Что делать в раю?

Россия
Православный христианин
святитель Василий Великий, с которым я остаюсь в правоте
Не остаетесь, потому что ни св. Василий Великий, ни вообще Церковь никогда не учили, что «в раю Адам пребывал душой, а телом на земле»!

Тело и душа человека пребывают в единстве, пока он жив. А рай - это вполне определенное место, в котором Адам и Ева жили телесно:

«Научаемые Священным Писанием и святыми отцами, мы признаем рай, это место непорочного наслаждения, в которое помещен был Адам, в котором ныне помещаются многие души праведных человеков, в котором будут помещены многие угодники Божии с телами своими по воскресении, соответствующим и сообразным по природе своей своим жителям. Рай веществен, но вещество его тонко, как тонки души, как было тонко тело Адама до облечения его в кожаные ризы, как будут тонки воскресшие тела праведников по образу прославленного тела Господа нашего Иисуса Христа. “Рай, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – есть село духовного покоя”. Рай, по сказанию сего учителя Церкви, был чувственный: Адам видел его, плоды дерев райских употреблял в пищу, веселился там духовно. В этот рай, древнее достояние и отечество человека, возведен разбойник, исповедавший на кресте Господа. Святой Макарий Великий говорит: “Премирный и горний Иерусалим, идеже Рай”. (Беседа 25, гл. 7).

Земля служит некоторым подобием рая. Священное Писание сравнило плодороднейшую долину Содомскую, до ее запустения, орошенную водами Иордана, с Божиим раем (Быт.13:10). Если до времени проклятия своего земля была совсем иною, нежели какою теперь видим ее в ее состоянии нестроения и обречения на сожжение, то как превосходен должен быть рай, далеко превосходивший землю обилием красот своих и обилием благодати своей. Таким видел рай святой Андрей! Он поведал о реке райской, о райских плодах и цветах, о райских птицах и чудном пении их, о райских виноградниках и древах; о сих последних присовокупил он, что их нельзя сравнить ни с каким земным древом, потому что, говорил он, Божия рука, а не человеческая, насадила их. Это должно разуметь и о всех предметах, составляющих утонченную и изящную природу рая. Угодник Божий передавал о себе, что он ходил по раю, с удивлением созерцая красоты его, и от созерцания красот его, от обильного влияния благодати, которою преисполнен рай, приходил в несказанный восторг, в сладостнейшее исступление. Очень понятное состояние! Красоты земли приводят в восторг созерцателя, когда он чистым оком ума начинает усматривать в них необъятную силу и премудрость Творца, – тем более чудные красоты рая должны привлекать человека всецело к созерцанию, к видению Бога в делах Его, и от такого видения исполнять видящего духовным нетленным наслаждением.

Все поведания святых о рае согласны между собою. Преподобный Григорий Синайский говорит, что рай есть низшее небо, что он состоит из садов, насажденных Богом, что древа этих садов постоянно покрыты цветами и плодами, что посреди рая течет река, напаяющая его и разделяющаяся на четыре начала. Преподобный Иоасаф, царь, потом апостол, наконец, инок Индии, сподобился видеть рай. Однажды, после продолжительной молитвы, сопровождаемой многими слезами, он погрузился в тонкий сон. Во сне он увидел, что некоторые грозные мужи восхитили его и, проведши по странам, которых он никогда не видал, привели на обширнейшее поле, усеянное прекраснейшими цветами и чрезвычайно приятное. Там были всех родов произрастения, изобиловавшие какими-то необыкновенными и удивительными плодами, и особенно красивыми для вида, и особенно приятными для вкуса. Листья деревьев, движимые нежнейшим ветром, издавали шум и, колеблясь, испускали неизъяснимое благоухание. Там были седалища, устроенные из золота и драгоценнейших камней, блиставшие обильным светом. Там были светлые одры, украшенные чудными покрывалами и пышностию, превышающею всякое слово. Там протекали чистейшие воды, увеселявшие самый взор. После сего преподобный Иоасаф введен был в небесный град, горний Иерусалим, и видел красоту и славу его. Упоенный небесным утешением, Преподобный не хотел возвратиться на землю; но руководившие его мужи сказали, что пребывание в этих светлых местах доставляется многими трудами и потами. Они вывели его оттуда и показали ему страшные места вечных мук; после сего он тотчас пришел в себя»

Св. Игнатий (Брянчанинов), «Слово о человеке», «Рай»:
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Денис, я не хочу с Вами спорить. Но хочу в очередной раз обратить Ваше внимание на следующий момент.

