Когда праздновать Рождество Христово?

Киев
Православный христианин
Это вы определитесь, какое сегодня число? По общепринятому календарю сегодня 30 декабря. Завтра выходной день и все празднуют Новый год. Или в том городе, где вы живете, сегодня 17 декабря? Вы сами не можете определиться по какому календарю живете, а еще поучаете.
Что вам не ясно? Государство под руководством В.И. Ленина перешло на новый календарь. Церковь никуда не переходила и осталась на старом, дореволюционном. Церковь как праздновала, так и продолжает праздновать 25 декабря, но по старому стилю. А аргументы о том, что Церковь как послушная собачка должна скакать за мирскими скачками - ну никак не выдерживают критики. А если завтра мир примет решение, что летоисчисление от Рождества Христова - вообще нетолерантно и противоречит права мусульман и атеистов, и опять скакнет куда-то - что, Церковь тоже должна скакать?
Ну и вам уже сказали словами блаженнейшего владыки Онуфрия - маленькие изменения свидетельствуют о глубоком внутреннем колебании в Вере, такие люди и в других вещах будут готовы перешагнуть через традиции, а со временем - и через Церковь. Это, кстати, касается и языка богослужения и проч. и проч. И это уже не теория - смотрим внимательно на стамбульский патриархат, который был родоначальнком этих реформ в Православии - где он сейчас.
Я еще слышал такое - любое изменение в Церкви должно исходить из соображений спасения душ верующих. Если реформа не дает ничего для этой цели - она превращается в реформу ради реформы, суть выплеск гордыни реформаторов и отсутствие смирения.
 
Крещён в Православии
Мир Вам! Поздравляю всех участников Форума с Новым Годом и приближающимся Рождеством Господа нашего Иисуса Христа! Честно говоря, я никогда не понимал смысл «разнесения» во времени празднования Рождества Христова христианскими конфессиями. Для меня важен ФАКТ рождения Спасителя, но не ДАТА Его рождения. Это для нас, грешных, важна дата нашего рождения - призыв в армию, выход на пенсию и т.п. Поэтому я, как христианин Православного вероисповедания, праздную Рождество Христово 7-го января, но воспринимаю это не более чем устоявшуюся в веках традицию. Ведь нигде в Священном Писании не указана точная дата рождения Иисуса Христа. По этому поводу есть великое множество толкований и предположений, но как все это влияет на спасение христианина, - я ума не приложу… Как можно вести летоисчисление от Рождества Христова, а отмечать, собственно, Рождество либо 25 декабря, либо 7 января? Коль уж мы ведем отсчет календарных дней от Рождества Спасителя, то и само Рождество, по-моему, должно бы совпадать с 1-м января. Но ведь надо же чем-то отличиться православным от католиков, католикам от православных :) – вот и появилось еще одно, на мой взгляд, никому не нужное и ничего незначащее различие . По мнению православности юлианский календарь с точки зрения астрономии, конечно же, не точный, но зато он «истинный» :), т.к. им пользовались все христиане, причисляющие себя к православной традиции. В то же время, григорианский календарь хоть и точнее юлианского, однако он "папский", значит, «не истинный» :), т.к. им руководствуются еретики-католики (тем не менее, некоторые Поместные Православные Церкви празднуют Рождество 25 декабря). Можно, вообще-то, приводить по этому поводу какие-то надуманные аргументы, но я не вижу в этом никакой пользы для своего спасения. Кстати, для католиков Рождество Христово является самым важным праздником, тогда как для православных главным праздником всегда был и, несомненно, останется День Воскресения Господа, в чем я нисколько не сомневаюсь, - вот в этом, действительно, есть существенное отличие. А точка отсчета в системе ЛЮБОГО летоисчисления может быть приурочена к какому бы то ни было событию и даже к некой отвлеченной дате – это не имеет принципиального значения. Однако весь мир сегодня живет по григорианскому календарю, а за точку отсчета этого летоисчисления принята не оговоренная в Священном Писании дата Рождества Христова. В таком случае, повторюсь, логичнее было бы совместить неопределенную дату рождения Господа с началом календарного года по григорианскому календарю, т.е. определить эту дату приходящейся на 1-е января. Но тогда мы потеряем один очень веселый и поистине радостный праздник – Новый Год, а лично мне не хочется его терять, все-таки хорошая традиция. Поэтому, не придавая никакого значения ДАТЕ рождения Христа, но безоговорочно принимая ФАКТ Его рождения, лично я буду праздновать Рождество именно 7-го января. Храни Вас Господь!

