Креационизм для детей

Православный христианин
По-моему здесь нет никаких парадоксов. Относительно других тел у данного тела может существовать только орбитальный момент вращения. А если мы раскручиваем корабль, у него возникает собственный момент вращения, который не связан с другими телами и не отсчитывается от них. Так электрон обладает спином вне зависимости от того, "вращается" ли он по "орбите" внутри атома, или летит по прямой внутри кинескопа.
И только в момент раскрутки корабля возникает относительное движение, потому что момент импульса формируется за счёт момента силы реактивных двигателей.
Нет, потому что в классической механике, СТО и ОТО величина момента импульса зависит от СК. В СК вращающейся вместе с телом момент импульса равен нулю. У тел нет никакого "собственного" момента импульса независимого от СК. В этом отличие от квант. механики где спин не зависит от СК (это одна из несовместимостей КМ и ОТО).
 
Православный христианин
Согласен с Олегом, хотелось бы уточнить, вопрос то обсуждаемый, или ваши размышления? Если такая проблема всерьез поставлена, тут что то совсем уже плохо с ОТО было бьы)) Софистика какая-то. А вообще отражает саму суть всего спора, насколько все же относительно ЛЮБОЕ движение. Получается что нет
Это известная и до сих пор нерешенная проблема. В ОТО есть гипотеза что инерционные поля (в том числе и центробежной силы) создаются всей массой вселенной. Это значит что при отсутствии вселенной не будет и силы инерции, то есть на вращающемся корабле в пустой вселенной не будет ц.б. сылы. Это эквивалентно отсутствию инерционной массы в пустой вселенной. Но многие это оспаривают и вопрос до сих пор нерешён, тем более что экспериментально проверить это невозможно. Вот ссылки, вторая от 2023
On the origin of inertia
The origin of inertia and the nature of the inertial rest mass
Is There a Resting Frame in Universe?

В сущности эти обсуждения сводятся к вопросу имеет ли пространство-время собственную "истинную" (абсолютную) СК независимо от вселенной. ОТО основана на (гипотетическом) постулате что такой абсолютной СК не существует. Но при этом при наличии вселенной возможно существует "привилегированная" СК привязанная к центру тяжести вселенной (при условии конечности и незамкнутости вселенной, хотя эта СК экспериментально необнаружима), и существование такой "привилегированнoй" СК не противоречит ОТО.

 
Последнее редактирование:
Православный христианин
насколько можно дробить материю? Атомы, ядра атомов, электроны, протоны, нейтроны, кварки - до бесконечности можно дробить и измельчать? Тоже вопрос.
Да вроде как уже не вопрос, до бесконечности дробить нельзя. Уже кварки вроде как существуют по набору физико-математических признаков, но существуют только внутри некоторых элементарных частиц, как факторы их внутренней гармонии, а сами по себе не существуют. Ну а про дробление электрона и речи нет.
Судя по всему, материальный мир ограничен и "сверху", и "снизу", то есть Вселенная не бесконечна на макроуровне и не бесконечно делима на микроуровне.
 
Оренбург
Православный христианин
Уже кварки вроде как существуют по набору физико-математических признаков, но существуют только внутри некоторых элементарных частиц, как факторы их внутренней гармонии, а сами по себе не существуют. Ну а про дробление электрона и речи нет.
И про атомы так думали.
 
Оренбург
Православный христианин
Судя по всему, материальный мир ограничен и "сверху", и "снизу", то есть Вселенная не бесконечна на макроуровне и не бесконечно делима на микроуровне.
Судя по чему? Я не вижу такого. Вдруг, вся наша вселенная находится внутри электрона или кварка в другой вселенной? И наоборот: внутри каждого электрона или кварка в нашей вселенной находятся другие вселенные.
 
Православный христианин
Но вот вопрос на засыпку показывающий что не все так однозначно в ОТО. Если представить что есть только одно тело во вселенной (косм. корабль), то как определить крутится оно или нет если нет никаких других ориентиров? И если его раскрутить (например с помощью поворотных двигателей), то появится ли центробежная сила? И если появится то почему и откуда, если невозможно определить крутится оно или нет (т.к. нет ничего по отношению к чему он мог бы крутиться)? А если не появится, то как обьяснить ускоренное движение предметов во вращающемся корабле при отсутствии любых неинерцальных и гравитационных полей? (Я сам не знаю ответа)
Нужно отказаться от употребления слова "крутится" без указания о том, относительно чего крутится, как от неприличного. Прилично: крутится относительно того-то, неприлично: (просто) крутится. Потому что, если сказал просто "крутится", то сразу же и приврал, ведь само относительно себя никакое тело не крутится. Не определен и смысл высказывания "движение самого по себе", это рудименты абсолютизации того, что имеет смысл только в отношении одного к другому. Ведь нельзя же например говорить просто "яблоко вкуснее". Вкуснее чем что? Бывает только относительно вкуснее, а просто сказать "вкуснее" - бессмысленное высказывание. Нужно перейти на тот язык, грамматика которого не позволяет сказать просто "крутится", нет такой абсолютной формы глагола, а есть только относительная "крутится относительно того-то".

Нет возможности ни узнать о движении самого по себе тела, ни найти смысл в выражении "его движение" или "его кручение" если нет других тел. Если есть только один космический корабль, то сам по отношению себя он не меняет положение в пространстве. Однако, если в нем еще есть и предметы, то кое-что меняется.

