И снова о свободе воли

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
вы и инквизицию возродите
Сергей, не перегибайте). Православная Церковь никакого отношения к ней не имеет. Вот совсем никакого, ни исторически , ни географически.
А вот многие "чудесные" явления только 20 го века к атеизму имеют самое прямое отношение, даже идеологическое. Да почти все негативные явления оттуда родом.
 
сомневающийся
Дело в том, что Бог наблюдая из Всеведения за реальностью не остаётся к ней равнодушным.
Относительно человеческого ума: речь не о безразличии-равнодушии. В одном из мистических текстов такое состояние его обозначено, как лень, или лень грешить. Относительно Божественного, рассматриваем в https://azbyka.ru/forum/threads/poc...ye-zhelanija-otkuda-oni-berutsja.23732/page-6 , как "Милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает, и кто достоин добра, того преисполняет. И если в одном есть часть справедливости, то в другом есть часть злобы. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие – в одной душе" из слова преп. Исаака.
Может быть как сомневающийся Вы и сдерживаете себя прислушиваясь к тому что привносит знание, но благодать дает толчок к движению.Смирение это не парализация, наоборот, это активизация борьбы со своими страстями, греховными привычками и желаниями.
В рассматриваемой выше модели с пробкой и сосудом, Благодатель вынимает пробку, когда вино готово. Борьба относится к подготовке, как собрать необходимый состав, подходящий для цели предприятия, напр., напиток достойный стола Царя, или не собирать поганки вместо винограда, подготовить сосуд, он бывает грязным, дырявым и т. п.

Здесь Вы ведете речь об усвоении материала разумом, но мистики жили иначе.
Веду речь о верной последовательности жизни, как не лениться помогать ближним, лениться грешить, терпеть и усердствовать в перечисленном. На то и ум, чтобы разделять и властвовать правильно, или властвовать подчиняясь, соединять не разделяя.

Подход аналитики и внутренней культуры, есть всё же продукт разума и стремления к добродетели души.Здесь бегло замечу, есть подвох в который ушел католицизм, сделав добродетель спасительной самой по себе.В ортодоксии, стремление к добродетели и обретение её, есть только начало, есть только служебный инструмент для того, чтобы в светлую очищеннную максимально от грехов душу, могла излиться благодать Божия.Или иными словами, чтобы внутри в нас самих по причастию к Святым Дарам мог в умервщленных грехом начинаниях, Воскреснуть Христос.И тогда в Пасхальной радости мы свидетельствуем не только об имеющим жизнь историческом событии, но и о нашей прямой причастности к нему.
Тожество. В модели держи себя под пробкой смотрится проще с моей т. зр.

Следил за Вашим диалогом с патрологом, почему и предложил Вам вопрос о Потопе.Так как Аполлинарий был уважаем в своей среде именно как борец с арианством.А это было связано с триадалогией.В ней он был в Истине, а потом в христологии не мог признать "равенство" природ.
Необходимую информацию о Потопе ранее в теме предоставил, как https://azbyka.ru/biblia/?Sir.39:28 и др. Интересующимся следует внимательно рассмотреть содержание приведенных ссылок, прочитывая, запоминая и продумывая. Не только выбранные и обозначенные строки, также соседние. В меру сил применить полученное знание к действительности, или исполнить его, или доставить субъекта (психику) к рассматриваемой в терминах и понятиях св. писания точке зрения на действительность.

Такое впечатление, что хотите прямо здесь рассмотреть
"Об Уме, о сокрытом слиянье ты спросишь? – Меру люби человек в речи о Боге [своем]." Из поэтических диалогов святит. Григория Богослова с Аполлинарием Лаодикийским.

Субъектная воля, становится не субъектной в святой своей природе.Святость освобождает от аналитики.
Ладно, уговорили, относится в том числе к познать природу Бога, умом, и сказанному товарищем тезкой в теме, теперь вместо Антона и Аполлинария вы (современные православные):

"А ты, защитник Слова, что вещаешь? В мудрости
Всех высший, против божество секущих, а?
Ты разве сам не делишь то, что Бог сложил?
Одну мою ты часть даешь Ему, в другой
Отказываешь – с Богом сливши плоть,
Ты отрубаешь ум, боишься сделать что ль
Всецелого? Как совершенных два вместит
Одно: ты что ж – боишься, мех не выдержит?"