P.S. Встретили вдвоем с женой Новый Год, а теперь ждем у себя к Рождеству детей, внука и близких родственников – такая у нас давно сложившаяся и очень ценная для нашей семьи традиция.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Ведь нигде в Священном Писании не указана точная дата рождения Иисуса Христа.
Это понятно. Просто первое - хотелось бы праздновать с остальным христианским миром в один день, и второе - григорьевское нововведение лишь уточняет юлианский календарь. 22-25 декабря - дни, когда планета возвращается к свету, дни становятся длиннее. В этот день как раз очень логично праздновать Рождество Спасителя.
 
Кстати, для католиков Рождество Христово является самым важным праздником, тогда как для православных главным праздником всегда был и, несомненно, останется День Воскресения Господа
Анатолий, меня эта фраза смутила, и я спросила у знакомого католика - он сказал, что конечно же Пасха главный праздник, тут и говорить не о чем.
 
Крещён в Православии
Анатолий, меня эта фраза смутила, и я спросила у знакомого католика - он сказал, что конечно же Пасха главный праздник, тут и говорить не о чем.
Мир Вам! Мне длительное время довелось прожить в Португалии. Могу с уверенностью сказать, что португальцы более благоговейно, более тщательно и с большим воодушевлением относятся к Рождеству, чем к Пасхе.

"И что касается Пасхи, то немцы уделяют ей довольно большое внимание. Конечно, в любой европейской стране главный праздник – это Рождество. Но и пасхальные мероприятия имеют ничуть не менее яркий колорит"
. Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/paskha/u-katolikov.html , раздел "Пасха в Германии".

"Рождение Христа для католиков – самый важный религиозный праздник в календаре. Для Запада рождение Христа – самый важный религиозный праздник в календаре, а для Востока важнее Пасха – день Воскресения Господня". См. https://www.segodnya.ua/lifestyle/f...nvarya-v-chem-raznica-prazdnikov-1101208.html .

"Если в западной традиции можно усмотреть акцент на Рождество (и, соответственно, говорить о рождественском архетипе), то в традиции Восточной Церкви празднование Воскресения остается главным праздником... См. http://www.taday.ru/text/155450.html .


