Отношение к музыке в православии

агностик
Вопрос-то изначально про рок ставился.
Ну, я бы сказал, что хороший рок под категорию искусства тоже попадает.
Вообще, я больше всего ценю два типа музыки, независимо от жанра.
1. Музыка, заставляющая работать воображение. Это поэзия, облеченная в звук, или просто песни, повествующие о чем-нибудь загадочном и интересном. Их лучше слушать вдумчиво, не отвлекаясь на что-либо.
2. Энергичная, позитивная музыка. От нее хочется прям идти и делать что-нибудь хорошее. Вот идеальный пример, пожалуй:

И так уж вышло, что песни в стиле поп или рэп обычно в эти категории не попадают. :)
 
Вопрос-то изначально про рок ставился.
Рок очень разный. Тяжёлый рок я не понимаю, а обычный, и особенно арт-рок, альтерантив-рок и психоделик-рок ("Pink Floyd", "Led Zeppelin" обожаю (без коннотаций :)) У "Pink Floyd" одна композиция (25-минутная) вообще является, имхо, полноценным симфоническим произведением, поинтереснее некоторых собственно симфонических, но написанных в очень классических традициях, без экспериментов. Гениальная композиция, причём отлично описывающая наш мир. Идешь по улице, слушаешь её в наушниках, и всё, что происходит, в неё вписывается и, главное, ею озвучивается. Например, кружится, падая, лист (помню такой момент). Или машина, проезжая, мягко притормаживает, пропуская пешехода, а потом опять газует. И эта музыка - классика рока! Но - не тяжёлого. Я из упомянутых автором групп слушала только одну, использующую элементы фолка ("Nightwish"), но в целом я эти стили не могу слушать, так как быстро устаю от их энергетики, и поэтому их почти не знаю. Но тяжелый рок - только одно из направлений.
С академической музыкой такая же история.
 
Православный христианин
Честно - по хорошему "завидую" такому состоянию. Я лично от него далек - под настроение люблю послушать музыку, особенно, в машине. Вкусы с возрастом, конечно, менялись. И по мере воцерковления я сознательно исключил из своего плей-листа некоторые вещи, которые ну совсем не могу совместить с христианством...
Вся молодость прошла под Metallica - пришлось убрать, тексты явно инфернального содержания, хотя вроде они такие и "по приколу", и нет в ней особой реальной агрессии или депрессивности, но все равно не вижу возможным для себя... Nirvana - это было что-то особенное, музыка, придававшая "смысл" печали и мизантропии, думаю, очень неполезно (ну так и солист в конце концов застрелился, "клуб 27"), сколько я слушал ее, когда был помоложе... И сейчас бы послушал это все, но уверен - неполезно. И хотя это понимание есть, но и отвержения в душе нет - как наркоман, все равно в глубине души хочется послушать такое, сознательно себя ограничиваю.
Я тоже все студенчество и потом ещё несколько лет можно сказать фанатично слушала рок и пр. Кстати, тоже солист одной из любимых групп покончил с собой. После того, как я стала воцерковляться, я поняла под воздействием каких сил он жил, а следовательно под их же воздействием и занимался творчеством.
Мне лично помог наш церковный детский хор из девочек лет 10. Поют словно ангелы и голоса так хорошо поставлены, просто заслушиваешься. После этого потеряла интерес к обычной музыке совсем и не жалею :)
 
Православный христианин
Я не стала бегом отказываться от музыки, которую любила. Но не так давно поняла, что не хочу.
А) то, что я любила с юности, по сути были поисками Бога. Душа чего то искала, но не находила. По сравнению с Богом - это эрзац. Люди, продолжающие искать глубокое в поколении дворников, мне кажутся слепыми, тоже ищущих и не находящих. Как слепые котята. Не знаю как объяснить. Размышляла об этом, наблюдая за лентой старых друзей.
Б) Мне и сейчас многое нравится. Но ведь оно потом вертится в голове, не избавиться. Прописывается без моего согласия. Не хочу. Лучше б псалмы так звучали, сами собой.
В) музыка наклоняет мое настроение. И даже не сразу понимаешь, чего грустишь. Не хочу.
Г) слова. Я стала внимательно слушать слова. И далеко не со всеми согласна.