Там же:

"Почему
(Ты вопрошаешь) там, где Бог присутствует,
Столь важен ум тебе? [– Ещё бы нет!]
Когда безумна плоть, обманут я, зане
Свою я шкуру вижу: чья ж душа? Как Бог
Рожденье взял от Девы? Как сошлись в одно
Далекие природы
– Свята тьма, нет слов"

И далее:
"Обожившее и обоженное - Бог, и Бог один." https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/dogmaticheskie-poemy/#0_10

Тогда утверждение Сергея: "Природу Бога познать не можем, ибо познав Её, мы стали бы над Богом, через эти свои знания" с моей т. зр. наблюдать следует так: природу Бога познать можем, познавая ее, мы становимся Богом, через эти Его знания. И наоборот. Законный вопрос: какие знания? - Жить по заповедям из св. писания, или по воле Бога, получая в очищенный от греха ум и тело непосредственно (чистый = непосредственный в православном св. предании) дар Божественной благодати, или Святого Духа.
 
Последнее редактирование:
агностик
@Димитрий-1988, дочитал книгу, которую ты рекомендовал. Большое спасибо!
Книга очень занимательная, но во многих случаях я с автором не согласен. Мне видится, что он допускает ряд логических ошибок на протяжении своих рассуждений.
Возьмем тему свободы воли, которую я очень люблю. Флю пишет:
Мы также должны различать два абсолютно разных значения слова «причина» в соответствии с различиями среди понятий детерминизма. Причины человеческих поступков фундаментально, и наиболее значительно, отличаются от причин всех тех событий, которые не являются человеческими поступками. Если мы возьмём, например, имевшую место причину взрыва, то никакая сила в пределах Вселенной не сможет предотвратить этого взрыва. Но если я дам вам достаточную причину для того, чтобы что-то отпраздновать, то это не заставит вас закричать «Ого-го!» против вашей воли. Из этого следует, что не каждая реакция человеческого организма может быть полностью обусловлена требованием физических причин.

На самом деле, вовсе не следует. Это лишь означает, что причины человеческих поступков намного сложнее и зависят от большего количества переменных, которые к тому же растянуты во времени и которые автор не учитывает.
Если привести пример из математики, то вот какую ошибку здесь допускает Флю. Он берет функцию от переменной X и говорит, что, поскольку каждое значение Х неизбежно влечет соответствующее значение функции, то это прямая причинная связь в окружающем мире. А потом он берет функцию от X+A и говорит, что поскольку теперь при одном и том же Х возможны разные значения функции, то она обладает свободой воли. Хотя на самом деле он просто не учитывает дополнительную переменную А.
Человеческие поступки и есть эта более сложная функция, потому что помимо внешних обстоятельств в конкретный момент поступка, его определяют также и другие факторы: весь жизненный опыт, характер, генетика и т.д. По сути этих переменных бесконечное количество, и поэтому наша невозможность учесть их все и предсказать результат дает нам иллюзию свободы воли. Вся последовательность событий в жизни человека приводит его к тому состоянию, в котором он находится в момент совершения выбора, и поэтому в одних и тех же обстоятельствах разные люди поступают по-разному, потому что на самом деле совокупность этих обстоятельств очень разная.

Поэтому, когда автор делает подобное разделение причинности:
Учитывая эти два в корне отличающихся определения слова «причина», становится ясно, что по крайней мере пока мы говорим о поведении человека, нам необходимо различать, соответственно, два различных понятия детерминизма: вызванный физическими причинами и вызванный моральными причинами.
- оно кажется мне совершенно искусственным и неактуальным, однако именно на нем он базирует свое понимание свободы воли.
 
Православный христианин
Свобода человека характеризуется прежде всего разумом, где разум там возникает свобода, а также тем, что находится во власти человека.
Автор, чьи цитаты привёл в своём сообщении Александр93, абсолютно прав, что причины человеческих поступков имеют обусловленность от двух причин: физической (природной) и моральной (разумным представлением о нормах поведения).

Например, силы растительная и питательная не находятся во власти людей и детерминированы природой.
Выбирать то или иное действие в отношении других людей находится во власти человека в соответствии с представлениями о нормах поведения.
 
