1. В сообщении
#138 я излагал следующее:
Вы,
Сергий_ , ответили (
#139): «
Простите Юрий, но вырванная неизвестно откуда часть слов, которой Вы пытаетесь оправдать свое понимание библейских строк, лишь говорит о том, что вы мало чем отличаетесь от еретиков, которые оправдывали свою ересь».
А затем в ответ на мое сообщение
#158, где я спрашивал, в чем состоит ересь,
Вы,
Сергий_, объяснили (
#163), как действуют еретики,
но
никак не объяснили в чем состоит ересь моих слов и в чем я искажаю слова святителя: -
«Нам, конечно, можно воображать, что новый прародитель не нарушил бы заповеди; но премудрость Божия, без сомнения, ясно провидела, что было бы и с сим новым прародителем; и если не произвела его на свет, то это – верный знак, что не предвидела в нем мужества и крепости большей, нежели какая обнаружилась в Адаме»? Ведь он ясно говорит о том, что любой вновь созданный Богом человек вместо этого Адама согрешил бы также, как согрешил Адам, и не нашлось бы более совершенного человека, который бы не согрешил.
Если бы Бог вместо прежнего Адама мог создать такого человека, который бы не согрешил, то Он бы его создал и оставил бы в раю, предварительно изгнав из рая всех, кто согрешил прежде. И тогда в раю оставались бы все чистые от греха, а согрешившие пребывали бы в смерти вечной в геенне, как это произойдет после Второго Пришествия Христа и как об этом говорится в Писании. Но
при этом не понадобилось бы Крестной Смерти Его.
Почему Бог не избрал вариант, где не понадобилось бы Крестной Смерти Христа? Наверное, потому, что без воплощения Христа, его Крестной Смерти и воскресения нельзя было Адаму перейти из состояния возможности согрешить в состояние «никогда не грешить».
Итак, в чем состоят мои искажения слов святителя Иннокентия Херсонского,
где Вы усмотрели ересь, основанную на этих искажениях, и какому учению, признанному еретическим, эта якобы ересь соответствует?
2. О том, что согрешение и телесная смерть Адама были неизбежны можно понять также из слов апостола Павла (
1Кор.15:36-54) и текста
правила (анафемы) Карфагенского Собора: «
Признано всеми епископами карфагенские церкви, представшими на святый собор, которых имена и подписания внесены в деяния, яко Адам не смертным от Бога сотворен. Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема».
Смысл правила в том, что
Адам мог умереть естественной телесной смертью только по причине согрешения, а если бы не согрешил, то и не умер.
Сравним это со словами апостола Павла: – «
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:36-54).
Адам создан с душевным телом, а именно, с бессмертной душой, соединенной с вещественным телом, которому свойственна естественная смерть.
Вещественная оболочка душевного тела (семени) должна разрушиться, чтобы дать выход душе к соединению с духовным телом, которое будет создано при воскресении благодатью Божией для каждой души в соответствии с ее духовным состоянием.
Лопухин А.П.: – «
Зерно, посеянное в землю, лишается своей оболочки, которая разлагается под действием почвенной влаги. Чрез это разложение дается выход жизненному зародышу растения, который невидим для человеческого глаза. Таким образом, чрез смерть получается жизнь. Тоже должно произойти и с человеческим телом. - Из этого читатели могли вывести два заключения. Во-первых, новое тело не будет собранием частиц прежнего, разрушенного тела, как великолепный дуб или красивая яблоня не есть собрание частиц разложившегося желудя или яблочного зерна. Во-вторых, между телом воскресшего человека и его прежним разрушившимся телом будет существовать органическая связь. Если бы тело воскресшего не стояло ни в какой связи с настоящим телом, то смерть не могла бы быть признана побежденною: она удержала бы свою добычу». Итак,
первозданному душевному (вещественному) телу Адама необходимо было умереть, чтобы дать плод – духовное тело и
через телесную смерть получить возможность к жизни вечной.
Сравнивая слова апостола и анафемы, делаем вывод о неизбежности согрешения Адама. Действительно, с одной стороны, апостол говорит, что если первозданное душевное тело, посеянное Богом, как семя, не умрет, то и не даст плод для вечной жизни.