Я это берусь утверждать, исходя из собственных наблюдений. Официально по статусу Пасха для католиков, возможно, и не менее значима, но Рождество, несомненно, празднуется с большим размахом и подготовка к Рождеству у католиков начинается почти за месяц до начала празднования. Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Я это берусь утверждать, исходя из собственных наблюдений. Официально по статусу Пасха для католиков, возможно, и не менее значима, но Рождество, несомненно, празднуется с большим размахом и подготовка к Рождеству у католиков начинается почти за месяц начала празднования. Храни Вас Господь!
У меня не открывается вторая ссылка, но первая и третья - это православные сайты. Лучше искать там про православные традиции. Я зашла на межконфессиональный сайт, и вот что там написано: "Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников — Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю." https://www.calend.ru/holidays/katolic/
И на католический: "Па́сха (греч. πάσχα, от ивр. פסח‎ песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года." и "Рождество́ Христо́во — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа." - http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=483
Поэтому я спросила именно у католика, причём служащего в храме и знающего богословие. Про пышность Рождества я так и подумала, что именно яркость посреди зимы, пышность может создавать впечатление того, что оно более важно. Но - это же просто внешняя сторона, которой захвачены и неверующие - красивая традиция, подарки, ёлка, носки с подарками, адвент-календарь. Всеобщий, детский, радостный - как и Новый Год.
Так же как у нас в Страстной Четверг многие моют окна и дом, потому что для них - акцент на том, что это "Чистый Четверг". Народное такое...
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Что вам не ясно? Государство под руководством В.И. Ленина перешло на новый календарь. Церковь никуда не переходила и осталась на старом, дореволюционном. Церковь как праздновала, так и продолжает праздновать 25 декабря, но по старому стилю. А аргументы о том, что Церковь как послушная собачка должна скакать за мирскими скачками - ну никак не выдерживают критики. А если завтра мир примет решение, что летоисчисление от Рождества Христова - вообще нетолерантно и противоречит права мусульман и атеистов, и опять скакнет куда-то - что, Церковь тоже должна скакать?
Ну и вам уже сказали словами блаженнейшего владыки Онуфрия - маленькие изменения свидетельствуют о глубоком внутреннем колебании в Вере, такие люди и в других вещах будут готовы перешагнуть через традиции, а со временем - и через Церковь. Это, кстати, касается и языка богослужения и проч. и проч. И это уже не теория - смотрим внимательно на стамбульский патриархат, который был родоначальнком этих реформ в Православии - где он сейчас.
Я еще слышал такое - любое изменение в Церкви должно исходить из соображений спасения душ верующих. Если реформа не дает ничего для этой цели - она превращается в реформу ради реформы, суть выплеск гордыни реформаторов и отсутствие смирения.
Согласен!
Как начнут реформировать, то ничего от нынешней Церкви и не останется, кроме названия. Мы это видим уже на западных псевдохристианских религиозных организациях.
 
Крещён в Православии
Как начнут реформировать, то ничего от нынешней Церкви и не останется, кроме названия. Мы это видим уже на западных псевдохристианских религиозных организациях.
Хотя да, многое было бы хорошо, если б реформировали. Просто нужно подстраиваться под общество. А так, когда не придешь в храм, священников никогда нет, если у человека больные ноги сесть во время всенощной у него не получится, и приходит весь истощенный и света белого не видит от боли, тогда как у католиков спокойно все сидят и молятся Богу. Да и много другого хотелось бы, чтоб реформировали, не буду уже писать.
 
Святая Русь
Православный христианин
Хотя да, многое было бы хорошо, если б реформировали. Просто нужно подстраиваться под общество. А так, когда не придешь в храм, священников никогда нет, если у человека больные ноги сесть во время всенощной у него не получится, и приходит весь истощенный и света белого не видит от боли, тогда как у католиков спокойно все сидят и молятся Богу. Да и много другого хотелось бы, чтоб реформировали, не буду уже писать.
Это не реформы, это просто человечное отношение к людям. Пока жив был мой отец, то в храм мы ходили вместе. Он был с палочкой (болела нога и поясница). Немного стоял, потом мог немного присесть на скамеечке, стоявшей вдоль стен. В общем, никаких проблем для пожилого человека в том храме не было. И священник всегда был дежурный. Да и настоятеля не составляло труда найти. Отец 2,5 года лежал перед смертью и его каждый месяц приезжали исповедовать священники. Короче говоря, никаких реформ ни вероучения, ни иерархической структуры церкви или богослужебного уклада не нужно. Важно внимательное отношение. Отец был всем доволен.
 
Последнее редактирование:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
"Оправославился" Ваш знакомый католик :)
Анатолий прав.
Я привела цитаты с католического сайта. Просто католичество и православие не так далеки, как думают некоторые :). Для христиан всех мастей главное - Пасха, а вот сильно отличающиеся Свидетели отмечают "смерть Иисуса Христа". o_O
 
Последнее редактирование:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Казахстан. Семей
Православный христианин
Хотя да, многое было бы хорошо, если б реформировали. Просто нужно подстраиваться под общество. А так, когда не придешь в храм, священников никогда нет, если у человека больные ноги сесть во время всенощной у него не получится, и приходит весь истощенный и света белого не видит от боли, тогда как у католиков спокойно все сидят и молятся Богу. Да и много другого хотелось бы, чтоб реформировали, не буду уже писать.
Переформатировать Церковь под себя - голубая мечта всех теплохладных, суть же всех реформ - уничтожить Священное Предание.

