Но я называю это не "дар", а "уроки Бога". Бог же реально учит! Причем испытания (страдания) Он дает по нарастающей силе, если человек сразу не понимает. Поэтому лучше сразу понимать и исправляться, чем когда тебя всерьез шарахнет... Думаю, это духовный закон.
Здесь я хочу сказать, что страдания не всегда обусловлены нашим личным грехом. Младенцы еще не успели согрешить, а уже болеют, страдают, а некоторые и умирают в младенчестве. В стихийных бедствиях также страдают и умирают не только грешные, но и праведные.
«
В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете»
(Лук.13:1-5).
Толкования на Лк.13:1-5 (https://pravoslavie.ru/3784.html).
«
Разве я заслужил это?» — таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же рядом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это».
Господь предупреждает, чтобы мы не смотрели на жизнь упрощенно. Прежде всего те, с кем случилось несчастье, не более виноваты, чем остальные. Судить о людях и о событиях таким образом всегда рискованно, ибо все в чем-то виноваты, все заслуживают худшего. Хотя грех и страдание неотделимы друг от друга, и Епифаз сказал Иову: «Вспомни, погибал ли кто невинный, и где праведники были искореняемы?» (Иов. 4,7), но мы знаем, что часто величайшие из святых (такие как Иов Многострадальный и святой Царь-мученик Николай) больше всех страдали. Мы должны опасаться делать ложные выводы из происходящего, чтобы не осудить великих страдальцев как великих грешников. Иначе мы можем придти к заключению, что нечестивые гонители Церкви, обидчики народа, в чьих руках власть и сила, находятся под покровом Божиим, а гонимые — отвергнуты Богом.
«Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? И те восемнадцать человек виновнее были всех живущих в Иерусалиме?» — спрашивает Господь и отвечает: «Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете».
Господь говорит, что, если иудейский народ будет по-прежнему искать земное царство и отвергать Царство Божие, его ждет печальная участь. И всякий народ, восстающий на Бога, — на пути к гибели.
«Если не покаетесь, все так же погибнете». Во всех подобных событиях — призыв к покаянию. Это значит, что мы все в той же степени заслуживаем гибели, как они. Но Господь дает нам возможность покаяния. Суды Божии над другими людьми — призыв к покаянию, который должен быть услышан всеми. И покаяние — самый лучший и самый надежный способ избежать гибели. Если мы не покаемся, мы, несомненно, погибнем, как погибли бывшие прежде нас. Если мы не покаемся, мы погибнем для вечности, как они погибли для временной жизни. Тот же Христос, Который призывает нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17), говорит: «Покайтесь, иначе вы погибнете». Он положил перед нами жизнь и смерть, добро и зло, чтобы мы сделали выбор». (
Протоиерей Александр Шаргунов).
Силоамская башня и новейшие обстоятельства.
Марина Журинская (
Царство ей Небесное) написала эту статью вскоре после пожара в ночном клубе “Хромая лошадь” (Пермь, 5 декабря 2009 г.), в результате которого погибли 156 человек.
Выдержки из статьи: — «
В книге Иова идею несчастья как воздаяния за грех отстаивают три его друга, настойчиво уговаривающие страдальца покаяться. Он же упорствует в том, что невинен. И что же? Книга завершается речами Бога, Который среди других слов говорит: — «
горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7).
Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? — и следует ответ Спасителя:
не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин
9:2-3).
Казалось бы, вот уже и в Новом Завете об этом сказано устами Самого Христа. Но между тем стремление в случае любого несчастья активно выявлять виновных (не выявлять даже, а обличать по принципу «сам виноват») и при этом мерить Божий Промысел по своей хиловатой мерке живет и очень часто побеждает и естественное человеческое чувство сострадания, и заповеди Христовы.
А между тем среди русских святых есть один, которого можно назвать инвалидом детства. Это преподобный Пимен Многоболезненный. Больной от рождения, он упросил родителей отдать его в Киево-Печерский монастырь; те отнесли его туда с надеждой на исцеление, но сам он молился о продолжении болезни, считая ее для себя душеспасительной.