Музыка разная, мы разные. Лучший ответ тот, который для себя нашел сам.

Многое понравилось, что вы написали. Я с юности слушала, сначала наш рок, потом увлеклась тяжелым. После рождения детей поняла, просто как-то само пришло что это не доброе. Вот как ни крути, просто почувствовала. Много исповедала как кумиров, отлегло. Вещи страшные, была на концертах. Сама 7 лет прожила в гражданском сожительстве с гитаристом местной неизвестной группы. Хочется больше добра. Хотя есть более-менее добрые отечественные исполнители. Тот же Петр Мамонов тоже бывший музыкант. Прошло уже лет 14, до сих пор вздрагиваю если слышу из соседних машин что-то тяжелое. Просто где-то внутри себя поняла, что зря я это все слушала. Сейчас от музыки почти отошла. Может возраст, но иногда вот как в комментарии Жанны, под настроение начинает вспоминаться какая-то ситуация или группа из молодости. Просто поняла, что как-бы так сказать... лучше бы этого всего не было. Слушала бы даже поп музыку, там не так много негатива. Но тащим что имеем.
 
Интересующийся
Заповедь ,,Блаженны плачущие,, Церковь трактует как ,,Блаженны плачущие о своих грехах,, . Слезы могут быть и от боли, и от злости, и от чувственных переживаний. Эти слезы по-естеству, они нас блаженными не делают.
Это потому, что Вы не знаете того плача, который мы знаем. Если бы Вы знали (из собственного опыта), то не жанглировали сухими трактовками, но согласились со мной целиком и полностью.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это потому, что Вы не знаете того плача, который мы знаем. Если бы Вы знали (из собственного опыта), то не жонглировали сухими трактовками, но согласились со мной целиком и полностью.
Михаил, конечно, я не могу знать все, что Вы знаете. Мой опыт - не Ваш опыт, Ваш опыт - не мой опыт. Это нормально.
Но мы уходим в офф-топ.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Искусство это религия атеистов, которая имеет и свой потолок - Бах
Бах был глубоко верующим, и свои произведения подписывал "Во Славу Божию".
И вообще всё искусство (музыка, архитектура, живопись, поэзия) вышли из Церкви.
А насчет "тяжелой" музыки...Когда то и богослужебная музыка была очень "тяжелой":
" Пс.150:3–5 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. "
Большинство перечисленных инструментов для современного уха более чем тяжелы. Мы и 5 минут бы не выдержали.
 
Православный христианин
Бах был глубоко верующим, и свои произведения подписывал "Во Славу Божию".
Это не важно
И вообще всё искусство (музыка, архитектура, живопись, поэзия) вышли из Церкви.
И это то же, это никак не меняет назначение этого предмета и его смысла.
Люди (человеки) по сути своей разделяются на 3 группы. Телесной жизни - круг интересов ограничен только материальным, высшее благо деньги и офигенный мерседес во дворе. Душевный (их меньше), это те которые кроме вкусного супа в миске, жаждут еще и душевной пищи, душевная пища это то, что питает наши органы чувств, к этому всему можно отнести искусство в разных его проявлениях.И духовный который имеет нужду в богообщении. Человека отрицающего Бога (богоборца) никак нельзя отнести к 3 категории, поэтому для него доступна лишь 2 ступень, искусство для него это высшее проявление прекрасного, ничего кроме этого (высшего) он не признает, искусство для него есть предмет его страсти и желания, которое он обожествляет и поклоняется ему (жертвуя иногда многим), то бишь по сути и есть его бог и религия, поэтому и написал искусство - религия атеистов (высокоразвитых в которых душевный голод вытесняет обычные телесные потребности), это их потолок, который они могут достичь, все......
Духовный человек уже немного другой (немного ,потому что по сути своей многие в том числе и я еще очень далеки от какой то духовности), всецело принять Божие присутствие для таких почти невозможное дело, да не то чтобы всецело а просто 3 часа в неделю...Трудно себе представить к примеру, что бы серафим Саровский кроме своей пустыни искал себе еще каких то развлечений, ну к примеру в путешествиях, разговорах с кем то, прослушиванием классической музыки (если бы была такая возможность) и т.д. для человека прибывающего в богообщении это все теряет всякий смысл, потому что он нашел то, что больше этого, больше всего мира. По моему мнению, человек нашедший Бога, наоборот удаляется от этого, как от предмета отвлекающего его от главного, не через силу, а потому что это ему больше не нужно. В церкви (роспись, пение, кадило.....) для того что бы мы вошли в это состояние, богоприсутствия....кто уже дошел куда надо этими инструментами пользоваться не будет ( не то что не будет, но они не стоят для него на первом месте), для них и в тюрьме, пустыне или затворе уже рай. Я нигде не сказал, что искусство, что то плохое или не нужное, так же как ничего плохого нет в протезе или костыле, но когда ножка уже выздоровела и человек бегает по лужайке как кузнечик в ясную погоду, потребность в этих вещах теряет всякий смысл...
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Как раз именно это и важно. Во имя чего, и во Славу Кого человек делает то или иное дело.
Можно быть дворником и трудиться "Во Славу Божию", а можно быть переводчиком творений Св. Отцов и делать это ради денег.
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1 Кор. 10:31)
 