Предмет П поменял свое положение относительно корабля К, или иными словами корабль поменял свое положение относительно предмета. Имеется движение К относительно П и П относительно К. Может быть есть даже ряд предметов П1...П100, и все они подобным образом движутся относительно К. Допустим, стены корабля покрашены в разные цвета и, например, все П1..П100 перемещаются относительно К к красной стене К. Тогда мы можем создать теорию Т1, что все тела в корабле притягиваются к красной стене. Мир познан, мы довольные, отдыхаем с чувством выполненного долга. Если потом вдруг обнаруживается, что некоторые предметы П100..П200, иногда, способны двигаться относительно К но не к красной стене, а в направлении к синей; а другие по прежнему к красной, а некоторые по сложной траектории - начинают к красной, потом поворачивают к синей. Что это?! Тогда мы можем дополнить теорию Т1, и создать теорию Т2. Которая вводит понятие "синического заряда" - особое свойство тел, физическая величина, показывающая способность некоторых тел вступать в синическое взаимодействие, под воздействием которого оно направляется к синей стене. Открытое нами явление природы назовем синичеством. Притяжение к красной стене, описанное теорией Т1, накладывается на открытое нами синичество, создавая сложные формы движения предметов относительно К. Вновь мир познан, мы удовлетворены, отдыхаем с чувством восстановленного порядка. Но потом открываются еще другие движения относительно К, и еще, и еще. Которые мы объясняем открытием зеленического заряда, обнаружением желтостремительных сил и их полей, оранжевацией, коричнерцией, фиолетовой запутанностью и т.д. и т.п. Для всех этих явлений мы ввели определения. Мы создали теорию Т100500. Мир в какой-то степени приоткрыл нам кое-что, мы надеемся какое-то время пребывать в покое, с чувством прогресса научного знания. Потом появляется какой-то теоретик Пупкин, который говорит. Братцы, вот у вас очень много теорий накопилось, взгляд на мир усложнился. А я предлагаю научную революцию: и сам корабль К движется относительно точки Ц, которая раньше считалась просто предметом П167, и все остальные предметы и сам корабль, тоже, под действием пяти уравнений Пупкина. Тогда все описывается проще и лучше, даже многое чего раньше и знать не знали. Так что теперь - всё, точно. Мир снова познан! Он не К-центрический, а Ц-центрический, и это над ценить. В школах теперь начинаем шельмовать К-центрическую теорию, и топить за Пупкинизм и Ц-центризм. Вы всё еще думаете, что-то движется относительно К? Ха-ха-ха, отсталые дураки! Это движение относительно К - лишь видимое движение. Истинное же движение - то которое относительно Ц. Но после Пупкина приходит Шлюпкин, который утверждает, что лучше и наследие Пупкина дополнить, углубить, пересмотреть, перестроить.
 
Православный христианин
Нужно отказаться от употребления слова "крутится" без указания о том, относительно чего крутится, как от неприличного. Прилично: крутится относительно того-то, неприлично: (просто) крутится. Потому что, если сказал просто "крутится", то сразу же и приврал, ведь само относительно себя никакое тело не крутится. Не определен и смысл высказывания "движение самого по себе", это рудименты абсолютизации того, что имеет смысл только в отношении одного к другому. Ведь нельзя же например говорить просто "яблоко вкуснее". Вкуснее чем что? Бывает только относительно вкуснее, а просто сказать "вкуснее" - бессмысленное высказывание. Нужно перейти на тот язык, грамматика которого не позволяет сказать просто "крутится", нет такой абсолютной формы глагола, а есть только относительная "крутится относительно того-то".
В общем Вы правы, но при условии что СТО-ОТО верны в своей гипотезе об отсутствии абсолютной СК. В данном примере мы говорили что корабль "раскрутился" относительно состояния до включения двигателей.
Нет возможности ни узнать о движении самого по себе тела, ни найти смысл в выражении "его движение" или "его кручение" если нет других тел. Если есть только один космический корабль, то сам по отношению себя он не меняет положение в пространстве. Однако, если в нем еще есть и предметы, то кое-что меняется.

Предмет П поменял свое положение относительно корабля К, или иными словами корабль поменял свое положение относительно предмета. Имеется движение К относительно П и П относительно К. Может быть есть даже ряд предметов П1...П100, и все они подобным образом движутся относительно К. Допустим, стены корабля покрашены в разные цвета и, например, все П1..П100 перемещаются относительно К к красной стене К. Тогда мы можем создать теорию Т1, что все тела в корабле притягиваются к красной стене. Мир познан, мы довольные, отдыхаем с чувством выполненного долга. Если потом вдруг обнаруживается, что некоторые предметы П100..П200, иногда, способны двигаться относительно К но не к красной стене, а в направлении к синей; а другие по прежнему к красной, а некоторые по сложной траектории - начинают к красной, потом поворачивают к синей. Что это?! Тогда мы можем дополнить теорию Т1, и создать теорию Т2. Которая вводит понятие "синического заряда" - особое свойство тел, физическая величина, показывающая способность некоторых тел вступать в синическое взаимодействие, под воздействием которого оно направляется к синей стене. Открытое нами явление природы назовем синичеством. Притяжение к красной стене, описанное теорией Т1, накладывается на открытое нами синичество, создавая сложные формы движения предметов относительно К. Вновь мир познан, мы удовлетворены, отдыхаем с чувством восстановленного порядка. Но потом открываются еще другие движения относительно К, и еще, и еще. Которые мы объясняем открытием зеленического заряда, обнаружением желтостремительных сил и их полей, оранжевацией, коричнерцией, фиолетовой запутанностью и т.д. и т.п. Для всех этих явлений мы ввели определения. Мы создали теорию Т100500. Мир в какой-то степени приоткрыл нам кое-что, мы надеемся какое-то время пребывать в покое, с чувством прогресса научного знания. Потом появляется какой-то теоретик Пупкин, который говорит. Братцы, вот у вас очень много теорий накопилось, взгляд на мир усложнился. А я предлагаю научную революцию: и сам корабль К движется относительно точки Ц, которая раньше считалась просто предметом П167, и все остальные предметы и сам корабль, тоже, под действием пяти уравнений Пупкина. Тогда все описывается проще и лучше, даже многое чего раньше и знать не знали. Так что теперь - всё, точно. Мир снова познан! Он не К-центрический, а Ц-центрический, и это над ценить. В школах теперь начинаем шельмовать К-центрическую теорию, и топить за Пупкинизм и Ц-центризм. Вы всё еще думаете, что-то движется относительно К? Ха-ха-ха, отсталые дураки! Это движение относительно К - лишь видимое движение. Истинное же движение - то которое относительно Ц. Но после Пупкина приходит Шлюпкин, который утверждает, что лучше и наследие Пупкина дополнить, углубить, пересмотреть, перестроить.
Ну да, так и происходит в науке, мы просто ищем мат. модели наиболее точно описывающие опытные факты в процессе последовательных приближений. Так же когда-нибудь СТО-ОТО будет заменена на квантовую гравитацию и не известно сохранится ли при этом принцип относительности.
 
Православный христианин
Земля движется вокруг Солнца. Но и Солнце вместе с Землёй движется вокруг центра галактики, а сама галактика куда-то летит от точки большого взрыва.
Т.е. в вопросах космологии Святым отцам «дозволительно» ошибаться, а в вопросах теории эволюции нет? Вот это логика!