Святая Русь
Православный христианин
Кто говорит что человек полностью детерминирован, тот Бога делает лжецом. Сам он лжец и отец лжи, кто такой внушает. Разве Адам был детерминирован, разве он обязан был слушаться жену этом случае? Разве Ева не имела свободы выбора и вынуждена была непреодолимыми обстоятельствами так поступить?
 
агностик
Разве Адам был детерминирован, разве он обязан был слушаться жену этом случае?
Детерминирован и обязан - это разные понятия. Но да, грехопадение Адама и Евы было предопределено, и Бог знал о нем заранее, потому что он всезнающий.

Автор, чьи цитаты привёл в своём сообщении Александр93, абсолютно прав, что причины человеческих поступков имеют обусловленность от двух причин: физической (природной) и моральной (разумным представлением о нормах поведения).
Причин может быть сколько угодно, просто нет оснований считать, что физические детерминированы, а моральные - нет. Моральные просто сложнее отследить.
Как вы думаете, от чего зависят ваши желания? Если ни от чего, то они возникают случайным образом. А если от чего-то, то они предопределены этим "что-то".
 
Православный христианин
Причин может быть сколько угодно, просто нет оснований считать, что физические детерминированы, а моральные - нет. Моральные просто сложнее отследить.
Как вы думаете, от чего зависят ваши желания? Если ни от чего, то они возникают случайным образом. А если от чего-то, то они предопределены этим "что-то".
Причины могут быть общими - желаниями, которые созерцаются у всех людям - желаниями иметь добро и истину.
Причины могут быть конкретными, в качестве конкретных желаемых предметов.

Изначально речь вёл совершенно о другом. Возможно Вас смутили примеры. Ещё раз повторю свою изначальную мысль.
Детерминированы только те физические причины, которые находятся вне нашей власти, и которые мы совершаем невольно.
Основанием человеческой свободы служит разум, который является самовластной силой души. Человек волен или свободен желать как по природе, так и против природы. Это желание не детерминировано.

Воля или желания понимаются трояко. Это природные желания или добродетели - желать духовного наслаждения. Это неприродные желания или похоть - желать чувственного наслаждения.
Есть ещё сверх природные желание или сверх духовное наслаждение - соединение с Божеством в любви (единстве воли).
Первое совершаемся свободно. Второе совершаем при преобладании детерминация неприродной телесной страстности (удобопреклонность ко греху). Третье совершаем по Божественному дару, когда соединяемся с Богом в любви.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
дочитал книгу, которую ты рекомендовал. Большое спасибо!
Ну и хорошо. Принимайся за следующую... Она побольше будет... Намного побольше...:rolleyes: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/voskresenie-syna-bozhego/ Кстати, о ней упоминалось в книге Э. Флю. Может года за 3-4 прочитаешь...:rolleyes:
Вся последовательность событий в жизни человека приводит его к тому состоянию, в котором он находится в момент совершения выбора, и поэтому в одних и тех же обстоятельствах разные люди поступают по-разному, потому что на самом деле совокупность этих обстоятельств очень разная.
Тут у тебя какая-то нестыковка прямо в одном предложении пишешь, что "в одних и тех же обстоятельствах" и тут же - "обстоятельства разные". Так разные или одинаковые? Помнишь благоразумного разбойника, который висел справа на кресте от Иисуса Христа. Об обстоятельствах его жизни нам неизвестно ничего, но явно, что он вел далеко не праведный образ жизни вплоть до самой своей казни. То есть, вся его жизнь привела к закономерному финалу и по совокупности своей жизни его и в ином мире не ожидало бы ничего хорошего... Но. Что-то заставило его пересмотреть всю свою жизнь и принести искреннее покаяние прямо перед Богом, и он получить прощение, и первым войти в рай. Мне понравилось объяснение от профессора Осипова, который объяснил этот момент так... Если вспомним о чем просил этот разбойник Христа, то увидим интересную вещь, он не просил его простить, спасти, помиловать... Он лишь просил его помянуть. Что значит помянуть? Это значит просто вспомнить о человеке. Просто вспомнить. Он так и просил Иисуса Христа, Ты вспомни меня, когда придешь в Царствие Твое. Вспомни, потому что мне там никогда не быть. Почему не быть? Да потому что вот все обстоятельства жизни такие, что жизнь провел всю в тяжких грехах, получил по заслугам тут и получу еще после смерти, и достоин за такую жизнь только ада. Вот это и есть покаяние. Пересмотр всей своей жизни, и вывод, что она была прожита неправильно. А вот у разбойника слева такого пересмотра не произошло. Он не смог покаяться. Хотя жизнь такую же далеко неправедную прожил, что и разбойник справа. Ты пишешь, что "человеческие поступки и есть эта более сложная функция, потому что помимо внешних обстоятельств в конкретный момент поступка, его определяют также и другие факторы: весь жизненный опыт, характер, генетика и т.д.". Ну вот совокупность обстоятельств в этом конкретном примере. При одинаково прожитых жизнях, будучи в одинаковом положении перед смертью (то есть, на кресте), один ощущает себя большим грешником, а другой - абсолютно нет. Один получает прощение и первым входит в рай, а другой нет. Как так-то? В этом и заключается свобода воли. Собственно, если бы ее не было, то и такой выбор, как в этом маленьком эпизоде был бы невозможен. Причем мы даже и имен-то этих двоих не знаем. Мы вообще о них знаем только одно, что оба были злодеями (разбойниками), так как было пророчество о Иисусе - "И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен" (Мк.15:28). И вся последовательность событий привела... одного к раскаянию, а другого - нет.
Детерминирован и обязан - это разные понятия. Но да, грехопадение Адама и Евы было предопределено, и Бог знал о нем заранее, потому что он всезнающий.
Не предопределено, а предвидено. Предвидено, что будет так, а не предопределено, что именно так должно и быть.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Детерминирован и обязан - это разные понятия. Но да, грехопадение Адама и Евы было предопределено, и Бог знал о нем заранее, потому что он всезнающий.


