал из его ребра Еву:

«И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. ... И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку»
 
Православный христианин
Перечитайте вторую главу книги Бытия, пожалуйста. Бог сначала поселил Адама в раю, потом создал из его ребра Еву:

«И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. ... И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку»
В седьмой день Бог почил от Своих дел. Седьмой день - это день субботы, в Церкви день воскресный.

Прошу обратить внимание на толкование прп. Ефрема Спирина на первую главу книги Бытия.

«
Словами же: «мужа и жену сотвори их» (Быт.1:27), – Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: «мужа и жену сотвори их».

«И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами... и всеми гадами пресмыкающимися по земли» (Быт.1:28).
Бог благословил прародителей на земле, потому что еще прежде, нежели согрешили они, уготовлял им землю в жилище, – ибо прежде, нежели согрешили, Бог знал, что согрешат.
.....
Благословил же до вселения в рай, на земле, чтобы благословением, которое предварила благость, ослабить силу проклятия, поразившего вскоре правдой (Божией) землю. Благословение было только в обетовании, ибо исполнилось уже после изгнания человека из рая. Благодать же явилась в самой действительности, потому что в тот же день поселила человека в раю, украсила славой и передала ему во власть все древа райские.».

И сотворение жены и благословение Адама и Евы о размножении происходит в шестой день и на земле, а не в раю. В рай Адам и Ева вводятся после благословениях. Кроме того, в самом благословении указывается о размножении на земле - «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).
 
Православный христианин
Если бы Адам с Евой не согрешили, то оставались бы в Раю, а вот размножение в Нем было бы не плотское.
 
Россия
Православный христианин
И сотворение жены и благословение Адама и Евы о размножении происходит в шестой день и на земле, а не в раю. В рай Адам и Ева вводятся после благословениях. Кроме того, в самом благословении указывается о размножении на земле - «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею»
Если Ева была создана из ребра Адама не в раю, то все равно поселилась в раю вместе с Адамом. И вывод остается в силе: если бы прародители не согрешили, то продолжили бы жить в раю и исполнили бы Божественную заповедь плодиться и размножаться.
 
Православный христианин
Если бы Адам с Евой не согрешили, то оставались бы в Раю, а вот размножение в Нем было бы не плотское.
Бог благословляет Адам и Еву на размножение на земле, а не в раю. Как бы умножились люди в раю в книге Бытия ничего не говориться и на размножение в раю Бог не благословляется Адама и Еву. Святитель Григорий в своём трактате о человеке пишет, что если бы не согрешили, то Бог в раю нашёл бы иной способ увеличения количества людей в раю.
 
Православный христианин
Если Ева была создана из ребра Адама не в раю, то все равно поселилась в раю вместе с Адамом. И вывод остается в силе. Если бы прародители не согрешили, то продолжили бы жить в раю и исполнили бы Божественную заповедь плодиться и размножаться.
Денис, прошу дать стихи из Книги Бытия, в которых Бог благословляет Адама и Еву на размножение в раю.
 
Россия
Православный христианин
Где сказано про наполнения рая через размножение?

А как еще наполнять людьми рай, если не через размножение? Св. Симеон объясняет же, что было бы, если бы первые люди не согрешили:

«Если теперь, после того как преступили мы заповедь и осуждены умирать, люди столь много размножились, то вообрази, сколько бы их было, если б не умирали все рожденные от сотворения мира? И какою жили бы они жизнию, будучи бессмертны и нетленны, чужды греха, печалей, забот и тяжелых нужд?! И как, преуспев в хранении заповедей и в благоустроении сердечных расположений, по времени, востекали бы они к совершеннейшей славе и, изменившись, приближались бы к Богу, и душа каждого делалась бы светлосиянною, по причине осияний, какие изливались бы на нее от Божества! И это чувственное и грубовещественное тело делалось бы будто невещественным и духовным, высшим всякого чувства, а радость и веселие, какими исполнялись бы мы тогда от взаимного друг с другом обращения, воистину были бы неизглаголанны и невместимы для помысла человеческого" (Слово 45).

В обоих сценариях, с грехопадением и без него, люди рождались бы по цепочке от прародителей и наполняли бы собой всю Вселенную, но во втором сценарии в значительно большем числе (в геометрической прогрессии), т.к. не умирали бы. Это к вопросу о том, зачем создана такая большая Вселенная по сравнению с маленькой Землей.
 