Вообще-то Все святые отцы (до Коперника, а еще точнее до Фуко) были однозначны по поводу неподвижности Земли.

Григорий Палама: «Вокруг неподвижной земли, как бы около неподвижного центра, Он расположил высочайшим кругом вечно движущееся небо, премудро соединив землю и небо средними [областями], чтобы тот же самый мир пребывал одновременно и в покое, и в движении» [Сто пятьдесят глав. ч.1. п.22.]

Григорий Нисский: «Солнце совершает течениесвое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, Земля же стоит (Еккл. 1, 4), и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается. (… ) Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: обходит окрест) » [Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 1. Гл. 1. ст.1-11]

Иоанн Златоуст: «Его-то (Солнца) красоту изображая, блаженный пророк говорит: и оно, как жених, исходящий из чертога своего, радуется, как исполин, бежит путь свой. От края небес исход его, и спуск его до края небес (Пс. 18:6, 7). Видишь, как Давид изобразил и красоту и быстроту движения Солнца? Словами: от края небес исход его, и спуск его до края небес Давид показал нам, как Солнце мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои». [Творения Иоанна Златоуста. Т. 4. Кн. 1, стр. 44.]

«Так ведь и помешанные думают, что ничто на своем месте не стоит; но это происходит не в предметах видимых, а в воспринимающих их глазах. Они сами стоят нетвердо и страдают головокружением, потому и думают, что земля вертится вокруг них, между тем как она не вертится, а стоит твердо; такая безумная мысль происходит от их собственной порчи, а не от порчи внешнего мира» [Толкование на Первое послание к Титу, глава 3]

Василий Великий: «Солнечный же год есть возвращение солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак».

«Но мы видим, что великая премудрость Правителя вселенной переводит солнце из одного места в другое, чтобы оно, оставаясь всегда в одном месте, не расстраивало порядка избытком теплоты. Напротив того, во время зимнего поворота, уводит солнце в южную часть неба, потом перемещает в равноденственные знаки, и оттуда, во время летнего поворота, ведет на север, так что чрез постепенное перехождение солнца соблюдается на земной окружности благорастворение». [Творения Василия Великого. Т. 1. СПб. 1911]

Афанасий Великий: «Ибо мановением и силами начальственного и владычественного во вселенной Божьего и Отчего Слова вращается небо, движутся звезды, является солнце,круговращается луна, освещается солнцем воздух, согревается эфир, дуют ветры, горы возносят вершины свои в высоту, море волнуется и питает в себе живые твари, земля, пребывая неподвижною, приносит плоды, человек образуется, живет и потом умирает; одним словом, все одушевляется и движется, огонь горит, вода прохлаждает, источники струятся, реки наводняются, годы и времена года протекают, падают дожди, скопляются облака, идет град, отвердевают снег и лед, летают птицы, пресмыкаются гады, плавают живущие в водах, море носит на себе корабли, земля засевается, и в определенное время покрывается зеленью, произращает дерева, иное обновляется, иное зреет, иное же, достигнув совершенного возраста, стареет и умирает, одно исчезает, другое родится и появляется».

«Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнцаи луны, на положения и круговращения прочих звезд, совершающиеся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии соблюдается звездами одинаковый порядок, — кто не придет к той мысли, что не сами себя привели они в устройство, но есть иной приводящий их в устройство Творец? И взирая на восходящее ежедневно солнце, на луну, являющуюся ночью, по неизменному закону, совершенно в равное число дней, убывающую и возрастающую, также на звезды, из которых одни блуждают и разнообразно изменяют свое течение, а другие движутся в неуклонном направлении, — кто не составит себе такого понятия, что, без сомнения, есть правящий ими Создатель?»

«Солнце обращается вместе со всем небом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать». [Слово на язычников, Афанасий Великий]

Августин Иппонийский: «Два светила, большее и меньшее, принадлежат к числу блуждающих… Каждое из блуждающих светил имеет свою собственную окружность, или круговращение».

«Или же не установил-ли тогда Бог разделения между днем и ночью другого рода, т.е. между формою, которую Он напечатлевал на безформенной материи, и между безформенною материей, которая еще подлежала образованию и форме; между тем, иное дело тот день и та ночь, смена которых замечается нами вследствие вращения неба и не может происходить иначе, как только с восходом и закатом солнца?»

«О каких временах говорит он, на это он указывает также и прибавлением выражения: и во дни, и в лета, так что дни происходят вследствие вращения неподвижных звезд, а годы — известные нам тогда, когда солнце проходит свой звездный круг, менее же известные — когда каждое из движущихся светил проходит путь по своим окружностям».

«Ибо солнце проходит свой круг в течение года, а луна — в течение месяца, т. е. настолько, говорят, скорее, насколько они находятся ниже, так что месту их в пространстве соответствует продолжительность времени круговращения их». [Творения блаж. Августина. Ч. 7. Киев. 1912]

Беда Достопочтенный: «Мир – вселенная округлая, в виде абсолютной сферы, состоящая из неба, земли и четырех элементов: огня, которым светят звезды; воздуха, которым дышит всё живое; вод, которые держат землю, охватывая её и проникая внутрь; и самой земли, которая неподвижно висит в средней и низшей части мира, уравновешенная вращающейся вокруг неё вселенной»

«Фундаментом земле служит ее собственная устойчивость, и бездна окутывает ее как плащ. Ибо подобно тому, как место огня не может быть нигде, кроме как в огне, а место воды — только в воде и место духа — в духе, так и для земли, все части которой льнут друг к другу, не может быть иного места, кроме как в себе самой — сама природа удерживает ее там и не дает никуда упасть. Будучи расположена в центре, или на оси мира, земля — самая тяжелая [из элементов] занимает самое нижнее — срединное место среди всех творений, в то время как вода, воздух, огонь устремляются выше как по природной своей легкости. так и по положению» [Беда Достопочтенный. Книга о природе вещей. // Философия природы в античности и в средние века.]