Православный христианин
Как раз именно это и важно. Во имя чего, и во Славу Кого человек делает то или иное дело.
Можно быть дворником и трудиться "Во Славу Божию", а можно быть переводчиком творений Св. Отцов и делать это ради денег.
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1 Кор. 10:31)
Плохие и хорошие есть везде. Дело тут в ремесле (деле) которое главнее и полезнее на пути к Богу, художник или музыкант или дворник не больше военного, монаха, инока или принявшего Схиму. Искусство как ремесло не больше и не выше монастыря, а дорога на пути к нему, в старину был такой обычай на закате своих лет уходить в скит, это по сути означает то, что человек прожив жизнь понял, Кто или что тут самое важное, но не наоборот - выставки, музеи, опера, телевизор или бухач на кухне, что бы забыться или отдохнуть от Того кто уже при дверях стоит.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Плохие и хорошие есть везде.
Бог всех любит и всем спасения желает. Поэтому нет никаких "плохих" (ибо Бог непричастен к плохому). Есть покаявшиеся и не покаявшиеся (пока).
в ремесле (деле) которое главнее и полезнее на пути к Богу
Нет такого "дела". На любом месте человек спасается (или погибает). И монастырь сам по себе ничего не гарантирует. И там и грешат и спасаются, и в миру и грешат и спасаются. Бог видит сердце человека, а не профессию. И схимники в ад попадают, и таксисты. И наоборот.
 
Православный христианин
Ну тогда и монастыри не нужны и монашествующие и искусство и наука, потому что нет такого дела которое спасает, а спастись можно и сидя на диване или подметая дворы.)))
 
Православный христианин
Известно, что отношение к тяжёлой музыке (рок, метал и т.п.) в христианстве отрицательное. Вот и на сайте Азбуки написано, что она вызывает отрицательные эмоции: агрессию, буйство и т.п, а также пропагандирует наркотики, нигилизм и в целом деструктивный образ жизни.
И хотя я понимаю, откуда взялся такой стереотип, мне стало немного обидно за любимые жанры, потому что огромное количество музыки в этом стиле не имеет ничего общего с вышеперечисленным. Зачастую, наоборот, она вызывает именно положительные эмоции, а сама "тяжесть" лишь усиливает эмоциональный эффект.
Поэтому хочется спросить, какое отношение к позитивной тяжёлой музыке? Или сам стиль такой музыки считается плохим, независимо от ее содержания?
Из переписки одного святого (кажется, Иоанна (Крестьянкина), но не уверена) с духовной дочерью помню, что он разрешил ей петь мирские песни с не очень хорошими словами. Да, рок- или поп- музыка не вершина духовного искусства, но она может вдохновлять и морально поддерживать, выполнять функцию психотерапии. Даже если слова не очень хорошие, она может помочь выразить эмоции, пережить что-то. Я бы отфильтровала только такое, где текст явно, недвусмысленно противоречит морали. Не как образ, а именно являясь точкой зрения автора.
 