Причин может быть сколько угодно, просто нет оснований считать, что физические детерминированы, а моральные - нет. Моральные просто сложнее отследить.
Как вы думаете, от чего зависят ваши желания? Если ни от чего, то они возникают случайным образом. А если от чего-то, то они предопределены этим "что-то".
Свободны ли агностики в поступках или желаниях? Или детерминированы "поесть-попить-поспать"? А на Форум "зайти" - сами или нет? Короткая цитата в тему:

Послание к Филиппийцам. Глава 2, ст. 12–16

12. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,

13. потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14. Все делайте без ропота и сомнения,

15. чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,

16. содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.


(Флп. 2, 12 – 16)

В контексте видно, что апостол о желании спасения говорит, не о всех желаниях ...
 
Православный христианин
Кстати, вот интересное рассуждение о свободе воли, раз уж мы в этой теме тут. Итак. "Перед нами вопрос о свободе воли. Что разумеется под этим понятием? Очевидно, такое начало, действия которого не определяются какой-то причиной, из которой они неизбежно вытекают, а само определяет эти действия, являясь их первопричиной. Воля человека начинает ряд причинно обусловленных явлений, сама оставаясь свободной, то есть причиной не обусловленною. Можем ли мы признать существование такого начала? Разумеется, нет. Для нас, материалистов, понятие "свободы" -- вопиющая бессмыслица, и наш разум никаких иных действий, кроме причинно обусловленных, представить не может. Ведь мир состоит из различной комбинации атомов и электронов. Никакого иного бытия, кроме материального, нет. Человек не составляет исключения. И он своеобразная комбинация тех же атомов. Человеческое тело и человеческий мозг можно разложить на определённое количество химических веществ. В смысле вещественности нет никакого различия между живым организмом и так называемой неодушевлённой вещью. А мир вещественный подчинён определённым законам, из которых один из основных -- закон причинности. В этом вещественном мире нет никаких бессмысленных и нелепых понятий "свободных" действий. Шар катится, когда мы его толкнём. И он не может катиться без этого толчка и не может не катиться, когда толчок дан. И он был бы смешон, если бы, имея сознание, стал уверять, что катится по своей свободной воле и что толчок -- это его свободное желание. Он не более как шар, который катится в зависимости от тех или иных толчков и который, будучи вещью, напрасно воображает себя каким-то "свободным" существом.
Всё сказанное может быть заключено в следующий, логически неизбежный, ряд: никакого иного бытия, кроме материального, не существует. Если это так, то и человек -- только материальная частица. Если человек -- только материальная частица, то он подчинён всем законам, по которым живёт материальный мир. Если мир живёт по законам причинности, то и человек, как частица вещества, живёт по этим же законам. Если материальный мир не знает свободных "беспричинных" явлений, то и воля человека не может быть свободной и сама должна быть причинно обусловленной. Итак, свободы воли не существует". Но мы же чувствуем эту свободу, когда делаем свой выбор, когда, например, решаем куда пойти ночью - на всенощную в храм или на дискотеку, или любой другой выбор. Сложно сказать, что не чувствуем.