Афинагор Афинский: «Создатель вселенной и Отец не имеет нужды ни в крови, ни в дыме, ни в благоухании цветов и курений, будучи Сам — совершеннейшее благоухание и не имея недостатка ни в чем внутри или вне. Но для Него самая большая жертва та, если мы знаем, Кто распростер и окружил небеса и, утвердил землю как центр , Кто собрал воду в моря и отделил свет от тьмы, Кто украсил эфир звездами и повелел земли производить всякие семена, Кто сотворил животных и создал человека. Если мы, признавая Бога Создателем, Который все содержит и наблюдает ведением и всеуправляющей мудростью, воздеваем к небу чистые руки, то какие еще нужны Ему жертвоприношения?» [Афинагор Афинянин Прошение о христианах, гл.26]

Феодорит Киррский: «Утвердив Землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность , и таким образом будет она стоять, пока Ему это угодно» [Псалтырь с объяснением каждого стиха блаж. Феодорита, еп. Киррского. М. 1997]

Иоанн Экзарх: «Как это повелел Творец и изначально установил, так в таком порядке они (светила) движутся без остановки, так сказать, вместе с небесным сводом совершая круговое движение, обходя и облетая с ним вокруг и создавая беспрестанное движение».

«Он дает ей вечную прочность, чтобы поддерживать ее со всех сторон и не давать ей вообще куда-либо двигаться, но сохранять ее неподвижной и никуда не отступать от первоначального положения, установленного Божьим повелением. Поэтому и пророк говорил: «Не поколеблется она во веки веков»».

«Два светила совершают свой круг, начав от одного знака и доходя до того же места. Мы видим, за сколько дней и за какой период времени, которые являются мерой времени и лет, великие светила заканчивают свой обход. Это ясно тем, кто хорошо знаком с астрономической наукой. Мы бы никогда не прилагали к церковному учению этого знания, если бы не видели, что оно хорошо подходит для понимания времени и лет, о чем изначально сказал Бог — Творец всего».

«Непостижимая и всемощная Премудрость Божья назначила и повелела солнцу совершать движение и переходить на столько мест! И когда оно доходит до экватора, то создает подобающее для хорошего климата разделение времени на дни и ночи, давая им, как братьям, равные части времени…. Оставив же все эти изменения, я рассказал только о том, что может особенно хорошо характеризовать власть Творца и показать чрезвычайное всемогущество единого Владыки и Того, Кто дал порядок всему, а именно, о том, что великие светильники, переходя с одного места на другое и снова возвращаясь по тому же пути, восходят во все годы».
 
Православный христианин
Т.е. в вопросах космологии Святым отцам «дозволительно» ошибаться, а в вопросах теории эволюции нет? Вот это логика!

Вообще-то Все святые отцы (до Коперника, а еще точнее до Фуко) были однозначны по поводу неподвижности Земли.

Григорий Палама: «Вокруг неподвижной земли, как бы около неподвижного центра, Он расположил высочайшим кругом вечно движущееся небо, премудро соединив землю и небо средними [областями], чтобы тот же самый мир пребывал одновременно и в покое, и в движении» [Сто пятьдесят глав. ч.1. п.22.]

Григорий Нисский: «Солнце совершает течениесвое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, Земля же стоит (Еккл. 1, 4), и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается. (… ) Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: обходит окрест) » [Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 1. Гл. 1. ст.1-11]

Иоанн Златоуст: «Его-то (Солнца) красоту изображая, блаженный пророк говорит: и оно, как жених, исходящий из чертога своего, радуется, как исполин, бежит путь свой. От края небес исход его, и спуск его до края небес (Пс. 18:6, 7). Видишь, как Давид изобразил и красоту и быстроту движения Солнца? Словами: от края небес исход его, и спуск его до края небес Давид показал нам, как Солнце мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои». [Творения Иоанна Златоуста. Т. 4. Кн. 1, стр. 44.]

«Так ведь и помешанные думают, что ничто на своем месте не стоит; но это происходит не в предметах видимых, а в воспринимающих их глазах. Они сами стоят нетвердо и страдают головокружением, потому и думают, что земля вертится вокруг них, между тем как она не вертится, а стоит твердо; такая безумная мысль происходит от их собственной порчи, а не от порчи внешнего мира» [Толкование на Первое послание к Титу, глава 3]

Василий Великий: «Солнечный же год есть возвращение солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак».

«Но мы видим, что великая премудрость Правителя вселенной переводит солнце из одного места в другое, чтобы оно, оставаясь всегда в одном месте, не расстраивало порядка избытком теплоты. Напротив того, во время зимнего поворота, уводит солнце в южную часть неба, потом перемещает в равноденственные знаки, и оттуда, во время летнего поворота, ведет на север, так что чрез постепенное перехождение солнца соблюдается на земной окружности благорастворение». [Творения Василия Великого. Т. 1. СПб. 1911]

Афанасий Великий: «Ибо мановением и силами начальственного и владычественного во вселенной Божьего и Отчего Слова вращается небо, движутся звезды, является солнце,круговращается луна, освещается солнцем воздух, согревается эфир, дуют ветры, горы возносят вершины свои в высоту, море волнуется и питает в себе живые твари, земля, пребывая неподвижною, приносит плоды, человек образуется, живет и потом умирает; одним словом, все одушевляется и движется, огонь горит, вода прохлаждает, источники струятся, реки наводняются, годы и времена года протекают, падают дожди, скопляются облака, идет град, отвердевают снег и лед, летают птицы, пресмыкаются гады, плавают живущие в водах, море носит на себе корабли, земля засевается, и в определенное время покрывается зеленью, произращает дерева, иное обновляется, иное зреет, иное же, достигнув совершенного возраста, стареет и умирает, одно исчезает, другое родится и появляется».

«Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнцаи луны, на положения и круговращения прочих звезд, совершающиеся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии соблюдается звездами одинаковый порядок, — кто не придет к той мысли, что не сами себя привели они в устройство, но есть иной приводящий их в устройство Творец? И взирая на восходящее ежедневно солнце, на луну, являющуюся ночью, по неизменному закону, совершенно в равное число дней, убывающую и возрастающую, также на звезды, из которых одни блуждают и разнообразно изменяют свое течение, а другие движутся в неуклонном направлении, — кто не составит себе такого понятия, что, без сомнения, есть правящий ими Создатель?»

«Солнце обращается вместе со всем небом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать». [Слово на язычников, Афанасий Великий]

Августин Иппонийский: «Два светила, большее и меньшее, принадлежат к числу блуждающих… Каждое из блуждающих светил имеет свою собственную окружность, или круговращение».