Апостол Павел:
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим.

2-е послание Фессалоникийцам 2:15 – 2Фес 2:15:
 
В Священном Предании же нет конкретной даты ни одного события, кроме Пасхи. У них вообще календарь другой был (и есть).
"Еще в III веке, по свидетельству Климента Александрийского, Рождество Христово на Востоке праздновалось в один день с праздником Крещения Господня, 6 января. На Западе же Рождество справляли 25 декабря. С IV века и в Восточной части Римской Империи Церковь решила отделить праздник Рождества Христова от Крещения и согласно римской традиции стала отмечать Рождество Спасителя 25 декабря. Эту традицию вводят в своих церквях такие святые, как Василий Великий (в Кесарии Каппадокийской), Григорий Богослов (в Константинополе), Иоанн Златоуст (в Антиохии)...
Почему же до IV века существовали разные традиции относительно даты Рождества Христова? По словам того же Климента Александрийского, одни полагали это событие 20 мая, другие – 10 или 6 января, третьи приурочивали его к 25 или 28 марта. А в Римской Церкви этот вопрос решили в пользу 25 декабря.
Как же так? Неужели предания, идущие от апостолов и Марии Девы, не сохранили для нас такой важной, с сегодняшней точки зрения, даты? А дело просто в том, что для древнего ближневосточного общества день рождения человека не был столь важным событием. Он даже не фиксировался за ненадобностью...
И что же? Как нам относиться к тому, что даже внутри православного мира появились две даты празднования Рождества Христова?
Наша Церковь прямо ответила на этот вопрос в декабре 1998 года на заседании Священного Синода. В постановлении было сказано, что в русской церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. Но при этом противопоставлять одно Рождество другому – бессмысленно, ведь мы празднуем не «день календаря», а евангельское событие – рождение Спасителя мира Иисуса Христа. Поэтому употребление термина «католическое» или «православное» Рождество некорректно – это общий христианский праздник." https://azbyka.ru/rozhdestvo-hristovo-v-evangelii-i-v-istorii
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Не исключено, что на Западе так сложилось, что Рождество празднуется с бОльшим размахом, чем Пасха из чисто меркантильных соображений. Пасха весной, когда можно уже было работать на земле, а Рождество зимой - вынужденный отпуск у крестьян.
 
Крещён в Православии
Не исключено, что на Западе так сложилось, что Рождество празднуется с бОльшим размахом, чем Пасха из чисто меркантильных соображений. Пасха весной, когда можно уже было работать на земле, а Рождество зимой - вынужденный отпуск у крестьян.
Мир Вам! Честно говоря, я хотел отдельно остановиться на этом моменте, но тут наметился определенный "оффтоп", связанный, в моем понимании, с "прививкой лозы христианства" к "корням язычества" на соответствующих территориях. Это, по-моему, отдельная весьма обширная тема, я где-то вскользь ее коснулся, однако не стал дальше развивать, поскольку не владею необходимой информацией и достаточно обоснованной аргументацией. Храни Вас Господь!
 
Святая Русь
Православный христианин
связанный, в моем понимании, с "прививкой лозы христианства" к "корням язычества" на соответствующих территориях
Только отпавшую ветвь христианства можно прививать к корню язычества. Сейчас, мне кажется, тоже есть такой соблазн: оторвав отдельные ветви христианства от православного предания, привить их к нехристианскому корню.