Продолжим дальше. "Перед нами вопрос о хороших и дурных поступках. Один человек отдал последний кусок хлеба голодному. Другой отнял последний кусок у голодного". Нравственное различие этих поступков налицо и очевидно любому здравомыслящему человеку. Но "я утверждаю, что никакого морального различия между этими поступками нет, потому что вообще понятия добра и зла -- полнейшая бессмыслица. Мы показали уже бессмысленность понятия свободы воли в вещественном мире. Такою же бессмыслицей мы должны признать и понятия добра и зла. Как можно говорить о нравственном поведении шара, который двигается, когда его толкают, и останавливается, когда встречает препятствие? Если каждое явление причинно обусловлено, то в нравственном смысле все они безразличны. Понятия добра и зла логически неизбежно предполагают понятие свободы. Как можно говорить о дурных и хороших поступках, когда и те и другие одинаково не зависят от того лица, которое их совершает?
Представь себе автомат, который делает только те движения, которые обусловливает заведённая пружина, -- разве ты скажешь, что автомат поступил нравственно или безнравственно, опустив руку? Он опустил руку потому, что не мог сделать иначе, потому что такова двигающая его пружина, и поэтому его механические действия никакой моральной оценки иметь не могут.
Но чем же отличается живой человек от автомата? Только тем, что пружина автомата видна, а пружины живого человека не видно. Но как тот, так и другой -- лишь кусочки вещества, и потому как тот, так и другой никаких иных действий, кроме механических, то есть причинно обусловленных, производить не могут.
Всё сказанное заключим опять в последовательный логический ряд: никакого иного мира, кроме вещественного, не существует. Если это так, то и человек -- только частица вещества. Если он частица вещества, то подчинён законам вещественного мира. В вещественном мире всё причинно обусловлено, потому и у человека нет свободной воли. Если у него нет свободной воли, то все его поступки, как механически неизбежные, в нравственном смысле безразличны. Итак, "добра" и "зла" в вещественном мире не существует". Логично? Логично. Можем с этим согласиться? Нет. Потому что для нас очевидна разница в поступках двух разных людей с куском хлеба для голодного.
 
Последнее редактирование:
агностик
Тут у тебя какая-то нестыковка прямо в одном предложении пишешь, что "в одних и тех же обстоятельствах" и тут же - "обстоятельства разные". Так разные или одинаковые?
Я пишу, что "одинаковые обстоятельства", которые часто приводятся в аргументах за наличие свободы воли, на самом деле никакие не одинаковые, потому что таких не бывает, даже если это однояйцевые близнецы, которые ни разу в жизни не разлучались.
При одинаково прожитых жизнях, будучи в одинаковом положении перед смертью (то есть, на кресте), один ощущает себя большим грешником, а другой - абсолютно нет. Один получает прощение и первым входит в рай, а другой нет. Как так-то? В этом и заключается свобода воли.
Вот, кстати, и ты очередной такой аргумент привел. Ну какие там одинаково прожитые жизни? Жизнь не так проста, чтобы ее можно было полностью охарактеризовать одним словом "разбойник".
Свободны ли агностики в поступках или желаниях? Или детерминированы "поесть-попить-поспать"? А на Форум "зайти" - сами или нет?
Свободны от одних факторов, детерминированы другими.
Вот о каком вопросе предлагаю подумать: откуда появляются желания вашей воли? Иными словами, от чего зависит, чего вы пожелаете?