ТИПВ
«..... Ибо Эдем переводится: наслаждение. Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание Божественных рук.
.....
... Однако мне, по крайней мере, кажется, что, подобно тому как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте Божественнейшем и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также имея своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел, – и питаясь этим созерцанием, что именно, конечно, и названо достойно древом жизни.
.....
Таким образом, Божественный рай, я думаю, был двойной, и истинно передали богоносные отцы, как те, которые учили одним образом, так и те, которые учили иным. ....».

Телом Адам был в Едеме, который располагался на земле, а умом в раю, насажденном в Едеме.
Как и святые, живущие на земле, телом остаются здесь, а умом возносятся в рай к Богу.
Равно и апостол Павел писал, что не знает в теле или не в теле ещё при своей земной жизни был вознесён до третьего неба в раю.

Книга Бытия, глава 2.

8И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

 
Православный христианин
Денис, я не хочу с Вами спорить. Но хочу в очередной раз обратить Ваше внимание на следующий момент.

ТИПВ
«..... Ибо Эдем переводится: наслаждение. Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание Божественных рук.
.....
... Однако мне, по крайней мере, кажется, что, подобно тому как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте Божественнейшем и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также имея своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел, – и питаясь этим созерцанием, что именно, конечно, и названо достойно древом жизни.
.....
Таким образом, Божественный рай, я думаю, был двойной, и истинно передали богоносные отцы, как те, которые учили одним образом, так и те, которые учили иным. ....».

Телом Адам был в Едеме, который располагался на земле, а умом в раю, насажденном в Едеме.
Как и святые, живущие на земле, телом остаются здесь, а умом возносятся в рай к Богу.
Равно и апостол Павел писал, что не знает в теле или не в теле ещё при своей земной жизни был вознесён до третьего неба в раю.

Книга Бытия, глава 2.

8И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Друже, как Вы не можете понять, что не было у Адама с Евой, опыта дальнейшей жизни в Раю, потому, что согрешили, вот св. отцы и пишут только о их земной жизни, но это не значит, что у них не было возможности размножаться в Раю.
 
Последнее редактирование:
Пустословлю не я, а Вы. И будьте добры быть сдержанном в своём слове с малознакомыми людьми.

Вы обриваете фразу, поднося фраза звучит так: ... расти́теся и мно́житеся, и напо́лните зе́млю, ...
А где находился рай?
Бытие
3.10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
3.11. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
3.13. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
3.14. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
С некоторыми географическим ошибками не намек ли на Междуречье?
 
Православный христианин
А где находился рай?
Бытие
3.10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
3.11. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
3.13. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
3.14. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
С некоторыми географическим ошибками не намек ли на Междуречье?
Вам это зачем?
 
Россия
Православный христианин
Вот, Вячеслав, нашел, наконец, подтверждение своих слов по сложным вопросам, которые здесь обсуждали, у русских святых:

(1) Ева была создана Богом из ребра Адама в раю, а не вне рая, как вы предполагали:

«Обратим свое внимание еще и на следующее: чье рождение было честнейшим — Адамово ли, или Евино? Адам создан был вне рая, а Ева в раю; Адам из персти земной, Ева же из кости человеческой. Поистине кажется, Евино рождение было более честно сравнительно с Адамовым, но тем не менее жена не честнее мужа, но даже покорена ему. Здесь наука тем, кто гордится своим благородством, ибо не тот муж велик и честен, который благороден и имеет развращенное житие, но тот, который благоразумен, а по жизни своей добродетелен, хотя бы он по происхождению был и из простого рода» (св. Димитрий Ростовский).

(2) Был возможен неизвестный теперь райский способ размножения человеческого рода от прародителей по цепочке, если бы они не согрешили:

«Мы не видим образца, по которому могли бы объяснить размножение рода человеческого до его падения от мужа и жены, размножения, назначенного прежде падения; но наверно утверждаем, что это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного, долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как неоткрытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ. Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). Зачатия в беззакониях и рождения во грехах не может быть установителем Бог» (св. Игнатий (Брянчанинов), «Слово о человеке»).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот, Вячеслав, нашел, наконец, подтверждение своих слов по сложным вопросам, которые здесь обсуждали, у русских святых:

(1) Ева была создана Богом из ребра Адама в раю, а не вне рая, как вы предполагали:

«Обратим свое внимание еще и на следующее: чье рождение было честнейшим — Адамово ли, или Евино? Адам создан был вне рая, а Ева в раю; Адам из персти земной, Ева же из кости человеческой. Поистине кажется, Евино рождение было более честно сравнительно с Адамовым, но тем не менее жена не честнее мужа, но даже покорена ему. Здесь наука тем, кто гордится своим благородством, ибо не тот муж велик и честен, который благороден и имеет развращенное житие, но тот, который благоразумен, а по жизни своей добродетелен, хотя бы он по происхождению был и из простого рода» (св. Димитрий Ростовский).