«Или же не установил-ли тогда Бог разделения между днем и ночью другого рода, т.е. между формою, которую Он напечатлевал на безформенной материи, и между безформенною материей, которая еще подлежала образованию и форме; между тем, иное дело тот день и та ночь, смена которых замечается нами вследствие вращения неба и не может происходить иначе, как только с восходом и закатом солнца?»

«О каких временах говорит он, на это он указывает также и прибавлением выражения: и во дни, и в лета, так что дни происходят вследствие вращения неподвижных звезд, а годы — известные нам тогда, когда солнце проходит свой звездный круг, менее же известные — когда каждое из движущихся светил проходит путь по своим окружностям».

«Ибо солнце проходит свой круг в течение года, а луна — в течение месяца, т. е. настолько, говорят, скорее, насколько они находятся ниже, так что месту их в пространстве соответствует продолжительность времени круговращения их». [Творения блаж. Августина. Ч. 7. Киев. 1912]

Беда Достопочтенный: «Мир – вселенная округлая, в виде абсолютной сферы, состоящая из неба, земли и четырех элементов: огня, которым светят звезды; воздуха, которым дышит всё живое; вод, которые держат землю, охватывая её и проникая внутрь; и самой земли, которая неподвижно висит в средней и низшей части мира, уравновешенная вращающейся вокруг неё вселенной»

«Фундаментом земле служит ее собственная устойчивость, и бездна окутывает ее как плащ. Ибо подобно тому, как место огня не может быть нигде, кроме как в огне, а место воды — только в воде и место духа — в духе, так и для земли, все части которой льнут друг к другу, не может быть иного места, кроме как в себе самой — сама природа удерживает ее там и не дает никуда упасть. Будучи расположена в центре, или на оси мира, земля — самая тяжелая [из элементов] занимает самое нижнее — срединное место среди всех творений, в то время как вода, воздух, огонь устремляются выше как по природной своей легкости. так и по положению» [Беда Достопочтенный. Книга о природе вещей. // Философия природы в античности и в средние века.]

Афинагор Афинский: «Создатель вселенной и Отец не имеет нужды ни в крови, ни в дыме, ни в благоухании цветов и курений, будучи Сам — совершеннейшее благоухание и не имея недостатка ни в чем внутри или вне. Но для Него самая большая жертва та, если мы знаем, Кто распростер и окружил небеса и, утвердил землю как центр , Кто собрал воду в моря и отделил свет от тьмы, Кто украсил эфир звездами и повелел земли производить всякие семена, Кто сотворил животных и создал человека. Если мы, признавая Бога Создателем, Который все содержит и наблюдает ведением и всеуправляющей мудростью, воздеваем к небу чистые руки, то какие еще нужны Ему жертвоприношения?» [Афинагор Афинянин Прошение о христианах, гл.26]

Феодорит Киррский: «Утвердив Землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность , и таким образом будет она стоять, пока Ему это угодно» [Псалтырь с объяснением каждого стиха блаж. Феодорита, еп. Киррского. М. 1997]

Иоанн Экзарх: «Как это повелел Творец и изначально установил, так в таком порядке они (светила) движутся без остановки, так сказать, вместе с небесным сводом совершая круговое движение, обходя и облетая с ним вокруг и создавая беспрестанное движение».

«Он дает ей вечную прочность, чтобы поддерживать ее со всех сторон и не давать ей вообще куда-либо двигаться, но сохранять ее неподвижной и никуда не отступать от первоначального положения, установленного Божьим повелением. Поэтому и пророк говорил: «Не поколеблется она во веки веков»».

«Два светила совершают свой круг, начав от одного знака и доходя до того же места. Мы видим, за сколько дней и за какой период времени, которые являются мерой времени и лет, великие светила заканчивают свой обход. Это ясно тем, кто хорошо знаком с астрономической наукой. Мы бы никогда не прилагали к церковному учению этого знания, если бы не видели, что оно хорошо подходит для понимания времени и лет, о чем изначально сказал Бог — Творец всего».

«Непостижимая и всемощная Премудрость Божья назначила и повелела солнцу совершать движение и переходить на столько мест! И когда оно доходит до экватора, то создает подобающее для хорошего климата разделение времени на дни и ночи, давая им, как братьям, равные части времени…. Оставив же все эти изменения, я рассказал только о том, что может особенно хорошо характеризовать власть Творца и показать чрезвычайное всемогущество единого Владыки и Того, Кто дал порядок всему, а именно, о том, что великие светильники, переходя с одного места на другое и снова возвращаясь по тому же пути, восходят во все годы».


Священник. Церковь же не смущается тем, что у некоторых святых встречаются устаревшие или ошибочные взгляды на природу и устройство мира по причине их доверия тем научным положениям, которые в их время казались несомненными. К примеру, св. Василий Великий верил, что «срубленные и обожженные сосны превращались в дубы»,34 а преп. Иоанн Дамаскин не соглашался с утверждением, что «солнце во много раз более земли» на основании того, что «святые отцы считают его равным земле».35

Духовник. Как говорится, глупо требовать «строгого исповедания в вещах для святости бесполезных».36

 
Православный христианин
Через св. Писание, через согласие святых отцов, Бог сообщает людям откровение об абсолютной истине. Которую, однако, люди видят еще как через мутное стекло. Ведь нужен ум Христов, чтобы уразуметь получше.
А научное - поверхностное построение людей, которое и с грязным умом постигаемо, да только скороменяющееся в суете сует, и которому до истины так далеко, что порядочные работники науки на истину даже не претендуют.
 
Православный христианин
Т.е. в вопросах космологии Святым отцам «дозволительно» ошибаться, а в вопросах теории эволюции нет? Вот это логика!

Вообще-то Все святые отцы (до Коперника, а еще точнее до Фуко) были однозначны по поводу неподвижности Земли.

Григорий Палама: «Вокруг неподвижной земли, как бы около неподвижного центра, Он расположил высочайшим кругом вечно движущееся небо, премудро соединив землю и небо средними [областями], чтобы тот же самый мир пребывал одновременно и в покое, и в движении» [Сто пятьдесят глав. ч.1. п.22.]

Григорий Нисский: «Солнце совершает течениесвое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, Земля же стоит (Еккл. 1, 4), и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается. (… ) Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: обходит окрест) » [Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 1. Гл. 1. ст.1-11]

Иоанн Златоуст: «Его-то (Солнца) красоту изображая, блаженный пророк говорит: и оно, как жених, исходящий из чертога своего, радуется, как исполин, бежит путь свой. От края небес исход его, и спуск его до края небес (Пс. 18:6, 7). Видишь, как Давид изобразил и красоту и быстроту движения Солнца? Словами: от края небес исход его, и спуск его до края небес Давид показал нам, как Солнце мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои». [Творения Иоанна Златоуста. Т. 4. Кн. 1, стр. 44.]