"Перед нами вопрос о хороших и дурных поступках. Один человек отдал последний кусок хлеба голодному. Другой отнял последний кусок у голодного". Нравственное различие этих поступков налицо и очевидно любому здравомыслящему человеку.
Читал эту книгу. Рассуждения хорошие, ровно до цитируемого момента, где совершается логическая ошибка. Нравственная оценка таких поступков всегда субъективна и зависит от точки зрения.
 
Православный христианин
Нравственная оценка таких поступков всегда субъективна и зависит от точки зрения.
Какой может быть точка зрения на отнимание последнего куска хлеба у голодного бездомного человека? Или на, допустим, изнасилование маленького ребенка взрослым вменяемым педофилом? Разве кто-то может этому найти оправдание? Судя по твоей фразе, кто-то может. Однако любому здравомыслящему человеку внутреннее чувство скажет, что совершается чудовищное преступление, надругательство. А того, кто попытается как-то это оправдать, вряд ли можно назвать здравомыслящим человеком. Но, с точки зрения ну прямо закоренелого до невозможности атеиста-материалиста, ничего ужасного не происходит, по той логике, которую я выше процитировал. Я не случайно упомянул такую вещь как "внутреннее чувство", можно назвать его еще совестью. Не существует человека, у которого этого чувства бы не было, другое дело, что человек может настолько сильно "заглушать" его самооправданием, отрицанием, что со временем оно искажается до такой степени, что уже замолкает, но это другой вопрос, важен сам факт его наличия как такового у человека. Помнишь, я приводил аналогию с белым и черным камнями и выбором направления из середины пути. Ну вот тут и проявляется свобода воли и взаимоотношения со своей совестью. Выбирая путь к черному камню, человек неизбежно заглушает совесть самооправданием, отрицанием, даже логикой, показывая, что это "правильно" в конечном итоге неверием, а дойдя до предела (до самого камня) уже ни совести нет (точнее не работает она уже), и ничего святого, как говорят, человек уже может оправдать что угодно, вплоть до самых вопиющих вещей. Но человек может выбрать и другое направление - к белому камню, и тогда он будет очищать свою совесть не только от каких-то серьезных грехов, но даже от самых мелких, видя их как на ладони. Это свободный выбор, никем не запрограммированный. Хочешь - выбирай Слово Божие, которое является объективным критерием того, что хорошо, а что плохо, и живи по нему, хочешь - живи по своими страстям, и по своим собственным субъективным критериям того, что хорошо, а что плохо. Чего тут непонятного? Прочитал эту книгу - молодец. Хорошо бы, чтоб не только для разума, но и для сердца польза была от прочитанного.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Нравственная оценка таких поступков всегда субъективна и зависит от точки зрения.
Вот тут этот момент тоже проскальзывает в вопросе... Вплоть до того, что можно...оправдать Холокост, например
 
Православный христианин
Свободны от одних факторов, детерминированы другими.
Вот о каком вопросе предлагаю подумать: откуда появляются желания вашей воли? Иными словами, от чего зависит, чего вы пожелаете?
Тяга в храм и на службу полностью инициированы "светлыми", мои лишь преодоление лени или усталости и тоже не на 100% "моя работа", разделить до конца не получается.
 
агностик
Какой может быть точка зрения на отнимание последнего куска хлеба у голодного бездомного человека?
Очень разной. Допустим, этот голодный бездомный сам отобрал этот кусок у голодного бездомного ребенка. Теперь отнимание этого куска у него выглядит немного иначе, не так ли? А теперь усложним ситуацию еще немного. Бездомный украл еду из магазина, чтобы прокормить своих детей. Хорошо он поступил или плохо? Для владельца магазина - плохо, а для бездомных детей - хорошо.
На эту тему есть замечательный фильм, "Дурак" режиссера Быкова. Фильм тяжелый, но полезный. Если посмотришь, то попробуй ответить, хорошо поступил в конце главный герой или плохо.

Или на, допустим, изнасилование маленького ребенка взрослым вменяемым педофилом? Разве кто-то может этому найти оправдание? Судя по твоей фразе, кто-то может.
Я не могу, и ты не можешь. И 99.99% людей. А насильник может, и поэтому совершает это.

Но, с точки зрения ну прямо закоренелого до невозможности атеиста-материалиста, ничего ужасного не происходит, по той логике, которую я выше процитировал.
Совершенно не так. Строго говоря, с объективной точки зрения ничего ужасного не происходит. А точка зрения каждого человека зависит от его моральных ценностей. Утверждать, будто атеизм и материализм препятствуют формированию личностной морали - ну, это как-то смешно даже.