Ну тогда и монастыри не нужны и монашествующие и искусство и наука, потому что нет такого дела которое спасает, а спастись можно и сидя на диване или подметая дворы.)))
 
Православный христианин
Смотря какая рок музыка... На творчество одного ответа нет, что полезно а что нет... Если музыка ведет к Богу, то полезно. Если музыка просто о хорошем - пища для души. А вот если музыка о плохом, не обязательно рок, а попса, про нее все забыли? где поется про похоть и разврат - это уже плохо для души. Хотя, можно поспорить, кто-то думает, если поется о грехах, значит настрой музыки такой... Значит вроде как это плохо... Но бывает так, что намерено поют о чем-то плохом, не из плохих побуждений, а чтобы, так скажем, обратить внимание человека на эту грязь, показать как это плохо, чтобы он это бросил делать... Такое тоже есть... Искусство вообще странная вещь. Кого то рок выводит из себя, меня же поп-музыка, например.))) Но я не говорю что что-то из того плохо, просто люди по разному реагируют на разные вещи.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Слово грешно заменила бы на слово неполезно.
Полагаю, что музыка вызывающая чрезмерную грусть, подавленное настроение, тоже мб вредна.
Кажется, инок Василий (Росляков) из Оптинских новомучеников, написал про худ.выставку: "красиво, душевно. Но не духовно". Духовно - это когда Бог. Не хватает в этой земной душевности Бога, душа жаждет и ее жажда не утоляется. Поди поэтому и грустно :) же ж тленно всё.
Послушаю примеры на выходных, полагаю, что хорошая музыка, как блюдо, надо попробовать, затем посмотреть: не отравился, как пошло? Люди в разное время слушают разные песни, для Олега Лесняка - "Мастер и Маргарита" М. Булгакова стала трамплином в небо ...
НО! Африканские ритмы (барабаны) - магическая музыка "зовущая" духов "снизу" ... Тексты - часто обращены к сатане и символика - растопыренные пальцы ... "его" зовут, а мне - зачем? Если глубоко в корень, то билет на концерт - жертва, выступление - камлание, группа - шаманы, а форма подачи - в духе времени, камлание - тоже для зрителей и все - участники и тоже в "раж" входили ...
 
Православный христианин
Иконопись для меня исключение...это высшее проявление искусства..Троица Рублева это, что то для меня не до конца понятное, то что нельзя полностью проанализировать, хотя как будто написано детской рукой и все на ней предельно ясно...в этой иконе есть какая то непознаваемая тайна...Иконы, роспись в храмах, песнопения это не самоцель, это то, что помогает ощутить горний мир тут на земле....будучу там (кому повезет) не нужны будут ни какие иконы... там везде Бог.
Преподобный Сергий и его ученики создали десятки монастырей (а для них сколько пассионариев нужно!), на этом духовном "костяке" позднее "наросло" царство и империя ... Рублёв - святой ученик святого учителя, а ключ к иконе - дошедшие до нас ОЧЕНЬ глубокие слова Сергия: "воззрением на Пресвятую Троицу побеждай НЕНАВИСТНУЮ РОЗНЬ мира сего". Зрить можно мысленно, можно образно (на икону), но сформулирована духовная доктрина, приложимая везде: семья, бизнес (товарищи - это там, купцы - дольщики в товаре), народ и государство ...
 
Православный христианин
У "Pink Floyd" одна композиция (25-минутная) вообще является, имхо, полноценным симфоническим произведением, поинтереснее некоторых собственно симфонических, но написанных в очень классических традициях, без экспериментов. Гениальная композиция, причём отлично описывающая наш мир.
Дайте же ссылки Деду на композиции, посвящу пару вечеров самообразованию на старости лет ...
 
Сверху