«Так ведь и помешанные думают, что ничто на своем месте не стоит; но это происходит не в предметах видимых, а в воспринимающих их глазах. Они сами стоят нетвердо и страдают головокружением, потому и думают, что земля вертится вокруг них, между тем как она не вертится, а стоит твердо; такая безумная мысль происходит от их собственной порчи, а не от порчи внешнего мира» [Толкование на Первое послание к Титу, глава 3]

Василий Великий: «Солнечный же год есть возвращение солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак».

«Но мы видим, что великая премудрость Правителя вселенной переводит солнце из одного места в другое, чтобы оно, оставаясь всегда в одном месте, не расстраивало порядка избытком теплоты. Напротив того, во время зимнего поворота, уводит солнце в южную часть неба, потом перемещает в равноденственные знаки, и оттуда, во время летнего поворота, ведет на север, так что чрез постепенное перехождение солнца соблюдается на земной окружности благорастворение». [Творения Василия Великого. Т. 1. СПб. 1911]

Афанасий Великий: «Ибо мановением и силами начальственного и владычественного во вселенной Божьего и Отчего Слова вращается небо, движутся звезды, является солнце,круговращается луна, освещается солнцем воздух, согревается эфир, дуют ветры, горы возносят вершины свои в высоту, море волнуется и питает в себе живые твари, земля, пребывая неподвижною, приносит плоды, человек образуется, живет и потом умирает; одним словом, все одушевляется и движется, огонь горит, вода прохлаждает, источники струятся, реки наводняются, годы и времена года протекают, падают дожди, скопляются облака, идет град, отвердевают снег и лед, летают птицы, пресмыкаются гады, плавают живущие в водах, море носит на себе корабли, земля засевается, и в определенное время покрывается зеленью, произращает дерева, иное обновляется, иное зреет, иное же, достигнув совершенного возраста, стареет и умирает, одно исчезает, другое родится и появляется».

«Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнцаи луны, на положения и круговращения прочих звезд, совершающиеся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии соблюдается звездами одинаковый порядок, — кто не придет к той мысли, что не сами себя привели они в устройство, но есть иной приводящий их в устройство Творец? И взирая на восходящее ежедневно солнце, на луну, являющуюся ночью, по неизменному закону, совершенно в равное число дней, убывающую и возрастающую, также на звезды, из которых одни блуждают и разнообразно изменяют свое течение, а другие движутся в неуклонном направлении, — кто не составит себе такого понятия, что, без сомнения, есть правящий ими Создатель?»

«Солнце обращается вместе со всем небом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать». [Слово на язычников, Афанасий Великий]

Августин Иппонийский: «Два светила, большее и меньшее, принадлежат к числу блуждающих… Каждое из блуждающих светил имеет свою собственную окружность, или круговращение».

«Или же не установил-ли тогда Бог разделения между днем и ночью другого рода, т.е. между формою, которую Он напечатлевал на безформенной материи, и между безформенною материей, которая еще подлежала образованию и форме; между тем, иное дело тот день и та ночь, смена которых замечается нами вследствие вращения неба и не может происходить иначе, как только с восходом и закатом солнца?»

«О каких временах говорит он, на это он указывает также и прибавлением выражения: и во дни, и в лета, так что дни происходят вследствие вращения неподвижных звезд, а годы — известные нам тогда, когда солнце проходит свой звездный круг, менее же известные — когда каждое из движущихся светил проходит путь по своим окружностям».

«Ибо солнце проходит свой круг в течение года, а луна — в течение месяца, т. е. настолько, говорят, скорее, насколько они находятся ниже, так что месту их в пространстве соответствует продолжительность времени круговращения их». [Творения блаж. Августина. Ч. 7. Киев. 1912]

Беда Достопочтенный: «Мир – вселенная округлая, в виде абсолютной сферы, состоящая из неба, земли и четырех элементов: огня, которым светят звезды; воздуха, которым дышит всё живое; вод, которые держат землю, охватывая её и проникая внутрь; и самой земли, которая неподвижно висит в средней и низшей части мира, уравновешенная вращающейся вокруг неё вселенной»

«Фундаментом земле служит ее собственная устойчивость, и бездна окутывает ее как плащ. Ибо подобно тому, как место огня не может быть нигде, кроме как в огне, а место воды — только в воде и место духа — в духе, так и для земли, все части которой льнут друг к другу, не может быть иного места, кроме как в себе самой — сама природа удерживает ее там и не дает никуда упасть. Будучи расположена в центре, или на оси мира, земля — самая тяжелая [из элементов] занимает самое нижнее — срединное место среди всех творений, в то время как вода, воздух, огонь устремляются выше как по природной своей легкости. так и по положению» [Беда Достопочтенный. Книга о природе вещей. // Философия природы в античности и в средние века.]

Афинагор Афинский: «Создатель вселенной и Отец не имеет нужды ни в крови, ни в дыме, ни в благоухании цветов и курений, будучи Сам — совершеннейшее благоухание и не имея недостатка ни в чем внутри или вне. Но для Него самая большая жертва та, если мы знаем, Кто распростер и окружил небеса и, утвердил землю как центр , Кто собрал воду в моря и отделил свет от тьмы, Кто украсил эфир звездами и повелел земли производить всякие семена, Кто сотворил животных и создал человека. Если мы, признавая Бога Создателем, Который все содержит и наблюдает ведением и всеуправляющей мудростью, воздеваем к небу чистые руки, то какие еще нужны Ему жертвоприношения?» [Афинагор Афинянин Прошение о христианах, гл.26]

Феодорит Киррский: «Утвердив Землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность , и таким образом будет она стоять, пока Ему это угодно» [Псалтырь с объяснением каждого стиха блаж. Феодорита, еп. Киррского. М. 1997]

Иоанн Экзарх: «Как это повелел Творец и изначально установил, так в таком порядке они (светила) движутся без остановки, так сказать, вместе с небесным сводом совершая круговое движение, обходя и облетая с ним вокруг и создавая беспрестанное движение».