(2) Был возможен неизвестный теперь райский способ размножения человеческого рода от прародителей по цепочке, если бы они не согрешили:

«Мы не видим образца, по которому могли бы объяснить размножение рода человеческого до его падения от мужа и жены, размножения, назначенного прежде падения; но наверно утверждаем, что это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного, долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как неоткрытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ. Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). Зачатия в беззакониях и рождения во грехах не может быть установителем Бог» (св. Игнатий (Брянчанинов), «Слово о человеке»).
Кроме св. Дмитрия Ростовского никто из святых толкователей книги Бытия не пишет, что Ева была сотворена в раю. Также никто не святых не пишет о рождении Адама и Евы.
Соглашусь, что ребро от Адама было взята в Едеме. Скорее всего в Едеме была создана Ева и приведена к Адаму, от которого была взята. Однако это никак не подтверждает, что размножение в раю должно было быть от брака Адама и Евы. Ева создана для брака и плотского размножения на земле по предведению Бога о согрешении прародителей. В раю брак был не нужен, ибо Адам и Евам в раю были девственны.

ТИПВ.
Но, быть может, скажут: итак, что хочет [выяснить] изречение: мужа и жену... (Быт. 1, 27); и это: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28)? На это мы скажем, что изречение: раститеся и множитеся не обозначает непременно умножения через брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь до конца неповрежденной. Но Бог, Который, вследствие предведения Своего, сведый вся прежде бытия их (Дан. 13, 42), зная, что они имеют оказаться в преступлении и быть осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел расти и умножаться.

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытие
«И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами... и всеми гадами пресмыкающимися по земли» (Быт.1:28). Бог благословил прародителей на земле, потому что еще прежде, нежели согрешили они, уготовлял им землю в жилище, – ибо прежде, нежели согрешили, Бог знал, что согрешат.
....
И сверх того, Бог благословил человека до преступления им заповеди, чтобы преступление приемлющего благословение не удержало благословения Благословляющего, чтобы мир не возвращен был в ничтожество безрассудством того, ради кого все сотворено. Бог не в раю благословил человека, ибо и рай, и все, что в нем, благословенны. Благословил же до вселения в рай, на земле, чтобы благословением, которое предварила благость, ослабить силу проклятия, поразившего вскоре правдой (Божией) землю. Благословение было только в обетовании, ибо исполнилось уже после изгнания человека из рая.
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Рай был на Земле, ибо она была святой. Святой до грехопадением, через которое она потеряла святость. Все измышления о обязательной смерти Адама решены 123 постановлением Карфагенского Собора. Размножаться Адам и Ева могли в раю, как принципиально благословеную возможность Богом. Более того, по изгнанию людей из рая, он оставался существовать на Земле, а чтобы никто из грешников не мог войти, на входе был поставлен Ангел, с вращающемся огненным мечом. Таким образом и Потопа могло не быть, при условии всеобщего покаяния. Но зло стало распространятся на земле, и как следствие Потоп, с уничтожением рая на земле.
 
Православный христианин
Бог благословляет Адам и Еву на размножение на земле, а не в раю.

В Раю они были бессмертными поэтому зачем же им там размножаться? Размножаются только смертные что б таким образом продлевать жизнь.

Из этого должно быть понятно что в Раю была совсем другая реальность. Там была реальность духовная.
 
Южно-Сахалинск
Крещён в Православии
Из этого должно быть понятно что в Раю была совсем другая реальность. Там была реальность духовная.

Да, только вот рай размещался на вполне физически реальной земле, и какая реальность там была известно только Богу, мы же можем только предполагать!
 
Да, только вот рай размещался на вполне физически реальной земле, и какая реальность там была известно только Богу, мы же можем только предполагать!
Не знаю, как рай, а ад у эскимосов был ледяной пустыней. Так какие же они на самом деле, рай и ад?
 
Южно-Сахалинск
Крещён в Православии
Не знаю, как рай, а ад у эскимосов был ледяной пустыней. Так какие же они на самом деле, рай и ад?