Церковная история преподает нам любопытные уроки. Когда Византию будоражили ереси, не раз римские папы вступались за православных, отстаивая православие. Казалось, что вот тут уж истина никогда не поколеблется. И тут раз - и сам Рим отпал от православия, да так, что уже никто не смог ему помочь.

Константинополь, второй Рим, более 1000 лет хранил православие, несмотря на бушующие ереси, все же устоял. Устоял и тогда, когда Рим отпал от православия. А потом вдруг сокрушительные поражения перед мусульманами, да такие, что уже почти 600 лет восстать не может. Некоторые исследователи считают, что причина - толерантность к ересям ради укрепления государства. Это сильно прогневило Бога.

Москва - третий Рим. Сначала набирает силу, развивается. Но тут Петр I ставит Церковь на службу государству, подчиняя церковные интересы государственным. Сначала невиданное развитие государства, но затем сокрушительное падение и государства и Церкви. Богу это оказалось неугодным.

Это я к тому, что не надо расслабляться. "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть..." (1Кор.10:12). И не надо в угоду мирским видам приносить в жертву Писание и Предание. Мы уже видим из истории, чем это обернулось для таких церквей и таких государств.

Календарь, может, дело и не самое важное, но, как сказал владыка Онуфрий, модернисты-реформаторы на календаре не остановятся. Им только дай малюсенькую лазеечку... Это буде прием "нога в дверь".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
"И что же? Как нам относиться к тому, что даже внутри православного мира появились две даты празднования Рождества Христова?
Наша Церковь прямо ответила на этот вопрос в декабре 1998 года на заседании Священного Синода. В постановлении было сказано, что в русской церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. Но при этом противопоставлять одно Рождество другому – бессмысленно, ведь мы празднуем не «день календаря», а евангельское событие – рождение Спасителя мира Иисуса Христа. Поэтому употребление термина «католическое» или «православное» Рождество некорректно – это общий христианский праздник."
Мир Вам! Так и я о том же. Еще раз акцентирую внимание на том, для меня не имеет большого значения ДАТА рождения Спасителя, но безоговорочно важен сам ФАКТ Его рождения. Католики, как я упоминал, официально (по статусу) признают Пасху не менее важным событием, чем Рождество, но внешнее отношение к Рождеству (так сказать, "антураж") у них более акцентировано, чем отношение к Воскресению Христову. Православные (и я в том числе) считают Пасху важнейшим христианским праздником. Поэтому я также считаю некорректными понятия "православное Рождество" и "католическое Рождество", - лично мне это несколько режет слух. Тут, по-моему, столкнулись "православность" и "католичество" в своих взаимных неприятиях-разделениях, а вот Православие и Католицизм должны все-таки решить свои споры-разномыслия, дабы открылись между ними искусные (отдельная тема). Конфессии, на мой взгляд, должны определяться с постоянно возникающими между ними разномыслиями без взаимных оскорблений и проявления нетерпимости, и не допускать, чтобы разномыслия превращались в разделения, а затем в расколы с полным обоюдным неприятием. К сожалению, взаимопонимание пока что не наблюдается в отношениях между христианскими конфессиями, а сатана только и рад все большему углублению пропасти между христианами, - "разделяй, раскалывай и властвуй"!

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами РАЗДЕЛЕНИЙ, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть СПОРЫ. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве РАЗДЕЛИОСЯ Христос?", см. https://azbyka.ru/biblia/?1Cor.1:10-1:13 .


"Ибо надлежит быть и РАЗНОМЫСЛИЯМ между вами, дабы открылись между вами искусные", см. https://azbyka.ru/biblia/?1Cor.11:19 .

Храни Вас Господь!
 
Не исключено, что на Западе так сложилось, что Рождество празднуется с бОльшим размахом, чем Пасха из чисто меркантильных соображений. Пасха весной, когда можно уже было работать на земле, а Рождество зимой - вынужденный отпуск у крестьян.
Как можно видеть по дореволюционным источникам, до революции и в России Рождество пышно отмечалось.
 
Сверху