Вещественное тело Адама должно умереть, чтобы освободить душу для восприятия духовного тела. С другой стороны,
в анафеме утверждается, что
умереть вещественное тело может только по причине согрешения. Отсюда следует, что Адам не мог не согрешить в раю.
Без признания неизбежности согрешения первозданного Адама невозможно объяснить необходимость умереть его перстному душевному телу, о которой говорит апостол. Неизбежность смерти душевного тела, с которым был создан Адам, доказывает и неизбежность грехопадения Адама, так как он мог умереть только вследствие греха.
Итак,
слова апостола согласуются с анафемой только в том случае, если признаем неизбежность согрешения Адама. В этом случае одновременно выполняются, как условие смерти Адама (
если согрешит), изложенное в анафеме, так и признание по словам апостола неизбежности смерти душевного вещественного тела первозданного Адама.
3. Кроме того, в словах апостола - «
Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» сказано, как я думаю, и том, что прежде, чем стать духовным (небесным, обоженым), необходимо было первозданному Адаму стать причастным второму человеку –
Господу с неба, то есть воплотившемуся Христу. И пока Сын Божий не воплотился и не обожил природу первозданного Адама Своей Жертвой так, что она приобрела свойство «
никогда не грешить», Адам постоянно оставался бы в способности согрешить, которая бы в вечности когда-нибудь реализовалась бы. И если бы он не согрешил при выполнении заповеди, то согрешил бы позже потому, что одним лишь исполнением закона не войти в Царство Небесное. Об этом я уже много говорил и доказывал прежде, например, в теме «
Сотериологический аспект догмата о Троице» (сообщения #44,
#47,
#48).
4. Вас смущает слово неизбежность?
Во-первых,
неизбежность грехопадения Адама вовсе не означает, что Бог предопределил Адама к согрешению, а означает лишь то, что
Бог, как бы ни хотел, не мог предотвратить его грехопадения. Также и раннее Он не мог предотвратить неизбежное грехопадение первого ангела.
Адам рано или поздно согрешил бы при выполнении воли Божией, так как не имел при своем создании преграды к уклонению в падение.
Бог, понимая это еще прежде создания мира, задумал план спасения Адама воплощением, Крестной смертью и воскресением Христа. И
чтобы это спасение состоялось, предварительно необходимо было, чтобы Адам не согрешил неотвратимо, как согрешил первым один из совершенных ангелов. Поэтому Бог и попустил возникшее от согрешения ангела зло в чистый рай в виде лукавых речей его, вложенных во чрево змия. И
поэтому спасение Адама от вечной погибели, то есть от смерти второй, началось не после грехопадения, а еще прежде грехопадения Адама.
Бог предопределяет к спасению, а не к погибели. И Адам не погиб. Теперь он снова в раю, несмотря на неизбежность его грехопадения.
Такова Премудрость Божия, что Бог, понимая неизбежность согрешения в ангельском мире и в человеческом роде, вначале использовал возникшее зло от грехопадения ангела для предотвращения вечной погибели Адама. А затем, определив наследование от Адама первородного греха и его последствий в виде тления и телесной смерти, использует их как лекарство для того, чтобы мы, пройдя путь Адама, изгнанного из рая, достигли бы состояния «
никогда не грешить».
Во-вторых,
неизбежность согрешения Адама, которую осознавал Бог, вовсе не означает, что Адам действовал не по своей свободной воле. Он, в отличие от Бога, не знал, не ведал об этой неизбежности и
со своей стороны действовал по свободной воле, без всякой обреченности и безысходности. Поэтому вина за согрешение его лежит именно на нем, а не на Боге.
Мы же теперь, еще не успев проявить свободную волю, уже рождаемся грешными первородным грехом, в котором никак не виноваты, но, имея который, не можем войти в Царство Небесное. Почему же эта обреченность рождения нас в первородном грехе, причем без нашей вины в этом, не вызывает такого возмущения, которое проявляют некоторые в отношении неизбежности согрешения Адама, согрешившего, хотя и неизбежно, но по своей личной вине?