Православный христианин
А как еще наполнять людьми рай, если не через размножение? Св. Симеон объясняет же, что было бы, если бы первые люди не согрешили:

«Если теперь, после того как преступили мы заповедь и осуждены умирать, люди столь много размножились, то вообрази, сколько бы их было, если б не умирали все рожденные от сотворения мира? И какою жили бы они жизнию, будучи бессмертны и нетленны, чужды греха, печалей, забот и тяжелых нужд?! И как, преуспев в хранении заповедей и в благоустроении сердечных расположений, по времени, востекали бы они к совершеннейшей славе и, изменившись, приближались бы к Богу, и душа каждого делалась бы светлосиянною, по причине осияний, какие изливались бы на нее от Божества! И это чувственное и грубовещественное тело делалось бы будто невещественным и духовным, высшим всякого чувства, а радость и веселие, какими исполнялись бы мы тогда от взаимного друг с другом обращения, воистину были бы неизглаголанны и невместимы для помысла человеческого" (Слово 45).

В обоих сценариях, с грехопадением и без него, люди рождались бы по цепочке от прародителей и наполняли бы собой всю Вселенную, но во втором сценарии в значительно большем числе (в геометрической прогрессии), т.к. не умирали бы. Это к вопросу о том, зачем создана такая большая Вселенная по сравнению с маленькой Землей.
Почему Вы решили, что в данном тексте речь идёт о размножении в раю? Благословение Бога ясно и однозначно говорит о размножении на земле, а не в раю. И здесь речь идёт о людях заселивших землю, а не рай. В раю Адам пребывал душой, а телом на земле.

Про сценарий размножения от родителей в случае сохранения заповеди и святости кто из святых учит?
 
Православный христианин
Читаем на русском:
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь...
Зачем же ВЫ пустословите?
Пустословлю не я, а Вы. И будьте добры быть сдержанном в своём слове с малознакомыми людьми.

Вы обриваете фразу, поднося фраза звучит так: ... расти́теся и мно́житеся, и напо́лните зе́млю, ...
 
Православный христианин
Пустословлю не я, а Вы. И будьте добры быть сдержанном в своём слове с малознакомыми людьми.

Вы обриваете фразу, поднося фраза звучит так: ... расти́теся и мно́житеся, и напо́лните зе́млю, ...
Прости друже, но как бы они размножались в Раю, если бы не согрешили?
Вот Бог их и благословляет еще в Раю, об этом же говорит и Ефрем Сирин.
 
Православный христианин
Вот этими словами вы сами себя обличили в неправоте! Подумайте, почему.
Вашу неправоту обличает святитель Василий Великий, с которым я остаюсь в правоте: 5. «И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю».

И больше с Вами не вхожу с общение.
 
Православный христианин
Святитель Василий Великий.

«12. И благословил Бог человека, и сказал: "Растите, размножайтесь и наполняйте землю» (Быт.1:28). Таким же было и благословение рыбам: «И сказал Бог: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, ...и стало так» (Быт.1:20). А затем Бог сказал: «Растите, размножайтесь и заполните землю». Так что же больше? Безусловно, благословение это охватывает то, что у тебя общее (с тварями), и то, что остается как твое собственное. Ты ведь растешь, как остальные живые существа, и, будучи сначала маленьким, постепенно прибавляя в росте, достигаешь его полноты. То же (происходит) с лошадьми, собаками, орлами, лебедями и со всеми, кого бы ты ни назвал: будучи крохотными в начале беременности, они, постепенно прибавляя в росте, достигают его предела; затем рост идет на спад и они становятся меньше. Именно в этом (у нас с ними) природная общность, которой (Бог) нас одарил.».
 
Православный христианин
Святитель Василий Великий.