«Он дает ей вечную прочность, чтобы поддерживать ее со всех сторон и не давать ей вообще куда-либо двигаться, но сохранять ее неподвижной и никуда не отступать от первоначального положения, установленного Божьим повелением. Поэтому и пророк говорил: «Не поколеблется она во веки веков»».

«Два светила совершают свой круг, начав от одного знака и доходя до того же места. Мы видим, за сколько дней и за какой период времени, которые являются мерой времени и лет, великие светила заканчивают свой обход. Это ясно тем, кто хорошо знаком с астрономической наукой. Мы бы никогда не прилагали к церковному учению этого знания, если бы не видели, что оно хорошо подходит для понимания времени и лет, о чем изначально сказал Бог — Творец всего».

«Непостижимая и всемощная Премудрость Божья назначила и повелела солнцу совершать движение и переходить на столько мест! И когда оно доходит до экватора, то создает подобающее для хорошего климата разделение времени на дни и ночи, давая им, как братьям, равные части времени…. Оставив же все эти изменения, я рассказал только о том, что может особенно хорошо характеризовать власть Творца и показать чрезвычайное всемогущество единого Владыки и Того, Кто дал порядок всему, а именно, о том, что великие светильники, переходя с одного места на другое и снова возвращаясь по тому же пути, восходят во все годы».
Да!Довольно убедительно!
 
Т.е. в вопросах космологии Святым отцам «дозволительно» ошибаться, а в вопросах теории эволюции нет? Вот это логика!

Вообще-то Все святые отцы (до Коперника, а еще точнее до Фуко) были однозначны по поводу неподвижности Земли.

Григорий Палама: «Вокруг неподвижной земли, как бы около неподвижного центра, Он расположил высочайшим кругом вечно движущееся небо, премудро соединив землю и небо средними [областями], чтобы тот же самый мир пребывал одновременно и в покое, и в движении» [Сто пятьдесят глав. ч.1. п.22.]

Григорий Нисский: «Солнце совершает течениесвое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, Земля же стоит (Еккл. 1, 4), и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается. (… ) Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: обходит окрест) » [Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 1. Гл. 1. ст.1-11]

Иоанн Златоуст: «Его-то (Солнца) красоту изображая, блаженный пророк говорит: и оно, как жених, исходящий из чертога своего, радуется, как исполин, бежит путь свой. От края небес исход его, и спуск его до края небес (Пс. 18:6, 7). Видишь, как Давид изобразил и красоту и быстроту движения Солнца? Словами: от края небес исход его, и спуск его до края небес Давид показал нам, как Солнце мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои». [Творения Иоанна Златоуста. Т. 4. Кн. 1, стр. 44.]

«Так ведь и помешанные думают, что ничто на своем месте не стоит; но это происходит не в предметах видимых, а в воспринимающих их глазах. Они сами стоят нетвердо и страдают головокружением, потому и думают, что земля вертится вокруг них, между тем как она не вертится, а стоит твердо; такая безумная мысль происходит от их собственной порчи, а не от порчи внешнего мира» [Толкование на Первое послание к Титу, глава 3]

Василий Великий: «Солнечный же год есть возвращение солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак».

«Но мы видим, что великая премудрость Правителя вселенной переводит солнце из одного места в другое, чтобы оно, оставаясь всегда в одном месте, не расстраивало порядка избытком теплоты. Напротив того, во время зимнего поворота, уводит солнце в южную часть неба, потом перемещает в равноденственные знаки, и оттуда, во время летнего поворота, ведет на север, так что чрез постепенное перехождение солнца соблюдается на земной окружности благорастворение». [Творения Василия Великого. Т. 1. СПб. 1911]

Афанасий Великий: «Ибо мановением и силами начальственного и владычественного во вселенной Божьего и Отчего Слова вращается небо, движутся звезды, является солнце,круговращается луна, освещается солнцем воздух, согревается эфир, дуют ветры, горы возносят вершины свои в высоту, море волнуется и питает в себе живые твари, земля, пребывая неподвижною, приносит плоды, человек образуется, живет и потом умирает; одним словом, все одушевляется и движется, огонь горит, вода прохлаждает, источники струятся, реки наводняются, годы и времена года протекают, падают дожди, скопляются облака, идет град, отвердевают снег и лед, летают птицы, пресмыкаются гады, плавают живущие в водах, море носит на себе корабли, земля засевается, и в определенное время покрывается зеленью, произращает дерева, иное обновляется, иное зреет, иное же, достигнув совершенного возраста, стареет и умирает, одно исчезает, другое родится и появляется».

«Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнцаи луны, на положения и круговращения прочих звезд, совершающиеся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии соблюдается звездами одинаковый порядок, — кто не придет к той мысли, что не сами себя привели они в устройство, но есть иной приводящий их в устройство Творец? И взирая на восходящее ежедневно солнце, на луну, являющуюся ночью, по неизменному закону, совершенно в равное число дней, убывающую и возрастающую, также на звезды, из которых одни блуждают и разнообразно изменяют свое течение, а другие движутся в неуклонном направлении, — кто не составит себе такого понятия, что, без сомнения, есть правящий ими Создатель?»

«Солнце обращается вместе со всем небом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать». [Слово на язычников, Афанасий Великий]

Августин Иппонийский: «Два светила, большее и меньшее, принадлежат к числу блуждающих… Каждое из блуждающих светил имеет свою собственную окружность, или круговращение».

«Или же не установил-ли тогда Бог разделения между днем и ночью другого рода, т.е. между формою, которую Он напечатлевал на безформенной материи, и между безформенною материей, которая еще подлежала образованию и форме; между тем, иное дело тот день и та ночь, смена которых замечается нами вследствие вращения неба и не может происходить иначе, как только с восходом и закатом солнца?»

«О каких временах говорит он, на это он указывает также и прибавлением выражения: и во дни, и в лета, так что дни происходят вследствие вращения неподвижных звезд, а годы — известные нам тогда, когда солнце проходит свой звездный круг, менее же известные — когда каждое из движущихся светил проходит путь по своим окружностям».