Помнишь, я приводил аналогию с белым и черным камнями и выбором направления из середины пути. Ну вот тут и проявляется свобода воли и взаимоотношения со своей совестью. Выбирая путь к черному камню, человек неизбежно заглушает совесть самооправданием, отрицанием, даже логикой, показывая, что это "правильно" в конечном итоге неверием, а дойдя до предела (до самого камня) уже ни совести нет (точнее не работает она уже), и ничего святого, как говорят, человек уже может оправдать что угодно, вплоть до самых вопиющих вещей. Но человек может выбрать и другое направление - к белому камню, и тогда он будет очищать свою совесть не только от каких-то серьезных грехов, но даже от самых мелких, видя их как на ладони. Это свободный выбор, никем не запрограммированный. Хочешь - выбирай Слово Божие, которое является объективным критерием того, что хорошо, а что плохо, и живи по нему, хочешь - живи по своими страстям, и по своим собственным субъективным критериям того, что хорошо, а что плохо. Чего тут непонятного?
Конечно, интуитивно мы чувствуем свою свободу, но это потому, что мы не видим всех причин нашего выбора. Вообще, многие вещи противоречат изначальной интуиции, начиная с того, что Земля вращается вокруг Солнца, и заканчивая квантовой физикой.
Признаюсь, я надеялся на более глубокое обсуждение вопроса, чем аргументы в стиле "Я могу пошевелить левой рукой, а могу правой, значит есть свобода воли".

Вот тут этот момент тоже проскальзывает в вопросе... Вплоть до того, что можно...оправдать Холокост, например
Оправдать Холокост можно, только зачем и для кого? И товарищ на видео не понимает принципы эволюции, кооперация выгоднее индивидуализма у социальных животных, поэтому мораль объясняется эволюцией очень даже хорошо. Все его аргументы разваливаются на куски при ближайшем рассмотрении.

Тяга в храм и на службу полностью инициированы "светлыми", мои лишь преодоление лени или усталости и тоже не на 100% "моя работа", разделить до конца не получается.
Иными словами, никто не знает точно, откуда в нас появляются те или иные желания, и никто не способен их формировать. И если вы сейчас подумали о зеленом верблюде, то это не потому, что вы так захотели, а потому что вы прочитали эти слова в моем сообщении.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Очень разной. Допустим, этот голодный бездомный сам отобрал этот кусок у голодного бездомного ребенка. Теперь отнимание этого куска у него выглядит немного иначе, не так ли? А теперь усложним ситуацию еще немного. Бездомный украл еду из магазина, чтобы прокормить своих детей. Хорошо он поступил или плохо? Для владельца магазина - плохо, а для бездомных детей - хорошо.
Сказано же, что кусок хлеба голодному дал один человек, а второй следующий за первым отнял то, что дал первый. Вот такая ситуация, а не то, что кто-то что-то там украл...
Я не могу, и ты не можешь. И 99.99% людей. А насильник может, и поэтому совершает это.
Так никто ведь не ПРИНУЖДАЕТ к исполнению тех же заповедей. В том-то и вся суть, что принуждения нет, есть выбор, когда человеку предоставляется возможность по своему желанию следовать объективным моральным нормам или следовать своим собственным моральным нормам. И насильник следует своим. Он может думать, что насилуя детей он делает "доброе" дело, и может даже думать, что дети, которых он насилует тоже получают удовольствие и хотят его... Он может думать все что угодно, и поступать так как угодно ему. Но, так как объективный моральный закон существует, то ему придется отвечать именно по этому закону, а не по своим собственным нормам. Он может его отрицать, не принимать, но отвечать по нему придется волей-неволей, ведь все мы смертны, это факт, а как сказано, после смерти - суд. Ну и ответ на этом суде. Можно это отрицать, отвергать, не принимать, факт остается фактом - смерть неизбежна, а после смерти... да уже даже покойники сами свидетельствовали ЧТО будет после смерти, ты же читал сам, чего уж тут спорить... Поэтому и насильнику, да и любому грешнику придется там отвечать по объективному закону, а в этой жизни можно принимать-не принимать и т.д.
Оправдать Холокост можно
Добавить к этому нечего... Кроме только того, что, а почему тогда фашизм осудили на Нюрнбергском трибунале? Фашисты же думали, что добро совершают. Это их позиция, их мнение. За что тогда их кто-то может осуждать, тем более трибунал устраивать?
Признаюсь, я надеялся на более глубокое обсуждение вопроса, чем аргументы в стиле "Я могу пошевелить левой рукой, а могу правой, значит есть свобода воли".
Ну так ведь можешь пошевелить или левой ногой или правой рукой - сам же выбираешь, а не нога или рука выбирают:)
Все его аргументы разваливаются на куски при ближайшем рассмотрении.
Тут ведь дело не в том, чтобы "загнать" кого-то аргументами в "тупик". Фарисеи тоже пытались хитрыми логическими вопросами "загнать" Иисуса Христа в неудобное положение. Ты пока просто еще не понял в чем суть, все измеряешь логикой, хотя и прочитал уже вагон книг, да только читал не с того "ракурса":D Я ж тебе уже не раз говорил - исключительно умом, логикой, рассуждением ты Бога не узнаешь:rolleyes: Тебе, как и всем нам, надо в первую очередь побороться со своими страстями, с гордыней прежде всего:rolleyes: Но для этого надо ее сначала в себе увидеть. Пока не увидишь - все бессмысленно. :rolleyes: Ты же мне даже обещал попробовать пожить по заповедям. Ну и? Так и не попробовал?
 