Тут тоже все просто праведник рано или поздно узнает все о рае, а грешник побывает там куда мало кто хочет.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Я не понимаю, что делать там. С кем общаться. Бог забрал всех - мужа, родителей, близких. Вокруг меня столько людей, желающих мне зла.
И я устала так жить... и в то же время у меня нет мотивации жить праведно.
Я любила человека - он женился на другой. Бытовая история - правда? Конечно...
А что мне делать с разбитым сердцем? С кем мне общаться в раю? Мы не будем вместе с этим человеком, он будет со своей женой. Он обманывал меня, врал, держал в неведении.
А где же Бог? А Он в простой фразе, что не допустит страданий больше, чем мы способны вынести. Сюда относятся и пытки, и что угодно. Все легко оправдывается. Раз человек страдает Так сильно, значит, у него такая мера страдания - абсолютно правильная, выверенная, данная ему из любви.
Как приятно, наверное, прикрываться такой идеей, ведь кроме неё ничего нет. Человек страдает, страдает жестоко, напрасно - молится и все впустую.
Я вообще не понимаю, ради чего жить. Вокруг только кучи жестоких людей. Я очень устала.
Буду рада получить ответы хотя бы на часть вопросов.
первым делом отказаться от претензий к людям и осуждения...тогда только можно будет понять, что такое рай и Царство Небесное...Не стоит прикрывать его "благим№ рассуждением о справедливости....оно приводит к осуждению.Это лукавый путь. Все покрывает любовь.Это единственный путь к спасению и миру и раю в душе.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Как я представляю жизнь в раю? Святые в раю будут жить познанием Бога, себя, людей и мира, созданного Богом. Это всегда новизна и радость открытий, вдохновений. Рай это вечное творчество в единстве с Богом, это гармония и блаженство.

Святые являются проводниками благодати Божией. Бог дарует нам благодать не только непосредственно Сам, но и передает ее через святых, когда мы обращаемся к ним в молитве. Праведные в раю также будут передавать благодать Божию, открывая новые грани любви. Они будут обогащать любовь Божию новым содержанием и, умноженную в избытке, распространять ее во всей вселенной, славя Бога.
Итак, смущает то, что времени уже не будет. Не будет никаких перемен. Делать то что? Бесконечно восхищаться и созерцать? Точно не описать моё представление, но видится этаким срезом, законсервированностью. Да, хорошо, приятно, блаженно. Но, и пальцем не пошевелить. Ещё такой пример – фильм «Матрица». Только говорю не о том образе современного мира, который был построен в Матрице. Имею в виду блаженное состояние людей, находящихся в коконах. Им уютно и комфортно. Поэтому, и стараюсь жить нормально сейчас, а не уповаю на воздаяние после.
Вечность это не застывший мир в остановившемся времени. Там, где нет движения и изменения, нет и жизни. Жизнь в вечности это жизнь в бессмертии. Бессмертная жизнь существует, как я думаю, только в духовном мире. Ангелы и душа человеческая бессмертны и вечны. Вещественное же тело человека естественно смертно. После всеобщего воскресения каждая бессмертная душа, освобожденная от вещественного тела, получит соответствующее ее состоянию бессмертное духовное тело - «Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор.15:36-50).

«В воскресении… пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф.22:30). Духовное тело праведника не только не потеряет прежнюю способность взаимодействия с материальным миром, но и приобретет дополнительные возможности – способность присутствовать одновременно во всех уголках вселенной, проходить через все преграды и создавать любые вещественные формы (тела́), воздействующие на материальный мир, как это было свойственно воскресшему Христу и Ангелам Его. «И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук егоони пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им» (Деян.12:7-10). Или – «Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан.3:49,50). И Сам Христос присутствует одновременно везде, где православные всего мира причащаются Плоти и Крови Его.

Итак, в раю праведники будут свободно общаться с Ангелами, купаться в просторах вселенной, взращивать рай в творчестве своем. Они, находясь в единении с Богом, будут сиять Божественным светом, как сиял Христос в Преображении Своем, и проникать этим благодатным светом во все концы вселенной, рождая любовь, излучая повсюду увлекающую восхитительную гармонию и радость.

Жизнь в раю, несомненно, будет гораздо интереснее и более блаженна, чем мы можем себе представить, исходя из опыта земной жизни.
 
Крещён в Православии
В раю будет все точно так же, как и на этот вот момент:
  • И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
- в отношении человека - двуипостасная идиллия бытия, с бесконечным возрастанием возможностей, и с бесконечным стремлением к совершенству; сказано же: "вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы";
- по отношению к окружающему раю - нужно будет возделывать и хранить его (рай). Только в раю не будет больше дерева познания добра и зла; и еще - времени уже больше не будет ни для кого.
 
Сверху