Так что не только Писание, но и церковная история учат нас не искать прямой связи между несчастьем и неблагочестием. Иными словами, горе и болезнь далеко не всегда служат наказанием за грех; пожалуй, гораздо чаще они предоставляют путь к спасению.
Еще раз обратимся к святцам. В них числится святой отрок Артемий Вертольский. Отрок Артемий погиб в грозу от удара молнии, и его односельчане были настолько поражены его предполагаемой страшной греховностью (вот он, все тот же мотив!), что оставили тело без погребения, не говоря уже об отпевании. А через несколько лет тело нашли нетленным и не тронутым дикими зверями. Тут и произошло то, из-за чего Артемий был канонизирован: люди покаялись в своем жестоковыйном осуждении и похоронили отрока с почестями. Говоря словами Евангелия от Иоанна, на нем явились дела Божии. Замечательное основание для того, чтобы призадуматься и не спешить с осуждением почивших, в том числе — почивших внезапно». (
https://foma.ru/siloamskaya-bashnya-i-novejshie-obstoyatelstva.html).
Могу допустить, хоть и крайне сомнительно, что десятки жертв Чикатило все причинили такие же мучения кому-то другому, за что получили возмездие. Но почему невинные животные должны испытывать чудовищные мучения от хищников и людей? Ответите, что это неслучайно, что это приведёт к такому-то благу? А сам метод и несоответствие названию Бога только любовью не смущает? Если бы Он был только любовью, не было бы вообще никаких страданий, не говоря уже о страданиях невиновных и вечных мучениях.
Толкования на Лк.13:1-5
Блж. Феофилакт Болгарский
«
Ибо некоторые думали, что они пострадали весьма справедливо как грешники, так как они были виновниками возмущения и возбудили в Пилате ненависть к иудеям... Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи…
Если некоторые падают, тогда как мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений потому, что праведны, а напротив, мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если ж мы не исправимся, то горе наше будет больше». (
http://bible.optina.ru/new:lk:13:01).
По благости Своей Бог захотел поделиться блаженством и радостью Своей любви с людьми и ангелами. И по милосердию Своему Христос взял грехи человеческие на Себя, искупив их в Своих добровольных страданиях и в Крестной Жертве, указав путь приобретения счастья любви ‒ «
если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Матф.16:24). И преступникам покаявшимся открыл дорогу в Царство Небесное
(Лук.23:39-43). Эта дорога в Царство Небесное есть узкий, тернистый путь, на котором надо добровольно отказаться от всех сбивающих с этого пути желаний и удовольствий, неугодных Богу. Бог хочет, чтобы все спаслись и все были едины в Его любви. И
по любви Своей попускает и земные страдания, и дает предупреждение о вечных муках тем, кто не желает идти по пути к Истине, начало которому положено в словах Его «
исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие»
(Мар.1:15).
И страдания попущены нам, чтобы мы покаялись, осознали свою немощь и приобрели смирение перед Богом.
Бог не является источником страданий и поэтому,
если говорить точно, Он не дает нам страданий.
Источником страданий являемся мы сами. Бог же только попускает и дозирует страдания так, как считает нужным во благо нашего спасения. Причиной страданий является грех и расстройство нами Божественного гармоничного порядка богоугодной жизни. Но Бог ради вкушения нами благости любви Его в ожидании нашего покаяния удерживает всю вселенную и жизнь нашу от повсеместных болезней, землятрясений, цунам и прочих массовых бедствий.
И только когда Он попускает ради благих целей нашего покаяния ослабить удержание Божественного порядка и попустить действие разрушения, вызванного грехом, тогда и происходят все страдания наши. Ослабляя удержание от разрушения, Бог показывает нам что будет, если мы продолжим жить не богоугодно, а по своеволию. Мы сами виновники наших страданий, а Бог лишь не дает нам страдать сверх того, что мы можем стерпеть. В конце же времен, когда уже будет не от кого ожидать покаяния, Бог перестанет удерживать вселенную, разрушаемую грехом человеческим, и наступит полное разрушение ее.