«12. И благословил Бог человека, и сказал: "Растите, размножайтесь и наполняйте землю» (Быт.1:28). Таким же было и благословение рыбам: «И сказал Бог: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, ...и стало так» (Быт.1:20). А затем Бог сказал: «Растите, размножайтесь и заполните землю». Так что же больше? Безусловно, благословение это охватывает то, что у тебя общее (с тварями), и то, что остается как твое собственное. Ты ведь растешь, как остальные живые существа, и, будучи сначала маленьким, постепенно прибавляя в росте, достигаешь его полноты. То же (происходит) с лошадьми, собаками, орлами, лебедями и со всеми, кого бы ты ни назвал: будучи крохотными в начале беременности, они, постепенно прибавляя в росте, достигают его предела; затем рост идет на спад и они становятся меньше. Именно в этом (у нас с ними) природная общность, которой (Бог) нас одарил.».
«...И благословил Бог человека, и сказал: "Растите, размножайтесь и наполняйте землю» (Быт.1:28). Таким же было и благословение рыбам: «И сказал Бог: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, ...и стало так» (Быт.1:20). А затем Бог сказал: «Растите, размножайтесь и заполните землю». Так что же больше? Безусловно, благословение это охватывает то, что у тебя общее (с тварями), и то, что остается как твое собственное. Ты ведь растешь, как остальные живые существа, и, будучи сначала маленьким, постепенно прибавляя в росте, достигаешь его полноты. То же (происходит) с лошадьми, собаками, орлами, лебедями и со всеми, кого бы ты ни назвал: будучи крохотными в начале беременности, они, постепенно прибавляя в росте, достигают его предела; затем рост идет на спад и они становятся меньше. Именно в этом (у нас с ними) природная общность, которой (Бог) нас одарил.
13. «Растите», т.е. набирайте рост (τρεφεσθε). Родившись маленькими, делайтесь большими и достигайте предельного роста. Ведь если мы возрастаем в первом семилетии, растем и во втором, то это вовсе не значит, что мы должны одинаковым образом изменяться каждое семилетие на протяжении всей нашей жизни.
Первое семилетие охватывает детский возраст. Граница детского возраста ясна: это – смена зубов. Одни выпали, другие выросли взамен. Подростковый возраст – это второе семилетие, тянущееся до исполнения 14 лет: сначала ребенок, потом подросток. Далее, отсчитывая от 14 лет, юноша, затем муж. Таковы границы роста. Итак, «растите». Ты можешь достигнуть ста лет, но рост не будет продолжаться с первого года до сотого. Однако это мудро сказанное слово содержит промысл о нашем устроении. «Растите!» Но до каких пор? Нет меры роста. Одновременно с образованием плода в утробе матери, в нем оказываются заложенными и принципы возрастания. Каждый возраст после того уже не несет в себе чего-то нового. В материнском чреве зародыши получают все необходимые для возрастания элементы. Выпали зубы – и мы узнали, что рост достиг известного предела. Отец измеряет своего трехлетнего ребенка, зная, что рост его к концу этого периода удвоится. Ведь он будет вдвое выше по сравнению с тем, каким был в 3года. Завершится этот период возрастания, снова удвоится его рост. Таково измерение человеческой природы до конца ее развития, до перехода от первого семилетия ко второму. В это время (телесное) тепло увеличивается, фигура делается стройнее, размягченность исчезает, члены становятся сильнее. Люди находятся в начале сильной юности, но еще не достигли ее полноты. Тело их еще не совсем окрепло и не приспособлено к тяжелому труду. В это время человек обладает легкостью и подвижностью. В третьем семилетии оно достигает предельного роста; тело еще вытягивается в длину.
После третьего семилетия, когда природа, устав от роста вверх, приходит в себя, начинается увеличение (тела) вширь, и то, что вытянулось вверх, как бы получает поддержку с боков, утучняется, и все части тела делаются сильными. Так поступает природа согласно своему расположению (ακολουθια). Произошло же это с самого начала по воле Господней, и то, что было некогда положено в основание, пронизывает все творение до самого конца.
14. «Растите и размножайтесь». «Растите», чтобы творение не было ограничено каким-либо одним состоянием. «Размножайтесь», – поскольку творение направлено не на одного человека, а на многих людей. «И наполните землю». «Наполните» не значит просто «населите», ибо мы жили бы в тесноте, раз земля, составляющая пределы нашего обитания, имеет такие (ограниченные) размеры; но (имеется в виду) наполните своим могуществом, которое Он даровал нам для господства над землею.
«Наполните землю»; конечно, не землю выжженную, необработанную, замерзшую, непроходимую. Разумеется, не такую землю люди вынуждены наполнять, но Он сделал так, что мы наполняем ее как повелители и наполняем ее по (определенному) замыслу. Но, изучая пространства выжженной и ненаселенной земли, протяжность северной страны, которая из-за чрезмерного холода не поддается обработке и бесполезна, разве мы тем самым не наполняем землю? Выбрав себе то, что полезно, не отбрасываем ли мы то, что людям в жизни бесполезно? Поэтому (выражение) «наполните землю» сделало нас повелителями. И дело совсем не обстоит так, что, раз мы не извлекаем пользы со всей (земли), то, значит, и не властвуем над всей (землей). Купив хлеб, не являешься ли ты владельцем всего этого хлеба, даже если часть его съедобна, а часть в пищу не годится? Не выбрасываешь ли ты камни, так как от них нет пользы? И если к пище примешается еще что-нибудь негодное, то не отвеешь ли ты мякину, не удалишь ли плевелы, не отберешь ли то, что по своему качеству годится для поддержания жизни? Так же и с землей: одна, лучшая, считается благоприятной для заселения, другая признается подходящей для обработки, остальную отводят для прокорма четвероногих.
Скажи мне, могу ли я устроить (все) по своему желанию, раз по дару создавшего меня Господа я родился властелином?
«И наполните, и да владычествуйте над рыбами морскими, птицами небесными, зверями земными». Вот благословение, вот законодательство, вот достоинство, данное нам от Бога...».
Василий Великий:
Беседы на Шестоднев
 
Сверху