«Ибо солнце проходит свой круг в течение года, а луна — в течение месяца, т. е. настолько, говорят, скорее, насколько они находятся ниже, так что месту их в пространстве соответствует продолжительность времени круговращения их». [Творения блаж. Августина. Ч. 7. Киев. 1912]

Беда Достопочтенный: «Мир – вселенная округлая, в виде абсолютной сферы, состоящая из неба, земли и четырех элементов: огня, которым светят звезды; воздуха, которым дышит всё живое; вод, которые держат землю, охватывая её и проникая внутрь; и самой земли, которая неподвижно висит в средней и низшей части мира, уравновешенная вращающейся вокруг неё вселенной»

«Фундаментом земле служит ее собственная устойчивость, и бездна окутывает ее как плащ. Ибо подобно тому, как место огня не может быть нигде, кроме как в огне, а место воды — только в воде и место духа — в духе, так и для земли, все части которой льнут друг к другу, не может быть иного места, кроме как в себе самой — сама природа удерживает ее там и не дает никуда упасть. Будучи расположена в центре, или на оси мира, земля — самая тяжелая [из элементов] занимает самое нижнее — срединное место среди всех творений, в то время как вода, воздух, огонь устремляются выше как по природной своей легкости. так и по положению» [Беда Достопочтенный. Книга о природе вещей. // Философия природы в античности и в средние века.]

Афинагор Афинский: «Создатель вселенной и Отец не имеет нужды ни в крови, ни в дыме, ни в благоухании цветов и курений, будучи Сам — совершеннейшее благоухание и не имея недостатка ни в чем внутри или вне. Но для Него самая большая жертва та, если мы знаем, Кто распростер и окружил небеса и, утвердил землю как центр , Кто собрал воду в моря и отделил свет от тьмы, Кто украсил эфир звездами и повелел земли производить всякие семена, Кто сотворил животных и создал человека. Если мы, признавая Бога Создателем, Который все содержит и наблюдает ведением и всеуправляющей мудростью, воздеваем к небу чистые руки, то какие еще нужны Ему жертвоприношения?» [Афинагор Афинянин Прошение о христианах, гл.26]

Феодорит Киррский: «Утвердив Землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность , и таким образом будет она стоять, пока Ему это угодно» [Псалтырь с объяснением каждого стиха блаж. Феодорита, еп. Киррского. М. 1997]

Иоанн Экзарх: «Как это повелел Творец и изначально установил, так в таком порядке они (светила) движутся без остановки, так сказать, вместе с небесным сводом совершая круговое движение, обходя и облетая с ним вокруг и создавая беспрестанное движение».

«Он дает ей вечную прочность, чтобы поддерживать ее со всех сторон и не давать ей вообще куда-либо двигаться, но сохранять ее неподвижной и никуда не отступать от первоначального положения, установленного Божьим повелением. Поэтому и пророк говорил: «Не поколеблется она во веки веков»».

«Два светила совершают свой круг, начав от одного знака и доходя до того же места. Мы видим, за сколько дней и за какой период времени, которые являются мерой времени и лет, великие светила заканчивают свой обход. Это ясно тем, кто хорошо знаком с астрономической наукой. Мы бы никогда не прилагали к церковному учению этого знания, если бы не видели, что оно хорошо подходит для понимания времени и лет, о чем изначально сказал Бог — Творец всего».

«Непостижимая и всемощная Премудрость Божья назначила и повелела солнцу совершать движение и переходить на столько мест! И когда оно доходит до экватора, то создает подобающее для хорошего климата разделение времени на дни и ночи, давая им, как братьям, равные части времени…. Оставив же все эти изменения, я рассказал только о том, что может особенно хорошо характеризовать власть Творца и показать чрезвычайное всемогущество единого Владыки и Того, Кто дал порядок всему, а именно, о том, что великие светильники, переходя с одного места на другое и снова возвращаясь по тому же пути, восходят во все годы».
Ну , вот , Вы подрываете абсолютную веру в св.отцов. Не может же Святой Дух не знать устройство вселенной , на самом деле. Не по православному это.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан по худому разумению гнушаются как злоискусной, опасной и удаляющей от Бога. Небо, землю, воздух и все, что на них, не должно презирать за то, что некоторые плохо поняли и вместо Бога воздали им божеское поклонение. Напротив, мы, воспользовавшись в них тем, что удобно для жизни и наслаждения, избежим всего опасного и не станем с безумцами тварь восставлять против Творца, но по созданию будем делать заключение о Создателе, как говорит Божественный апостол, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10, 5). Также об огне, о пище, о железе и о прочем нельзя сказать, что какая-либо из этих вещей сама по себе или всего полезнее, или всего вреднее, но это зависит от произвола употребляющих. Даже между пресмыкающимися гадами есть такие, что мы примешиваем их в целебные составы. Так и в науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и в глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, через худшее научившись лучшему и немощь их обратив в твердость нашего учения. Поэтому не должно унижать ученость, как рассуждают об этом некоторые, а напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, придерживаясь такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве (2).

Симфония по творениям святителя Григория Богослова
 
Оренбург
Православный христианин
«В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества». (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ученость есть мерзость и безумие перед богом, она — беснование»​

«Науки — плод нашего падения, произведение поврежденного падшего разума» .
 
Православный христианин
Ну , вот , Вы подрываете абсолютную веру в св.отцов. Не может же Святой Дух не знать устройство вселенной , на самом деле. Не по православному это.
 
С маленькими детьми надо вместе читать "Детскую Библию" и "Закон Божий" Слободского, а не вот это всё, что будут навязывать ему в безбожной школе.
Читал я "Детскую Библию". С настоящей Библией ничего общего не имеет. Этакая сладенькая сказочка, где напрочь вырезаны все сцены "18+" и резня, которую учиняли евреи по отношению к другим народам. А ведь это многое говорит о библейских "праведниках".
 
Оренбург
Православный христианин
Православный христианин
Всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан по худому разумению гнушаются как злоискусной, опасной и удаляющей от Бога.
Поэтому не должно унижать ученость, как рассуждают об этом некоторые, а напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, придерживаясь такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве (2).
Григорий Богослов
VS
«В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества». (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ученость есть мерзость и безумие перед богом, она — беснование»​

«Науки — плод нашего падения, произведение поврежденного падшего разума» .
Конфликт мнений отцов. Как думаете, если с рассуждением подойти, которое мнение более правильное?
 
Это было нужно как хирургическая операция - во исцеление всего человечества, поймите. Подробнее - у иноагента Кураева в главе "Жесток ли Ветхий Завет?"
Да, да, да. И Гитлер тоже нужен был. Помню, как мне об этом тут на форуме рассказывали. Оправдать можно что угодно при желании, главное найти нужные слова.
 
Сверху