агностик
Все-таки мы как-то на разных уровнях дискуссию ведем, а жаль. Ну да ладно.

Ты же мне даже обещал попробовать пожить по заповедям. Ну и? Так и не попробовал?
Нет, есть пока более приоритетные задачи. Впрочем, большую часть их я и так соблюдаю, но чтобы отдыхать по субботам, мне пришлось бы сменить работу, а я пока не готов к такому ради этого эксперимента. :)
 
Православный христианин
Впрочем, большую часть их я и так соблюдаю
Так их две заповеди, на которых стоит весь Закон и пророки: первая гласит о любви к Богу, а вторая - о любви к ближнему. Как тут можно соблюдать бОльшую часть?:) И какую же ты соблюдаешь?
 
Православный христианин
Все-таки мы как-то на разных уровнях дискуссию ведем, а жаль. Ну да ладно.
Понимаешь, тут не в уровнях дело... Тут не стоит задачи "победить" в дискуссии и т.п. Дело не в этом, а в другом. Очень жаль человека, который уверовал только потому что "проиграл" в дискуссии и был таким образом как бы "вынужден" поверить. Это было бы очень печально. Я думаю, тут никто не ставит задачу загнать неверующего (атеиста, агностика), в какой-то "логический тупик". Жаль, пока ты не понял саму суть разговоров)))
 
агностик
Так их две заповеди, на которых стоит весь Закон и пророки: первая гласит о любви к Богу, а вторая - о любви к ближнему. Как тут можно соблюдать бОльшую часть?:) И какую же ты соблюдаешь?
Я думал, ты про десять заповедей говоришь. Иначе в чем тогда смысл фразы, что если атеист попробует пожить по заповедям, то поверит в Бога? Если одна из этих заповедей говорит о том, что Бога нужно любить, то конечно, ее выполнить "не получится" ввиду отсутствия веры. И тогда твое предложение по сути звучит как "Если атеист полюбит Бога, то он поверит в Бога". Ну, это не очень о многом говорит, сам понимаешь.

Понимаешь, тут не в уровнях дело... Тут не стоит задачи "победить" в дискуссии и т.п. Дело не в этом, а в другом. Очень жаль человека, который уверовал только потому что "проиграл" в дискуссии и был таким образом как бы "вынужден" поверить. Это было бы очень печально. Я думаю, тут никто не ставит задачу загнать неверующего (атеиста, агностика), в какой-то "логический тупик". Жаль, пока ты не понял саму суть разговоров)))
Я не пытаюсь победить, я пытаюсь вести разговор, в котором могло бы родиться что-то полезное. Но ничего из сказанного тобой для меня новым не является, просто ты рассматриваешь вопрос слишком поверхностно, и это очень быстро делает разговор неинтересным.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху