После падения необходимо побеждать смерть.До падения ее не было.
И Совет Троицы был по Отцам как раз и созван (при наличии совокупности совершенства), как раз для этого варианта, победы над смертью созданной человеком.
Вы, Сергей, говорите, будто бы Бог планировал совершенный вариант, где нет никаких страданий и жертв, а на случай, если Адам своим согрешением нарушит его первоначальные план, у Бога якобы был приготовлен план «
Б» менее совершенного мира с Крестной смертью Христа. Но разве Бог творил на авось? Разве Адам мог помешать Богу в Его замысле создать совершенный мир?
Утверждения о различных вариантах замысла Бога о Творении на случай согрешения Адама не соответствуют всемогуществу Бога.
Бог создавал мир только по одному, наиболее совершенному и определенному замыслу. И
у Него был лишь один вариант обожения человека – воплощением Сына Божия, Его Крестной смертью и Воскресением. Любовь всегда жертвенна и Крест это высшее проявление совершенной любви. Один мой знакомый вместо крестика носит нательную икону Христа. Он говорит, что не носит крестик, потому что Крест это знак смерти и мучений, а мы стремимся жить, причем жить не в страданиях, а в счастье. Но я ему объясняю, что
Крест это проявление отвержения себя ради любимого и воскресения к новой жизни в блаженстве и радости. Христос добровольно отдал себя на Распятие, исполняя волю Отца по любви к Нему. Вся Его любовь к Отцу отразилась в молитве в Гефсиманском саду. «
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»
(Матф.26:39). В этой молитве отображена основа христианства.
Без проявления такой любви на Кресте совершенного Сына Человеческого не было бы утверждения в любви Адама и возвращения его в рай. И без познания этой любви, что поняли бы мы в любви Божией в Святой Троице? Она бы не открылось нам, не будь Жертвы Христа.
А Вы, Сергей, говорите, что Крестная смерть была только, как вариант и якобы возможно было обойтись без Жертвы. Если говорится в Писании, что Агнец
уже заклан от создания мира (Откр.13:8), то значит
уже был выбран только этот вариант, как единственно возможный для обожения человека по причине неизбежности согрешения Адама. А неизбежность грехопадения Бог, как мне представляется, промыслил прежде создания мира. Промыслил в том смысле, что прежде чем Бог увидел согрешение Адама и Жертву Христа из вечности,
Он разумел Своей Мудростью, что согрешение Адама неизбежно и поэтому необходима Жертва Христа. Что Бог задумал и вообразил прежде создания мира, то и осуществил, а что осуществил, то и увидел из вечности, как будущий реальный мир. То есть сначала
Бог, понимая, что грехопадения не миновать, принял решение о заклании Агнца, а потом уже увидел из вечности мир, в котором Адам согрешил и понадобилась Жертва для искупления грехов. Итак,
Бог все знал и не имел неведения потому, что разумел все Своей Мудростью, а не подсматриванием через вечность в будущий мир.
О неизбежности грехопадения Адама я уже говорил неоднократно (
темы «
Что было бы, если бы Адам и Ева устояли в исполнении заповеди»? (
#171,
#185,
#226,
#227,
#236), «
Для чего Бог ожесточал сердце фараона», «
Если бы не было первородного греха, то и меня бы не было...» (
#19,
#37,
#38,
#40,
#41,
#70), «
О воскресении человека» (
#181,
#199,
#201,
#235,
#240,
#247 ‒
#251), «
О посмертной участи крещеных младенцев»), но Вы не хотите этого понять, толкуете о вариантах на ромашке «
согрешит, не согрешит», принижая этим Мудрость Бога.
Вы же утверждаете что специально, задумано, и безотвратно, Адам должен был быть изгнанным из рая.Обречен был на это по Вашей версии.
Так что Вы не путайтесь до того как, и после того, как-это два совершенно противоположных случая.Нельзя их сводить в одну обреченную неизбежность.Вы как-то логистизируете Божию Любовь.Приписывая Святости некую изощренность.
И не было никакой необходимости в этом святом мире, нарушении заповеди Божией никому, как некоторые пытаются утверждать, ибо тогда Бог лукав, и правду Свою творит интригами.
Я говорю не о необходимости, а о неизбежности согрешения Адама. Конечно,
никакой необходимости для Бога в грехопадении Адама не было,
но была неизбежность грехопадения первых людей, еще не познавших зло. Как я понимаю, Бог, как бы ни старался, не мог предотвратить неизбежность согрешения Адама.
Адам рано или поздно согрешил бы при выполнении воли Божией, так как не имел при своем создании преграды к уклонению в падение.
Из-за этой неизбежности появляется необходимость для Бога изгнания Адама из рая и Крестной смерти Христа для искупления грехов. Кроме того
, из-за неизбежности согрешения Адама появляется необходимость для Бога,
чтобы Адам согрешил, как можно раньше. Иначе уклонение в падение, вовремя не проявившееся, могло набрать силу и инерцию и тогда падение Адама было бы так глубоко, что покаяние стало бы невозможно.
Такое уже случилось, когда еще не было никакого зла, с наиболее совершенным и главным ангелом денницей, который настолько возгордился своим совершенством и своими делами, что присвоил себе в заслугу свое совершенство и вступил с Богом в противоборство, чтобы присвоить себе также славу Его. «
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»
(Ис.14:12-14).
Бог не хотел и не замышлял грехопадения ни Ангелов, ни Адама с Евой, но Он не мог предотвратить их согрешения. И
чтобы Адам не согрешил так же неотвратимо, как денница, Бог попустил уже возникшее зло в чистый рай в виде лукавых речей падшего ангела, вложенных во чрево змия. В результате Адам согрешил, как предполагают некоторые святые отцы, по беспечности и по невнимательности. Беспечность или, иначе говоря, безответственность это и есть грех, который проявился и был обнаружен этой заповедью. «
Итак, если мы заботливы, то и от неприятного получаем пользу, а если беспечны, то и от полезного не делаемся лучшими. Скажи мне: принесло ли Иуде пользу пребывание вместе с Христом? Полезен ли был иудеям закон? Адаму – рай?… Грех, то есть, твоя беспечность и твоя злая воля употребили добро во зло». (
Толкование Златоуста. Послание к Римлянам 6 глава). Благодаря раннему проявлению греха Адама его падение было не столь глубоко, как у падшего ангела, который согрешил по гордости.
Адам смог покаяться и вернуться в рай.
Из-за неизбежности согрешения Адама следует, что Крестная смерть Христа была необходима не только для спасения, но и вообще для обожения Адама.
Так как Вы, Сергей, до сих пор не поняли, что согрешение Адама было неизбежно, то в очередной раз
на основе рассуждений о высказываниях святых отцов привожу Вам дополнительные обоснования неизбежности согрешения Адама.
Святитель Иннокентий Херсонский пишет (
Падение Адамово): - «
Для того, чтобы возыметь хорошее дерево, надобно уже вырастить его из других семян. Так и нам, чтобы не участвовать в греховной порче, коей подверглась природа человеческая в Адаме, надобно уже было бы произойти не от него, а от другого прародителя. Но кто же был бы этот другой прародитель?.. Такой же человек, как и Адам, только вновь сотворенный. И он, сообразно своему предназначению, должен бы был подлежать, как и Адам, опыту и искушению. Устоял ли бы он так же, как и настоящий прародитель наш?.. Нам, конечно, можно воображать, что новый прародитель не нарушил бы заповеди; но премудрость Божия, без сомнения, ясно провидела, что было бы и с сим новым прародителем; и если не произвела его на свет, то это – верный знак, что не предвидела в нем мужества и крепости большей, нежели какая обнаружилась в Адаме».
1.
По мнению святителя Иннокентия Херсонского любой вновь созданный Богом Адам согрешил бы также, как согрешил и этот Адам. Создавай Бог бесчисленное множество Адамов и не найдется среди них такого, который бы не согрешил!
Невозможно было бы Богу создать Адама, как считает святитель, который бы не согрешил.
2. Я же дополню мысль святителя далее. Чтобы порча Адама не переходила по наследству, Бог мог создавать людей так же, как были созданы Им все ангелы – без рождения друг от друга и без всякого наследования, то есть с чистого листа. Ведь это представляется таким несправедливым, когда
невинные младенцы умирают и болеют от грехов родителей, а не от своего личного греха. Но Бог допустил, чтобы первородный грех передавался по наследству и чтобы младенцы рождались в состоянии греха, приводящем к болезням, страданиям и смерти. Почему? Наверное, потому, что только так можно чувственно на своем опыте и опыте близких познать свою немощь человеческую и искать Бога для спасения от этих бед. О необходимости чувственного познания зла для того, чтобы иметь отвращение к злу как преграду к уклонению в грех, пишет святитель
Иннокентий Херсонский»: - «
Но при всей чистоте и благонастроенности, прародители наши не только не были, подобно Ангелам, утверждены в добре, но не имели еще и той нравственной твердости, какую имеют ныне святые Божий человеки, кои, узнав худость греха из опыта, отвращаются от него, как от зла уже изведанного"…«
И в Едеме была сего рода простота, - благая, вожделенная, чистая, святая, - но не имеющая еще чувств, обученных долгим учением в рассуждение добра же и зла (Евр. 5; 14).
3. Но если говорить о наследовании в рождении, то
заманчиво мечтать о том, что если бы Адам не согрешил, то все мы бы рождались в раю в состоянии чистоты, блаженства и неспособности грешить, передаваемом от Адама по наследству, - и никакого реального познания зла, болезней, страданий и жертв. Но, увы! Реально такого не случилось, да и не могло случиться. Святость, как состояние «
нравственной твердости, какую имеют ныне святые Божий человеки», не передается по наследству в отличие от первородного греха.
Даже духовно рожденные заново от Нового Адама (в крещении), когда, как говорит преподобный
Симеон Новый Богослов:
«Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы и пребывает в нем как семя", мы не можем сразу в рождении унаследовать состояние Нового Адама «
никогда не грешить». Первородный грех и повреждение природы наследуем от семени согрешившего Адама, а состояние «
никогда не грешить» не можем наследовать от семени Бога Слова. Сам Бог, Своими руками, можно сказать, создал Адама со способностью грешить и поэтому все рождаются, в том числе и в крещении, также со способностью грешить. Состояние
неспособности грешить достигаем только после чувственного познания на опыте последствий греха сначала других людей, в том числе и Адама, а затем, когда вырастаем с младенчества, и своего греха. Простые теоретические и словесные наставления, вроде как «
смертью умрешь», здесь мало что дают потому, что настоящее познание дает только опыт. Для достижения этого состояния
неспособности грешить необходимо долгое практическое обучение в выполнении воли Божией, многократное покаяние и прочее, в том числе и достойное причащение Плоти и Крови Христа.
4. На примере ангелов видим, что когда еще не было никакого зла, часть ангелов во главе с наиболее совершенным ангелом денницей возгордились своими успехами и выступили против Бога. Если Бог не предотвратил падение наиболее совершенного и любимого Им ангела Света, то значит падения его было не избежать. Точно также неизбежно было грехопадение Адама. Когда зло распространилось среди одной трети ангелов, другие ангелы, увидев разрушительные последствия противоборства с Богом, устояли и утвердились в добре. Также и
Богородица не грешила и выполняла заповеди потому, что Она уже познала последствия зла, как на собственном опыте, имея поврежденную тленную природу, подверженную болезням и страданиям, так и на опыте израильского народа. И это помогло обрести Ей смирение, познать немощь человеческую перед Богом, испытать отвращение к злым делам, выработать преграду ко всякому греховному деланию и иметь только одно стремление – жить ради Бога и послушно выполнять Его волю.
5. Если бы Адам выдержал испытание, то Бог испытывал бы его до тех пор, пока все-таки не проявилась бы его возможность согрешить, данная ему Богом при создании его. Ведь испытание не ограничивается одним испытанием выполнения воли Божией.
Вся жизнь наша это испытание любви к Нему. Бывает, что выполняешь, выполняешь заповеди, а потом вдруг открывается грех.
В притче про блудного сына старший сын, который во всем слушался отца и жил с ним, получая необходимые блага от него, вдруг позавидовал младшему брату и стал роптать на отца, что тот не дал ему столько благ сколько дал грешному младшему сыну.
«
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»
(Лук.15:29,30).
Он даже младшего брата не называет «
брат мой», а говорит про него, как про чужого ему человека «
этот сын твой». Это свидетельствует о том, что у старшего сына не было любви ни к брату, ни к отцу. Не было у него и смирения перед отцом своим. А разве подобное согрешение не могло бы случиться, если бы Адам выполнил заповедь в раю?
Для этого Господь поместил их в условия рая, как в своеобразный «питомник», где Адам и Ева должны были достичь состояния «невозможность грешить» (должны были совершенствоваться).
6. Бог мог также просто не вменять Адаму первый грех, как не вменяют согрешение младенцу. Но Он сразу вменил Адаму этот грех, как преступление. Почему? Наверное, потому что
рай не был идеальным местом для укрепления Адама в любви. Испытание змием послужило также поводом для лишения Адама благ рая, потому что истинная любовь к Богу познается, когда терпишь лишения ради Него и благодаришь Его за радость любви, познанной в лишениях, а не в изобилии благ. Чтобы Адам приобрел свойство «
никогда не грешить», ему не миновать было изгнания из рая. А рай был показан Адаму для того, чтобы Адам знал про ту блаженную жизнь с Богом, которой он лишился из-за грехопадения, и устремился к Богу для возвращения в рай.
7. Даже если бы Адам выполнил заповедь, то и тогда он сохранял бы имеющуюся у него способность грешить. А
способность грешить это есть потенциально зреющий грех. Так, при нарушении заповеди был обнаружен грех беспечности, который сродни отсутствию совершенной любви к любимому. Ева не позаботилась не только о себе, но и об Адаме. Адам же стал винить в своем согрешении Еву и Бога. Грех начал сам себя взращивать изнутри Адама и распространяться далее, изгоняя благодать Божию, прежде бывшую в душе Адама. Способность грешить, как уклонение в падение, при отсутствии отвращения к злу неминуемо должна была проявиться в виде какого-либо греха. И
только после обнаружения и познания своих грехов Адамом могли наступить следующие этапы его обожения – покаяние, а затем спасение, как исцеление Адама от всех грехов и утверждение его в состоянии «никогда не грешить» совместным действием Адама и Спасителя Иисуса Христа.
8. Именно покаяние, как результат обращения к Богу для помощи в избавлении от последствий зла, создает преграду уклонению к падению и обеспечивает непрерывное восхождение к Богу. Покаяние это решительное отвращение от греха, выработанное собственным чувственном познанием его последствий на своем опыте или опыте близких людей. Покаяние это также и смирение перед волей Божией.
Покаяние дает кардинальное изменение направления движения ума и воли от уклонения в грех к бесповоротному стремлению только к Богу.
Все удивляются - как мог такой совершенный Адам согрешить?
Но мне более удивительно, почему он не покаялся? И то, что Адам и Ева не только согрешили, но и не покаялись, подтверждает, что согрешение Адама было неизбежно, так как и то и другое произошло по одной причине – они оба еще не прочувствовали последствия зла на своей собственной шкуре, так сказать. Ева согрешила, но последствия ее согрешения не проявились сразу и явно. После согрешения Адама они оба испытали стыд друг перед другом и перед Богом. Но этого оказалось недостаточно для покаяния потому, что они пребывали в раю в изобилии всех благ.
Не покаялись, так как они еще не познали страданий и не было у них смирения. Поэтому
были изгнаны из рая, чтобы в страданиях, болезнях и бедствиях познать свою немощь перед Богом и достигнуть смирения перед Его волей.
Мы можем сколь угодно нам или Богу делать
добрые дела, но если нет познания нашей греховности и покаяния перед Богом, то не будет и милости Божией, потому что
Бог милует и дарует не по заслугам, а по смирению нашему, выраженному в покаянии. Поэтому, если бы Адам выполнил заповедь, то, как бы он приобрел смирение? А
где нет смирения, там нет и способности «никогда не грешить».
9. Итак, реально произошло то, что и было задумано Богом, как наиболее совершенное. И если в реальном мире Адам согрешил и понадобилась Крестная смерть Христа для искупления грехов, то это и есть наиболее совершенный мир. Если же не осуществился тот мир, в котором Адам не согрешил бы и оставался бы в раю, то тот придуманный нами мир и не мог осуществиться. Адаму для обожения его невозможно было миновать грехопадения.